Радоница: как правильно провести этот день

0
158

Скоро мы будем праздновать Радоницу, делясь пасхальной радостью с теми, кто уже покинул этот мир. Посещение могил на Радоницу отражает нашу веру в то, что усопшие близкие и после смерти не перестают быть членами Церкви. И в этот день мы делимся с ними радостью о Воскресшем Христе, Который Своею смертью попрал смерть.
Вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

В Триоди нет специального последования службы на Радоницу. Этот день совпадает с попразднством, поэтому на вечерне, утрене, Литургии не должно быть ничего специально заупокойного. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.
«Наши предки ждут от нас молитвенной помощи. Любой верующий человек должен помнить об этом, и потому в день Радоницы каждому следует обязательно помолиться о душе родственника. В день Радоницы христиане делятся с усопшими радостью о Воскресшем Господе. Ведь у Бога все живы», — говорит протоиерей Игорь Коростелёв, настоятель прихода Иконы «Всех скорбящих Радость» в Минске.
На Радоницу, прежде чем посетить кладбище, родственникам следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду.
Придя на кладбище в этот день, верующие зажигают свечи, священники служат литию. Если священника нет, можно совершить «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище».

Вот его порядок:

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90
Живый в помощи Вышняго…

Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
По желанию, можно также прочитать акафист о упокоении усопших.

В Церкви нет традиции устраивать застолье на могилах.

Этот народный обычай во многом связан с тем, что в доавтомобильную эпоху, чтобы посетить место упокоения родных, часто приходилось проделывать долгий путь, и для того, чтобы восполнить силы перед обратной дорогой, надо было подкрепиться. Сейчас, когда мы достаточно мобильны, и можем за сравнительно короткие промежутки времени добираться из одного места в другое, это уже неактуально.

Церковь не приветствует распространённый обычай оставлять съестное на могилах в качестве угощения усопшим. Будет правильнее ради души усопшего ближнего накормить тех, кто действительно голоден, подать милостыню неимущим.
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — читаем у святителя Иоанна Златоуста.

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Пожалуйста напишите комментарий
Пожалуйста, введите свое имя здесь