О невозможности спасения вне Православной Церкви

0
1840

БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ ЗНАЧИТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ЦЕРКВИ.
По суждению св. Киприана, быть христианином — значит принадлежать к видимой Церкви и подчиняться поставленной в ней от Бога иерархии.
Церковь есть осуществление любви Христовой, и всякое отделение от Церкви есть именно нарушение любви. Против любви грешат равно и еретики, и раскольники. Это и есть основная мысль Киприанова трактата «О единстве Церкви;» та же мысль постоянно повторяется и в письмах св. отца. «Христос даровал нам мир; Он повелел нам быть согласными и единодушными; заповедовал ненарушимо и твёрдо хранить союз привязанности и любви. Не будет принадлежать Христу тот, кто вероломным несогласием нарушил любовь Христову: не имеющий любви и Бога не имеет. Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией.

Священномученик Иларион (Троицкий) «Христианства нет без Церкви».

Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.

Преп.Ефрем Сирин

Только те спасутся от греховного потопа, от гнева Божия и вечного осуждения, кто находится в Святой Церкви.

Свт. Тихон Задонский

Ноев ковчег прообразует большой и безопасный корабль — Церковь. Пребывающие вне его погибают и тонут в потопе адской бездны.

Свт. Тихон Задонский

Церковь — это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости.

Преподобный Ефрем Сирин

(2 Пет. 2, 9-22; Мк. 13, 14-23). «Если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот там — не верьте». Христос Господь, Спаситель наш, устроив на земле Св. Церковь, благоволит пребывать в ней, как глава ее, оживитель и правитель. Здесь Христос, в Православной нашей Церкви, и в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь. Почему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, не верь. Если услышишь от кого: у нас апостольская община, и у нас Христос, не верь. Апостолами основанная Церковь пребывает на земле; это Православная Церковь. И здесь Христос. А та, вчера устроенная община, не может быть апостольскою, — и в ней нет Христа. Если кого услышишь говорящим: во мне говорит Христос, а между тем он Церкви чуждается, пастырей ее знать не хочет и таинствами не освящается — не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присваивающий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от Св. Церкви Его. И никому не верь, кто будет внушать тебе малое что, чуждое Церкви. Всех таких признавай орудиями духов лестчих и лживыми проповедниками лжи.

Святитель Феофан Затворник

Апостол говорит: «Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия»[4]. Эта мудрость стала известной через Церковь… Что значит «через Церковь»? Как она стала известна начальствам, ангелам, всему творению?

Через Церковь – потому что Церковь есть Тело Христово. Христос стал Человеком, чтобы основать Церковь, которая будет хранить тайну спасения человека через все века. Когда мы говорим «Церковь», то, естественно, имеем в виду не церковь как здание и не ее иерархию, а всех нас, вместе взятых. Когда человек спасается и через святые тайны соединяется с Христом, это есть откровение Божией любви и мудрости. Никому не могло взойти это на ум – ни ангелу, ни иному творению, – что человек сможет соединиться с Богом.

Это нечто невозможное, это не укладывается в человеческом уме. Помолиться Богу и чтобы Он оказал тебе какое-нибудь благодеяние – это да, разумеется, но чтобы соединиться с Богом и стать с Ним чем-то одним – это не может быть понято человеческим умом. Как такое может быть? И, несмотря на это, Бог стал Человеком, и человек обожился. Бог стал Человеком, чтобы обожить человека, – это Церковь, это великая тайна: человек обожился по благодати. Когда мы принимаем крещение, мы возрождаемся, становимся новыми людьми, и изменяется вся наша сущность; а когда мы причащаемся тела и крови Христовых, и соединяемся с Богом, и делаемся с Ним одним целым – это что? Разве это не великое таинство Церкви?!

Вот некоторые люди порой говорят: «Я хожу в церковь, но сам по себе!»

Раз я спросил у одного человека:

– Ты ходишь в церковь?

– Да, но сам по себе.

– Ты сам служишь литургию там?

– Нет, я иду в церковь и там молюсь.

«Там молюсь»… Так ты молишься и дома! Нет нужды ходить еще и в храм, чтобы молиться. Ну, хорошо, конечно, и в храм пойти надо. Но ты и дома молишься. А в церковь мы зачем ходим? Мы ходим в церковь, то есть в храм, потому что там совершается Евхаристия, святая литургия, потому что там мы все, как один, служим Богу и причащаемся Христовых тела и крови, и так совершается наше спасение, и мы образуем Церковь как собрание верных людей.

Если мы это поймем и будем этим жить, то тогда, что бы ни случилось, как бы нам ни было трудно и мучительно, мы не отдалимся от святой литургии – так христиане первых веков шли на святую литургию, невзирая на то, что знали: это будет стоить им жизни. Невзирая на то, что их часто убивали по пути к храму или даже в самом храме, на святой литургии. Были случаи, когда людей сжигали тысячами: так 20 тысяч мучеников сгорели в Никомидии в храме во время совершения святой литургии. Они не испугались, не дрогнули, потому что знали, что соединиться с Богом – намного важнее, чем прожить еще 50 лет или даже вообще жить этой земной жизнью.

Итак, мы – Церковь, все мы вместе, все люди, и нам нужно развивать этот великий дар – дар быть членами Церкви, нужно усвоить себе сознание того, что мы не некие изолированные индивиды и личности, действующие каждый сам по себе, нет, мы – члены одного тела. Церковь – это одно тело, распростертое по всему миру, и все вместе мы, люди, являемся одним телом.

Потому-то Церковь, к примеру, вела борьбу за то, чтобы все праздновали Пасху одновременно, а не каждый когда ему вздумается, ибо Церковь – одно тело. Существует пост, и мы постимся все вместе. Церковь не говорила нам: «Поститесь, когда захотите», – и тогда кто-нибудь мог бы сказать: «А мне нравится поститься в понедельник и четверг», «А мне во вторник и субботу», «А мне в воскресенье».

Быть членом Церкви – значит не вести отдельную от других жизнь. В Церкви ты становишься единым со всеми другими, и потому в Церкви есть подвиги, которые общи всем нам, например Великий пост: это время подвига для всех христиан – время поста, молитвы, бдения, милостыни, покаяния. Или если взять воскресенье – оно всеобщий день проведения богослужения; или вот среда и пятница – дни поста, и вся Церковь постится, все ее члены постятся. И это помогает нам понять и почувствовать, что мы не изолированы, а являемся членами тела Церкви и поэтому должны быть органично связаны с Христовым Телом – Церковью.

Итак, это та мудрость, которая через Церковь открылась миру «по предвечному определению, которое Бог исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем», то есть по вечному плану Бога. Как мы уже говорили раньше, Бог предвечно знал, что Ему нужно сделать, чтобы не дать нам погибнуть, то есть знал то, что совершится в Господе нашем Иисусе Христе, в Лице Христа.

Мы много раз говорили о том, что в Церкви мы не идеологи, не философы и не люди, следующие неким принципам и идеалам. А кто мы? Вы знаете, кто мы? Мы – влюбленные. Влюбленные в Господа нашего Иисуса Христа. Так можно сказать о христианине. Если мы не поймем этого, мы никогда не поймем ни ту войну, которую ведет Церковь, ни святых….

митрополит Лимассольский Афанасий

Братья и сестры! Всемилостивый Бог хочет для всех нас счастья и вы этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою Святую Церковь, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение. У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Посмешим — и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством

свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 1

К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает.

Преподобный Амвросий Оптинский

Церковь Христова — Единая, Святая, Вселенская и Апостольская. Она представляет собой единое тело духовное, глава которого Иисус Христос, с единым Духом Святым, пребывающим в ней. [Поместные] частные Церкви суть члены единаго тела Церкви Вселенской, и они, как ветви одного дерева, питаются от одного корня одними и теми же соками. Она называется Святой, потому что освящена святым Словом, делами, жертвой и страданиями ее Основателя, Иисуса Христа, на что Он пошел ради того чтобы спасти людей и привести их к святости. Церковь называется Вселенской потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Православная Церковь называется Апостольской, потому, что дух, учение и труды апостолов Христа полностью сохранены в ней

свт. Николай Сербский. Катехизис

«Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли в сектантство ли — есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь — Тело Его, то оторваться от Тела Его — значит умереть»

св. Иларион (Троицкий). О жизни в Церкви

Когда мы живем со Христом?

Когда мы живем согласно Его Евангелию, [и в] Его Церкви. Ведь в Церкви не только Его Евангелие, но и Сам Он, со всеми Своими совершенствами и добродетелями. Церковь есть вечноживое Тело Богочеловека Христа… В нее вступают посредством священных таинств, в ней пребывают посредством святых добродетелей… Господь наш Иисус Христос пребывает непрерывно в этом мире с Церковью. Он пребывает и с каждым членом Церкви на протяжении всех веков… Он оставил нам всего Себя в Церкви и постоянно дает нам всего Себя, чтобы могли и мы жить в этом мире согласно тому, как Он жил

(прп. Иустин Попович, Толкование на 1 Ин. 4, 9 и 17)

«Премудрость», Бог-Слово, «построила себе дом», св. Церковь, и в нем «приготовила трапезу», — слово Божие и св. Таинства, особенно же таинство Тела и Крови (Евхаристии). И послала слуг своих, св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю (Прит. 9, 1-8). Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание, и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» (Прит. 8, 36), и пожалей себя.

Святитель Феофан Затворник

«Церковь — Царство Божие…Часто Свои поучения Спаситель начинал словами: “Царство Божие подобно…” “Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия”, — благую весть о наступлении Царства Божия (Мт. 9:35). Таким образом, люди призваны спасаться не индивидуально, не разрозненно, но совместно, как одна семья, пользуясь теми благодатными средствами, которыми Он наделил Свое Царство.»

Епископ Александр (Милеант)

Ругают Церковь безотложно.
Со зла, по глупости, за мзду,
чтоб оправдать свою безбожность,
переложить свою вину…

Ей не в новинку быть распятой.
Палима злобой и огнем,
Она живет. А супостаты
ослабевают с каждым днем.

И задыхаясь — долго, жутко —
от смрада собственных клевет,
вдруг видят в смертную минуту,
что без Неё спасенья нет.
Алексей Рымов

Главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, суть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств. Также важны пост и благотворение ближним.

прав. Иоанн Кронштадтский

Пасха — праздник всемирный и величайший… Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо… На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь — столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла… На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников… Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь — земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.

Святитель Макарий, митрополит Московский

И всё-таки – какое счастье быть причастником Тела Христова – Его Святой Церкви! Без всякого сомнения, для верующего Пасха Христова – всегда поворотный момент в жизни, центральное событие, итоговый экзамен очередного жизненного этапа. Пока не переступили этот порог – точно, как перед экзаменом: и страшно, и радостно, да перед смертью-то всё равно не надышишься. Страшно, потому что можно «завалить», получить «неуд» – и отправиться на долгие и непонятные мытарства, пока душу твою не истяжут до конца. А радостно – просто от того, что этот миг разрешения уже не остановить, не отодвинуть, не отложить: он неминуемо приходит и уже самим фактом своей полной определённости приносит радость. Или да – или нет: или сдал – или провалил.

Пока Христос – наш Пастырь, нам нечего бояться. Он воскрес – а не мы. Он победил диавола – а не мы. В Его руке – Чаша Жизни, не в нашей. Мы же можем лишь пытаться уловить эту необычайно тонкую тональность близости к Нему – подстраивая свою душу всем тем богатым инструментарием, который наработала Церковь за тысячелетия своего бытия. И уловив, ощутив пришествие Его силы и благодати – упраздниться, а не хватать лопату в руки, чтобы забором пастбище обносить. Даже и не пытаться удержать нашими хилыми ручонками Неудержимого. Упраздниться и уразуметь, что здесь работает Сам Бог. Именно этого так не хватает в нашей жизни – мужества праздника, решимости дать Самому Богу действовать так, как Он хочет, не путаясь под ногами, не встревая своими конгениальными рацпредложениями. Дай нам, Господи, в дни Светлого Воскресения Твоего ощутить хотя бы малую толику Твоего Божественного покоя в радости о Духе Святе!

ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ ВЕЛИКАНОВ

Без Церкви нет спасения — это великая тайна. Есть еще вторая тайна, абсолютно связанная с ней: у Бога не будет никакой несправедливости…
У Бога не будет несправедливости, но те, кто пребывал в Его святой Церкви, а это единственное, что Он создал на земле, пребывая во плоти как Господь наш Иисус Христос, те, кто являются членами этой Церкви, спасутся.

архимандрит Тихон Шевкунов

«Что бы ни случилось, не покидайте Церковь Божию. Да, в Церкви можно встретить и «грозных» бабушек, и нерадивых священников, но надо всегда помнить, что глава Церкви – Христос, и Он совершает все Таинства. Вне Церкви, как вне спасительного ковчега, мы погибнем. Поэтому не следует внимать тем, кто клевещет на Патриарха, разносит сплетни об архиереях, пересказывает слухи о жизни батюшек. Даже самый негодный священник может, пока он не запрещен в служении от своего правящего архиерея, совершать необходимые и спасительные для нас Таинства – Крещение, Исповедь, Причащение, Венчание и прочие. Святой Иоанн Златоуст говорил, что ленивый человек и со святым не спасется, а ревностный христианин и через худого пастыря получит от Бога благодать.»

иерей Николай Илюшкин

Рыбы Геннисаретского озера, у которых нет разума, как у человека, и нет ушей, чтобы слышать услышали слово Христово и послушно поплыли в сети, а мы, имеющие уши слышать, почему-то упрямо закрываем свой слух и не хотим повиноваться Евангельскому слову.

Святитель Николай Сербский

..Мы с вами в Церкви слышим отрывки из Евангелия, где Господь общается с иудеями, пытаясь достучаться до них, до их сердец. А через евангельские строки, читаемые в Церкви, и до нас с вами. «Я от вышних, вы от нижних», «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете пойти». О чем речь? Иудеи не понимают. И в конце концов задают Ему вопрос: «Кто же Ты такой, что так учишь?» И фраза, которой Господь отвечает на эти слова, важная и ключевая. «Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам». Одна эта фраза должна была повергнуть иудеев в шок и трепет, потому что Иисус произносит священное имя Божие – Яхве, Сущий. Это то имя, которое когда-то доверил Бог Моисею, назвав Себя Сущим. Это тот самый Бог, Который вывел израильский народ из Египта. Мы читаем об этом в книге Исход, в третьей главе, в 14-м стихе. «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым – Сущий, Яхве послал меня к вам». Выходит, Иисус Христос называет Себя тем самым Богом, Который явился Моисею. Поэтому Господь и продолжает: «Много имею говорить и судить о вас. Но Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю». То есть Господь Иисус прямо говорит, что Его слова – от Бога. Все Его слова – от Бога. И предсказывает, что «когда вознесете Сына Человеческого (это предсказание о распятии), тогда узнаете, что это Я есть и что ничего не делаю от Себя, потому что Пославший Меня», говорит Господь, «есть со Мною».

Мы видим, что здесь Господь открывает некую тайну – тайну о том, что Он есть тот самый Бог, явившийся Моисею. И о том, что видевший этого Человека, видел Самого Бога во плоти. Это тайна, это чудо. И это должно приводить нас в священный трепет, потому что Бог, создавший мир и все, что в нем, все, что мы так ценим, всю ту гармонию и красоту, которая вокруг нас, всю эту вселенную, этот самый Бог пришел к нам как Человек. А люди распяли Его.

И мы до сих пор распинаем Его в себе грехами своими. Поэтому давайте поступать так, как поступили некоторые – те люди, о которых сказано: «и многие уверовали в Него». Давайте будем среди этих людей, потому что все, что сделал Господь, есть истина, и это доказывается самим фактом Воскресения Его из мертвых. Он нам дарует вечную жизнь – давайте будем приходить к Нему, давайте будем соединяться с Ним, давайте неленностно будем ставить Церковь не на последнее место в своей жизни.

Христос воскресе!

Аминь.

прот. Александр Дягилев

 

Господь говорит иудеям, что Он уходит. И после того, как Он уйдет, они поймут, что они потеряли. Они будут искать Его и не найдут Его. Каждому человеку дается возможность принять Христа – Спасителя и Господа. Но эта возможность может быть отвергнута и утрачена. Суд над нами будет зависеть от того, как мы воспользовались этой возможностью. Чем больше эта возможность, тем больше суд.

Господь уходит, чтобы возвратиться к Отцу и Его славе. И Его враги не могли последовать за Ним, потому что своим постоянным непослушанием и отказом принять Его, они закрыли себя от Бога. С какой насмешкой они встречают Его слова! Господь говорит, что они не могут пойти, куда Он идет. А они замечают, что, вероятно, Он собирается убить Себя. Ведь самые ужасные места ада уготованы для самоубийц. «Разумеется, – говорят они, – у нас нет намерения следовать за Ним туда».

Господь говорит, что если они будут упорствовать в отвержении Его, то умрут в своих грехах. Это значит, что жизнь их окажется бессмысленной и напрасной. Грех – это то, что отделяет человека от Бога. Отвергнуться Христа – значит стать навеки чужим Богу. Принять Его – значит вступить с Богом в дружбу, которая дарует бессмертие.

Христос уходит. Но горе тем, от кого Он уходит. Иудеи исполнены вражды против истинного Мессии и, обманутые диаволом, начинают искать другого Мессию. Христос говорит о вечном разделении их с Ним: Куда Я иду, туда вы не можете придти. Разбойник благоразумный, которого Господь во едином часе рая сподобил, не умер во грехе. Но кто не кается, не будет со Христом и не может быть с Ним никогда.

Господь говорит, что они от земли, а Он – с неба, они – от мира сего, а Он – не от мира. Какое общение может быть у Христа с ними? Отпавший от Бога мир отделяет от Бога бездна, он исполнен слепоты и вражды по отношению к Богу. Эта бездна, эта слепота и вражда и есть грех. Христос пришел в мир, чтобы исцелить его от этой болезни, которая неминуемо означает смерть. Потому Он и говорит: Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

Для всех очевидно, что с миром что-то не так. Только признание Иисуса Христа как Сына Божия, послушание Его совершенной мудрости и принятие Его как Спасителя и Господа может исцелить душу каждого человека и весь мир. Все очень хорошо сознают болезнь, разрушающую мир. Исцеление – перед нами. На нас ложится ответственность, если мы отказываемся принять его.

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Христос говорит, что они должны верить, что Он Тот, Кто прежде творения мира, Тот, Кто от начала времени в Писаниях Ветхого Завета, Тот, Кем Он явил Себя с начала Своего общественного служения. И Господь предает их суду Небесного Отца, пославшего Его в мир. Хотя Христос ясно говорит им о Боге как об Отце на небесах, они не понимают, что Он имеет в виду. День и ночь одинаково темны для слепых.

Свет откроется на Кресте. Когда люди увидят Христа вознесенным на Крест, они по-настоящему поймут, Кто Он. На Кресте – Его любовь, которая никогда не перестает и которая идет до конца. Потому умирающие с верой – умирают во Христе, в Его любви, в объятиях Его распростертых на Кресте рук. Они увидят Его в день суда. Он будет судим миром и осужден как плотник из Назарета. Но придет день, когда они увидят Его как Судию всех и узнают, Кто Он.

Когда это произойдет, они увидят в Нем воплощенную волю Божию. Я делаю всегда угодное Ему, – говорит Христос. Другие люди, как бы ни были они святы, могут быть побеждены грехом. Но послушание Христа Отцу не знает никаких отступлений, оно постоянно и совершенно. Придет день, когда все человечество увидит в Нем Бога. Блаженны те, кто слушая Христа, ныне уверовали в Него, и прежде смерти, прежде Суда направили свою жизнь к благоугождению Богу.

Протоиерей Александр Шаргунов

Хочешь спастись? — пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри этой ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь, будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она — твоя надежда, в ней — твое спасение.

Святитель Иоанн Златоуст

Пребыть во Христе — это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви.
Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, — ибо все остальные объемлющий — признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Христос есть Спаситель мира. И спасение мира уже совершилось в Его вочеловечении, крестной жертве, смерти, воскресении и прославлении. В Нем Бог стал человеком, и человек обожен, грех и смерть побеждены. Жизнь явилась и торжествует. И вот, прежде всего, Церковь и есть Жизнь Его, «которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1,2), то есть Сам Христос, живущий в людях, принявших Его и в Нем имеющих единство с Богом и друг с другом.

Протопресвитер Александр Шмеман

Презрение к Истине и презрение к служителям Божиим становится с неизбежностью презрением ко Христу.

«Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». Отвергающие слово спасения услышат слово вечного осуждения в день тот. Но как различны будут награды любящим Господа, так различны будут и наказания ненавидящим Его. «Жители Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13, 13), но мера их нечестия переполнилась, когда они не приняли посланных к ним ангелов, не пожелали слушать их, но поругались им. Но и для них будет меньшее наказание, чем для тех, кто не принимает Христовых служителей и не желает слушать их. Может ли быть большее безумие – в час, когда Господь предлагает вечную жизнь, предпочитать ей вечную смерть!

Протоиерей Александр Шаргунов

«В одиночку никто не спасается. Господь из всех верующих благоволил сочетать единое тело и Сам стал Главой его. Спасается каждый не иначе, как в Церкви, т.е. в живом союзе со всем сонмом верующих, через Церковь, и с Самым Господом, как Главою ее. Господь назвал Свою Церковь — виноградным деревом, в котором Он Сам лоза, или ствол дерева, а все верующие — ветви на лозе, поэтому Церковь есть единое нераздельное целое, живо соединенное в себе и во всех частях… Так доселе все истинно верующие законам жизни, ведущей ко спасению, полагают союз с Церковью…»

Святитель Феофан Затворник

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь

Путники, вот и корабль! Когда был потоп, Ной спасался на надежном корабле. Потоп безумия и греха длится бесконечно. Поэтому и создал Человеколюбец корабль спасения. Расспросите, где находится тот корабль, и скорее поднимайтесь на него!

Да не прельстит вас множество пестрых кораблей, украшенных и расписанных снаружи. Спросите о мощности мотора и искусности капитана. Нет мощней двигателя и кормчего искусней, чем на корабле Христовом. Этот кормчий — Сам Дух Святый, всевидящий и всесильный.

Да не обманут вас те, что зовут вас в свои маленькие, утлые лодочки, и те, что предлагают лодку только для вас. Путь далек, и опасны бури.

Да не обманут те, кто говорит, что нет по ту сторону моря иного берега, иного мира и не следует готовиться к дальнему плаванию. Они зовут вас ловить рыбу на мелководье, не видят они дальше отмели. Воистину, к погибели идут и вас зовут к погибели.

Не поддавайтесь обману. Но ищите Его корабль. Пусть он не так бросается в глаза рядом с другими, но он надежен и крепок. Если на нем не увидите цветных флагов, а одно лишь знамение креста, знайте, что на нем ваша жизнь в безопасности. А в морском путешествии первое и главное условие — безопасность пассажиров.

Если веруете во Христа Спасителя, христоносцы, верите вы и в дела Его. А Церковь, корабль спасения, — Его дело. На нем плывут тысячи спасенных и спасаемых. Основал его Господь на вере, крепкой, как камень. Как Сам Он сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). И поистине, не одолели доныне, не одолеют и отныне.

Церковь называется Телом Христовым: Мы, многие, составляем одно тело во Христе (Рим. 12, 5). Поэтому Церковь одна-единственная, ибо не может быть двух тел с одной главой. А Христос назван главой Церкви: И Он есть глава тела Церкви (Кол. 1, 18). Итак, один Христос, одна глава, одно тело — одна Церковь.

Если же есть расколы и ереси, не смущайтесь. Все это было предсказано и предвидено, искусный кормчий всегда предвидит и предупреждает спутников о предстоящих бурях и волнениях: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Если одна группа путешествующих сделает себе корыто и пустится на нем в плавание, пожалейте ее. Ее пример, страшный, как безнадежное и стремительное падение в пропасть, утвердит вашу веру в корабль спасения, в один-единственный корабль.

Церковь названа Святой. Вам понятно, почему она свята. Во-первых, потому, что основал ее Святой из святых. Во-вторых, потому, что Господь искупил ее, очистил и укрепил Кровью Своей, святой и пречистой. В-третьих, потому, что от начала ею руководит, вдохновляет и живит ее Дух Святый Божий. В-четвертых, потому, что все члены ее призваны к святости, призваны отделиться ото всего, что несвято в этом мире, в котором они рождаются, возрастают и через который идут к своей цели. В-пятых, потому, что святые небеса предназначены ей в вечное пребывание. В-шестых, потому, что Господь оставил ей таинства, которые освящают людей и готовят их стать гражданами небес. Поэтому называется Церковь Святой.

Еще Церковь называется Соборной. Почему так? Во-первых, потому, что она собирает всех чад Божиих во всех концах земли, из всех племен, из всех народов. Она не ограничена какой-либо одной расой, одним народом, одним государством. Словно человек, стоящий на распутье и зовущий всех на царский пир брачный (см.: Мф. 22, 9), так и Церковь. Святая Соборная Церковь зовет и собирает для спасения всех чад человеческих. И никого не отвергает, кроме тех, кто отвергает ее, отвергая тем самым себя самого. В этом различие новозаветной, всеобъемлющей Церкви от Церкви ветхозаветной, подготовительной, ограниченной только одним народом.

Еще Церковь называется Соборной потому, что она не ограничена временем. Она объемлет не только всех верующих, от Христа до наших дней, но и всех святых и праведных от Адама до Иоанна Крестителя, ради которых Господь сошел во ад.

Еще Церковь называется Соборной потому, что она объединяет и живых, и мертвых. Умершие чада ее на самом деле живы — путники, которых корабль спасения перевез на другой берег, в Царство бессмертное, так же как перевозит сегодня и будет перевозить завтра; все они члены Святой Соборной Церкви.

Итак, Церковь называется Соборной потому, что она не ограничена ни расой, ни языком, ни местом, ни временем, ни смертью. И ко всему этому Церковь соборна по своему учению и устроению.

Святая Церковь называется Апостольской. Так Церковь называется потому, что, во-первых, апостолы Христовы были первыми ее членами. Первыми личными свидетелями чудесной жизни и дел Сына Божия на земле и первыми последователями Его. Во-вторых, потому, что апостолы утвердили ее и распространили по всей земле. В-третьих, потому, что святые апостолы первые после Господа пролили свою кровь в основание ее. В-четвертых, потому, что апостольство не прекращается до нынешних времен. Апостольство Церкви существует поныне в двух проявлениях — в ее апостольской миссии в мире и в апостольском преемстве ее иерархии. И по своему служению, и по своим служителям Церковь, истинная, православная, постоянно несет печать апостольства.

Церковь как установление призвана не к руководству, а к служению. Служить народу Божию даже до мученичества, подобно Господу Иисусу Христу. Освящать человеческие души, направлять духовно-нравственную жизнь человека, светить ему. Не порабощать, но освобождать, ибо люди призваны Христом к свободе, к свободе сыновей Божиих. Как сказано: Посему ты уже не раб, но сын (Гал. 4, 7); и снова: стойте в свободе, которую даровал нам Христос (Гал. 5, 1). Будучи кораблем спасения, Церковь Божия везет не рабов, а свободных детей, детей Царских, в Царство Небесное бессмертное. Нет ни груза драгоценней, ни пристанища радостней!

Это вера мужественных и дружелюбных! Трудно принять ее страшливым и самолюбивым. Мужественные те, у кого хватает мужества восстать против языческого хаоса в собственной душе и установить в ней евангельский порядок. Дружелюбные те, кто с радостью путешествует среди братьев своих и смотрит на спутников в свете вечного света. И радуются спутникам своим, как братьям, как самим себе, как тому вечному свету, что освещает их всех, ласкает и влечет. Мужественные и дружелюбные любят согласие в себе и вокруг себя. Они ценят чужую помощь и никогда не отказывают в своей. Они любят стеснять себя, чтобы дать место другим. Подобно Господу, они горят желанием, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Признавая величие Бога живого, они почитают себя за ничто. Они смотрят на себя как на малые члены таинственного и великого тела Церкви, глава которой — Христос. Они не толкаются и не борются за первенство. Не боятся жизни и не страшатся смерти, восхваляют добрые дела своих спутников и умалчивают о своих. И так, в гармонии, в согласии и радости, путешествуют они, словно стая птиц, в теплые края — в Царство Божественного света и родительского тепла.

Это ваша вера, христоносцы, вера мужественных и дружелюбных предков ваших. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до окончания путешествия, до тихой пристани. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, это вера людей образованных, носящих в себе образ Божий. В день Воздаяния, в великий день Правды Божией, когда Христос придет судить по правде Своей, и они будут названы благословенными.

святитель Николай Сербский

«Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно, что беззубая собака».

Старец Паисий Святогорец

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы — отпадшие от Бога и за то подгневные. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства — крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения — вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь — и внутреннюю, и внешнюю — во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

Святитель Феофан Затворник

 

Несколько удивляет то, что Иисус Христос называет Себя сначала не пастырем, но дверью, пастырем потом.

Дверью. Как это понимать? Дверь, а лучше сказать калитка овечьего загона, ее можно рассматривать, так сказать, с двух сторон. Она позволяет пастуху войти к овцам, и она же позволяет овцам входить в загон и выходить из него. В речи Спасителя учитываются оба эти аспекта.

Когда Иисус Христос утверждает о Себе, что Он есть дверь к овцам или для овец, то Он тем самым выдвигает неслыханное притязание на то, что только Он – тот Посредник, через которого люди могут получить доступ к лугам и пастбищам жизни, только Он один дарует возможность жизни, и без Него для людей истинная жизнь недоступна, закрыта. Как пастбище загорожено от овец каменной изгородью. Но через Него также единственный доступ пастыря к людям, в том случае, если этот приход к людям имеет целью их жизнь.

Приходили до Христа, да и после Него, и другие. Но приходили как воры и разбойники с целью украсть, убить, погубить. А потому не шли через дверь, но перелазили через ограду в другом месте…

В те времена, когда израильтяне, в том числе и фарисеи, нетерпеливо ожидали пришествия Мессии, божественного Посланника, на историческую сцену выступало множество претендентов на это звание, множество самозваных христов и спасителей. Ни к чему доброму их выступления не приводили. И уже после того, как прозвучали предупреждающие слова Иисуса Христа о подобных самозванцах, они возникали в истории снова и снова, и то здесь, то там перелазили ограду. Они обещали благо, жизнь, но фактически несли грабеж, насилие и смерть.

Слова Христа в сегодняшнем Евангелии предостерегают от таких ложных «спасителей» в кавычках. И надо сказать, предостерегают не напрасно, потому что люди очень склонны поддаваться пустым обольщениям. Обманщики, сознательные и циничные, а чаще всего сами заблуждающиеся и обольщенные лукавым, многое обещают людям: земное блаженство, здоровье, успехи, справедливость, богатство, власть, наслаждение, прогресс во всем. Они действуют, как сказано в Писании, со всякою силою, и знамениями, и чудесами ложными. Ложными не оттого, что эти чудеса недействительны, но оттого, что они соблазняют и ведут не к истине, а ко лжи и пустоте.

Многое могут эти лжехристы. Но одного они не могут даже пообещать, а если и пообещают, то не могут ни доказать, ни исполнить. Они не могут обещать и исполнить победы над смертью. Они, если угодно, тоже двери, но двери, ведущие в никуда.

Иисус Христос есть дверь истинная, открывающая путь в жизнь. И кто войдет этой дверью, тот спасется .

Нет. В этом мире он, скорее всего, не наживет себе богатства, не будет купаться в счастьи и благоденствии. Но, входя этой дверью, он уже в этой жизни обретет ту надежду, которой лишены прочие. И уже в этой жизни будет осиян светом грядущего Воскресения. Ибо воистину воскресе Христос. Аминь.

Проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева

«Для Господа нет ничего невозможного: Он и прокажённого исцелит, и разбойника-душегубца покаявшегося и уверовавшего в рай введёт. И нас, прокажённых, призывает ко спасению и вводит в Церковь — Святой Спасительный ковчег. А условие одно — живая вера живому и всемогущему Богу и реальное знание своего падения, рождающее покаяние. Вот и всё. Спасайтесь!..»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Если ты не согласен стать святым,
то тебе в Церкви делать нечего.

Убиенный иерей Даниил Сысоев

Господь не переставая зовет нас к Себе: «Приидите ко Мне, и Я упокою вас». Он питает нас Своим Пречистым Телом и Кровью. Он милостиво воспитывает нас словом Своим и Духом Святым. Он открыл нам тайны. Он живет в нас и в таинствах Церкви, и ведет нас туда, где будем видеть славу Его. Но каждый будет видеть славу сию по мере любви своей. Кто больше любит, тот сильнее стремится быть с Любимым Господом, и потому более приблизится к Нему; кто мало любит, тот мало и желает, а кто не любит, тот не желает и не стремится видеть Господа, и пребудет вечно во мраке.

прп. Силуан Афонский

«Церковь – это корабль. Кто то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры.

Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме».

Старец Паисий Святогорец

Апостол подтверждает непокорность из Писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов, и спасает с верой приходящих в ковчег, то есть в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом.

блж. Феофилакт Болгарский

Держись за Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15) – и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее – лесть диавольская.

св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Господь обещает щедрое воздаяние каждому, кто с верою примет Его и сохранит верность Ему до конца. «Любящий душу свою — то есть жизнь по плоти, исполненную самоугождения, — погубит ее», — то есть лишится бесконечно лучшей жизни. «А ненавидящий душу свою в мире сем — то есть любящий Христа до ненависти к обманчивой сладости греха, которым пронизано все в отпавшем от Бога мире, — тот сохранит ее в жизнь вечную» — и достигнет воскресения праведных. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет». Эллины желали видеть Христа, но недостаточно видеть Его, надо Ему служить. Мы должны идти за Ним, куда Он ведет нас и так, как Он ведет нас. Христос — там, где Его Церковь, и ищущие Его должны быть в Церкви, предстоя Ему. «Где Я, там и слуга Мой будет» — несомненно, Господь говорит о Кресте и о пребывании с Ним в раю. Как бы ни было неприметно чье-то служение Христу, «его почтит Отец Мой», — говорит Христос.

протоиерей Александр Шаргунов

Ключом к нашему спасению является таинство святой исповеди. Это одно из семи святых таинств нашей Православной христианской Церкви. Без этого таинства нет спасения. Мы можем совершать всевозможные подвиги, пост, молитву, бдения, милостыню, пожертвования, но без исповеди никак нельзя.

Какая молитва о прощении грехов была самой краткой? Молитва разбойника на кресте: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»[1]. А кем связывается и кем разрешается христианин в таинстве исповеди? Он связывается и разрешается через таинство священства. Иногда слышишь, как сектанты, отпавшие от нашей христианской Церкви, говорят: «Мы исповедуемся друг перед другом и не нуждаемся в благодати Божией». Итак, что самое главное в таинстве исповеди, в таинстве священства? Благодать Божия. Ею мы связываем, ею разрешаем. Священник – только инструмент, посредством которого действует благодать Божия, и к ней не примешиваются грехи священника. Грехи священника – он сам за них даст отчет, а благодать Божия действует независимо от его добродетелей и его жизни.

Поэтому неправильно, когда кто-нибудь из христиан говорит: «Пойду исповедаться к батюшке такому-то, чтобы он отпустил мне грехи». Да, это верно, каждый хочет попасть к врачу получше, но священство – это благодатная сила, и она одинакова как у батюшки из самого дальнего сельца, так и у служащих в наших знаменитых румынских монастырях: везде действует благодать.

Да, конечно, очень многие неверующие отказываются идти на таинство исповеди, говоря: «Зачем мне это? Я еще молод, у меня еще столько времени впереди. Успею исповедаться и покаяться на старости лет». Но с нами может случиться все что угодно – Боже упаси! – какая-нибудь авария, паралич, потеря зрения, еще что-нибудь. И ты уже не можешь положить ни одного земного поклона, тебе даже в пояс поклониться тяжело, и ты вздыхаешь: «Ой, у меня болят колени, ой, мне нужно отдышаться», – и вот так враг ставит нам препоны, а мы всё откладываем нашу исповедь и в конце концов уходим на тот свет не подготовившись.

Когда ты молод, когда ты еще дитя, родители говорят: «Оставь ребенка, пусть он живет своей жизнью, еще успеет сделать это». Но на бедного ребенка обрушивается болезнь, начинается какая-нибудь лейкемия, и он становится неспособным принести никакого покаяния. Его разбивает паралич, отнимается язык, он не может двинуть рукой, чтобы хотя бы на бумаге написать свой грех, – вот как враг-диавол отвел его от покаяния.

Мы должны иметь великое попечение о своих детях, водить их в храм, чтобы они привыкли к таинству покаяния. Тогда ребенок и дома будет послушным, искренним, он с полным правом будет следовать нравам и жизни родителей. Семейную жизнь ничто так не скрепляет, как это таинство исповеди. Муж уважает жену благодаря таинству исповеди, жена уважает мужа благодаря таинству исповеди, дети уважают детей благодаря таинству исповеди, а священник, являющий собой единство всех в благодати Божией, вносит мир и покой в дом – и в нем, благодаря этой душевной чистоте, царит Христос и естественны преданность, любовь и искренность…

Архимандрит Иустин (Пырву)

«Хочешь спастись? – пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое спасение.»

Святитель Иоанн Златоуст

1Кор.:. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели, оно потому не принадлежит к телу?

Представляет члены тела говорящими и ропщущими на то, что они умалены пред прочими членами, для того, чтобы, доказав безрассудность ропота членов, обличить тех, которые в Церкви ропщут на то, что есть некоторые больше их. Выставляет два крайние члена, ногу и ухо, и ногу представляет говорящею не с глазом, но с рукой, которая немного преимуществует пред нею. Ухо же представляет говорящим с глазом: ибо мы всегда завидуем обыкновенно не тем, которые весьма превосходят нас, но тем, которые немного выше нас. Итак, говорит, если нога скажет, что я не часть тела, потому что не занимаю среднего места, как рука, но ниже всех нахожусь, неужели посему, то есть потому, что она не рука, не принадлежит она к телу? Ибо быть или не быть ей членом тела, зависит не от места, а от того, соединена она или не соединена она с телом. Равным образом, если и ухо скажет: «так как я не глаз, то вовсе отказываюсь быть частью и членом тела», все равно останется на месте, определенном ему в начале, и будет выполнять свое назначение. Так и ты, получивший, по твоему мнению, меньшее дарование, не ропщи. Ибо ты член Церкви Христовой, хотя и низшее получил место. Но когда сам отделишься от Церкви, и разорвешь союз свой с нею, тогда ты уже не будешь членом. Итак, если желаешь быть членом Церкви, храни единение с нею…

блж. Феофилакт

«правило всякому человеку: употреби труд, храни мерность: богат будеши; воздержано пий, мало яждь: здрав будеши; твори благо, бегай злато: спасен будеши. …Да пребывают же вси православные христиане в прародительском своем благочестии, праведно, во всяком изрядстве, в чистоте, в воздержании же, и святости, и покаянии… Яко же бо без веры правыя угодити Богу невозможно: такожде и кроме Церкви Святыя Восточныя и светлаго Богопреданного тоя учения невозможно кому спастися».

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

«Тело алчет — ты его питаешь; жаждет — ты его напоеваешь; болеет — ты врачуешь; наго оно — одеваешь; грязное — омываешь, а душа алчет, жаждет, болит, вся нага, вся в пороках — и не радеешь! Похищенное богатство телесное отыскать и возвратить стараешься, а душевное богатство враг твой, диавол, все похитил — и не радеешь! Дом твой горит — созываешь соседей, и погасить стараешься, а дом душевный горит и уже сгорает — и не радеешь! Тонешь в воде — и просишь от всех помощи, а весь в грехах потонул — и не радеешь!

Так-то ты, грешник бедный, тело твое смертное, прах и пепел, почитаешь, а о душе бессмертной, которая дороже всего мира, не радеешь, и так к ней относишься, как бы она не твоя была! Ах, осмотрись, пожалуйста, и к Богу Милосердному прибегни со слезами, чтобы Он отнял слепоту эту от тебя, и сделай это нисколько немедля. Бог тебя Сам ожидает с Ангелами и всеми святыми .
Так начав, не озирайся вспять, стой прямо, подвизайся, преуспевай, помощью и надеждою вечных благ подкрепляемый.»

Увещания и наставления святителя Тихона Задонского

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Пожалуйста напишите комментарий
Пожалуйста, введите свое имя здесь