Часто нам кажется, что наши вопросы и сомнения не имеют ответа, что они разрушают всю картину мира, которую даёт религия, и… что они абсолютно оригинальны. Это останавливает нас в поиске истины, но на поверку оказывается, что причина стагнации – наша лень.
Каждый из нас имеет немалый багаж знаний о вещах, второстепенных с точки зрения вечности, то есть посмертного пути человека (профессиональные знания, политика, экономика, техника, спорт…). Уровень же знаний в области накопленного человечеством религиозного опыта, смысла жизни, как правило, очень низок, зачастую это наивные, поверхностные суждения. Мы не имеем элементарной информации о том, как предыдущие поколения рассматривали вопросы бытия, к чему стремились, на основании каких идей строили свои философские системы, чего достигали лучшие их представители и кто были их духовные лидеры.
Мы находимся в огромном преимуществе по сравнению с предшествующими поколениями: множество книг, ответы священников прямо в Интернете, свободное посещение храмов, поездки по святым местам. Тем более что вопросы-то эти в большинстве случаев стандартные, ответы на них существуют в десятках источников.
Мы взяли на себя смелость дать несколько советов относительно наиболее типичных ситуаций.
• Многим очень хочется занять по отношению к Богу некую нейтральную позицию, мол, мы же не против, но без фанатизма. Увы, это самообман. В духовном мире нет середины: не стремясь к Богу, мы отвергаем Его.
• Существует большой соблазн критиковать воцерковлённых людей, с возмущением смакуя их поступки и успокаиваясь в своей пассивности. Не делайте этой ошибки. Эти люди встали на путь очищения и спасения своей души, и, им даны Церковью все необходимые для этого средства. Войдя в Церковь, человек не приобретает святость автоматически, но он встаёт на единственный путь, который к ней ведёт.
• Часто мы склонны идеализировать священника и на этой базе находить множество «отклонений от идеала» Священники являются проводниками благодати (Божественной любви к человеку), врученной им при рукоположении на основании апостольской преемственности, а в остальном это обычные люди, со своими достоинствами и недостатками. Не пытайтесь найти себе «особенного» батюшку, отвечающего Вашим представлениям о «правильном» священнике. Такие поиски Вам не на пользу, зато прекрасно помогают оправдывать свою невоцерковленность.
• Вы читали в газетах про злоупотребления среди высшего церковного духовенства и поэтому не ходите в храм? Считаете, что Церковь все больше срастается с властью? Не путайте понятия. Храм – это место встречи человека с Богом в Таинстве Евхаристии (Таинстве Причащения), а не митрополичьи покои или пресловутые «поповские мерседесы».
• Православие смущает Вас своей догматичностью, а Вы – человек современный, свободный и дорожите широтой взглядов. Попробуйте заменить слово «косный» на «вечный» . Если Вам кто-то скажет, что Церковь запрещает смотреть телевизор или читать об отце Брауне – не верьте, лишь совесть человека и его духовный опыт могут ограничить его в этом.
• Вы должны быть готовы к тому, что, пытаясь прийти к вере, столкнётесь с внешними и внутренними трудностями. Вы не оригинальны – они называются искушениями. Вас окружит множество перспектив, неожиданных забот, увлечений, может быть, даже сложностей. Будьте тверды, ибо «Если Бог за нас, то кто против нас» (Рим.8:31).
• Вы боитесь, что, придя в храм, сделаете что-то «не по правилам» и навлечете на себя нападки «злобных бабок»? В настоящее время это очень большая редкость, почти экзотика. Подавляющее большинство священников пресекают подобные выпады. Если Вам сделали замечание, вникните в его суть, возможно, для него действительно есть основания. Если все же конфликт происходит, будьте спокойны, вежливы и тверды. Помните, что распоряжаться в храме, делать замечания прихожанам и давать навязчивые советы данная пожилая женщина никем и никогда не была уполномочена. (См. также предыдущий пункт…)
• Избегайте православных «страшилок». Захватывающие рассказы об ИНН, современных пророках, точно известных «концах светам» и проч. никакого отношения к Православию не имеют. Бессмысленно тратить время на бесплодную борьбу с внешними врагами, когда Вы еще не разобрались со своим «внутренним человеком» .
• Можно бесконечно долго ощущать себя «неготовым», оттягивая и оттягивая свой приход в Церковь. Не бойтесь ошибок, нельзя научиться плавать, не войдя в воду.
• Вы – свободный человек, и Вы останетесь свободным, переступив порог храма. Православный храм – не секта. Никто и ничто, кроме Вашей веры, не будет диктовать Вам, как строить свою жизнь, принуждать к каким-либо поступкам или в чем-то ограничивать. . Другое дело, что в Церкви Ваши представления о свободе наполнятся совершенно новым и прекрасным содержанием. «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна).