Что же такое беснование? В той крайней форме, которая представлена в Евангельском повествовании, — это, конечно, полное, безграничное господство темной силы над духовной и физической природой человека. И мысли, и чувства, и движения — все в руках этой силы, которая, по природе своей не имея способности принести пользу, приносит не просто вред, но ввергает жизнь в полный кошмар. Собственно говоря, это уже не человеческая жизнь. В ней нет ничего человеческого, а только боль, страдание, скорбь, гнев, потому что над человеком господствует злой дух. Конечно, это крайняя форма беснования, но сила зла действительно способна оказывать реальное влияние на людей.
Всякий раз, когда мы, поддаваясь искушениям, сознательно совершаем грех, мы становимся в какой-то степени бесноватыми. Часть нашей воли, нашего разума и наших чувств оккупируются злой силой настолько, что даже наши религиозные убеждения, наша вера, наша знание Священного Писания не удерживают нас от совершения греха — грех господствует над нами.
К счастью, очень часто после этого приходит раскаяние. Человек раскаивается пред Господом в своих мыслях и поступках, и даже в самый момент совершения греха в глубине души сознает, что поступает по диавольской воле, что нарушает волю Божию. Поэтому временные беснования наши, — а каждый проходил и проходит через то, о чем сейчас идет речь, — сменяются присутствием благодати Божией, которая подается нам через наше раскаяние, через осознание наших грехов, через принятие Святых Христовых Таин.
Но временное беснование может расширять свое пространство в душе человека. Если совершаем грех один раз, затем второй, третий, пятый, десятый, если привыкаем к греху, если находим какие-то объяснения, в том числе псевдобогословские, своим падениям и своим грехам, то пространство беснования в нашей душе расширяется. А если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Этой чертой является потеря способности отличать добро от зла, а грех — от правды Божией. Когда это происходит в жизни отдельного человека, значит, чаша весов склонилась в сторону зла, перешла через некий баланс. И, если не произойдет чудо Божие, эта чаша весов с ускорением устремляется вниз, в бездну, и человек становится добычей темной силы, — тогда уже мало что может его спасти.
Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. Успокаивая и убеждая себя в правоте действий, мы смешиваем понятия добра и зла. Если вовремя не остановиться, не осознать, не раскаяться, не взмолиться о пощаде к Богу, не принять Святых Христовых Таин, то это падение может быть необратимым.
Но все то, что справедливо в отношении человека, справедливо и в отношении человеческого общества. И переживаемая нами эпоха отличается от всех предыдущих тем, что смешение добра и зла, полное забвение, игнорирование, отрицание Божиего закона — на уровне мировоззрения, убеждений и действий каждого человека, — становятся сегодня не просто возможными, но нередко и оправдываемыми, в том числе законодательно, как это мы видим в целом ряде стран мира, когда грех, испепеленный огнем и серой над градами Содомом и Гоморрой, ныне провозглашается правом людей и, более того, защищается законом.
Если человек теряет способность отличать добро от зла, если голос его совести спит, если он постоянно оправдывает совершение греха, он становится не просто отчасти бесноватым — он становится жертвой темной силы. Иногда это действительно приводит к страшным проявлениям, таким, как припадки, когда только опытный психиатр может отличить физическую болезнь головного мозга и нервной системы от воздействия темной силы. А иногда это воздействие темной силы и порабощение ею человека не сопровождается никаким буйством и никаким помешательством: человек может быть умным, привлекательным, веселым, остроумным, внешне симпатичным и преуспевающим — и одновременно бесноватым.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Как вы относитесь к отчитке?
Ну вы уже знаете, наверное, как я отношусь – отрицательно и даже очень отрицательно. Какая причина? Потому что целый ряд отцов (если кто-то интересуется, возьмите книжку Осипова «Путь разума в поисках истины», там он привел целый ряд отцов), суть которых к чему сводится? К центральной мысли, если хотите, святого Иоанна Кассиана Римлянина, который говорит: «Нельзя назвать тех монахов добродетельными и истинными, которые пытаются изгонять бесов и являть свою силу перед всеми людьми и показывать». Это он говорил. Обратитесь к истории Церкви – когда к Антонию Великому пришел один вельможа, генерал, с просьбой исцелить его бесноватую дочь, Антоний Великий даже не открыл ему двери своей кельи. Слышите? А сказал ему: «Я такой же грешный человек, как и ты, но если ты хочешь, чтобы исцелилась твоя дочь, то иди и помолись, и я буду вместе с тобой». Генерал поверил. Пошел, помолился, и дочь исцелилась. Даже не вышел Антоний Великий!
Сергий преподобный, все вы его слушаете, единственный раз в жизни, один раз за всю свою жизнь что сделал? Привели к нему восемь мужиков, вельможу какого-то, который тоже был бесноватый, и просят его. Так что сделал преподобный Сергий? Собрал всю братию (слышите?), пошли в храм, совершили молебен, потом опять братья вышли из храма, и он только благословил этого вельможу, и больше ничего. Никаких отчиток! Даже великие святые не занимались этим, не смели!
А что пишут святые? «Как ты, не очистившийся от страстей, хозяевами которых являются бесы, пытаешься изгнать бесов из других людей? Они поругаются над тобою». И действительно, в деяниях апостолов мы находим страшный факт, когда, помните, семь сыновей первосвященника, узнав, что, оказывается, можно именем Христа изгонять бесов, начали деньжата зарабатывать. Ну что вы хотите – еврейского первосвященника. Деньги, что вы хотите? И нарвались. К одному пришли, а он им ответил: «Знаю Христа, и Павла знаю, а вы кто такие?». Набросился на них, растерзал с них одежды, и эти семь сыновей голяком дули по улице от него. Показал им, действительно «как ты, не очистившийся от страстей, хочешь изгнать демонов этих страстей из других людей?». Потому не называем мы этих монахов добродетельными, которые занимаются этим.
Знаете, что творится? Сейчас в Риме, я не так давно был, устроены и уже несколько лет существуют курсы, подумайте только, двухмесячные курсы по изгнанию бесов! Бедные святые десятками лет подвизались, очищали свою душу, получали какие дары и не занимались этим. А тут молодежь, студенты, двухмесячные курсы – их учат, как изгонять бесов. Надо прочитать вот то-то, надо покропить святой водичкой это, всё в порядке. Представляете, до чего дошло? До абсурда. И вот, увы, сейчас, в перестройку, когда сняты границы идейные между Россией и Западом, к нам потекла эта грязная волна. Вот беда-то какая! И у нас некоторые (слава Богу, что у нас это достаточно редкое явление), как ты смеешь, действительно? Антоний Великий не смел, преподобный Сергий не смел! А тут что творится? Вы простите меня, простите, я, наверное, согрешаю – деньги и слава. Вот беда какая, вот беда. Но только никому об этом не говорите.