Как православная вера относится к суевериям

0
2539

Виды суеверий

  • Народные суеверия
  • Языческие суеверия
  • Фэн-шуй
  • Уфология
  • Астрология
  • Оккультизм
  • Любовный приворот
    Целительство
  • Околоцерковные суеверия

 

Православная вера и суеверие

«Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7).

Православная литература, раскрывающая суть и гибельность суеверий, к сожалению, редко встречается. Поэтому любое обличение суеверий в свете Православной истины, должно помочь в борьбе с их распространением. Давайте заглянем в тексты Ветхого Завета и Нового Завета, изречения Святых Отцов Православной Церкви, а так же в современные труды по теме.

Современный гуманитарный словарь-справочник сообщает нам следующее: “Суеверие — ложная вера; неполноценная, превратная убежденность.”

Блаженный Августин, учит, что «…сила различных суеверных действий зависит от частных наблюдений и предрассудков каждого, а не от них самих…». Когда человек духовно не преображается, духовные и душевные силы его ослабевают, и он в своей немощи, в поисках легкого пути к «духовности» обращается к суевериям — древней языческой проказе, которая и сегодня крайне опасна для христианина. Она поражает его сердце, душу и ум, удаляя от Бога.

В православном понимании источник суеверия есть удаление человека от истинного света, потеря им настоящего религиозного опыта. Подтверждение этому дает нам Священное Писание:

«Но как они (т.е. язычники), познавши, Бога… осуетились в умствованиях своих и омрачилось их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…» (Рим. 1, 21-23). Так объясняет апостол Павел происхождение идолопоклонства, или язычества, которое представляет в самом себе наиболее яркий и опасный вид суеверия

А также святые отцы Православной Церкви:

«Суеверие — смешное и забавное дело сатаны, впрочем, не только смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся».

«Если и есть суеверия у язычников, это никак не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез» — учит святитель Иоанн Златоуст. «Суеверие в мирских людях сопротивляется вере в промысл Божий».

Но, несмотря на это, по сегодняшний день среди христиан суеверия остаются: гадания по Библии, употребление суеверных молитв и заклинаний, вера в талисманы, гороскопы (как астрологические ,так и в символы года -зайцев,тигров ,кроликов ,обезъян и т.д  ,тварью подменяя Творца!!!), вера в домовых, водяных, леших, ведьм,НЛО, вера снам, предчувствиям, фен-шуй ,вера приметам и т.п.

Моисей, от имени Господа, дает своему народу заповедь: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей. Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 9-11).

О непослушании Господу говорил и пророк Иона: «…чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего» (Иона 2, 9).

Пророк Михей так высказывает мнение о лжепророках: «И устыдятся прозорливцы и посрамлены будут гадатели…» (Мих. 3, 7).

Всегда, везде и во всем нам необходимо полагаться на Бога и от Него Единого ожидать себе помощи. Где бы ни были, и что бы ни делали, говорить одно: «Господь со мною. Он все видит, все знает и что Ему угодно, то и сделает. Будь Его святая воля на все». Всякий почитающий Бога, принимаясь за дело, должен прежде поразмыслить, угодно ли оно Господу. Бог есть наш Творец, Промыслитель и Спаситель. Необходимо, согласно Священному Писанию, всегда быть готовым делать то, что повелевает нам Бог и усердно исполнять все заповеди Божии и не роптать на Бога, когда Он не делает того, чего бы нам хотелось. В Новом Завете Спаситель наш Иисус Христос ясно говорит, что жизнь вечная приобретается соблюдением заповедей:

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6 ,46);«Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мк. 7, 8).

Новый Завет не менее строго подходит к различным видам суеверий. Апостолы призывают оставаться твердыми в Православной вере, остерегаться влияния языческих обычаев, укрепляя своим примером: “Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу” (Рим. 4, 20).

“Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 5, 1).

Острожская первопечатная Библия — в 1581 году, вышла в свет только через 600 лет (!) после принятия христианства. Незнание Священного Писания способствовало активному росту суеверий, которые прочно вживались в умы непросвещенных светом истины людей.

Более того, многие образованные люди к началу XIX века начали воспринимать церковное учение как исполнение каких-то обрядов, доходящих до нелепости. Такое понимание учения естественным образом порождало еще большее сомнение в вере. Вера необходима на всех этапах духовной жизни человека, и она всегда остается выражением духовных устремлений человека.

За 70-80 лет борьбы с Церковью в XX веке, в церковную среду занесена была новая волна различных суеверий, предрассудков, «смешанных» с современными учениями.

«Те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят, равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, которые из всякого случая выводят предзнаменования», — все они грешат против первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, …да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Печально, что среди них есть люди, которые регулярно посещают храм и трудятся там во славу Божию. На приходах есть люди, считающие великим грехом изменить пустой обычай, отвергнуть бессмысленное поверье, и, в то же время, без смущения нарушающие заповеди Божии. И, как это ни странно, этим занимаются очень благочестивые христиане. В результате многие маловоцерковленные люди, не зная ни основ православной веры, ни основ истинного благочестия, слушают таких «знатоков», следуют их советам и думают, что пребывают в истинном благочестии.

Суеверные люди преданы своим ложным представлениям, они могут считать себя глубоко верующими, но суетная вера таких людей, по учению Священного Писания, совершенно противоположна истинной вере. Следовательно, есть вера ложная, вера лжи и благоволения к неправде (см.: 2 Фес. 2:11). Вместо того чтобы верить слову Божию и учению святой Православной Церкви, они предпочли верить неправде и идти своим путем, оставив путь истинный. Они добровольно входят в царство лжи, где вражеские силы принимают вид света, для того чтобы обмануть человека и удалить его от Истины и спасения во Христе.

Порой, даже часто ходящий в храм человек боится пожать руку или благословиться через дверной порог, далеко обходит черную кошку. Развитию суеверий весьма помогают средства массовой информации. В публикации газеты с тиражом 250 тыс. экз., читаем: «После праздника Рождества Христова наступают Святки. Испокон веков считалось, что в эту неделю вся нечисть отступает перед великой радостью Рождества и ничто не мешает заглянуть будущему в лицо. Тот нерусский, кто не безобразничает на Святки. В эту праздничную неделю, следующую за Рождеством, православным разрешалось все. Или почти все: пить неумеренно, драться, горланить песни на улицах… Не склонные же к активному отдыху граждане ходили в гости, катались с гор и на санях. Ну и, конечно, колядовали и гадали». А ведь мы знаем, что 36-ым правилом Лаодикийского собора извергали из Церкви. За разные гадания правилами соборными назначена шестилетняя епитимья.

Суеверий ТАК МНОГО, что все даже невозможно перечислить. Обычно такие люди чрезмерно верят в предчувствия, полностью полагаясь на них. При совпадении говорят: “Вот и сбылась примета”. По учению Православной Церкви, предчувствия по большей части бывают обманчивы, потому что способность к ним утрачена чрез грехопадение Адама.

СУЕВЕРИЙ ОЧЕНЬ МНОГО (дабы не соблазнить читающих ,даже перечеслять не имеет смысла ) думающий ,да разумеет!

И даже такое бывает! Рассказал один священник. Встретился он как-то со своим сокурсником по семинарии, с которым давно не виделся, и тот ему поведал следующую историю: «После окончания семинарии служил он в храме где-то в глубинке. Так вот после отпевания покойников ему бабульки постоянно блинчик приносили со словами «Ваш блинчик, батюшка, скушайте, не побрезгуйте». Ел он, не брезговал, чего бабулек расстраивать, и только через длительное время узнал, что блинчики со лба покойника были. Эти бабульки по суеверию, покойнику блинчик один на лоб клали, и съесть его обязан был священник по их мнению».
(а если батюшка съел ,то определенно душа умершего в раю!)
В христианском учении человек может найти ответ на все вопросы своего бытия, а в преподаваемой Церковью благодати получить достаточную помощь для борьбы со злом, с которым человек может встречаться в этой жизни. Познавшему истинного Бога и имеющему своим Спасителем Господа Иисуса Христа скверно искать себе помощи у низших тварей. Учение, смешанное с суеверием, с пережитками язычества и других верований, перестает быть чистым, преподанным для нас Самим Спасителем. Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что суеверия губительны для души и с ними необходима постоянная борьба.

Братья и сестры, если у Вас есть сомнения, просто спросите у священника как поступить, полагайтесь на волю Божью и не принимайте новой веры подаваемую под видом суеверий.

Господи, вразуми и помоги нам избавиться от неразумного благочестия!

С нами Бог!

Батюшка, скажите, можно ли православному христианину иметь в доме вещи иудейской символики? Моя подруга недавно ездила в Израиль и привезла иудейскую вещь, сказав мне, чтобы я повесила ее на входную дверь чтобы оберегать дом от беды. Я эту вещь повесила на дверь, но не входную, только потому, что эта вещь из Святой Земли. Подскажите, можно ли хранить эту вещь, или ее лучше убрать? Заранее благодарна за ответ.С уважением, Лена.

Здравствуй, Лена!

В первую очередь хочу сказать тебе, что обереги – это языческая атрибутика, у православных христиан не должно быть такого. Даже те иконы и кресты, которые имеются у нас в домах, не носят такой функции. Иконы – это образа тех, к кому мы прибегаем с молитвой. Что же касается иудейской символики, то скажу так – у нас есть своя, христианская символика. Зачем нам иная?

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Можно ли верить предсказаниям? Я говорю о предсказаниях глобального масштаба, все тот же 2010 год – год начала третьей мировой (это не утверждение). Страшно представить, что может случиться с человечеством, с природой, в общем, с жизнью на Земле. Об этом говорят, пишут… Страшно все это. Для меня это весьма трогательная тема, я много мечтаю о будущем, ставлю цели и стремлюсь их выполнять. Не зря ли все это? Прошу ответить на мои не до конца сформулированные вопросы. Заранее благодарю. Валерий

Здравствуйте, Валерий!

В последнее время в прессе и по телевидению все чаще пишут и говорят о различных предсказаниях конца света. Редкий экстрасенс или гадалка откажет себе в удовольствии сделать какой-нибудь прогноз по этому вопросу. Особенно часто сейчас муссируются предсказания Ванги – известной болгарской оккультистки (а вовсе не святой целительницы, как ее преподносят в СМИ). Для православного христианина все эти предсказания ничего не значат, ибо получены от лукавого. Поэтому не забивайте себе голову этими лживыми предсказаниями, а стремитесь к выполнению своих жизненных целей, которые Вы себе поставили. Самое главное, чтобы они не противоречили заповедям Божиим.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Здравствуйте, у меня к Вам вопрос. К нам на работу часто приходят люди из разных православных церквей, и продают иконы, ладанки и т.д. Они рассказывают, что такую-то икону нужно повесить дома там-то, и она помогает от того-то, а если хотите помощи от чего-то другого – купите другую икону, и повесьте там-то. Ведь можно весь дом обвешать иконами, и я сомневаюсь, что это поможет. Мне кажется, что помощи нужно просить у одного – у Бога, и неважно где висит дома у меня икона. Все это меня очень смущает. Мне кажется, они не правы, но ведь они приходят из православной церкви… Хотелось бы узнать Ваше мнение. Спасибо.
Светлана

Здравствуйте, Светлана!
Я подвергаю большому сомнению то, что эти люди являются представителями православных храмов Русской Православной Церкви. Иконы и ладанки продаются в храмах, у нас нет традиции разносить их по разным учреждениям для продажи. Возможно, это раскольники или даже сектанты. А может быть просто мошенники, прикрывающиеся именем Церкви ради наживы. Поэтому советую Вам спросить у этих людей какие-либо документы, подтверждающие их принадлежность к Русской Православной Церкви.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Добрый день!   Через подругу познакомилась с женщиной, которая по благословению батюшки (по ее словам), очищает от заговоров и тому подобных вещей. Она видит, кто в твоей или жизни твоих родителей желал зла и очищает от этого. Очищает молитвами и как домашние задание дает читать молитвы определенным образом и в определенное время. В моей душе сомнения, хочу понять, как православная церковь относится к таким вещам. Она не позиционирует себя как экстрасенс, маг или что-то в этом роде. В ее доме много икон, она читает молитвы, отправляет на исповедь в церковь…    Помогите  разобраться!
Наталья

Здравствуйте, Наталья!
Церковь никогда не давала, не дает, и не будет давать благословение на подобную деятельность. Думаю, что эта женщина говорит неправду. Прикрытие православной атрибутикой (иконами, молитвами и т.д.) – это давно известный прием, используемый оккультистами для привлечения клиентов. Не поддавайтесь на эти уловки, они от лукавого.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, «суея», пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры в благой Промысел Божий! Верим в какие-то «счастливые» и «несчастные» дни, в «тяжелые» и «легкие» дни. Боимся начать даже доброе дело в «тяжелый» день, нисколько не задумываясь, что до другого дня мы можем и не дожить. Верим всяким снам, толкуя их, гадаем по ним, обольстившись сновидениями, еще какие-то «пророческие» сны начинаем видеть и доходим через это до помрачения ума и болезни… Кайтесь Господу!

Господи, прости нас, грешных!

Бойтесь верить снам, чтобы не впасть в прелесть – страшное духовное заболевание!
И в храм мы приносим эти суеверия и держимся за них крепче, чем за истинное благочестие. И своими нелепыми замечаниями нарушаем молитву окружающих. Вот передают свечи – кто это надумал, что их надо передавать через правое плечо, а не наоборот? (Даже мозг засорять памятью об этом не хочется.) Надо только так передавать свечи, чтобы их не сломать, чтобы не толкать человека, занесшего руку для крестного знамения, и не совать ему в этот момент свечи. Или не передавать их в ответственные моменты богослужения, а немного попридержать их в руке, а потом тихо передать без всяких предрассудков.
Эти суеверия достались нам от далеких предков-язычников. Вот день Святой Троицы. Что у нас творится на кладбищах, на могилах, где стоят кресты! Это воистину черный день для наших усопших! Вместо молитвы, вместо свечей и курения ладана справляются на могилах в этот день настоящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, еще живым, что их ожидает по смерти. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попросите прощения у своих усопших родных за ужасные страдания, которые вы принесли им своим неразумением, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленопреклоненной молитвой о упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительнейшим для них.
А сейчас просите у Господа прощения за неразумие свое.

Господи, прости нас, грешных!

Мы верим всяким приметам и говорим, что не верить нельзя, потому что они исполняются. А вот преподобный Серафим отвечал в таком случае: «А ты не верь – и не будут исполняться!»

Господи, прости нас, грешных!

5. Многие грешат против первой заповеди Закона Божия, что из всякого случая выводят какие-то предзнаменования. Грешат тяжко перед Богом те, которые распускают всякие слухи: о голоде, наводнении, а некоторые доходят до указания точной даты кончины мира. Как можно угадывать то, о чем не знают даже Ангелы, а знает только Отец Небесный! Не менее грешим и мы, если слушаем и верим этим дерзким речам и предугадываниям.

Господи, прости нас, грешных!

6. Еще грешат против первой заповеди волшебники, колдуны, ворожеи и гадатели – все эти люди, которые оставили веру в силу Божию, а верят тайным силам тварей, особенно злых духов, и стараются действовать в союзе с ними во вред другим. Если есть среди вас такие грешники, надо покаяться лично, со слезами горчайшими перед Господом!
За участие в волшебстве Церковь запрещает общение с ней на 20 лет, наравне с убийцами. А закостеневших и некающихся совершенно извергает вон. Не утешайтесь, что теперь каждому можно переступить церковный порог и подойти к Святой Чаше. Людей, священника обмануть можно, но Бога-то кто и как может обмануть! Мы говорили в начале исповеди, как можно внутренне отлучить себя от Церкви, тогда внешне хоть и не выходи из храма, а благодать отступит! Ну а горчайший пример причащения Святых Христовых Тайн во осуждение – причащение Иуды.
Кайтесь, пока еще есть время, пока еще не постигла вас смерть, и вы окончательно не попали в общество злых демонов, к чьей помощи и содружеству прибегали до сих пор. Как это страшно! Подумать только: отрекшийся во время Таинства Крещения от сатаны и всех его дел христианин обращается к общению с ними. И еще смеет бесстрашно соединяться с Христом, приступая без раскаяния бесповоротного ко Святому Причащению! Не думайте и все остальные, стоящие здесь, что вот, мол, есть грешники, а мы, слава Богу, не колдуем! Если кто из вас гадал или обращался за помощью к колдунам, или лечился, или сам лечил заговорами кого-то, может, советовал кому обращаться за помощью к «бабке», грешит не менее самих колдунов, оставляя веру в силу Божию и ожидая помощи себе от этих людей.
Вы скажете: «Да ведь молитвы читаются и крестное знамение накладывается». А вот послушайте, чти говорит святитель Иоанн Златоуст: «Аще Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будет призывать, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых». Святая Церковь отлучает от Святого Причащения таких людей на пять-шесть лет.

Господи, прости нас, грешных!

Мы имеем такие Таинства Церкви, как Елеосвящение (или Соборование), установленное Церковью для лечения недугов, мы имеем великую святыню – крещенскую воду, мы имеем артос (пасхальный хлеб), наконец, мы в Таинстве Причащения соединяемся с Самим Богом! И в это мы мало верим, а вот бежать к «бабке» – это нам кажется настоящим и верным средством.
Господи, мы совершенно обезумели и запутались в понятиях, где свет, где тьма, где истина, где ложь!

Господи, прости нас, грешных!

7. Господи, мы настолько обезумели, что гадаем на Святом Евангелии, Библии, вместо того чтобы поучиться в них истинам веры. Мы гадаем на картах, а может, кто из вас еще и спиритизмом увлекается, крутит блюдца, вызывает каких-то духов (ясно, что не святых) и выспрашивает их о разных судьбах и событиях. Кайтесь Господу!

(архимандрит Иоанн Крестьянкин  «Опыт построения исповеди»)

Суеверия смешное и забавное внушение сатаны, впрочем только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Многим из христиан кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда — все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок…
…Что бедственнее такой жизни — все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?

(Святитель Василий Великий)

Можно ли носить чужие вещи?

Почему причащаются с одной ложки?

Если есть (суеверия) у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез.

святитель Иоанн Златоуст

«Верующий». Слово-то какое… Кто что под этим понимает: одни так называют лишь регулярно «практикующих», другие — всех, кто хотя бы не отрицает бытие «чего-то там». Для кого-то верить — значит жить по вере, а для кого-то достаточно время от времени «в минуту трудную» между просмотром гороскопа и визитом к знахарке взывать к Богу о помощи, и он уже при случае называет себя «глубоко верующим».

В советское время, на фоне официального атеизма, отрицавшего реальное существование чего-либо кроме материи как «объективной реальности, данной нам в ощущении», верующим считался всякий, кто позволял себе дерзость усомниться в господствующей доктрине и допустить, что кроме материи есть еще и другая реальность. И таких «верующих», в самом деле, было довольно много. А уж если человек еще и березу на Троицу ломал, да куличи святил на Пасху, да еще и за святой водой в очереди стоял на Крещение — это уже был глубоко религиозный человек, потому что он принимал участие в «отправлении культа».

Этот, по сути, советский критерий религиозности был прочно усвоен в том числе и в церковной среде. В Церкви человек или вне Ее определялось не тем, насколько он верен Богу словом, делом, помышлением, но фактом участия в религиозных действиях (даже если это участие свелось один раз в жизни к тому, что его принесли, распеленали, окрестили, спеленали… ну и только его и видели, пока вновь не внесли, крышку открыли, отпели, земелькой посыпали, закрыли, унесли). Тут и Сталин верующий, потому что «духовные школы открыл», и Брежнев (храм посетил как то, а его жена записки подала).

В итоге из критериев православной религиозности в массовом сознании почти исчез «преображенский» компонент. Преображается верой человек или нет — это как бы его частное дело, и прямого отношения к религиозной жизни как таковой словно и не имеет.

Вот маслица-земельки-сухарики-чугунки-платочки-тапочки — это да, признак «воцерковленности», а покаяние (μετανοια), «перемена ума» (μετανοεω значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей) — кто ж видел ум человека, кто зафиксировал, есть в нем перемены или нет? «Плоды покаяния» (Мф. 3; 8)? Ах, оставьте это… не всем же быть святыми! Мы — люди простые, без претензий, нам и так сойдет. Ведь сказано, что «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16; 16), так? Вот мы верим (ведь просим Бога о здоровье, благополучии, успешности, пользуемся «материальными носителями божественной энергии»), и мы крестились (или нас крестили, какая разница?), значит, спасены. Чего нам еще?

Такой вот стереотип сознания сформировался и распространился в нашей церковной и околоцерковной среде. И произошло это не без попустительства тех, кто Богом поставлен проповедовать покаяние, т. е. не одно лишь сокрушение о грехах в смысле сожаления о содеянном, а сокрушение самого греховного начала в себе (чем и является, в сущности, «сокрушение сердечное»), изменение по образу и подобию Создавшего, или, что по сути то же самое, внутреннее преображение личности.

Владимир Семеныч когда-то пел, что «удобную религию придумали индусы». Наши апологеты «мистико-ритуального» направления от них несильно отстали в приспособлении Православия под массового потребителя. Их вера — это «культ», к нему все сводится. Культ, но никак не преображающая религия; для них преображение личности — необязательный элемент, несущественный («человек не меняется»). Главное — верить в существование Бога и правильно в ритуальном отношении пользоваться Им, удовлетворяя свои религиозные нужды в рамках, очерченных государством или сообществом, частью которого они являются, жестко пресекая чей-либо выход за указанные пределы.

Эта позиция — не какая-нибудь безобидная глупость. Она не просто невежественна, она — богохульна и антигуманна, если хотите, потому что в сущности своей — отрицание неизгладимости образа Божия в человеке и пренебрежение его способностью к богоуподоблению, благодаря которой и происходит личностное преображение. Ибо если Преображение Господне — это «приоткрытие» ученикам сияния Божественной природы Спасителя, то преображение человека — воссоздание в нем богоподобной природы жизнью по вере.

Славя Преображение Господне, мы порой словно забываем одну существенную деталь этого события. Отец заключает свидетельство о Сыне словами: «Его слушайте» (Мф. 17;5; Мк. 9;7; Лк. 9;35). А ведь вся проповедь Спасителя — о преображении человека по образу Отца Небесного на примере Единородного Сына; это проповедь Сына об усыновлении Отцу всех, кто не только крестится, но самоотверженно берет свой крест и следует за Ним (Мк. 8;34), не только крестится во Христа, но и «облекается» в Него (Гал. 3;27).

Протоиерей Игорь Прекуп

Очень точно и для нашего времени…

Святой Златоуст пространно изображает состояние — плод омрачающего суеверия, поставленного на месте Промысла Божия. «Осуетившиеся умом как в рассуждении догматов, так и касательно жизни все говорят и делают так, как бы находились в темноте; человек, окруженный мраком, не видит ничего пред собой: он веревку принимает за ползущего змея или, зашедши в темное место, Думает, что его готов схватить человек или демон. И сколько тут страха и беспокойства! Подобных же вещей боятся (и язычники). Тамо убояшася страха, сказано, идеже не бе страх (Пс. 13, 5), а чего бы следовало страшиться, того они не страшатся, но подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей волны, так и эти эллины — настоящие дети, как и сказал об них некто: «Эллины — всегда дети».

Того, что не составляет греха, они боятся, как то: телесной неопрятности, одра, занимаемого мертвецом, погребения мертвых, роковых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда,— они и не думают считать за грех. Ты можешь видеть, как язычник обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что пение курицы по-петушью может иметь влияние на его счастие. Так они помрачены смыслом. У них много примет, устрашающих их. Например, такой-то, говорит иной,— первый встретился со мною, когда я выходил из дому: выйдет непременно тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне сандалии, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям.

Сам я, выходя из дому, ступил за порог левою ногою: и это предвещает несчастия. Это домашние неудачи. Когда же я вышел из дома, у меня правый глаз мигнул: это предвещает слезы. Равным образом и женщины,— когда при ткании то заденется что одно за другое, то издастся звук, — считают то за предвещание несчастия. И тысяча других у них достойных смеха суеверий. Закричит ли осел или петух, чихнет ли кто,— что ни случится, все тревожит их, так что они, как я сказал, как будто скованы тысячами уз и находятся во мраке и гораздо большем порабощении, чем невольники. Но мы не будем таковыми; напротив, осмеявши все такие суеверия, как чада света, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землею, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если же мы удаляемся от греха и стараемся не оскорблять Бога, то будем смеяться над всем другим, равно как и над первым виновником греха — диаволом».

 

Ошибка — когда Бог становится не целью, а средством для жизни. К сожалению, большинству людей Христос не нужен. Нужно людям, чтобы у них было всё хорошо; а Бог должен быть средством для этого. Нужно, что семья не распалась — пойти в церковь повенчаться. Нужно, чтобы дети не болели — крестить, причастить. Нужно, чтобы не сглазили, порчу не навели — песочек с могилки популярной подвижницы принести, в уголочках посыпать. Сын пьет — акафист Неупиваемой Чаше прочитать. Муж бьет — в паломничество съездить. Мы видим, что труд направляется не на то, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а на то, чтобы получить что-то от Бога. Бог выступает как гарант нашей благополучной жизни. Сыне, даждь Ми сердце твое,- говорит Христос, — а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам.

иг. Даниил Ирбитс

Что Бог не попустит, то никогда не случится. А мы думаем, что можем избежать чего-то плохого, стуча пальцами по столу и приговаривая: «Тьфу, тьфу». Это обнажает наше непотребство, наше неверие, наше убожество. Верим в случайность, а не в Промысел Божий, верим в судьбу, а не в Бога Вседержителя, в руке Которого благополучие или не благополучие не только отдельно взятых людей, но и судьбы всего мира. Прости, Господи, наше неразумие. Дай прикоснуться к Твоей Премудрости не в будущей, вечной жизни, но ещё здесь, на земле. Иначе мы погибнем не от чего-нибудь, а от неразумия! Многие хотят стать героями, но мало кто хочет стать святым. Почему? — Потому что к героизму ведёт славолюбие и ложное бессмертие, а путь к святости — ежедневный крест, распинание страстей. На героизме основана культура. А на Вере в Бога — вечная жизнь.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Пожалуйста напишите комментарий
Пожалуйста, введите свое имя здесь