У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки, хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.
Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий. Оттого-то для иноков и обязательно посещение службы. Правда, по неотложным делам иногда разрешается не ходить ко всем службам, но при возможности это вменяется в необходимую обязанность. У нас в скиту даже обходят келии по праздникам, чтобы никто не уклонился от церковной службы.
Преподобный Варсонофий Оптинский
Ибо не то опасно, что борют нас страсти, и мы боремся с ними; но бедственно то, если по лености падем перед сопротивниками.
( Преподобный Ефрем Сирин )
И болезни, и беcсоницу с терпением переноси. Видно, так Господу угодно, и надо потерпеть.
Через разговоры впадаешь в грех осуждения, ведущий к погибели души.
Если от похвалы чувствуешь удовольствие, значит нет смирения .
Поучать можно лишь тогда, когда у слушающего есть к этому расположение.
В словах самооправдания всегда кроется непокорность и гордость.
Не завидуй тем, кто живет спокойно. Терпеть скорби — гораздо лучше, нежели жить спокойно.
ПРЕПОДОБНЫЙ ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ ИОСИФ
История сохранила замечательные слова, которыми Паисий Святогорец утешал одну монахиню.
«Радуйся, что допускаешь огрехи и не отчаивайся. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаем себя и стараемся исправиться. Это освобождает от иллюзий. Я радуюсь, когда проявляется какая-нибудь моя слабость, когда вылезают наружу страсти. Если бы страсти не проявлялись, я бы думал, что достиг святости, в то время как семена страстей тайно жили бы в моем сердце».