Содержание статьи
Праздничная трапеза накануне Рождества всегда имела торжественный характер и выливалась в настоящий ритуал. В этот день христиане приступали к ужину только после того, как взойдет первая звезда, а до этого пытались сдерживать себя и духовно и телесно.
Согласно традиции, в Сочельник готовилось двенадцать постных блюд.
Поскольку 12 – число месяцев в годовом круге. На Богатую кутью пытались приготовить еду из всех овощей и фруктов, которые есть в хозяйстве, чтобы щедро угостить бога урожая и души дедов-прадедов. Которые, отведав всего, становятся добрее и дадут в следующем году еще лучше и щедрее урожай. По народным поверьям все предметы, которые имели отношение к праздничной трапезе, обретали чудесную силу и приобретали важного магического и лечебного значения.
Для этого ужина заранее вязали сноп пшеницы или ржи – Дидух.
Он служил символом семейного достатка и оставался на своем месте от Рождества до Нового года (по старому циклу). Заносили его в дом и ставили на покуть – почетное место под образами, которое обустраивали душистым сеном. Соломой и сеном покрывали весь пол в доме – ведь Христос родился на сене. Возле Дидуха обязательно должен находиться кувшин с кутьей. Кутью несли на покуть в новом горшке, приговаривая: «Идет кутья на покуть», сверху ставили калач и маленький деревянный крестик. Стол застилали праздничной скатертью, под которую, во все углы ставили чеснок – от нечистой силы. Зажигали свечу или лампадку и не тушили их до самого утра, как символ жизни. Затем на стол ставили специальный хлеб – кныш, который имел форму обычного хлеба с маленькой буханкой сверху. Этот хлеб не ели, он предназначался для душ умерших. Кроме обычного хлеба к столу еще выпекались маленькие «голубки», их раздавали детям и колядникам. Украинский народ всегда был земледельческим, и поэтому во всех обрядах и празднованиях хлеб играл значительную роль.
Главным блюдом к праздничному ужину была кутья
Это каша приманенная маком, орехами и медом. Составляющие этой каши были символическими и обозначали родственное единство всех поколений: цельные зерна пшеницы – жизнь, что проходит и возрождается, мак – знак сна и смерти душ умерших родственников, мед – предотвращения бед и сладкая жизнь. Среди других блюд почетное место отводилось борщу, который подавали со ржаными, гречневыми или кукурузными блинами. Далее на столе появлялись грибы, капуста, голубцы, разнообразные вареники и рыбные блюда.
Присутствовала и еще одна интересное, ныне забытое блюдо – киселица. Готовилась она из овсяной муки, которую замачивали с вечера, потом отцеживали и варили. Заправляли кашу тмином, чесноком и льняным маслом. Люди верили, что в этот день, души умерших обязательно участвуют в праздничном чествованию, поэтому их вспоминали с добром и теплотой. Ради них, после ужина, со стола не убирали, оставляя еду и ложки. Все ждали, что души родственников придут поесть.
Смотрите на видео как приготовить вкусную Рождественскую кутью
В некоторых регионах сохранился обычай на Святой вечер носить ужин за усопших родственников к соседям, или к тем людям кто их хорошо знал. Для этого выпекали специальный хлеб – поману, он имел форму цветка с лепестками. Таким ужином не обменивались, его приносили и оставляли хозяйке, которая затем прочтет молитву за умершую душу. Важным было на Сочельник обмениваться ритуальными блюдами, отмечая при этом не только души умерших, но и живых родственников.
Родители собирали детям ужин, который состоял из кутьи, пирогов, кнышей и других ритуальных блюд этого вечера. Обязательно в корзинке должны быть калачи – круглые хлеба из пшеничной муки, их замешивали на молоке и яйцах. И отправлялась детвора до крестных родителей, бабушек и дедушек. Принимая дары, хозяева благодарили и передавали такие же гостинцы и из своего дома, а детей угощали конфетами, печеньем и орехами. Такой обмен обрядовой едой был символом родства семей, свидетельством почета и уважения. Заканчивается Сочельник и счастливо возвышенные все ложатся спать, ведь согласно поверьям в эту ночь счастье приходит к людям.