Когда и как следует приучать ребенка к религии и вере? И нужно ли это делать вообще? Эти вопросы встают у многих семей, в которых подрастают дети. Ведь всем известно, что в наш современный век соблазнов очень трудно устоять от многих искушений, которые в религиях многих народов считаются грехом. Когда мы видим вокруг нас, сколько насилия совершается несовершеннолетними, как дети гибнут от наркотиков, как крадут у родителей последние деньги, чтобы поиграть в автоматах, мы со скрытым ужасом думаем, что с нашими детьми такого не случится. Но ведь случается это с теми, которые тоже так думали!
В семьях верующих с детства существуют свои внутри семейные законы и запреты
Их дети вырастают, может быть, не совсем в такой среде, как другие (среди неумеренного и бесконтрольного потребления телевизионных программ и Интернета), но за них родители всегда спокойны. Они уверены, что никто из их детей не станет воровать и убивать, никто из дочерей не станет проституткой, никто не будет пробовать наркотики, потому что понятия «добра» и «зла» ими были впитаны с детства, с младых ногтей им внушают, что такое «грех».
На вопрос — Приучать ли детей к религии? — нет однозначного ответа.
Ребенок, прежде всего, учится на примере собственных родителей. Если он воспитывается в семье верующих, то он видит с рождения вокруг себя иконы или другие религиозные атрибуты, относящиеся, к примеру, к мусульманству или иудаизму. Ребенок с самого младшего возраста видит, как его родные совершают молитву, другие ритуалы, связанные с религией его семьи, и понимает это, как само собой разумеющееся, он с детства впитывает традиции своей семьи и его уже не надо приучать этому специально, через силу и сопротивление. Как только он научится читать, он сам попросит дать ему священную книгу вашей семьи. Совсем по-другому складывается, когда родители принадлежат к той прослойке общества, которые рассуждают так:
«Я в Бога верю, но в церковь не хожу. Я верю в душе, но молитв не знаю, молюсь Богу, как умею».
Такие рассуждения можно отнести к очень гибкой позиции типа «и вашим, и нашим». На самом деле, такими людьми и не отрицается существование Бога, но они и не хотят выглядеть так, чтобы выделяться из толпы. Удобная позиция, но в ней слаба сама вера. Такие родители, конечно, понимают, что вера ничему плохому не учит, а как раз наоборот, учит добру. Они смотрят на своего 3-х или 4-летнего кроху и думают:
Может, пора почитать ему Библию, хотя бы детскую?
Или так: «Может быть, завести с ним разговор о Боге? Или, может, рано? А когда пора?». Если родители никогда не молились и не упоминали в своем доме о Боге, то все эти разговоры уйдут впустую. Малыш просто не поймет. При таком подходе Библия станет ему, в лучшем случае, очередной занимательной сказкой, которую он быстро забудет. И чем ребенок будет становиться старше, тем труднее с ним будет завести этот разговор. Воспитание детей в религиозных семьях происходит легче, менее болезненно проходят дети кризис переходного возраста. Дети верующих никогда не становятся ни готами, ни эмо, ни скинхедами, ни сатанистами. Их жизнь и без того полна и насыщенна духовно.
Чаще других эти семьи многодетны, но у родителей на всех хватает и сил, и времени. Старшие дети всегда заботятся о младших, каждый из них с детства приучается к взаимопомощи и любви к ближнему. В то время как, казалось бы, во вполне благополучной семье, где папа и мама работают, а единственный ребенок, придя из школы, не знает чем себя занять, находит себе компанию, в которой не всегда его научат хорошему. Именно от одиночества и пустоты в душе ему хочется чем-то выделиться, чтоб его заметили. В нашей стране существует свобода вероисповедания.
Каждый человек вправе сам решать, быть ли ему верующим.
Но ребенка этому научить нельзя. Если родители верующие, он будет с детства верить сам. Если родители – атеисты или сомневающиеся, то и ребенок, подрастая в такой семье, не будет иметь в душе веры. Скорее всего, по убеждениям он таким и останется, как его родители. Но бывают случаи, когда, уже, будучи взрослым, человек сам начинает понимать эту сложную философию жизни, делая выводы из собственного опыта, особенно, когда его постигает какая-то беда. Он начинает думать:
Что такое я страшное в жизни совершил, что меня так наказывает Бог?
И тогда начинается переосмысление жизни, и человек начинает вспоминать все свои проступки и всех, кого обидел в жизни. Итак, нужно ли приучать ребенка к религии? Наверно, нет. Неверующему человеку это не под силу. А у верующего такого вопроса не возникнет.