Если обидели в храме

0
173

…»Вернувшись в Россию, я решил искать подлинную Церковь, и так случилось, что подлинная церковь нашла меня сама.

К этому времени я перевелся в школу при финансово-экономическом университете Санкт-Петербурга и каждый раз, приезжая туда на метро, выходил у храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этот храм я и стал регулярно ходить.

В один из дней я увидел, как к центру храма выстраивается очередь. Как человек, рожденный в период дефицита, я, естественно, встал в эту очередь. Это была очередь к Причастию.

Когда я подошел ближе, батюшка по моему поведению понял, что я не только не исповедовался, но что я вообще не крещенНа виду у всех он отвел меня в сторону. Уже будучи священником, я с некоторым недоумением наблюдал, как подобные эпизоды зачастую вызывают очень сильные негативные чувства у людей. На меня же такой поступок священника произвел прямо противоположное действие: вместо того, чтобы оттолкнуть меня от Церкви, он ясно продемонстрировал мне, что там, в Чаше, беспредельная Святыня и Истина. С этого момента я уже точно знал, к чему мне стремиться и какие шаги должны быть предприняты, чтобы я был допущен к этой Святыне.

В шестнадцать лет, в день своего рождения, я принял крещение, а через некоторое время стал помогать в алтаре одного из храмов. Тогда я уже учился в университете, и родители категорически запретили мне прислуживать в алтаре. Запрет не подействовал, и в целях продемонстрировать мне, что такое «реальная жизнь», мне предложили покинуть дом и поселиться в студенческом общежитии.

По плану родителей я должен был найти работу. Но план сработал лишь отчасти, так как трудиться я стал чернорабочим в церкви. Когда настоятель увидел, что мое желание служить Церкви не сиюминутно, он предложил мне на постоянной основе помогать в алтаре.

В университете раньше второй-третьей пары я, естественно, уже не появлялся. И тогда родители устроили мой перевод в американский университет в штате Северная Каролина. Я предполагал, что не продержусь там и более полугода, но Господь судил иначе. По окончании университета я поступил в аспирантуру, но вскоре обратился к тогдашнему архиепископу Герману, впоследствии митрополиту и Предстоятелю Православной Церкви в Америке, принять меня в Свято-Тихоновскую семинарию.

По окончании ее я стал посещать Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке и рассказал о своем желании служить в священном сане и монашеском чине. Епископ Меркурий (Иванов), назначенный к тому времени управляющим Патриаршими приходами в США, по благословению тогда митрополита, а ныне Святейшего Патриарха Кирилла, счел возможным совершить постриг и рукоположить меня в сан священномонаха…

Игумен Иосиф (Крюков) (Секретарь Патриарших приходов в США, клирик Свято-Николаевского Патриаршего собора Нью-Йорка.)

Ты пришел в храм, может быть, впервые, и тебе нагрубили… Как быть?

Отвечает протоиерей Алексий Уминский

«Я очень благодарен батюшке, что мою первую исповедь он не принял. Точнее, и исповеди не было, мне казалось, что священник должен что-то говорить, а мне нужно лишь подтверждать его слова (до сих пор поражаюсь своей наивности и безответственности в тот момент). Мне казалось, что в церкви меня обязаны «обслужить», помочь решить конкретные проблемы без лишних сложностей и в короткий срок.

Уже потом я прочитал хорошую мысль о. Константина Пархоменко — «Церковь — это не организация ритуальных услуг» и о. Андрея Кураева — «Церковь — не отрасль народного хозяйства».
В то момент я представлял себе два равных полюса: Я — и церковь, которая знает некую проверенную технологию получения помощи от Бога.

Итак, в тот раз батюшка пригласил меня прийти на исповедь в конкретный будний день, предварительно подготовившись. Я испугался и через некоторое время, подготовившись пришёл на Таинство Исповеди в другой храм. Для верности я исписал лист формата А4, исповедался, получил разрешение грехов, но… не был допущен к Причастию. Зато на следующей неделе, в Великий четверг, я первый раз в жизни Причастился.
Сейчас я очень рад, что батюшки заставили меня потрудиться и осознать к Кому и Зачем я пришёл в Церковь….»

Православный христианин Кирилл

Иногда говорят так: «Я заходил в церковь, но вот как-то меня недостаточно тепло встретили, поэтому я обижен». Знаете, я всегда отвечаю: «Как я вас понимаю. Однажды меня облаяли около кассы, когда я ходил в булочную, и теперь хлеба не ем категорически».

Протоиерей Дмитрий Смирнов.

В каких случаях священник может отказать в исповеди?

Не может совершаться таинство исповеди над не крещенными людьми, потому что в церковных таинствах (кроме Крещения) могут участвовать только члены Церкви. Также нельзя совершать исповедь, если человек не отдает себе отчета в своих действиях(например, находится без сознания, или если у человека помрачен рассудок, или он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т. п.). Священник может попросить прийти на исповедь в определенное время, если к нему обратились с просьбой об исповеди в то время, когда он это таинство совершить не может по объективным причинам. Во время исповеди священник может не прочитать разрешительную молитву, если пришедший на исповедь человек не кается в грехах,не имеет намерения прекратить тяжкие, смертные грехи.
протоиерей Александр Ильяшенко.

Рабы неключимые
«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»
(Лк. 17, 10)
Никто не удивляется, когда служащие, например, на войне, исполняют свой долг с истинным самоотвержением, забывая себя, чтобы строго следовать приказанию начальства. Все это находят совершенно естественным, и за одно исполнение долга никто из них не ожидает награды. Мы же слишком склонны приписывать себе некоторую долю достоинства в том, что нам иногда удается исполнить, забывая, что мы лишь рабы нашего Божественного Учителя, получившие от Него все и не стоящие ничего, что мы сами по себе ничего не можем достигнуть и получаем силу и возможность действовать только от Него.
Не будем же никогда забывать нашего полного ничтожества — сознавая, насколько все наши дела ничего не стоят сравнительно с тем, что мы получаем ежедневно от Господа. Кто же из нас вправе сказать искренно, что он исполнил все, что ему приказано? Но даже если бы это было так, будем всегда помнить, что мы лишь рабы, сделавшие то, что должны были сделать.

Я помню, пробовал перед ректором заступиться за одного из исключаемых семинаристов. Владыка говорит:

— Доказано — он не ночевал.

Я говорю:

— Ну и что, что не ночевал? Это же не означает, что он в это время чем-то непристойным занимался.

— Нет, это означает именно это!

А у меня за плечами в университетские годы сколько таких ночей, когда я ночевал не дома, а в общаге, да еще и с девчонками. Мы просто до утра сидели компанией, философствовали, обсуждали что-то. И мне было очень странно, что именно в церковной среде почему-то предполагается, что единственное, чем можно заняться ночью за стенами монастыря — это секс.

Таких моментов было довольно много, они очень досаждали. Но когда затем я встречался с людьми из мира, с этими липнущими к нам экскурсантами, вступал с ними в дискуссии — я вновь понимал, ради чего я здесь.

Этот опыт помогает и сейчас. Когда вы слышите от людей Церкви, официальных или неофициальных, что то, что вас смущает, вспомните, ради чего вы пришли. Вряд ли вы пришли в Церковь ради того, чтоб узнать, как относиться к Набокову или какие юбки носить. Поэтому если Вы с кем-то из нас в каком-то из этих вопросов не согласны, то это не повод, чтобы уйти из Церкви.

диакон Андрей Кураев

 

 

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Пожалуйста напишите комментарий
Пожалуйста, введите свое имя здесь