Содержание статьи
Граф Ю. П. Граббе
Статья «Как подобает стоять во храме православному христианину» была написана в 1928 году графом Юрием Павловичем Граббе — тогда молодым человеком 26 лет, в котором, однако уже безошибочно угадывался выдающийся деятель Церкви. «Спасибо Вам за солидное исследование» — писал автору Митрополит Антоний (Храповицкий) друг и учитель будущего протопресвитера Георгия Граббе, а затем Епископа Григория, известного канониста и долголетнего бессменного управителя Русской Православной Церкви Заграницей. Работа о церковных поклонах занимает особое место среди творений Епископа Григория, поскольку является подробным исследованием на эту тему в русской церковной литературе.
«Вся благообразно и по чину да бывают»
(1 Кор. 14, 40)
«Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино яко же и Мы… Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя… да будут вси едино, якоже Мы едино есма: Аз в них и Ты во Мне: да будут совершени во едино» (Ин, 17, 11,20,23). Вот слова Евангелия, свидетельствующие о единосущии Лиц Святой Троицы и указываются нам на высочайший идеал единства, который должен осуществляться в Христовой Церкви. Как? — Прежде всего, взаимной любовью между всеми членами Церкви: «да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет и Аз в них» (Ин. 17, 26). Любовь эта должна соединять нас в единое Тело — Церковь, имеющую Главою Христа. Единство Её должно проявляться во всех сторонах жизни, а прежде всего в молитве и богослужении. Так научил нас Спаситель, давая ученикам Свою молитву. Все прошения её произносятся во множественном числе, относясь не к одному молящемуся, а ко всей Церкви. «Учитель мира и Наставник единства, — говорит по этому поводу св. Киприан Карфагенский, — прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только о себе.
В самом деле, мы не говорим: «Отче мой иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь»; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва и тогда, когда мы молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы — весь народ — составляем одно».
Но помимо такой необходимости общей молитвы, следует помнить, что сила последней во многом зависит от её единодушия. Кому приходилось участвовать в общественных молитвах в моменты бедствий, тот по собственному опыту знает, что тогда все соединяются, проникнутые общим чувством, весь народ невольно, в один голос, поёт многие песнопения и создаётся совершенно исключительное настроение, при котором молитва делается лёгкой и более, чем обыкновенно, горячей. Как же создавать такое единодушие и за повседневными богослужениями?
Если бы мы были более совершенны, этого вопроса и ставить не приходилось бы. Нам приходится его ставить потому, что, по оскудению любви, мы мало чувствуем своё единство и редко вникаем в смысл богослужения, за которым только присутствуем, не принимая в нём подлинного участия, оставаясь почти исключительно зрителями. Для устранения этого печального явления надо приветствовать вновь входящее в обычай в некоторых приходах общее пение. Но, кроме того, важно, чтобы и обрядовая сторона нашего стояния в храме тоже вела нас к единству в молитве.
Обычно в нашем интеллигентном обществе принято считать второстепенным, когда и как класть поклоны; считается, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Таким образом, нарушается единство молитвы, она делается уже не общей, а индивидуальной, хотя молящиеся и стоят в одном помещении.
В подчинении правилам и обычаям церковным, относящимся к символическим движениям, проявляется также наше послушание Церкви и стремление ни в чём решительно не отделяться от своих братьев во Христе. Поэтому и в келейной, т.е. домашней молитве следует соблюдать применяемые при совершении её правила о символических движениях, дабы всё существо наше, как душа, так и тело, принимали участие в молитве.
По учению св. Иоанна Дамаскина, «так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому, как и поём, как умом, так и телесными устами…». Положенные уставом движения — крестное знамение и поклоны — не только являются исповеданием символически чувств, выражаемых ими, но, по связи между душой и телом, служат также духовной собранности молящегося.
В отношении же общей молитвы надо иметь в виду, что даже в мирских делах легко заметить, как единство движения способствует единству духа. Кого не захватывает, когда большая воинская часть по команде одновременно производит одно и то же движение, являясь как бы огромным единым организмом? Мы знаем, что именно членами такого организма чувствуют себя все входящие в состав части отдельные воины. Таково свойство человеческой природы и это свойство, очевидно, было учтено Святой Церковью, которая в своём писаном уставе и устном предании поучает нас, как стоять в храме, дабы мы во время богослужений являли единство не только по содержанию возглашаемых молитв, но и в движениях и, кроме того, дабы мы крестились и клали поклоны так, как это нужно соответственно содержанию того или иного праздника и момента богослужения.
«Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем», — говорится в Типиконе на понедельник 1-ой недели Великого поста.
Насколько это верно, насколько действеннее и легче становится при выполнении Устава общая молитва, можно видеть на примере великопостных служб. Только на этих службах, особенно во время говенья, большинство из нас, обычно стоящих во храме как придётся, с некоторым вниманием относится к своим поклонам. А всякий из нас, добросовестно заглянув себе в душу, должен будет признать, что если у него на великопостных службах молитвенное настроение выше обыкновенного, то в поднятии его большое значение имеют одновременные, единодушные поклоны всех молящихся в положенных местах богослужения.
Сколь предосудительно беспорядочное совершение поклонов и крестного знамения, видно из Типикона или Церковного Устава (см. «О поклонех и молитве церковное законоположение»). Там подробно объясняется, как надо совершать поклоны, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина и обличаются при этом те, которые «не покоряющеся Святых Отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин исполняет преданых от Отец поклонов: ниже молитвою умною и душевною к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя свои поклоны, тако и молитву Святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити.
Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчетных поклонов, и от безумного моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти.
Страшно обаче реку, да не неведуще отеческого утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в православную неделю святаго поста, соборное святаго седмаго вселенскаго собора сице: Вся, кроме церковнаго предания и учения и изображения святых и приснопамятных Отец, обновляемая или посем содеянная, анафема».
О том, насколько важно соблюдение всех церковных уставов, хорошо учит благодатный истолкователь церковного богослужения св. Симеон Солунский. «Нет, — говорит он, — ничего нет маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их? Разве ты не знаешь, что порядок соблюдается во всём по тому, как написано? Что Бог, как говорит Богоглаголивый, несть нестроения Бог, но мира и порядка? Что в Церкви соблюдается тот порядок, который установлен на небе?… Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое святыми приложениями и украсить это, как делали отцы наши. Подвизайся за святые уставы, чтобы, любя благолепие дома Господня и соблюдая святый чин, получить от Бога многоразличную мзду».
Но если, как видно из всего сказанного выше, важно нам всем стоять во храме, как учит тому вековой церковный устав и благочестивое предание, то с сожалением приходится заметить, что почти никто из мирян с ними не знаком. Последующие строки имеют целью познакомить с некоторыми руководящими указаниями относительно поведения в храме вообще и, в частности, за повседневными богослужениями.
Храм есть дом Божий, в нём пребывает Господь, в нём совершаются великие Таинства, в нём приносится бескровная жертва. Поэтому входить в него и пребывать в нём должно с благоговением.
Перед дверьми храма, при входе и выходе из него, надо осеняться крестным знамением и полагать малый, или поясной поклон. Поясной поклон по указанию Типикона (понед. 1 седм. Великаго поста) совершается стоя: «елико может человек право стоя поклонитися, дондеже достанет рукою земли, не падая коленами, ниже главу преклоняти до земли».
Войдя во храм, надо полагать три поясных поклона, а в Великий пост — земных, трижды произнося про себя «Боже, очисти мя, грешнаго». Затем, приложившись в приличное сему время к иконам (желательно до начала службы), мужеский пол становится на правой стороне храма, а женский пол — на левой.
Крестное знамение имеет громадное значение и потому должно совершаться очень благоговейно. Когда ограждаем себя крестным знамением, то как бы видимым образом налагаем на себя крест Христов, тогда между нами и Отцем Небесным, так сказать, находится на кресте распятый Спаситель наш.
Когда мы знаменуем себя св. крестом, то он, по изъяснению св. Амвросия Медиоланского,»является нам печатию Христовою на чело, печатию на сердце, печатию на мышцах. На челе, — да всегда исповедуем Христа; на сердце — да всегда Его любим; на мышцах же — да благая делаем». Сложив персты правой руки во имя Св. Троицы, «полагая на главу или чело — исповедуем два некия сия, в вышних живущего Бога Отца и от Него родившегося Главу — Христа и якоже наше слово от ума происходит; полагая на живот — на землю и во ад нисшествие Сына Божия и иже во утробе Богоматери бессеменное зачатие; на правое плечо — яко сидит одесную Отца; на левое плечо — яко придет второе на суд и воздаст сущим ошуюю муку вечную, и сущим одесную — живот вечный; также при положении на плеча исповедуем Святаго Духа — везде сущаго и вся исполняющаго» — говорится в слове преп. Максима Грека в Иосифовской Псалтири.
Итак, крестное знамение должно класть с благоговением, сначала на лоб, потом на живот, потом на правое плечо, наконец, на левое плечо и после того завершать наклонением головы. Лучше совсем не креститься, чем делать это машинально, неблагоговейно махая рукой так, что знамение креста в сущности не получается. Нельзя перебивать крестное знамение преждевременным поклоном — это не без основания называется «ломанием креста», которому радуются бесы.
Если вообще пребывание во храме должно быть благоговейным, то особенным благоговением должно отличаться наше отношение к алтарю. В алтарь, как святая святых, никому из непосвященных, по 19-му правилу Лаодикийского Собора, входить не полагается, но если есть необходимость войти в него или пройти через него, то следует делать это с величайшим благоговением и страхом Божиим. При входе в алтарь кладётся, оборотясь к престолу, три земных поклона, а в дни, когда таковые не полагаются (см. ниже), — три поясных поклона, потом, оборотясь к иконе, стоящей на горнем месте, — один поясной поклон.
Если непосвящённым запрещается входить в алтарь, то тем более не должно им ходить вокруг престола. Если же и к этому вынудит необходимость, то делать это надо с великим благоговением, проходя в возможно дальнейшем расстоянии от престола. Совсем нельзя мирянам проходить между престолом и царскими вратами.
Прикладываясь ко святым иконам и другим священным предметам, надо класть два земных (а в дни, когда они отменяются, — поясных) поклона до прикладывания, и один — после (всего три).
При каждении народу, при благословении его священнослужителями рукою или дикирием и трикирием (при архиерейском служении) надо наклонять голову. Если же благословение совершается Святыми Дарами, Евангелием или крестом, то перед поклоном следует осенять себя крестным знамением.
Молитва наша сопровождается символом христианства — крестным знамением, наклонением головы в знак смирения и почтения, а также поясными и земными поклонами (падая на колени и «главу преклоняя до земли», а затем сразу поднимаясь). Кроме того, бывает и лежание ниц с главой преклоненной до земли, например, во время чтения молитв на вечерни в день Сошествия Св. Духа или при великом входе на литургии преждеосвященных Даров. Под влиянием инославного Запада вошло кое-где в употребление и стояние на коленях. Православный устав и обычай такого стояния не знают, оно не имеет места в православной обрядности.
С православной точки зрения оно или не имеет никакого внутреннего смысла или выражает чувства полного рабства, несвойственное нам, как сынам Божиим, хотя мы, в знак смирения и послушания воле Его, и называем себя рабами Божиими. Наоборот, земные поклоны, совершаемые касаясь головой земли и сразу поднимаясь, имеют глубокое символическое значение. Они символизируют нашу веру, что через грех мы пали на землю, а через искупление Христово вновь призваны на небо.
В соответствии с этим Церковь устанавливает дни, когда земные поклоны прямо запрещаются, ибо противоречили бы смыслу празднуемого события. Такими днями являются прежде всего все воскресные дни, все дни Пятидесятницы и вообще все полиелейные дни, то есть дни, перед которыми совершаются торжественные всенощные бдения с полиелеем.
Особенно твёрдо устанавливается это правило для дней Пятидесятницы (от Пасхи до Духова дня) и всех воскресных, что соответствует, невидимому, древнейшему церковному преданию. Об этом свидетельствует тот факт, что запрещение поклонов в эти дни уже первым Вселенским Собором в 20-м правиле распространяется на всю Церковь. «Поелику, — говорится в этом правиле, — есть некоторые, которые преклоняют колена в день Господень и в дни Пятидесятницы, то дабы во всякой области всё было одинаково, Святой Собор постановляет, что в те дни должно стоя приносить молитвы Богу». Какое значение придаёт этому Церковь, видно из того, что постановление это повторяется ещё в ряде правил, причем VI Вселенский Собор в 90 правиле разъясняет, что воздерживаться от земных поклонов в знак почитания воскресения Христова следует, начиная с вечернего входа в субботу до вечернего входа в воскресение. Это разъяснение распространяется и на другие перечисленные выше дни.
О каких поклонах тут идет речь?
На обычной (не великопостной) вечерни нет таких моментов, когда полагались бы земные поклоны, а потому это приходится отнести к тем поклонам, которые кладутся пред святыми иконами, при входе в алтарь и т.п.
Значение этих правил подробно разъясняет св. Василий Великий в 91 каноническом правиле, взятом из творения его «О Святом Духе». Он говорит: «В первый день седмицы [воскресение], совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную.
Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, седмикратно умноженный на число седмь, совершает седмь седмиц священной Пятидесятницы; потому что, начинаясь первым днем седмичным, им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении подобных, средних между ними дней. Почему уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении, с тех же знаков начинаясь и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что через грех пали на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо».
Стояние без земных поклонов, таким образом, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощию Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине. Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения. В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять её словесной молитвой, но и исповедовать её самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре.
Свято храня это церковное законоположение, св. Василий Великий, составив молитвы Святому Духу, читаемые с коленопреклонением в день Св. Пятидесятницы, установил, чтобы прочитывались они на вечерни не воскресения, а понедельника, которая у нас совершается в воскресение сразу после литургии. Об этом так пишет Матфей Властарь: «Вся Пятидесятница есть напоминание возстания, ожидаемого в будущем веке.. Посему-то Василий Великий, сочинивший умилительные молитвы о пришествии Св. Духа, изящнее всех, как приличествовало богослову, повелевший народу рабским образом преклонять колена в то время, кода возглашаются сии молитвы в церкви, свидетельствуя тем власть божественного естества Св. Духа, и не установил читать эти молитвы в третий час (девятый по полуночи) воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, т.е. в тот час, в который Всесвятый Дух снисшел на Апостолов. Ибо неприлично думать, чтобы тот, кто изобразил таинства Духа и предал обряд сей Церкви, нарушил преимущества воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, преисполненного великих таинств. Для того он и установил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда оканчивается этот, изящнейший из всех, день, то есть Пятидесятница, и начинается второй день (понедельник), ибо начало всякого дня считается с седьмого часа — первого по полудни».
Православные христиане приняли от Св. Отец и исполняют во всём миpе следующие обычаи молитвы и поклонов в церкви:
Креститься без поклонов:
В середине шестопсалмия на «аллилуия» три раза.
В начале «Верую».
На отпусте «Христос истинный Бог наш».
В начале чтения Св. Писания: Евангелия, апостолов и паремий (чтений на вечерне).
Креститься с поясным поклоном:
При входе в храм и при выходе из него, осеняя себя крестным знамением, творят три малых (поясных) поклона, глаголя: «Создавый мя, Господи, помилуй». «Боже, милостив буди мне грешному». «Без числа согреших, Господи, прости мя».
При каждом прошении ектений.
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице.
При возгласах: «Примите, ядите», «Пийте от нея вси» и «Твоя от Твоих», «Святая святым».
При словах «Честнейшую херувим».
При каждом слове «поклонимся», «поклонение», «припадем».
Во время слов «аллилуйя», «Святый Боже», и «Приидите, поклонимся», и по возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
На каноне на 1-й и 9-й песне при первом взывании к Господу, Божией Матери или Святым.
После каждой стихиры (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь).
На литии после каждого из первых трёх прошений ектении по 3 поклона, после двух остальных — по одному.
Креститься с земным поклоном
В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.
В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
В начале пения: «Достойно и праведно».
После «Тебе поем».
После «Достойно» или Задостойника.
При возгласе: «И сподоби нас, Владыко» (перед «Отче наш…»).
При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз при словах: «Всегда, ныне и присно».
В Великий Пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице, Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерни три поклона.
В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем». Всего 3 земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения:
При словах: «Мир всем».
«Благословение Господне на вас».
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа».
«И да будут милости Великаго Бога».
При словах диакона: «И во веки веков» (после «Яко свят еси, Боже наш»).
Креститься не положено:
Во время псалмов.
Вообще во время пения.
Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.
Не допускается земных поклонов:
В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник, до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
На литургии, одновременно со священнослужителями в алтаре, во время пения хором «Тебе поем» принято со всяким благоговением и страхом Божиим молиться о ниспослании Св. Духа на всех стоящих в храме, говоря про себя тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». И говорим стих: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И опять говорим про себя весь тропарь: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа…» и прилагаем иной стих: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене». И в третий раз творим молитву, снова повторяя полностью тропарь: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа…» А всю сию молитву творим во умилении, молча и про себя.
Так, в то самое время, когда Св. Дары, освящаются в алтаре нашествием Св. Духа, тщимся и мы все получить освящение и обновление от того же Св. Духа смиренным призыванием Онаго.
Никто да не говорит, что приведенные выше правила — монастырские и мирянам их исполнять не надо. Это — величайшее заблуждение. Спору нет, когда храм заполнен до тесноты и бывает невозможно совершить земной поклон и затруднительно поясной — возможно ограничиться лёгким наклонением. Но при этом и только при этом условии. В остальных случаях мирянину, как и иноку надлежит стараться о том, чтобы исполнять правила о поклонах с точностью и тщанием.