Когда болеет близкий

0
2065

Что происходит в семье, когда в ней появляются тяжело больные или умирающие люди? Что происходит с теми кто ухаживает, и что может психология, в частности, христианская психология, посоветовать с тем, чтобы облегчить и участь самого больного и тех кто за ним ухаживает?..

Родственники тяжелобольного обязаны позаботиться о том, чтобы во все протяжение болезни член Церкви не оставался лишенным христианских Таинств ( Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения). Если болезнь продолжительна, нужно попросить священника из ближайшего храма посещать больного для регулярного совершения над ним Таинств. Когда же конец жизни человека видимо приближается, нужно срочно позвать священника для напутствия умирающего в жизнь вечную.

От скорби происходит терпение

Об этом не принято рассказывать. Только случайно узнаешь, когда человек нечаянно проговаривается: не могу больше, тяжко. Оказывается, вот у этой леди Совершенство дома старая мать в глубокой деменции: таблетки пить отказывается, буянит, бредит, что все ее хотят отравить и обобрать. А в этой в идеальной семье красавец и умница муж, одержимый идеей спасения себя и ближних от вездесущей заразы, добивается от жены стерильной чистоты, тотальной дезинфекции — и чтобы тапочки стояли строго параллельно. А в другой — любимый сын, талантливый и странноватый, в 16 лет понял, что за ним наблюдают через стену…

В моем детстве чужого безумия сторонились так старательно, будто оно заразно. Уже взрослые, мы не слишком далеко ушли от иррационального детского ужаса . Чужого безумия сторонимся, а если, не дай Бог, безумие коснется наших близких — не верим до последнего: может, тяжелый характер просто, просто стресс, просто возраст… А когда поверим — молчим. Друг другу можно жаловаться на плохих воспитателей в садике, на собственное обжорство, на соседей… Но только самому близкому другу, и то самым тихим шепотом можно сказать: как же я устала…

Душевную болезнь — и свою, и чужую — редко кто рассматривает как посещение Божие; скорее — наоборот: в лучшем случае как призыв к теодицее оправданию Бога, позволяющего страдание. Это — испытание на прочность каждый день; ежедневное сидение как на вулкане — рванет, не рванет; ежедневное ощущение утраты — ушел, потерялся, умер тот человек, которого знали и любили; явился другой — жадный, мелочный, подозрительный, с психикой плоской, как бумажный лист. Жизнь рядом — ежедневная война, одинокий, заведомо проигранный бой. Приходится злиться на больного — за то, что превращает жизнь в немыслимое; на себя — за то, что голова подкидывает варианты выхода, которых бы ей, по-хорошему, и думать-то вовсе не надо… Жизнь рядом — ежедневная жалость, которая ищет выхода и не находит: то слезы, то раздражение, то себя жалко, то его…

Врачи говорят просто: жизнь рядом с психических больным — это хроническая психотравма. Чтобы заботиться о том, кто рядом, надо если не залечить ее, то хотя бы найти способ умерить боль: иначе и себя погубишь, и своего ближнего, которому нужна помощь.

Как жить, когда кажется, что Бог отвернулся? Что помогает удержаться в рамках здравого ума, не свалиться в отчаяние? Как найти смысл в этой новой реальности?

Я спросила друзей и знакомых, у кого есть опыт жизни рядом с душевнобольным — опыт, который они никогда не афишировали, — как вы с этим живете?

Отвечают.

О себе и своих любимых людях, с которыми так мучительно трудно.

— Я молюсь, прошу сил и терпения. Бабушка сейчас не спит сутками, пытается выбраться в окно, не узнает нас, умоляет пожалеть… сегодня впала в агрессивное состояние, удерживали вдвоем с сиделкой. Жалость безумная, отчаяние, отупение — все сразу. Если получится ее успокоить — я смирюсь, приму и пустой взгляд, и неузнавание. Перестаешь исходить из понятия «нормы» — норма теперь другое: когда тихо, когда она спокойна, когда ничего не болит, — уже хорошо.

— Надо все время помнить, что человек болен. Психически больные люди часто очень убедительны. Нельзя вестись, нельзя верить. Надо помнить, что он болен.

— Болезнь часто маскируется под самого человека и заставляет думать, что это он груб, он ведет себя со мной плохо, и с ним пытаешься бороться, а надо не бороться, а просто пожалеть.

— Когда доходишь до отчаяния, приходишь в храм и говоришь — Господи, на что мне она, жизнь моя?!!! Вот, она вся перед Тобой. Вот, я надеялась на красоту жизни, что поживу «для себя», как сейчас говорят, что буду гордиться ребенком, как другие. А теперь мне ничего не нужно. На что она мне, жизнь моя?!» В сердце просто гвоздь вбит. Было и такое. Оглядываясь назад, самой себе посоветовала бы не взваливать на себя ношу, которую не можешь нести. А именно — не циклиться на том, что всё непременно должно быть хорошо. Не должно.

— Я научилась говорить: «Пусть будет все не так, как я хочу». Молчать. Просто молчать, как затворник. Общаться действиями и жестами. Научилась самодисциплине. Научилась взвешивать каждое своё слово. Научилась утешать других. В общем, не зря через мясорубку меня пропустили.

— Противостоять болезни невозможно. Это я поняла. Простая наука — побеждай зло любовью. Только это работает. Но как трудно любить ближнего, который по болезни изображает твоего врага. Мне помогает только одно — твердо верю, что все, что Бог ни посылает — благо для нас. Значит, так надо для нашей же пользы. Самое ужасное, что есть соблазн жгучего желания счастья и самой простой спокойной жизни. Я не до конца верю и принимаю то, что муж болен, не может себя контролировать, мне все время кажется, что можно держать себя в руках, ведь его болезнь — состояние пограничное, он сам его не признает. Вот ведь он может быть ласковым, добрым, юморным, заботливым, так почему же он так меняется … Я ничему так не научилась. Я не хозяйка своей жизни и судьбы — вот, наверное, этому и хочет научить меня Господь, поэтому только взываю к нему: Да будет на все воля Твоя!

— Однажды муж мой сказал, что ему запали в сердце слова Апостола «вы не до крови еще сражались». Какие-то пророческие слова для нас оказались — я потом их часто вспоминала. Потом мы и насражались… «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя» (Евр. 12:4-5).

А потом, когда я насражалась в очередном испытании — вот эти слова прозвучали именно как для меня:

«От скорби происходит терпение, а от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает…»

Все равно этот путь каждому, кому он предстоит, придется проходить в одиночку.. Это тот самый случай, когда земные, мирские доводы не работают, утешения не утешают, смыслы не складываются. Это та самая экзистенциальная ситуация, где ты стоишь на краю бытия и задаешься вопросами, на которые не находятся ответы — или не находятся в привычной картине мира. Когда ты делаешь только первые шаги по этому пути, стоит помнить, что картина мира может меняться; что смыслы находятся там, где их не ищешь, — и что там, куда с тобой не пройдут другие люди, пройдет Господь — и пребудет с тобой до конца испытания.

Не существует психически больных вообще. Юноша, впервые заболевший шизофренией, старуха, доживающая свой век, утратив память и разум, эгоистичная гистрионическая (истероидная) психопатка, импульсивный эпилептик, тихий, улыбчивый больной с болезнью Дауна, одержимый навязчивостями и страхами невротик, погруженный в тяжелую меланхолию больной биполярным расстройством, мучимый страстями педофил — неужели мы найдем универсальный рецепт — как быть?

Есть лишь одна универсальная вещь — это то, что симптомы болезни представляют непреодолимую силу, они могут подчинить себе не только больного, но и его окружение. На самом деле родственники больных колеблются между двумя крайностями — подчинением себя болезненным проявлениям близкого человека или отвержением родственника вместе с его болезнью.

И проблема в том, чтобы найти третий путь. Не бояться лечить больного, не бояться принимать лекарства…., помещать пациента в стационар, если это необходимо, а то и в дом инвалидов.

Но при этом не оставлять его любовью, заботой, поминать его в молитвах.

Живя рядом с пациентом — не гневаться, не обижаться, если старая мать обвинит Вас в том, что Вы украли или специально спрятали деньги и документы… Если молодой бредовый пациент обвиняет Вас в том, что Вы травите его ядовитыми газами, и отказывается есть приготовленные Вами блюда.

Не бояться — контактировать с врачом, получить элементарные знания о болезни близкого человека. Если врач занят — поговорите с медсестрой, получите информацию из сети. Говорят, что родственник психически больного должен быть профессором психиатрии. По крайней мере, по заболеванию, которым страдает близкий…

Да, можно привести больного в церковь, если он верит в Бога. Но приводить человека в Церковь, как в поликлинику — бессмысленно.

Мне бы хотелось, чтобы священники и врачи лучше понимали друг друга. Когда-нибудь это произойдет…

Борис ХЕРСОНСКИЙ

Чтобы больной стал здоров, надо идти на какую-то жертву

Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит. Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что просто произношу хорошие слова [ — бросаю их на ветер].

Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит моё прошение — конечно, если это пойдёт на пользу другому. Поэтому, когда люди просят вас помолиться о больном, говорите им, чтобы сами они тоже молились или, по крайней мере, старались избавиться от своих недостатков.

Ко мне приходят некоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь». Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру, ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помог Бог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этой жертвы?» Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого! Но есть и такие, кто не ест сладкого, чтобы Христос помог страдающим от сахарного диабета, или не спят, чтобы Христос дал немного сна тем, кто страдает бессонницей. Поступая так, человек вступает в родство с Богом. И тогда Бог подает людям Свою Благодать.

Когда человек говорит мне, что он не может помолиться о ком-то из своих больных родных, я советую ему пойти ради этого больного на жертву, пожертвовать чем-то, что наносит вред его собственному здоровью.

Как-то раз ко мне в каливу приехал один человек из Германии. У него была дочка, которая постепенно становилась парализованной. Врачи от девочки отказались. Несчастный отец находился в совершенном отчаянии.

«Соверши и ты какую-то жертву ради здоровья своего ребёнка, — посоветовал я ему. — Поклоны ты класть не можешь, молиться ты тоже не можешь. Ладно, что уж там. А скажи: сколько сигарет в день ты выкуриваешь?» — «Четыре с половиной пачки», — ответил он.

«Выкуривай одну пачку, — сказал я ему, — а деньги, которые ты тратил бы на остальные три с половиной пачки, давай в милостыню какому-нибудь бедняку».

— «Отче, — сказал он мне, — пусть мой ребёнок выздоровеет, и я брошу курить совсем».

— «Нет, — говорю, — когда он выздоровеет, это уже не будет иметь цены. Ты должен бросить курить сейчас. Оставь курение. Неужели ты не любишь своего ребёнка?»

— «Я не люблю своего ребёнка?! Да я ради него брошусь вниз с шестого этажа», — ответил он мне.

«Я не говорю тебе, чтобы ты бросился вниз с шестого этажа, я говорю, чтобы ты бросил курить. Если ты совершишь безумный поступок и бросишься вниз с шестого этажа, то ты оставишь своего ребёнка беспризорным и сам потеряешь свою душу. Я советую тебе сделать кое-что более лёгкое: бросить курить. Бросай прямо сейчас!».

Но он ни за что не хотел бросить курить, а в конечном итоге ушёл от меня в слезах! Ну как можно помочь такому человеку? А вот те, кто тебя слушают, получают помощь.

В другой раз пришел человек, задыхавшийся от пешего пути. Я понял, что он много курит, и сказал ему: «Чудак-человек, что же ты столько куришь?

Ведь ты заболеешь». Немного отдышавшись, он сказал: «Моя жена очень больна, и она может умереть. Прошу тебя, помолись, чтобы произошло чудо. Врачи в бессилии опустили руки».

— «А любишь ли ты свою жену?» — спросил я его.

«Люблю».

— «Тогда почему сам ты не хочешь ей помочь? Сама она сделала то, что могла, врачи тоже сделали все возможное. Ты сейчас пришел сюда и просишь меня, чтобы я тоже сделал то, что я могу: то есть чтобы я помолился о том, чтобы ей помог Бог. Однако что сделал ты сам, для того чтобы твоя жена получила помощь?»

— «А что могу сделать я, Геронда?» — удивился он.

«Если, — сказал я ему, — ты бросишь курить, то твоя жена выздоровеет».

Я подумал о том, что если Бог увидит, что выздоровление духовно не поможет его жене, то, бросив курить, этот человек, по крайней мере, сам избавится от того зла, которое приносит курение. Прошёл месяц, и он радостный пришёл, чтобы меня поблагодарить.

«Геронда, — сказал он мне, — я бросил курить и моя жена выздоровела».

Спустя время он снова пришёл ко мне, был очень расстроен и рассказал о том, что потихоньку опять начал покуривать и его жена снова тяжело заболела. «Ну, — сказал я ему, — теперь лекарство ты знаешь сам. Бросай курить».

старец Паисий Святогорец