В этом месяце похоронила родного отца и столкнулась со следующей ситуацией. Здесь, в России, мой духовник говорит о чтении духовной литературы в помощь православному «Как правильно захоронить усопшего»: крест в ноги, дальнейшее Второе Пришествие и так далее, как это будет. Приезжаю на Украину хоронить отца. Там мне местный священник говорит: «у нас даже в храме не принято отпевать (но, в конечном счете, соглашается с моей просьбой и делает это), а на кладбище, категорически указывая мне на свой крест, показывает, что здесь хоронят с крестом в ногах только священников. Собственно, я скажу, как я поступила, исходя из прочитанного в православной литературе и сказанного мне российским духовником. Наперекор украинскому священнику, я поступила следующим образом: поставила крест в ноги, хотя даже человек, который закапывал, боролся со мной до последнего. Получила сложную ситуацию на кладбище, просто осуждение среди присутствующих провожающих. Было очень тяжело. Помогите успокоить душу: все-таки я правильно поступила?
Ответ
Хочу вам сказать, что вы напрасно придаете такое большое значение этой внешней стороне, в частности, погребения. Я думаю, что вы поступили правильно и то разногласие, которое увидели, вернее, того священника на Украине, мне кажется — это его личная точка зрения, а вовсе не церковная. Поэтому вы поступили в целом правильно, но скажу вам, и это, может быть, отнесется и ко многим другим вопросам – не придавайте особенного большого значения вот этим всем внешним формам. Они условны, это обычаи, это не догмы, это не вера, это не спасение человека и даже не помощь в спасении. Даже если поставили крест иначе, это ни в коем случае не повлияло бы на судьбу умершего.
Знайте это: эти внешние формы не меняют нисколько судьбы. Это все внешнее, так же, как ходили у нас с крестным ходом по солнцу, потом стали ходить с крестом против солнца. Неужели, вы думаете, это имеет какое-то значение? Это же церковная дисциплина, которая не имеет ни малейшего значения для спасения человека, но дисциплина всюду нужна. Крестились двумя перстами, потом стали тремя перстами. Сергий Преподобный, скорее всего, двумя крестился, Серафим Саровский – тремя. Как в церкви учат, пожалуйста, так и будем. А первые христиане и пятью пальцами крестились, и одним пальцем. Пожалуйста, не беспокойтесь вы об этих внешних формах. Нужно просто следовать дисциплине, которая есть, вот сознательно противоречить, конечно, не стоит, а следовать нужно, вот и все. Так что будьте спокойны. Я думаю, что ничего худого у вас нет.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…
иеромонах Серафим Роуз
«Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, — жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека и он приходит домой».
Митрополит Антоний Сурожский.