Содержание статьи
Церковь обычно празднует не день рождения для земной жизни Святых Божьих, а их день рождения для неба — день смерти. Исключением являются двое наибольших Святых в Церкви: Пречистая Дева Мария и св. Иоанн Креститель. Мы празднуем не только их небесное, но и земное рождение.
О традициях на Святой земле, о городах, где по Преданию родилась Пресвятая Богородица и пойдет этот рассказ.
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Аарона. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим, и горячо молились уже 50 лет в совместной жизни о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
В ущелье Кельт (Вади Кельт) в Иудейской пустыне на узком уступе в совершенно отвесной скале в 5-ти км к западу от Иерихона примостился монастырь Св.Георгия Хозевита (Сент Джордж), основанный в 80-х годах V века.
В этом монастыре находится одна из святынь – пещера пророка Илии, сейчас церковь Св. Илии Фесвитянина. Эта церковь представляет собой часовню, но уже с престолом для совершения литургии, разместившуюся в пещере скалы. Здесь же, по преданию, будущий Богоотец Иоаким молился и жаловался Господу на свое бесплодие и получил от Ангела известие о скором рождении у его жены Анны Девочки, Которой в свою очередь надлежало стать Матерью Бога. Предание говорит, что также и сама Анна прожила здесь отшельницей остаток своей жизни после того, как отвела свою трехлетнюю Дочь Марию в Храм, и одно время здесь даже почиталась стопа св. Анны, впоследствии увезенная на Афон, где легла в основу новой монашеской обители св. Анны.
В росписи стен пещеры изображены: свв. Иоаким и Анна, свв. Иоанн и Георгий Хозевиты, Рождество.
С благовестием явился Ангел святой Анне в Иерусалиме, отчаянно молившейся о счастье материнства, и явился святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.
В православной церкви Рождества Богородицы в Иерусалиме находятся несколько икон, посвященных встрече свв. Прав. Иоакима и Анны (Зачатия Анны):
Храмовая икона и фрагмент Царских Ворот в церкви Рождества Богородицы в Иерусалиме
Спасенная Святыня
Эта деревянная икона русского письма, очень чтимая паломниками, явно знала и видела не лучшие времена Иерусалима.
До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия. (ведь супруги дали Обет -зпосвятить дочь Богу)
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет.
Три города на Святой земле оспаривают честь быть родиной Богородицы.
Это Назарет, Циппори (Сифорис, Сепфорис) и Иерусалим. О Назарете и Циппори — чуть позже.
По Преданию также считается, что родители св. Анны имели большой дом в Иерусалиме, поэтому логично предположить, что и у св. праведных Иоакима и Анны тоже был дом в Иерусалиме, где они останавливались во время всех религиозных иудейских праздниках, когда было обязательное посещение Иерусалимского Храма.
В самом начале улицы Виа Долороса у Львиных ворот в подъезде жилого дома находится скромная православная церковь Рождества Богородицы, принадлежащая Иерусалимскому патриархату.
Внутри здания располагается крохотная церковь. Здесь редко проходят богослужения. В церкви очень много старинных икон русского письма, свидетелей любви наших соотечественников к этим святым местам.
Церковь Рождества Богородицы Иерусалимского патриархата в Иерусалиме
Под церковью находятся две пещеры. Они, по мнению многих исследователей, и были домом свв. Иоахима и Анны. В византийской крипте под церковью сохранилась горница, где мозаичным греческим крестом на старинном византийском полу отмечено место славного Рождества. Здесь тоже много икон русского и греческого письма.
Икона Рождества Богородицы в крипте церкви Рождества Богородицы в Иерусалиме
Не так давно были продолжены раскопки под этим домом и обнаружена еще более древняя византийская церковь-крипта в пещере, относящейся ко времени Второго Храма. —
Спуск в дом-пещеру Праведных Иоакима и Анны
Алтарь древнейшей византийской крипты в церкви Рождества Богородицы в Иерусалиме
Предполагают, что здесь прошли первые детские годы Пресвятой Девы Марии. На протяжении столетий люди приносят свежие цветы на полку в виде углубления в скале, где, по Преданию, стояла колыбелька маленькой Девы Марии. Здесь же сделала Мария свои первые шаги.
Плита-полка-углубление, где, по Преданию, стояла колыбель маленькой Богородицы
Другая часть территории, которые принадлежали Иоакиму и Анне, теперь принадлежат католикам. Здесь на месте предполагаемого дома высится величественное здание католической церкви Св. Анны. На месте их дома св. Царица Елена построила храм, подвергшийся разрушению одновременно с другими
Неоднократно восстанавливаемый христианами после различных разорений, ко времени крестоносцев он представлял собою маленький бедный монастырь. Современное здание церкви было возведено в 1142 году при поддержке королевы Мелисанды, много сделавшей для паломников на Святой Земле. Кстати, в благодарность за земные дела и похоронили королеву Мелисанду в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) в приделе в честь свв. Иоакима и Анны.
Гробницы свв. Иоакима и Анны.
Иконы в месте Гробницы свв. Иоакима и Анны.
Заходя во двор церкви, трудно предположить, что мы встретим настолько хорошо сохранившееся сооружение периода крестоносцев.
— На фотографии можно увидеть вход с улицы Виа Долороса в здание католического монастыря святой Анны (матери Девы Марии), основанного во времена крестоносцев на месте предполагаемого рождения Святой Девы, а также церковь Св.Анны, построенной крестоносцами, и внутренний интерьер церкви со знаменитыми сводами крестоносцев внутри. Здесь потрясающая акустика — слышен у входа шепот человека, стоящего у алтаря!
При входе в церковь всех встречает замечательная скульптура разговаривающих Матери и Дочери – Праведной Анны и юной Богородицы
Из базилики можно опуститься по лестнице в подземную крипту, в которой традиция определила место, отмеченное алтарём, где родилась Богородица.
— Здесь также можно увидеть лишь часть стены дома родителей Пресвятой Богородицы. За века перестроек сохранилась лишь небольшая часть сводов. Это место тоже почитается православными паломниками, здесь же находится небольшой придел с русской православной иконой “Рождество Богородицы”, ведь только в начале 20 века греки стали строить на улице Виа Долороса здание своего консульства и в нижнем этаже, с помощью России, создали скромную церковь Рождества Богородицы, о которой и рассказывалось выше:
Алтарь на месте Рождества Богородицы в Церкви Св.Анны в Вифезде
Икона «Рождество Богородицы» в Церкви Св.Анны в Вифезде
— Это одна из интереснейших икон-интерпритаций Рождества Богородицы — обычно ведь так изображается Рождество Иисуса Христа. Но здесь еще добавлена сцена крещения Марии и Благовестие св. прав. Иоакима, что бывает редко…
На сайте Православные посты и праздники подробно и доступно рассказывается об иконографии этого Праздника. Устойчивая и широко распространившаяся иконография праздника косвенно свидетельствует о том, что уже в до-иконоборческий период иконы праздника Рождества Богородицы в Церкви были. При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий строй этого изображения.
Икона не является простой передачей догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей.
Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками чрезвычайно радостному событию, освятившему дом Иоакима и всю вселенную. Сбылись многолетние чаяния, у супругов родился долгожданный младенец, и, наверное, понимали, чувствовали родители, что это дитя — необыкновенное, раз сам Бог через ангелов сообщил им о рождении ребенка.
При завоевании Иерусалима мусульмане превратили верхнюю церковь во имя св. Анны в мечеть, а монастырь — в школу. ..
В 15 веке школа эта была упразднена вследствие участившихся повальных заболеваний учеников. По той же причине мусульмане оставили и весь квартал, стоявший долгое время в запустении, и монастырские постройки были окончательно разрушены землетрясением 1834 г.
За непримечательным фасадом монастырского здания, во дворе рядом с церковью, находится настоящий археологический заповедник. Здесь раскопаны остатки водоема — так называемая «Овечья купель» (Вифезда). Во времена Второго Храма левиты мыли в нем приносимых в жертву овец, и во времена Христа здесь исцеляли больных.
Английский художник Дэвид Робертс в 1838 году посетил Святую землю и Египет. Прославился как мастер изображения архитектурных памятников. Выставка акварелей и рисунков, сделанных им во время своего путешествия, вызвала горячие хвалебные отзывы, отмечавшие совершенство техники и, как сказали бы мы сегодня, фотографическую точность. Публикация принесла Робертсу европейскую известность. Альбом «Egypt, Syria and Holy Land» публиковался ежемесячными выпусками с 1842 по 1849 год и сделал Робертса самым знаменитым художником викторианской эры. Он был принят при дворе, получил похвальные отзывы от многих великих художников и писателей от Тернера до Диккенса и Тэккерея. С концом викторианской эпохи, казалось, что имя Дэвида Робертса, как многих художников того времени будет забыто. Но и сегодня его картины производят большое впечатление, а его рисунки сохранили прелесть того утраченного мира, в котором путешествие на Ближний Восток было опасным приключением, а храмы Долины Царей или Храм Гроба Господня становились известными публике только благодаря искусству художника.
Литография Дэвида Робертса «Бассейны Вифезды»
вот так в 1838 году выглядела территория участка, переданная турецким султаном после завершения Крымской войны Наполеону III в благодарность за поддержку в войне. Наполеон III передал этот заброшенный участок монашескому ордену «Белых отцов», которые скрупулезно и тщательно провели раскопки и взору предстала древняя Вифезда.
В Евангелия «От Иоанна» (5:1-9): «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус увидел его лежащего и узнал, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею никого, чтобы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус же сказал ему: Встань, бери постель свою и ходи. И он тот час выздоровел и взял постель свою, и пошёл».
Именно здесь, в купели у Овечьих ворот, в соответствии с рассказом Иоанна, Иисус исцелил расслабленного.
В этой низине издавна существовало водохранилище. Плотина собирала воду, текущую через долину, в естественное озеро. Оно было преобразовано в искусственный резервуар размером в 40 x 50 м и глубиной 6 м. Вода из водохранилища подводилась в Храм по открытому каналу и использовалась для мытья жертвенных животных.
О том, что пруды эти наполнены вполне целебной водой, можно найти намек в пророчестве Йехезейла (Иезикииля) (47:1-9):
«И возвратил он меня ко входу дома, и вот вода вытекает из-под порога дома, к востоку, потому что дом обращен на восток, и вода стекает из-под правой стороны дома к южной стороне жертвенника. И вывел он меня через северные ворота и провел меня наружной дорогой к внешним воротам, дорогой, ведущей к востоку, и вот вода вытекает с правой стороны. <…>
Народная молва приписывает им целебные свойства — почему? Потому, что есть ограничения для восхождения к Храму для калек, а взойти-то хотят все… Ну, так надежда на исцеление — вот она, в Овечьем пруду!
Ко времени Второго Храма (1-й век до н.э. – 1-й век н.э.) можно также отнести и артефакты, найденные монахами при раскопках, помытые и заботливо выставленные в археологическом садике в монастырском дворе Церкви Св.Анны в Иерусалиме.
На территории монастыря с 1914 года проводятся археологические раскопки.Когда пришли на Святую землю крестоносцы, на этом месте мало что сохранилось ..
Византийцы строили с таким размахом, что, когда крестоносцы пытались восстанавливать разрушенные их творения, при всей их старательности, они делали лишь в половинном и меньшем размере, хотя и это для нас сейчас выглядит внушительным!
— На фотографии схема церкви крестоносцев «Вифезда» со спуском в подземную крипту-купальню и современный вид остатков этой церкви на территории католического монастыря.
Здесь, по Преданию произошло Чудо Излечения расслабленного
— Купель-крипта крестоносцев, расположенная глубоко под землей, выложена огромными каменными монолитами. К ней можно спуститься по грубым каменным ступеням и увидеть арки древних сводов.
Помимо этой церкви, построенной над местом исцеления расслабленного, крестоносцы построили большую церковь «Рождества Богородицы», о которой уже велась речь выше.
В Галилее, недалеко от Назарета находится город Циппори. Сейчас это небольшое поселение, но с очень большой историей. Впервые Ципори упоминается во времена Александра Янная в 103 г. до н. э. Иосифом Флавием в «Иудейских древностях», но есть археологические находки, свидетельствующие о существовании города еще в период Первого Храма. С 55 г. до н. э. город становится столицей Галилеи. В те времена, в соответствии с христианской традицией, здесь проживали родители Девы Марии св. Праведные Иоаким и Анна.
На месте дома, в котором, согласно традиции, жили родители Богородицы, строили церкви и византийцы и крестоносцы. В 5 веке этот город был местом, где жил епископ, который и участвовал в 451 году во Вселенском соборе в Халкидоне.
Византийская церковь в 330 году была построена по инициативе Йосефа, крещенного еврея, и была посвящена родителям Богородицы. Крестоносцы на прежнем месте возвели свою церковь и именно отсюда , из Циппори, армия крестоносцев двинулась к месту своего страшного поражения в 1189 году, после которого они постепенно сдали все свои позиции на Святой земле…
— При входе в женский францисканский монастырь св. Анны в Циппори всех встречает скульптура Праведной Анны и Богородицы.
Замечено удивительное сходство этой церкви свв. Иоакима и Анны и церкви св.Анны в Иерусалиме.
Церковь свв. Иоакима и Анны в Циппори
— От церкви крестоносцев осталась только восточная часть, в которой выделяются три апсиды. Центральная апсида поражает красотой арочного свода. В 1879 году францисканцы перестроили часть боковой апсиды церкви и используют её для богослужения. — На фотографии место богослужения в церкви свв. Иоакима и Анны в Циппори. Алтарь установлен в алтарной части церкви крестоносцев, украшенной сохранившейся византийской мозаикой. Алтарь украшен картиной Праведной Анны и Богородицы.
Вблизи церкви вырос женский монастырь св.Анны и христианская школа для девочек.
Святость этого места для христиан описана в свидетельствах паломников. Один из них, посетивший Циппори в 560 году описывает свое участие в церемонии, связанной с ведром и корзиной, с которыми играла еще Богородица, будучи ребенком. А в июле 1985 года здесь широко отмечали 2000годовщину со дня рождения Марии.
Как отмечалось, службы здесь проводятся, но нет ни каких попыток восстановить церковь полностью… — но и так место там изумительнейшее и абсолютно пустынное. Только те, кто знает об этом монастыре, стучатся и их радушно принимает одна из нескольких монашек, живущих в монастыре…
три города на Святой земле оспаривают честь быть родиной Богородицы. Это Назарет, Циппори (Сифорис, Сепфорис) и Иерусалим.
Благовещение Деве Марии произошло в Назарете, однако есть расхождения в христианских Преданиях и традициях относительно того, застал ли Пресвятую деву Ангел в доме, или у колодца, является ли тот дом жилищем ее родителей, свв. Прав. Иоакима и Анны или Иосифа Обручника. Поэтому некоторые связывают место Благовещения Девы Марии с местом Рождества Богородицы.
Сейчас Назарет является одним из трех наиболее священных для христианства городов, наряду с Вифлеемом и Иерусалимом.
Настроения мусульман по отношению к христианам никогда не были стабильными, и святыни Назарета периодически подвергались нападениям и осквернениям. В 1620 году отец Томазо Обисини получил от Сидонского эмира Фахр эд-Дина, который управлял также и всей Галилеей, право взять на себя попечение Назарета, отстроить святилище и построить монастырь для францисканцев. В 1955 году было решено полностью снести старую церковь и всецело исследовать находящуюся под ней территорию, после чего построить здесь достойное новое здание..
На нижнем этаже Базилики Благовещения внизу видно открытую крипту, хранящую как священные реликвии архитектурные остатки древних церквей – иудео-христианской и византийской, крестоносцев. Здесь мы видим фундаменты, стены, остатки мозаичного пола в разных местах.
Самой древней частью церкви и ее главной Святыней является грот. По преданию, здесь было жилище Святого Семейства.
Несомненно, что здесь когда-то жила еврейская семья, но с течением веков, это жилище претерпело столько много всяких мелких изменений, привносимых очередной христианской общиной, которая на определенное время “прописывалась” в нем, что от первоначального его вида как жилища мало что осталось. Его то расширяли, то углубляли, то обкладывали кирпичами, то опять разрушали, придавали форму церковной апсиды, устанавливали алтари, подпирали потолок колоннами, а потом эти колонны пилили сарацины в поисках клада. Тем не менее сохранились некоторые остатки, свидетельствующие, что прежде всех культовых сооружений на этом месте было обычное жилище простой еврейской семьи.
На нижнем этаже Базилики Благовещения внизу видна открытая крипта. Алтарь взят из прежней церкви. По традиции, мраморный круг с крестом означает то место, где стояла Мария во время ангельского благовещения. Под алтарем, на мраморном щите выгравирована надпись на латыни: “VERBUM CARO HIC FACTUM EST” – «Здесь Слово стало плотью». Там, где стоял Гавриил, находится мраморная колонна, середина ее выпилена. По преданию, ее выпилили язычники, думая найти в ней клад, но за дерзость свою были поражены слепотою.
Войти в саму пещеру невозможно после всех перестроек церкви…
В 1960 году при новом строительстве были обнаружены фундаменты, колонны, двойные арки и мозаика явно довизантийского типа. Археологи пришли к выводу, что это остатки иудео-христианской церкви синагогального типа. Византийцы использовали детали прежней церкви для строительства своей новой. Сохранилось даже имя одного из пресвитеров древней общины, написанное в мозаичном полу, где можно прочитать: “ΣΟΝΩΝΩΚ ΝΟΚΑΙΔ ΝΩΜΥΛΟΣΟΡΕΙ” (Конон, диакон Иерусалимский). Это, скорее всего, тот самый мученик Конон, прямой потомок родственников Иисуса, казненный в Панфилии в 249 году.
Здесь Слово стало плотью
Верхняя церковь в Базилике Благовещения в Назарете
В верхней церкви в Базилике Благовещения в Назарете на восточной стене расположена монументальное мозаичное панно «Триумф Вселенской Церкви» Сальватора Фиуме из Козимо (Сицилия) , это — дар Италии.
В центре изображен Христос в красном облачении первосвященника, Он стоит на Сионе и распростертыми руками приглашает к Себе все человечество. Над Иисусом изображен парящий голубь Духа Святого в красном облаке и всевидящий глаз Бога Отца. Возвышаясь над Сионской горой, стоит Нерушимая Скала, на которой Христос строит Свою Церковь. По правую руку от Христа, как бы за рукоделием, сидит Мария. Петр, стоящий рядом с Христом, слева, своим угрюмым взглядом выражает бремя ответственности за всю Церковь на земле, а за Петром (справа) изображены остальные апостолы. Отовсюду к Святой горе стекается нескончаемый поток паломников со всех стран. Все они идут к Христу в ответ на Его призыв. Вверху, слова Никео-Цареградского символа веры: “CREDO UNAM SANCTAM CATHOLICAM APOSTOLICAM ECCLESIA” — «Верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь».
Все скульптуры, иконы, картины, мозаики, алтарная утварь преподнесены в дар от большинства мировых государств и размещены в Верхней церкви Базилики Благовещения.
Есть два Предания о месте Благовещения Деве Марии. В одном из них говорится об обручении Марии и Иосифа, но церемония вступления в дом мужа еще не отпразднована, и Мария живет у матери в родительском доме и приготавливает себе приданое… И однажды, когда она сидела за работой, пред нею предстал Архангел Гавриил… Параллельно с этой традицией была распространена и другая традиция, согласно которой Благовещение свершилось в доме Иосифа. На территории францисканского монастыря, где находится Базилика Благовещения, есть и небольшая церковь св. Иосифа Обручника, крипта которой пещерного типа, и которую одни считают домом праведного
«Иисус в мастерской у Иосифа»
Картина в церкви св. Иосифа Обручника в Назарете. В той же церкви можно увидеть и деревянные расписные скульптуры Святого Семейства:
На фотографии скульптуры, находящиеся у церкви св. Иосифа Обручника в Назарете. Одна из них, скульптура Святого Семейства, установлена у входа в церковь св. Иосифа Обручника. На территории францисканского монастыря, где находится Базилика Благовещения, была найдена и эта скульптура Девы Марии, теперь установленная недалеко от церкви св. Иосифа Обручника, как бы приглашающая зайти в её Дом…
редкая икона – св. Марии, бабушки Пресв. Богородицы и матери св. праведной Анны (находится в небольшом маленьком греческом монастыре Иерусалимской Патриархии, в монастыре Малой Панагии или «Седная»(«Сайднайя»)
В Иерусалиме, в Старом Городе, очень много небольших монастырей, находящихся во дворах. Иногда там живут одна, две монахини, иногда есть приходящий священник, и на престольный праздник служится Божественная литургия. Чаще всего, там никого нет, попасть туда очень проблематично, хотя иногда есть ключи от этих маленьких храмов у жильцов прилегающих квартир.
На границе мусульманского и христианского кварталов Старого Города во дворике находится небольшой монастырь.
Монастырь Малой Панагии, Сретенский или Сайданая так называется от иконы Матери Божией
Эта икона, Седнайской Божией Матери, написанная рукой ап.Луки, по Преданию, будто бы пришла в Святой Град из дамасской женской обители Сайданая и, отнесенная туда обратно, снова чудесным образом явилась в этой обители, где и остается доселе.
В последствии времени икона эта была украдена из церкви, но так же чудесно исчезла от похитителя и явилась паки в церкви на своем обычном месте; похититель же впал в расслабление и, покаявшись, получил молитвами Богоматери исцеление и в знак признательности украсил чудодейственную икону серебряною ризою. Теперь она стоит в особой нише за проволочною решеткой в приделе Всех Святых; Икона небольшая, имеет форму складной: на средней доске изображена Матерь Божия, держащая на коленях предвечного Младенца.
Икона Пресвятой Богородицы «Седная»(«Сайднайя», «Сейднайя»)
Главный престол во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы:
Иконостас в монастыре «Седная» в Иерусалиме
Монастырь небольшой, ухоженный
Кроме всего, Предание говорит, что здесь находился дом родителей св.Анны. Ничего не известно нам из их жития, кроме того, что мать св. Праведной Анны была настолько благочестивой женщиной, что именно в ее честь и назвали свв. Праведные Иоаким и Анна свое Чадо.
Святая Праведная Мария – бабушка Пресвятой Богородицы:
Найти информацию и об этом монастыре, и об этих иконах очень сложно. Монашки-гречанки, бывшие в тот день в монастыре, не очень много знали о истории икон, кроме их названий, да и их английский был не на высоте. Удалось найти только небольшое описание монастыря у архимадрита Леонида (Кавелина) «Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника», и у mashenka-senсh — пользователя Сети.
Успение Божией Матери. Гефсиманская пещера
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
(Иоан.19:25-27)
В часовне Смертного Благовещения
Это место, где молилась Пречистая Матерь Божия после Вознесения Сына и где архангел Гавриил с райской ветвью в руках возвестил Ей о предстоящем Успении. Монастырь «Малая Галилея» Viri Galileае (Мужи галилейские)
Храм Успении Богородицы в Гефсимании (Иерусалим). Празднование православной Церковью Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2008г.
Это вход, сам храм ниже почти на 50 ступенек. Но спуск в храм тоже является храмом с двумя приделами.
По неравным частям храм Успении Пресвятой Богородицы принадлежит четырем христианским конфессиям — грекам-ортодоксам, армянам, сирийцам и коптам. Здесь есть алтари этих конфессий и расписано время богослужений
Празднование православной Церковью Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2008г. в храме Успении Богородицы в Гефсимании (Иерусалим). Это вход в подземную церковь, где и находится Гробница Пресвятой Богородицы.
В Храме обычно очень сумрачно, и только в этот день зажигаются сотни лампад и свечей.
Вход в Гробницу Божией Матери (Гефсимания, Иерусалим)Вход в Гробницу Пресвятой Богородицы внизу между иконами «Тайная Вечеря» и иконой Божией Матери со списком — Образ похож по иконографии на:
БОГОЛЮБСКУЮ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — икону, написанную в XII в. по повелению и по видению Андрея Боголюбского. Изображает Богородицу в рост, со свитком в руках в молении перед Господом.
Икона Успения Богородицы над входом в ее Гробницу в православном храме Успении Пресвятой Богородицы в Гефсимании (Иерусалим). Ее пожертвовали храму русские паломники.
Патриарх Иерусалимский Феофил благославляет верующих перед входом в Гробницу Пресвятой Богородицы в день празднования ее Успения в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании
Каменное ложе Гробницы Пресвятой Богородицы в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании
Иконы в Гробнице Пресвятой Богородицы в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим), находящиеся на каменной плите сверху каменного ложа погребальной пещеры.
Гробница Пресвятой Богородицы сверху завершается куполом с отверстием посредине для дыма от свечей и лампад.
Чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим).
Она была написана относительно недавно (100-120 назад) русской монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.
Монументальный каменный киот — пожертвование кипрского игумена Иоакима.
Лестница в Храме Успения Богородицы По давней традиции так украшается свечами лестница в день празднования ее Успения в православном Храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим).
Плащаница Богородицы – это двусторонняя икона в серебрянном окладе — дар графини А.А.Орловой-Чесменской, произведение русско-византийского церковного искусства XIX в.
За три дня до Успения совершается Крестный ход из Малой Гефсимании через весь Старый город Иерусалим к Гробнице Пресвятой Богородицы. Эта традиция пришла к нам из Предания о том, что за три дня до блаженной кончины Пресвятая Дева была возвещена о сем святым Архангелом Гавриилом. Небесный вестник вручил Ей райскую пальмовую ветвь, которую во время похоронной процессии нес святой апостол Иоанн Богослов перед гробом Пресвятой Богородицы. Все апостолы чудесным образом были собраны силою Божиею к одру Пресвятой Девы. Получив последнее земное благословение и попрощавшись с Ней, они исполнили завещание похоронить Ее в Гефсимании у гробницы родителей святых Иоакима и Анны. В память об этих событиях в Иерусалиме с давних времен установился обычай повторять сей Крестный ход с плащаницей Богородицы, которая представляет собой двустороннюю икону в серебрянном окладе. Весь год она хранится на подворье Гефсимании, так называемой Малой Гефсимании прямо напротив Храма Гроба Господня. Плащаницу устанавливают в специальном месте позади Её Гробницы и верующие прикладываются к ней, проходя под нею на коленях.
В Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) не доходя до верха 10 ступеней, направо и налево устроены приделы в честь свв. Иоакима и Анны и прав. Иосифа Обручника. Это гробница родителей Пресвятой Богородицы, свв. Иоакима и Анны. Здесь же находится греческий православный престол, а также здесь находится гробница королевы Мелисанды.
Придел прав. Иосифа Обручника принадлежит армянам. Здесь находятся могилы праведного Иосифа Обручника и принцесс иерусалимского королевства крестоносцев.
Придел прав. Иосифа Обручника
Икона прав. Иосифа Обручника в приделе прав. Иосифа Обручника в храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим). Говорят, что это – уникальная, единственная в мире икона, на которой изображение умирающего Иосифа, над ним склонилась Богородица и 18-летний Иисус Христос.
Капители колонн на фронтоне входа в Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании (Иерусалим). Капители крестоносцкие, вот так сохранившиеся после многочисленных разрушений этого храма.
Дормицион – место Успении Пресвятой Богородицы.
Церковь Успения Богородицы аббатства Дормицион на горе Сион принадлежит ордену бенедиктинцев. Дормицион – современное название храма – означает Успение на латинском языке. С VII века в этой церкви начали почитать один камень, на котором, по преданию, скончалась Дева Мария. Патриарх Иерусалима Софроний в деталях описывает камень в базилике, на котором “Дочь Господня” уснула для земной жизни вечным сном, что окончательно связало Святыню с местом Успения Богородицы
Крипта в Дормиционе, месте Успении Пресвятой Богородицы.
В крипте Дормициона в центре помещения расположена статуя Богородицы из вишневого дерева, возлежащей на камне, определяемом традицией тем, на котором усопла Мария.
Радуйся, Свеще неугасимая Огня невещественнаго!