Православные путешествия — Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Казанский собор на главной магистрали северной столицы трудно не заметить! Прекрасный собор не только является шедевром архитектуры, но и имеет замечательную историю, являясь мемориальным памятником русской доблестной армии.

По адресу Невский проспект 25 в городе Санкт-Петербург располагается грандиознейший храм, который является весьма необычайным для всех православных сооружений – Собор Казанской иконы Божией Матери.

Первое на чем сразу концентрируется внимание человека, просматривающего внешнее строение здания — это чугунная полукруглая решётка, расположенная перед западным фасадом постройки. Она является достопочтенным шедевром литейного искусства.

История постройки Собора Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Во второй половине 1733 года на главном авеню заложили храм из камня в барочном стиле, посвященном Богородице, над порталом возвышался свод из дерева со звонницей. Спроектировал храм зодчий Михаил Земцов. Храм освятили четырьмя годами позднее при участии царицы Анны Иоанновны. В неё перенесли почитаемый образ Казанской Божьей Матери, созданный живописцем Луи Караваком.

В церкви проходила церемония венчания цесаревича Павла Петровича на трон. Здесь отмечали много триумфов российских военных.
В середине 18 столетия решили придать церкви наиболее торжественный облик. Зодчий Семён Волков разрабатывал план пятиглавого собора с новой звонницей, но это не осуществилось. Ещё один вариант разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
В самом конце XVIII столетия Павел I объявил состязание на свежий план строительства храмового здания вместо ветхого и пришедшего в негодность. Знаменитые зодчие: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон принимали в нем участие. Но победителей не оказалось.
Некоторое время спустя граф Строганов предложил императору ещё один план, разработанный начинающим способным зодчим Воронихиным. Этот план постройки одобрили, а дворянин Строганов стал покровителем возведения храма.

Примечателен тот факт, что среди известнейших представителей архитектурного творчества, работы которых уже по тем временам были признанными на весь мир, император Павел I решил не пользоваться их услугами, и поручил высоко значимое задание Андрею Воронихину. Он родился в крепостной семье, но позднее заметив особое дарование данное мальчику с рождения, граф Строганов, на которого и работала семья Воронихинов, решил отправить мальчика в Москву учиться художественному ремеслу. После окончания обучения, он становится одним из главных представителей русского архитектурного стиля, ампира.

Павел I имел желание построить собор похожим на Римский. Отражая эту идею, А. Н. Воронихин спроектировал 96 колонн, развернутых фасадом на главную магистраль. Именно такое решение архитектора Воронихина А.Н. решило задачу, которая стояла перед строительством храма в центре города.

Соборное здание располагалось с запада на восток, таким образом портал оказался на западном фасаде, а с восточного разместился алтарь. Для этого религиозные здания были поставлены перед необходимостью разместиться вполоборота к основной магистрали столицы. Колонны разрешили превратить северный фасад собора в торжественный. С южного фасада собор также хотели украсить колоннами, но план А. Н. Воронихина не осуществился. На концах строения устроили величественные галереи, Воронихин декорировал попутно дорогу, повернув в её к западной стороне собора.

На постройку Собора Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге было потрачено около 10 лет. Общее количество денежных средств, которые были израсходованы в течение всего строительства, составило 4,7 миллиона рублей. А главному создателю существующего по сей день шедевра, присвоили Орден Святого Владимира, обеспечив таким образом полную свободу Воронихина от крестьянско-крепостной зависимости.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге облицевали камнем.

Раньше стены были декорированы барельефами и скульптурами. Выполненным оказалось не все, что задумал зодчий. Сохранились пара постаментов по обеим сторонам колонн, в первой четверти XIX столетия там находились статуи ангелов из гипса, на их замену должны были прийти бронзовые статуи.
Врата северной части Казанского собора отлили из бронзы по примеру известных райских дверей 15 столетия во Флоренции. В интерьере собора расположили 56 коринфских гранитных столпов розоватого цвета с позолоченными главами.
В убранстве собора осталась пара барельефов, другие удалили. Казанский собор воспринимали мемориалом одержанной бранной победы. Тогда же сюда были привезены знамёна французских войск и личный жезл маршала Наполеона. Там же захоронили героя войны М. И. Кутузова. Народное легенда гласит, что пока стоит это легендарное сооружение, русская армия непобедима.
В соборе продолжилась отделка под началом О. Монферрана. Впервые ремонтная кампания прошла в середине XIX столетия, другая проходила позднее и включила реставрацию настенных росписей.

Казанская икона Божией Матери является главной святыней данного собора. В придании упоминается, что именно её образ помог в дальнейшем одержать победу народного ополчения во главе Минина и Пожарского. Она и сейчас продолжает охранять землю от захватчиков на своём законном месте.

Главный предел иконостаса облицовывали серебряными трофеями, оставшимися от французов. Спустя три десятилетия посеребрили иконы других пределов. В честь 25- летия победы над Наполеоном, спереди Казанского собора поставили памятники из бронзы именитым российским военачальникам Михаилу Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, работы зодчего Стасова и ваятеля Орловского.

Посмотрите видео экскурсию по Казанскому собору в Санкт-Петербурге

Казанский собор подчёркивал значимость победы российской армии.

В начале XIX века Казанский собор символизировался у горожан как образ предвестник всех русских побед, так как с 1812 года в нем стали хранить почётные завоёванные трофеи после успеха в различных боевых сражениях. Сперва это были знамена французской армии; наполеоновский жезл.

Он смог сохранить свою целостность, пережив такие времена, как:

  •  — Дворцовый переворот;
  • — Смену государственного режима;
  • — Великую Отечественную войну.

В  результате Октябрьского переворота 1917 года Казанский собор закрыли, в его помещении разместили Музей атеизма. В девяностые годы XX столетия постепенно возобновлялись религиозные службы, восстановили крест на вершине собора.
В конце 2000 года указом патриарха Алексия II собор вновь был объявлен кафедральным и является одним из главных храмов православной церкви Петербургской области. В настоящее время, архитектура Казанского собора является уникальнейшим сооружением взглянуть на которое собираются люди со всего мира.

Похожие статьи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *