По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть: что здесь посеешь, то там и пожнешь. Здесь – делание, там – воздаяние, здесь – подвиг, там – венцы.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн
Очень важно помнить, что смерть находится в руках Бога. Он говорит: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32, 39). И Христос в Апокалипсисе говорит: «…имею в руках ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18). Ключи в руках Спасителя на иконе являются символом того, что Господь безраздельно властвует над адом и смертью. Заметьте, что ключей от Рая у Него нет. Они хранятся у апостолов и их преемников, то есть у священников, которые отпускают людям грехи.
Иерей Даниил Сысоев
«Безнравственно утешать умирающих — ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность».
св. княгиня Елисавета Фёдоровна
Нужно опасаться, чтобы у немощного не было и покаяние немощное,а у умирающего- мертвое.
Свт. Тихон Задонский
Ибо только в сей жизни можно последовать Христу, а после нее уже затворяются двери (спасения) и уже не будет времени к исполнению заповедей Божиих. (блж.Феофилакт Болгарский)
Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучать).
святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Сейчас Господь еще милостиво принимает кающихся грешников и прощает их — как с любовью был прощен и с ласкою принят в отеческие объятия евангельский блудный сын. По смерти же — нет покаяния: каким ты перешел в загробный мир, таким и предстанешь на Страшный Суд.»
Епископ Феодор (Текучёв)
Ты хотел бы, чтобы Господь на Страшном Своем Суде помиловал всех грешников. Снова ты искушаешь Господа, как искушал Его противник Божий на Горе искушений? «Если Ты Сын Божий многомилостивый, помилуй Иуду и Каина и всех грешников, и поклонюсь Тебе»,– такими словами можно выразить твое испытывание Христа. Господь мог бы ответить тебе на это: «Разве был Я немилостив, когда из вечной славы Своей сошел во мрак человеческий и всего Себя предал в жертву за людей? Как помиловать Мне тех, кто никогда не просил Моей милости? Кто до последнего вздоха презирал предложенную им милость? Кто кровь наследников Моих проливал, как воду? И кто до конца оставался рабом сатаны?»
Из письма Святителя Николай Сербского о спасении всех грешников
Не льстите себе,– не заблуждайтесь, не обманывайтесь, не льстите себя пустыми надеждами, будто грех ничего. «Здесь Апостол разумеет некоторых, говоривших, как и ныне многие говорят: Бог человеколюбив и благ, Он не мстит за преступления, нам нечего бояться, Он никогда не накажет ни за какой грех. Посему и говорит: не льстите себе. Ибо крайнее обольщение и заблуждение – надеясь приятного, получить противное и думать о Боге так, как не думают и о человеке. Потому пророк говорит от лица Божия: вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21)» (святой Златоуст). Как ни нелепы такие мысли, однако ж все грешники всегда их держат. Враг уж так набивает им в голову. Только, когда, по милости Божией, начнут каяться, сознают, что были в обмане, и ясно видят, что у Бога милость милостью, а правда правдою. Благ Он беспредельно; но и праведен не меньше. Потому страха Его да убоимся.
свт. Феофан Затворник