Четверг Страстной седмицы: Великий, а не чистый

0
1713

Великий четверг – день для православных и для христиан вообще очень значимый. В этот день воспоминается Тайная вечеря, а для православных людей — не только воспоминание, но и свершения её – вхождения внутрь Тайной Вечери.

Этот день в народе называют «Чистый четверг», и я боюсь, что это очень мешает его переживанию. Потому что в итоге атмосфера становится другой, акцент переносится на многих-многих людей, на хозяйственные нужды, на то, чтобы постираться, подготовиться к празднику.

Как у Пастернака?

У людей перед праздником уборка.

В стороне от этой толчеи

Отмываю миром из ведерка

Я стопы пречистые Твои.

Вот не надо в Великий четверг затевать уборку перед праздником.

Я вообще не понимаю, как эту суету совместить с церковным переживанием Страстной седмицы. Ритм литургической жизни Великого Четверга крайне тяжёлый. С утра – очень долгая литургия – во-первых, на ней много причастников, во-вторых, на ней заготовляют запасные Святые Дары на год вперёд, а в-третьих, это не просто литургия: она соединяется с другими уставными службами великого четверга – часами и вечерней.

Напомню, насколько важно утро Великого четверга. У социологов в разных странах, число реальных прихожан в том или ином храме, в той или иной конфессии (и католиков, и православных, и протестантов) принято подсчитывать именно по количеству причастников в этот день. В день, когда Церковь особым образом вспоминает Тайную Вечерю. По католическому понятию, Тайная вечеря входит в Церковь. Католики понимают Евхаристию как воспроизведение, протестанты – как воспоминание, но как бы то ни было, все живые члены Церкви в этот день – Великий четверг должны по возможности быть в Храме, именно с утра. Было бы желательно ощутить эту радость общецерковного Причастия.

Вечером совершается самая долгая служба в литургическом годовом цикле, которая называется «Двенадцать евангелий». Присутствие на этих службах христианина считается обязательным. Не потому, что его кто-то за уши туда тащит, а просто странно не пойти в эти дни на такие службы. Чтобы это совмещать еще и с уборкой по дому, надо, наверное, семижильным быть.

Я думаю, что тем людям, которые желают подготовиться к этим дням получше, можно просто взять рассказы Шмелёва, где описаны события Страстной седмицы.

Протодиакон Андрей Кураев

О суевериях православного праздника Великого (чистого) Четверга

«Существует странное, иногда почему-то тиражированное представление, что Чистый (Великий) четверг, когда нужно все мыть.

Развитие мысли легко представить, но никакого специального сверх банного дня, в который непременно нужно погрузиться в ванную пену и также произвести генеральную уборку дома, никак не подразумевается. Ни в этот, ни в последующие дни концентрация на быте церковная традиция не предполагает, а от переоценки бытовых приготовлений и прямо нас предостерегает.

Вечер Великого четверга связан со службой также весьма известной и в том числе и в русской литературной традиции, неоднократной описанной в классических произведениях, это служба 12-ти евангелий, или служба, где вспоминаются последовательно страдания Христа – на этом богослужении прочитываются последовательно 12 отрывков из всех четырех евангелистов, то повествование Священного писания, которое рассказывает о событиях земной жизни Христа от вечера четверга до утра субботы, когда он был уже во гробе. И вот эти 12 отрывков получили название 12-ти евангелий. Это, повторю, никак не означает умножение числа евангелистов или введение каких-то апокрифов в богослужение. Это очень значимая служба, также, как и служба четверга утром, на которую призываются к участию все так или иначе осознающие себя церковными православными христианами, а приглашаются, конечно, и те, кто не осознает себя церковными, но стремится приобщиться к церковной традиции.»

Протоиерей Максим Козлов

«Самое важное в Страстной седмице — это Христос, — напоминает митрополит Иларион (Алфеев). — Вообще, Христос — самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают» …

Учитывая сказанное ранее о суевериях связанных с Великим Четвергом и в частности с «четверговой свечой», становится также понятно, почему епископ Новосибирский Сергий (Соколов) на вопрос, будет ли он брать себе домой «четверговый огонь», ответил: «Я не огнепоклонник»

Мнят себя христианами, а поганские дела творят…

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» — одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль — символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи — ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» — и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль… и т.д

 

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Пожалуйста напишите комментарий
Пожалуйста, введите свое имя здесь