Церковь – это не то место, где учат детей быть хорошими, чтобы они потом не стали принимать наркотики и не попали в тюрьму, а место, где учатся любить Бога. Кто хочет только того, чтобы его дети были хорошими, тот пусть водит их не в церковь. Пусть он водит их в какое-нибудь другое место. Никакой нужды нет водить их для этого в церковь, мучить их стоянием с раннего утра, с 7 часов, в храме. Пусть водит их в другие места – ведь есть столько мест, групп, систем обучения, где детей учат быть хорошими.
Человек, приходя в Церковь, должен научиться любить Бога. Если он не поймет этого, то он ничего не добьется. Говоря «любить Бога», я имею в виду не какого-то абстрактного бога, сидящего где-то за облаками, которого мы хотели бы любить, но только он – в своем доме, а мы – в своем. Я имею в виду: любить Иисуса Христа; говоря «чтобы он любил Его», имею в виду: любить Его больше всего. Если ты любишь, то ты любишь самоотверженно, в противном случае ты не любишь.
Скажут мне: «Хорошо, значит, чтобы любить Бога, я должен стать монахом?»
Нет, конечно! Кто тебе сказал такое? Ты можешь любить Бога и жениться, и совершить тысячу дел, и жить в обществе, спору нет. Любовь к Богу, однако, должна быть для тебя на первом месте, а не так, что сначала другие дела, а потом уже любовь к Богу. Если ты ставишь другие дела на первое место, а уже затем – любовь к Богу, тогда это и не любовь, а приспособление, подлаживание.
Получается, что мы хотим держать Бога в уголке – на всякий случай, чтобы у нас не было проблем: чтобы Он не прогневался и мы не заболели бы или с нами чего-нибудь не случилось бы. Так что иногда Бог бывает нужен нам, и поэтому не будем упускать Его, чтобы, когда Он нам потребуется, мы Его позвали бы – и Он вышел бы из угла. Или, когда умрем, чтобы Он поселил нас в раю.
Нет, не так надо. Потому и Христос говорит нам, что Он не хочет теплохладности. Он сказал, что выплюнет, изблюет того, кто теплохладен (Откр. 3: 15–16.). Бог не желает такого. Бог хочет, чтобы ты Его любил…
(митрополит Лимассольский Афанасий.)
«- Ребенок должен ходить в храм с удовольствием. Посещение храма должно доставлять радость.
Это не то, что храм – это развлечение, нет. Но то место, где он может встречаться с настоящими друзьями. Если воскресная школа радости ребенку не доставляет, забирайте его поскорее оттуда. Если он приходит туда отсиживать штаны, как на уроках, забирайте его поскорее оттуда. Хуже не бывает!
Вот опять же, воскресная школа. А зачем она нужна? Чтобы впихнуть какие-то знания благочестия? Да не нужны они никому, если это не радость.
Принцип жизни воскресной школы – радость. Школа радости! Когда детям весело, детям интересно, детям приятно друг с другом общаться. А когда это превращается в принудительную систему, то нужно поскорее бежать оттуда. Потому что это будет не то, это будет тяжесть, а ребенку не нужно тяжести в церкви. Духовная жизнь и так тяжела. Все должно быть в радость. Будет радость – будет и желание. Не будет радости — ничем не заставите, ничем не объясните. Нужно на каком-то этапе вдалбливать, что это нужно, да, это необходимо. Но это только до какого-то периода.
— А разве дети не сопротивляются ходить в музыкальную школу, например? Протестуют, а когда вырастают, благодарят родителей, что их заставляли учиться музыке. И в православные гимназии не все дети ходят с желанием, а потом…
— Православная гимназия – это общеобразовательная школа. Это школа, в которой так или иначе ребенок учится. Есть более удачные, есть менее удачные гимназии.
Но тем не менее есть внешняя обязанность, когда ребенок должен учиться, и вместе с этим ему дают и навыки духовной жизни. Но и школа тоже должна быть радостной. Радость не значит – безответственность и разгульное веселье. Радость может быть и в труде, если этот труд осмыслен и дает отдачу.
А если все на формальном уровне происходит…Родители знают, что с детьми занимаются. А кто занимается, чем занимается, весело ему или скучно ему там?
Недалеко от нас есть храм Космы и Дамиана на Маросейке, у них там при приходе есть «Клуб ветеранов воскресной школы». Дети, окончившие воскреску, собираются там много лет подряд! Вот это была воскресная школа, которая так сплотила ребят, — походами, играми, спортивными мероприятиями, общей настоящей жизнью, — что много лет спустя они продолжают собираться. Отец Федор говорит: «Выгнать не могу этих ветеранов…» Вот такой должна быть воскресная школа. А если ребенку скучно и тяжело, то как можно скорее оттуда уходите.
И еще важно: обычная пища необходима человеку, но больше, чем ты можешь, ты ее не съешь. Иначе пища принесет вред. И здесь тоже надо понимать меру восприятия ребенком Божественного слова, Божественной благодати. Не каждый может долго находиться в присутствии Бога. Все это надо тонко и сердечно чувствовать — где соблюсти меру, как ребенка не перегрузить, дать ребенку именно столько, сколько он способен вместить. Чтобы ребенка не насиловать, не перегружать. Чтобы возвращался он из храма радостный, наполненный, но не переполненный так, что в следующий раз он уже и не мог бы воспринимать …
— Что может не понравиться ребенку в храме?
Его может кто-то напугать, ему может не понравиться громкий голос дьякона, например. Надо внимательно прислушиваться к детям, чтобы от каких-то вещей их сохранить. Надо подумать, в каком месте храма стоять. Родители обычно стоят в привычном для себя месте, а детям там, может, ничего не видно кроме ног и спин впереди стоящих прихожан. Иконы для них закрыты. Он начинает бегать, шалить, а как иначе? Надо продумать, как встать в храме, чтобы детям виден был бы священник, иконостас, красота икон.
Может так получиться, что заходит семья в центральную часть храма, а там стоит какой-нибудь благочестивый господин, который считает, что это его место и не уступит его никому. Это тоже может ребенка напугать. Родители не должны смущаться, не должны бояться отодвинуть такого человека, сказав, что это место для женщин с детьми и для инвалидов. Родителями должны быть восприняты такие вещи: детей в храме надо уметь защитить. Родители должны иметь правильное представление о том, в какое время в храм прийти, к какому моменту богослужения, сколько ребенок может выдержать.
Есть какие-то вещи, которые сами по себе ни плохие, ни хорошие. Но детьми и взрослыми воспринимаются по-разному.
И, к сожалению, люди, у которых нет детей, совершенно не понимают проблем родителей, приходящих в храм с детьми. Они не готовы терпеть, уступить место, даже просто заметить этих детей. Дети их раздражают, не дают им благочестиво молиться.
Но сейчас есть возможность выбрать храм, где детям будет хорошо. И родители должны об этом в первую очередь задуматься. Где такой храм, где моим детям будет удобно, где ими будут заниматься, где на них не будут шикать, где с ними на исповеди будут внимательно беседовать? В этом — главная задача родителей.»
Протоиерей Алексей Уминский.
Дети и духовная жизнь
– Геронда, одна мать даёт своему ребёнку святую воду, а ребёнок её выплёвывает. Что делать в этом случае?
– Ей надо молиться за ребёнка. Возможно, она даёт ему святую воду так, что это вызывает у него противление. Для того чтобы дети шли по Божиему пути, родители тоже должны жить правильной духовной жизнью. Некоторые родители, ходящие в церковь, стараются помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует спасение их души, а потому, что они хотят иметь хороших детей. То есть их больше беспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем-то, что их дети могут попасть в вечную муку. Но как в таком случае поможет Бог? Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость. Святая жизнь родителей извещает детские души, и потом дети легко подчиняются [отцу и матери]. Так они растут, имея благоговение и двойное здоровье, избегая душевных повреждений. Если родители закручивают своим детям гайки, будучи побуждаемы к этому страхом Божиим, то Бог помогает и ребёнок получает помощь. Однако если они делают это от эгоизма, то Бог не помогает. Часто дети страдают от родительской гордости.
– Геронда, иногда матери спрашивают нас, как и сколько должны молиться трёх-четырёхлетние дети?
– А вы им скажите: «Ты – мама, вот ты и гляди, на сколько у твоего малыша хватит силёнок». Здесь устав ни к чему.
старец Паисий Святогорец
Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей,
За нами — только пустота,
А впереди — лишь смерти тень.
Что значит листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут стволы, питая их.
Как будто листья в том лесу —
Для мира дети; их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами.
Императрица Александра Фёдоровна ( 1899 г.)