Православные путешествия — Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

0
2069

Исаакиевский собор – это один из памятников архитектуры, который стоит посмотреть, если оказались в северной столице России. Он считается основным памятником Санкт-Петербурга. Размещен он на Исаакиевской площади и обладает положение галерии. Архитектором проекта стал француз, который недавно приехал в Россию, Огюст Монфферан.

Крупнейший в Санкт-Петербурге православный храм, Исаакиевский собор, помимо всего остального, входит в десятку самых больших зданий страны. Его внутреннее убранство настолько великолепно, что некоторое называют собор музеем цветного камня, что вполне справедливо – при отделке использовались многочисленные ценные минералы:

  •  — яшма;
  •  — порфира;
  •  — мрамор сразу нескольких оттенков (жёлтый, зелёный и белый).

Всё это выгодно отличает Исаакиевский собор от других русских храмов.

История создания Исаакиевского собора

Построен собор был в первой половине девятнадцатого века по заказу российского императора Николая Первого. Данный храм был наречен в память об Исаакии Доматском, известного в России святым. Он был освящен тридцатого мая (одиннадцатого июня) 1858 года, именно в этот день проходят его святки, и был заложен город, в котором храм находится. Богослужение происходило в присутствии сына, умершего тогда Николая Первого, Александра Второго и членов его семьи.

Строительство будущего Исаакиевского собора началось в XVIII веке по личному распоряжению тогдашнего императора России, Петра Великого. Уже в 1712 году он смог обвенчаться с будущей императрицей Екатериной в I в деревянной церквушке, освящённой именем Исаакия Далматского. Церковь вскоре стала каменной, но на нынешний Исаакиевский собор всё ещё не была похожа. Лишь во второй половине этого же века императорский двор принял решение о возведении крупного храма, однако готовое здание встретило резкое неприятие властей.

Новый этап Исаакиевского собора пришёлся на правление Александра I, объявившего конкурс на реставрацию собора. Молодой архитектор из Франции, Огюст Монферран, смог удивить императора своей задумкой, и тот дал добро. На возведение будущего архитектурного шедевра ушло более сорока лет, но результат того стоил – монументальность итоговой версии храма превосходила все ожидания.

В прекрасном состоянии он дожил до революции, которая его не пощадила – большевики вынесли из собора почти всё золото и серебро. В конце 20-х годов были прекращены все богослужения, а во время войны подвалы храма использовались для хранения произведений искусства, эвакуированных из Эрмитажа и других музеев. Чтобы здание не пострадало, его покрыли серой краской, хотя это не очень помогло – по сей день на стенах Исаакиевского собора можно заметить шрамы от обстрелов. Правда, гитлеровцы не планировали полное уничтожение замаскированного храма – его огромные размеры служили для Люфтваффе воздушным ориентиром на местности.

После войны собор получил статус музея, но, несмотря на возрождения Русской православной церкви, молитвы там не раздавались ещё очень долго. Лишь в 90-е годы там была проведена первая за несколько десятилетий торжественная служба.

В 2017 году собор был отдан русской православной церкви, но при этом он остался музеем, который посещают миллионы туристов каждый день.

Описание Исаакиевского собора

Не секрет, что строительство собора было сопряжено с рядом трудностей – помимо возведения непосредственно здания, предстояло решить вопрос с его отделкой. Для этого Монферран использовал более сорока видов минералов – от гранита, использованного для облицовки цоколя, до мрамора, которым покрыли стены. Отдельной статьёй шло оформление барабанного купола – для этого было использовано червонное золото.

Собор достаточно велик, высота его составляет почти сто два метра, а площадь – более четырех тысяч квадратных метров. Длинна более ста одиннадцати метра, ширина – почти девяносто восемь метров. Это памятник позднего классицизма, который включает в себя и новые тогда направления архитектуры.

Нынешний Исаакиевский собор вытянулся вверх на более чем стометровую высоту, лишь немного уступаю московскому Храму Христа Спасителя. Одновременно в нём могут находиться до двенадцати тысяч человек.

На северной стороне написана высказывание, которое отражает основную скульптуры фасада. В ландшафте северного прохода – это рельефная экспозиция «Воскресение Христа». В середине структуры находится Христос, а слева и справа от него находятся херувимы. Эта скульптура посвящена одному из главных общехристианских православных празднеств, Пасхе. На уголках и венцах фронтов предрасположены двенадцать апостолов Христа, а на вершинах можно увидеть четверых евангелистов. Слева композиции изображен апостол Петр с ключами, справа – апостол Павел с мячом, в середине можно увидеть евангелиста Иоанна с орлом.

На западной стороне можно увидеть барельеф «Встреча Исаакия Далмацкого с императором Феодосием». Здесь речь идет о соединении двух ветвей сената и синода, которые учредил Петр Первый. Слева от владыки стоит его жена. В первой части скульптуры изображены воины, а в левом фрагменте можно увидеть маленькую полуобнаженную личность с образцом данного святилища, это архитектор данного памятника. Можно также заметить надпись, которая выражает основную идею данного фасада. С этой же стороны стоит апостол Фома с угольником, Варфоломей с крестом и скребком и евангелист Марк со львом.

Южная сторона Исаакиевского собора посвящена Поклонению волхвов. В середине представлена Мария с малюткой, справа от нее остановился Иосиф, в левой части барельефчика представлен старец. Надпись, которая сделана на стороне, отражает суть явлений показанных на нем. Также здесь можно увидеть фигуры: апостола Андрея (очень знаменит в России), Филлип (самый скромный из учеников Христа), евангелист Матфей в процессе работы.

Восточный барельеф посвящен, тому как Исаакий Даалмацкий загораживает колею повелителю Валенту, тем самым предсказывая его скорую смерть. Надпись на фасаде очень четко отражает суть данной композиции. Здесь также можно заметить апостола Иакова (брат евангелиста Иоанна), Симон с пилой и евангелист Лука с тельцом.

Внутри Исаакиевского собора можно увидеть уникальный и неповторимый убранство. Святилище состоит из трех жертвенников. Самый важный предназначен Исаакую Даалмацкому, второй – Екатерине Великомученице, и третий – Александру Невскому. Стены собора обработаны мраморным камнем, лазуритом, мозаикой, малахитом и позолоченной бронзой. Над сценографии святилища работали известные художники того времени.

Одним из самых интересных мест собора является колоннада, куда сегодня можно попасть за небольшую плату. Отсюда можно насладиться великолепным видом на Неву и Петербург в целом.

Посмотрите видео экскурсию по Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Пожалуйста напишите комментарий
Пожалуйста, введите свое имя здесь