Содержание статьи
Во Славу Господа !
***
Неженатый имеет права и обязанности ,когда он женится ,тогда у него прав меньше ,а гораздо больше обязанностей.Но когда появятся дети ,тогда у него совсем нет прав ,а только обязанности. (Старец Епифаний)
***
Вот вы теперь хозяин с хозяйкою .Отселе вы становитесь родоначальниками нового поколения. Надо так вести дело ,чтоб детям оставить не только наследство, но и наперед дать им тело здоровое и душу бравую . (Святитель Феофан Затворник)
***
После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене ,а у жены по отношению к мужу.Они двое должны жить друг для друга ,отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был не совершенен .Брак -это соединение двух половинок в единое целое . Две жизни связаны вместе в такой тесный союз,что это больше уже не две жизни,а одна. Каждый до конца жизни своей несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого . ( Страстотерпица царица Александра)
***
Пусть жена не ожидает наперед добродетели от мужа .чтобы потом уже показать ему свою .потому что это будет неважное дело .Равным образом и муж пусть не ожидает благонравия от жены прежде ,чтобы потом уже заботиться о ней,потому что и с его стороны это не будет уже добродетелью .Но каждый ,пусть наперед исполняет свои обязанности (Святитель Иоанн Златоуст)
***
Святой мученик Иустин ,как значится в древних сказаниях ,говорит,что Господь наш Иисус Христос во время земной Своей жизни занимался делением плуга и ярма .означая этим,что люди должны трудиться и справедливо и наравне с другими нести тяготу,как впряженные волы ровно несут свое ярмо .Если один из двух будет отставать ,то другому бывает труднее. Если бы супруги ровно .по-христиански разделяли тяготу жизни своей ,тогда людям и на земле было бы жить хорошо. Но как супруги часто бывают упруги,оба или один из двух,то наше благополучие земное и не упрочивается (Преподобный Амвросий Оптинский)
***
В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи , и самое полное семейное счастье может быть достигнуто,когда все честно выполняют свои обязанности (Страстотерпица царица Александра)
***
В Священном Писании к человеческому браку приложено высочайшее уподобление-образ союза Христа и Церкви . В свете этого образа становится понятно различие брачных призваний мужчины и женщины,ведущее к семейной гармонии. Муж -духовный глава,кормилец и податель благ,защитник от злобы внешнего мира, жена- устроительница домашнего очага и воспитательница детей. (Митрополит Владимир (Иким)
***
-Что означает «жена да убоится своего мужа» (Еф.5,33)?
-Это означает ,что она боится его огорчить ,обидеть ,боится разрушить его любовь .Любить- это жалеть любимого и бояться неправильно повести себя по отношению к нему.
-А муж должен бояться своей жены?
-Он должен Бога бояться и при этом любить свою жену ,как самого себя (Еф.5,33)
В этом то иерархия и заключается ,что муж боится Бога,жена боится мужа ,а дети чтут родителей своих. Дети спасаются через почитание родителей,жена- через послушание мужу ,а муж -через послушание Богу. Это тоже особый крест,который мы не выбираем. Не все мужчины хотят быть главой семьи, не все женщины хотят смиряться,но смиряться надо ,потому что нахождение совместного правильного поведения в семье по отношению к Богу- это угождение Ему (Старец Паисий Святогорец)
***
Обязанность жены — сохранять приобретенное , с бережливостью употреблять доходы мужа и с тараться о доме .Для того Бог и дал жену ,чтобы как в этом ,так и во многом другом она была помощницей для мужа. (Святитель Иоанн Златоуст)
***
Естесственный и основной закон человеческой природы: муж -глава семьи и опора ,отвечающий за материальное и духовное благополучие всех членов семьи: жена- поддержка мужа ,воспитательница детей ,дети- помощники родителей и как бы «подданные » своего малого «государства».Установленное неравенство в семье диктуется самой природой и необходимо для гармоничного существования и развития семьи. Каждый человек ,как член семьи , общества и Церкви ,несет в этой временной жизни известное служение или «послушание»,которое необходимо для общего блага. В Царстве Небесном упразднится существующее половое ,расовое и социальное различие между людьми. Ответственность человека перед Богом пропорциональна его обязанностям ,но награда на небе определяется не его положением (привелегиями) ,какое он имел в обществе или в семье ,но только тем усердием , с которым он нес свое служение .Перед Богом все люди равны,всем открыт доступ к благодати Божией и к вечному блаженству. (Епископ Александр Милеант)
***
Мудрость и силу .которые нужны для выполнения святых обязанностей жены ,женщина может найти ,обращаясь только к Богу . (Страстотерпица царица Александра)
***
Освящайте вашу жизнь .Когда хозяйка ,занимаясь домашней работой ,творит молитву ,все освящается :освящается не только сама пища , но и те ,кто ее ест,тоже освящаются . (Старец Паисий Святогорец)
***
Любить есть дело мужей , а уступать -дело жен .Поэтому ,если каждый будет исполнять свой долг ,то все будет крепко .Видя себя любимой ,жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение муж бывает кроток.Когда подчиняется жена,не величайся муж. И ты жена,когда тебя любит муж не надмевайся .Бог подчинил ее тебе для того ,чтобы она была более любима, а любить тебя. жена ,внушил Он мужу для того, чтобы было лучше тебе подчиняться (Святитель Иоанн Златоуст)
***
Для каждой жены главная обязанность -устройство и ведение дома. Она должна быть великодушной и добросердечной . Женщина,чье сердце не трогает вид горя,которая не стремится помочь ,когда это в ее силах .лишена одного из главных женских качеств,которые составляют основу женского естества .Настоящая женщина делит с мужем груз его забот .Чтобы ни случилось с мужем в течении дня ,когда он входит в дом,он должен попадать в атмосферу любви. Другие друзья могут ему изменить.но преданность жены должна быть неизменной. Когда наступает мрак и невзгоды обступают мужа ,преданные глаза жены смотрят на мужа ,как звезды надежды,сияющие в темноте. Когда он сокрушен ,ее улыбка помогает ему снова обрести силу ,как солнечный луч распрямляет поникший цветок. (Страстотерпица царица Александра)
***
Когда оба супруга по христиански относятся к своим супружеским обязанностям .то это содействует укреплению их взаимного уважения и подлинной любви (Епископ Александр (Милеант)
***
Если каждый из супругов будет стараться исполнять свои обязанности ,то за этим скоро последуют и взаимные для них выгоды. Если ,например жена будет готова терпеть раздражительного мужа ,а муж не станет раздражать жену гневливую . то между ними водворится совершенная тишина и жизнь их будет подобна пристани ,свободной от волн (Святитель Иоанн Златоуст)
Молитва о счастье в браке апостолу Симону Зилоту
Кондак, глас 2-й:
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо Славы ныне предстоит и со Безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.
Молитва о счастье в браке:
Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовшо: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь
Слава Богу за все!
Очень нравиться вот это высказывание…
Еще один важный элемент семейной жизни- это отношение любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счасть нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет.
Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить из от их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.
протоиерей Евгений Шестун
СОВЕТ СВЯЩЕННИКА
О домашних обязанностях. У каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома.
— Должен ли муж помогать жене в домашних делах?
— Я бы по-другому сформулировал: может ли муж помогать жене в домашних делах? Может. Но сказать «должен» нельзя. Ведь что такое долг? Это обязанность. А мы уже говорили, что у каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома.
То есть домашние заботы в основном лежат все же на ее плечах. И заставлять мужа постоянно полы мыть, стирать нельзя. Я знаю, что мужья сами с удовольствием это делают, если они видят, что жене трудно. Но когда их заставляют — для них это очень печально, все внутри противится, потому что это не является их обязанностью. Некоторые женщины похваляются: «Муж мой стирает, готовит, убирает…». Надо понимать, что когда жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье и муж отодвигается на вторые роли — это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа должен быть авторитет Бога. Поэтому в выполнении домашних обязанностей можно просить мужа о помощи, но нельзя приказывать. Можно принимать помощь, но нельзя ее узаконивать.
— На ком из супругов в большей степени лежит воспитание детей?
— В православной традиции жена должна быть все же домашним человеком, детей воспитывать. Это великий труд — вести дом, хозяйство, и женщина обычно этим только и занималась. По бедности, когда муж не в состоянии стал прокормить семью, жене пришлось работать. Но даже если у жены бывает зарплата выше, чем у мужа, она должна это забыть. Традиционно весь уклад семейной жизни подчеркивал авторитет мужа, отца. Он садился на главное место за столом и пока не брал ложку, никто не начинал обед. А сейчас мамочка несет тарелку сыночку, дочке сначала, потом уж про папу вспомнит. Мелочи, но они разрушающие. Они возвеличивают детей, дети перестают слушаться родителей, авторитет взрослых теряется. Искусство семейной жизни — это искусство мудрости. Смиренной мудрости. Если папа отдыхает — все на цыпочках ходить должны. Если маме трудно, папа должен сказать: «Ну-ка, детки, поможем». Это видеть нужно, нужно замечать друг друга, любить, уважать, жить заботой друг о друге. А когда видишь только себя, свою усталость, свои желания, то начинаешь и жалеть только себя.
— Но что делать, если женщине все же приходится брать на себя обязанности главы?
— Не брать! Грех, когда муж отдает жене власть в семье, и точно такой же грех, когда она берет. Тебе дают, а ты не бери: «Нет, дорогой, ты — глава семьи». Не говорить это надо, а бытом, отношением подчеркивать главенствующую роль мужчины.
— Как не брать? Семья будет нищей. Может так быть?
— Может. Беда в том, что мы в сравнении с другими пытаемся жить. А надо довольствоваться тем, что у тебя есть. Жена кормит семью, но власть-то не надо брать. Муж у нее безработный, не может заработать, но его все равно следует сажать на первое место, сохранять уважительное отношение, показывать, что он -главный в семье. Власть ведь не в том, кто больше денег приносит, а в иерархии перед Богом.
— Бывает так, что женщина-руководитель не подчеркивает в семье свое руководящее положение, а муж все равно болезненно переживает это.
— Подчеркивает, к сожалению. Это она думает, что не подчеркивает. Внутреннее состояние очень инерционно. Когда человек приходит с работы, где был руководителем, переключиться на семейную жизнь бывает трудно. Это происходит, когда мы начинаем относиться к работе как к главному в жизни, но ведь работа -это же послушание и гордиться особенно нечем. Есть внутрисемейное послушание, и есть социальное. И к каждому надо относиться ответственно, но не делать из него культа. К сожалению, послушники из нас плохие. В этом все дело.
СОВЕТ СВЯЩЕННИКА
О размолвках. Надо понимать, что близкий проявляет немощь. И стараться повода не подавать ему.
— Почему говорят: «Милые ругаются — только тешатся»? Значит — это неопасно?
— Не ругаются, а бранятся, то есть ворчат. Могли бы поругаться, но смирили себя до того, что только ворчат. Сумели внутри себя погасить огонь раздражительности, ссоры, когда мог бы конфликт возникнуть. Но когда ругаются — уже не тешатся. А со света друг друга сживают. Когда человек гасит в себе огонь, это дает утешение и радость, что удалось не довести дело до конфликта. Тогда тешатся, конечно.
СОВЕТЫ СТАРЦА ПАИСИЯ АФОНСКОГО
Об обычных разногласиях между супругами старец сказал:
«Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком». И в другой раз он сказал: «Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний».
Из книги священника Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом», М., 1998.
— Что делать, если муж или жена начинают на людях высмеивать слабости супруга, говорить колкие, неприятные вещи?
— Святые отцы говорят, что про внутренние семейные проблемы никому ни слова не следует рассказывать. Не то что насмехаться друг над другом, но даже делиться не надо ни с кем. Если открываешь тайны семейной жизни перед другими людьми — власть над своей семейной жизнью даешь. А люди не все ведь порядочные. Ни в коем случае не следует ни хвалиться, ни радоваться, ни огорчениями своими делиться. Это внутренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь. Человек может в семье и слабость проявить, но он именно в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им. Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к разглашению исповеди. Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости.
— Что же второму человеку в такой ситуации делать?
— Попытаться вразумить супруга и терпеть. И стараться повода не подавать ему для насмешек.
СОВЕТЫ СТАРЦА ИОСИФА АФОНСКОГО
Так вот, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправлять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет, но смирением и искренней любовью. Если видишь, что впереди идет гнев, отложи на время исправление. И когда увидишь, что гнев прошел, и пришел мир, и бесстрастно работает рассуждение, тогда говори полезное.
***
Сестра моя возлюбленная, радуйся в Господе. Сегодня я получил полное любви и благоговения твое письмо. И, воздев руки, с теплой душой и горячей любовью тайными гласами смиренного моего сердца молился Господу:
«Услыши, — говорю, — сладкая Любовь, Иисус мой Спаситель, Свет выше всякого света, от безначального Отца Родителя, Ведение и Истина, моя Надежда и Утешение, моя Крепость и Сила, моя Любовь и Просвещение, услыши и пошли моей сестре свет Божественного Твоего утешения, и разбей засовы и запоры темной и изболевшейся ее души, и озарением Твоего сияния утешь ее сердце, чтобы уменьшились ее скорби и постоянные волны искушений. Ей, сладкий мой Христос, Свет, просвещающий утробу и сердце, душу и тело, нервы и кости, ум и разум, и всякий состав нашего селения, услыши меня, молящегося о моей сестре, скорбящей и обессиленной».
Это и многое другое, моей любви к тебе верные знаки, моему Владыке возглашаю. Поскольку не забываю, поминая тебя, о твоих многих и бесчисленных с детства муках. И из-за них я еще более люблю тебя. И из всех мною любимых, тебе отдаю больше всего любви, ибо мои первенцы любви твоей суть.
Одно я прошу тебя сделать для меня, в воздаяние такой моей любви к тебе, — немного прибавить терпения. И верю возлюбившему нас Иисусу, что все твои просьбы Он исполнит с прибавкою. И мир душевный обретешь, и покой, и все, что на пользу бедной нашей душе, тебе Господь подарит. Ты только проси со слезами, чтобы совершилась, как знает Господь, Его святая воля, а не твоя.
Один раз познала, что согрешила Господу? Не прибавляй более язв к ране. А если как человек снова упадешь, не унывай, не отчаивайся в себе. Ибо как не простит нас человеколюбивый Господь, сказавший Петру прощать виновного семьдесят раз по семь в день?
Позволь своему мужу делать так, как он хочет. Скажи, что ты это дала на милостыню, и то, что должна была дать другому, не давай туда. Не делай нового благодеяния другому, этого достаточно. Оставь собственную волю, чтобы найти мир душевный. Ибо воля человека стала медной стеной, которая препятствует его просвещению от Бога и миру.
Смотри на пример сладкого Иисуса, Который стал послушливым Безначальному Своему Отцу до смерти крестной. Предал тело бичеванию, щеки — заушениям и лицо Свое не отвратил от оплеваний. Видишь, сестра моя, какую любовь показал нам благоутробный Господь! Итак, да оставим и мы собственную нашу волю, да оставим и провинившимся перед нами. И тогда с дерзновением мы скажем:
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Ибо все мы — люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого.
Так вот, все это поглотило забвение и неведение и возник хаос бесчувствия, поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату.
Ах, дитя мое! Человек никогда не бывает совершенно плохим. У него есть и хорошее, и плохое. Так что, вспоминая его хорошее, желаешь ему добра, сопереживаешь, болит твоя душа и просишь о нем Бога. А в плохом виноват не он, а враг наш диавол.
Из книги старца Иосифа Афонского «Изложение монашеского опыта», Троице-Сергиева лавра, 1998.
— Можно ли понимать «полную свободу» в браке как возможность супругам иметь отдельные друг от друга внесемейные интересы, свои компании? Как вообще относиться к друзьям мужа или жены, которые сохранились со времен холостяцкой жизни и не стали друзьями семьи?
— В семейной жизни не значит, что супруги друг на друга должны смотреть, они должны смотреть вместе в одном направлении. Суть-то семейной жизни в этом. Общие интересы, общая благодать — вот, что объединяет. Поэтому надо научиться ради любви, ради семьи чем-то жертвовать. Если ты от малого не можешь отказаться ради супруга, ради детей, то это очень тревожно. Когда человек ничего не хочет менять в своей жизни и свободу полную дает себе и другим — это не путь укрепления семьи. Это игры в нее.Жертвенность не означает, что человек не имеет свободы в семье. Послушание как раз и обеспечивает сохранение свободы.
— Когда жене кажется, что муж ее не любит, что он не внимателен к ней, как сделать, чтобы супруг был более внимательным?
— Любовь — это жертвенность по отношению к семье. Можно и слов-то о любви не произносить, но жить так, что всем очевидно, как супруги любят, заботятся друг о друге. А когда требуют словесных подтверждений — это уже игра начинается, элемент зависти, что у нас не как у людей. Но у нас на самом деле все по-другому.
Конечно, хочется внимания. Жене приятно, когда цветы приносят, но и мужу приятно, когда стол накрыт. Друг друга радовать мелочами нужно. Но мы отвыкаем это делать. Мы очерствели уже, добывая хлеб насущный, и не думаем о том, что все же семью делает счастливой не то, что ты одел, обул всех с ног до головы… Семью делают счастливой эти мелочи. Не все умеют такие маленькие праздники друг для друга устраивать. Тут уж надо смириться, понимая, что «он у меня такой» или «она у меня такая». У других супруги внимательные, зато у наших есть другие достоинства. Всегда друг в друге надо видеть достоинства. А недостатков у всех хватает.
СВЯТИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ
Домашняя война бывает за грехи.
Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Давид ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война. Против Давида восстал сын его за умерщвление Урии и принятие жены его.
И ныне многие ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги — и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, — если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет достовернее. С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, что помощница сделалась противницею; но исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною, и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя действующая не знает этого, но знает врач — Бог.
А что злая жена есть бич за грех, об этом свидетельствует Божественное Писание; оно говорит, что злая жена дается грешному мужу (Сир. 26, 3, 9). И что нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует Книга Судей. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно Исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами.
Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, иногда враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, — если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему. Об этом свидетельствует Христос, Который сказал исцеленному расслабленному: «Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5, 14). Итак узнав, братия, что войны от домашних, родных и рабов, и болезни телесные большею частью бывают за грехи, будем истреблять источник зол — грех.
(«Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах», Троице-Сергиева лавра, 1993. )
— Что делать, если муж жестокий?
— В одной из православных книг я прочитал такую историю, что муж часто приходил домой пьяный и избивал жену. Бил-бил… А жена все смирялась. Он в конце концов ее так избил, что она померла. И когда ее привезли на кладбище, закопали в могилку, он, стоя перед крестом, понял, что натворил. Заплакал и с этой могилы не сходил несколько лет. Потом совершенно изменил свою жизнь. Получается, что жена своим смирением его спасла. Своим смирением она его из глубины греховной достала и сама мученический венец получила. Это, конечно, очень высокий подвиг.
Надо понимать, что все же пожар следует тушить не бензином и не керосином. Нельзя раздражать. А то получается, что муж вспылит, а жена еще больше масла в огонь подливает. Нужно себя заставить потерпеть, смириться, потому что у зла есть одна особенность: оно требует подпитки. Человек, когда раздражается, желает и других вывести из себя, заразить своей злобой. Если хулиган ударит человека, он ждет, когда ему сдачи дадут. И уж начинает драться с полным основанием. Если сказал бранное слово — ждет того же в ответ. А если не получает, он дальше не знает, что делать. Нужно научиться этот пожар гасить. А гасит смирение, терпение. Потом, когда все успокоится, можно сказать, но только не в раздражении. И молиться об умягчении злых сердец пред «Семистрельной» иконой Божией Матери, святым, которые являются покровителями семейной жизни; если муж страдает пороком пьянства — мученику Вонифатию, Божией Матери пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша».
И, конечно, нужно быть разумным, когда вступаешь в брак. Человек ни с того ни с сего не становится алкоголиком, не становится жестоким. Если ты видишь такие проявления и все же идешь под венец, должна понимать, какой крест на себя берешь. А если уж берешь, то терпи, неси, смиряйся. Ты свой выбор сделала.
— Как привести неверующего супруга в Церковь, как заронить семена веры в его сердце? И что делать, если он против того, чтобы жена молилась, ходила в храм, соблюдала пост?
— Когда в процессе семейной жизни один из супругов становится верующим, нередко он слишком резко меняет свою жизнь и начинает всех в доме донимать, забывая, что сам-то к этой жизни много лет шел. Поэтому нужно и близким дать какое-то время, чтобы они прошли этот путь. Мы не должны заставлять, учить, мы должны сами жить этой чистой жизнью, чтобы близкие убедились: с верой я становлюсь лучше — добрее, терпеливее, трудолюбивее. Заставить верить и любить невозможно. А видя нашу жизнь, и близкие пожелают нам подражать. Вот это — единственный путь обращения семьи к вере. И, конечно, нужно молиться, чтобы Господь привел близких наших к вере. Все с любовью должно быть, с уважением, с соблюдением свободы каждого в семье.
— Что делать, если один из супругов не прав и не намерен признать этого, а настаивает, чтобы было так, как он хочет?
— Мудрый уступает. Можно уступить на время, чтобы погасить конфликт. Как говорится, утро вечера мудренее. Зло рассыпается от времени, а добро терпит, потому что оно на вечности основано.
— Часто боятся, что другой уступчивость примет за слабость.
— Уступать надо благородно. Когда взрослый уступает ребенку — это ведь не воспринимается как слабость. Надо понимать что можно уступить не по слабости, а по мудрости.
— Как ужиться с раздражающими недостатками супруга?
— Нужно с собой ужиться, со своими недостатками бороться. Раз чьи-то недостатки меня раздражают, значит меня надо лечить. Раздражительность, невыдержанность — это мой грех. Я должен в этом каяться, церковные таинства на помощь призывать. Если внимательно последить за своим внутренним состоянием, то эти же недостатки, которые так раздражают в других, обнаружишь и в себе.
— Можно обобщенно сказать, от чего все проблемы в семье?
— Из-за отсутствия смирения, все проблемы. Мы все не хотим смиряться: мужья — перед Богом, жены — перед мужьями, дети -перед родителями. Как только каждый встанет на свое место, все проблемы в семье начнут исчезать.
Сказывается еще и стремление сравнить свою семейную жизнь с жизнью других семей, когда возникает зависть. С одной стороны, мы понимаем, что Бог дал нам индивидуальность, неповторимость, что мы друг на друга не похожи и семьи наши не похожи, но почему-то мы хотим жить, как все. А жить, как все, невозможно, потому что мы все разные. Бог кому-то дал больше благополучия, кому-то меньше, и нужно смиряться с этими обстоятельствами, учиться радоваться тому, что есть. Если человек благодарит и радуется тому, что у него есть, он всегда богат. Я видел людей, у которых огромный материальный достаток, с психологией нищих. Они все время плачут, им все время не хватает. А есть такие, что могут отдать последнее, как евангельская вдова, положившая две лепты, и при этом достойно живут. За все благодарить — это путь к богатству, потому что богатство — это умение соглашаться с обстоятельствами своей жизни и умение жить по средствам. Мы иногда завидуем и даже не подозреваем, что как только семья становится благополучной, она чаще всего распадается. Жили в бедности — в мире, в любви, вдруг все изменилось, муж уже стесняется жену, меняет ее, меняет семью. Мало людей, которые могут достойно пройти испытание властью, деньгами.
Поэтому Господь тому, кто может, — дает. А когда люди сами стараются взять желаемое, это часто оборачивается им во вред.
НЕ РАЗДРАЖАЙТЕСЬ
Когда я болела, то огорчалась на детей, что они мне не помогают. Приезжаю к отцу и спрашиваю: как быть?
— Когда устанешь, то перекрестись и скажи: «Делаю ради Христа», — и Христос тебе поможет.
Так я и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как только, почувствую, что раздражаюсь, прошу перед карточкой отца:
— Отец, помогите, опять раздражаюсь. Приезжаю к нему, он говорит:
— Вот ты все пишешь мне: «Раздражаюсь, помогите» (а я и не писала). — В руке у отца иконочка Божией Матери «Неопалимая Купина», он дает ее мне и говорит: «Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей».
Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне сделалось легко, я перестала раздражаться.
Поссорились мы с дочерью. А в это время у отца была одна из наших чад. Отправляя ее домой, он передал для нас духи «Роза» и говорит:
— Там у Н. с Г. вспышка. Ух какая! — И руками показал, как. — Пусть они подушатся этими духами, а Г. скажи, чтобы она так больше не поступала.
После второй вспышки отец присылает нам розовое масло. Я серьезно обратила внимание на свою вспыльчивость и стала сдерживаться, даже сердитого вида не показывала дочери, вспоминая батюшкины слова: «Смиряйся перед детьми, ведь ты господствуешь над ними».
Отец мне сказал, чтобы я читала акафист Божией Матери, а какой — не сказал. По жребию я стала читать акафист Ахтырской Божией Матери, иконочку которой получила от него как первое благословение.
И дочь моя стала изменяться. Через некоторое время она мне призналась:
— Если бы ты, мама, поступала со мной грубо, ты потеряла бы меня навсегда.
Видя, как страдают от греха раздражительности, гнева, отец говорил: «У некоторых бывает такой гнев, такая раздражительность, как на море волны бьют, поднимаются, шумят. Но если нас ругают, это не так страшно, лишь бы мы так не поступали, не гневались сами. Представьте, как тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе. Его надо: пожалеть, помолиться за него».
Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось. Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, — беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие.
Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит:
«Вот давно бы так!».
Отец Савва советовал:
«Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя.
Молитесь так:
«Спаси, Господи, раба Твоего (имя), и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое». Принудите себя оказывать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди».
И еще говорил:
«Когда чувствуете, что гнев овладел вами, скажите про себя:
«Господи, помилуй», — а потом пять раз, вдохните:
«Господи», — выдохните: «помилуй».
И гнев пройдет, наступят мир и тишина.
(Из книги «Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.», М., 1998.)
— Если семейные отношения долгое время строились неправильно, но кто-то из супругов или оба прозрели, увидели, что все в семье поставлено с ног на голову, как изменить привычный, сложившийся уже образ жизни? С чего начать?
— Молиться нужно. А Господь распорядится. Когда начинаешь смиряться перед промыслительной волей Бога, Который иногда и попускает испытания для того, чтобы спасти душу человека, — вот это и есть начало спасения.