С точки зрения грядущего воскресения мертвых, кладбище есть место будущего восстания усопших. Само слово «кладбище» происходит от слова «класть». Там положены скошенные смертью люди для того, чтобы Бог поднял их в последний День. Именно ожидание воскресения делает кладбище в наших глазах местом временного упокоения усопших и требует к себе благоговейного отношения.
Там не только не должно быть грязи и беспорядка, безумного шума и громких мирских голосов. Там должна быть молитва. Христос – сей Первенец из мертвых, Который Своим воскресением проложил дорогу к воскресению всякой плоти, принимает наши хвалы и молитвы на месте упокоения наших сродников.
Христос – победитель смерти. Она сильнее любого силача и любого гения, как индивидуального, так и коллективного. Но Христос сильнее ее. И Он – единственное утешение, единственная надежда и единственный Путь из земли мертвых в землю живых.
Что есть Пасха наша, как не ликование о победе Христа над смертью?!
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», — так поется в пасхальном каноне.
Именно с этой пасхальной радостью нужно и идти на гробы милых сердцу людей в дни празднования Воскресения Христова. «Христос воскресе!» — говорят в эти дни друг другу верующие люди. Те же слова можно сказать и усопшим, поскольку в них – ожидание будущего восстания и обновления.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Обращение души к Богу – воскресение от смерти к жизни.
Тогда начинает человек жить, когда он начинает жить с Богом. Для духовной жизни души воскресли слышанием гласа Сына Божия. Мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. Голос Христов должен быть услышан нами, чтобы мы могли жить им.
Наступает время последнего суда, всеобщего воскресения. Это время, несомненно, придет, оно приближается с каждым днем. Когда оно придет – мы не знаем. Но мы знаем, мы воскреснем – все, находящиеся в гробах. Христос говорит нам здесь, что все должны явиться перед Судией, и потому все воскреснут. Гроб – темница мертвых тел, в которую они заключены до времени. И это место покоя, где они спят, пока не будут пробуждены к воскрешению. Они услышат глас Сына Божия. Этот глас будет исполнен Божественной силы и жизни, и заставить всех повиноваться ему.
Они выйдут из гробов и предстанут перед судом Христовым. Они восстанут для вечного блаженства или вечных мук – в зависимости от их отношений со Христом. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. В этот великий день радость будет только для тех, кто творил добро. А для делавших зло это будет жизнь, исполненная как бы вечного умирания. Господу Иисусу Христу дана вся власть на небе и на земле. Судящим нечестивых будет Тот же, Кто предложил им Свое спасение.
Господь говорит: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Нам открывается, от чего зависит наше общение с Богом или лишение его. От того, как мы слушаем слово Христово и как исполняем его. В нем – совершенная воля Отца Небесного, которую исполняет Христос. С тем, чтобы как Он и Отец – одно, так и мы с Ним по дару Его были одно – в единой вечной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Протоиерей Александр Шаргунов