Зачем поститься в Успенский пост?

0
2205

Сказать, что о празднике Успения Пресвятой Богородицы написано много – значит, не сказать ничего. И вместе с тем, о предшествующем ему посте все еще написано очень мало.

Каждый православный христианин осведомлен и в основном знает о постах перед Пасхой и Рождеством. Но показательно, что, в то же время, зная об Успенском посте, некоторые не соблюдают его, и, не понимая его цели, едва ли многие задумываются, зачем он существует.

С учетом распространенного непонимания целей поста как такового, напоминание об этом — всегда своевременно.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Это очень далеко от истины.

Пост угоден Богу?

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

  • 1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.
  • 2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря, и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.
  • 3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли: таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

Итак, зачем мы постимся перед Успением?

В дружной семье весть о том, что ее мать на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Женщину, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисис

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа.

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери — это в первую очередь прошения о благоденствии живущих, пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа. Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью.

Позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице с нами и с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение Успенского Поста

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой. В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

О.Фома Хопко отметил, что Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул: «О, Дева! В Тебя вселился Господь — Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

В чем смысл Успенского поста? Как его правильно провести?

протоиерей Геннадий Фаст

Успенский пост – это приготовление к празднику Успения Божией Матери. Богородица была непорочна, чиста и вела очень воздержанный образ жизни. В преданиях даже говорится о том, что она соблюдала пожизненный пост. Так вот, смысл этого поста – приобщение чистоте и непорочности, воздержанию Божией Матери, приготовление к празднику Ее Успения.

По уставу этот пост считается строгим, безрыбным. С понедельника по пятницу разрешается только сухоядение, а в выходные в пищу можно добавлять елей (в нашем случае – растительное масло). Рыба дозволяется только на праздник Преображения Господня. По строгости этот пост не уступает Великому, отличие только в том, что Успенский пост короткий – всего две недели. К тому же сейчас не весна, когда нет ничего, кроме талого снега, а август, радующий нас изобилием овощей и фруктов.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных. Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед. Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками). Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Службы, которые проходят в храмах во время Успенского, Петровского и Рождественского постов, к сожалению, имеют мало отличий. К сожалению – потому что внешняя схожесть ведет к духовному обесцениванию постов, многие начинают понимать их только как ограничение в еде. Великий пост в этом смысле – приятное исключение. Даже детям он запоминается не тем, что нельзя что-то кушать, а тем, что в храме на каждой седмице идет новая служба.

Строго говоря, особенности в богослужении все-таки есть, только они не соблюдаются ни в обычных приходах, ни даже в монастырях. К тому же эти особенности – общие для трех постов. К примеру, в некоторые дни не служится Божественная Литургия и должна читаться молитва Ефрема Сирина «Господи, Владыко живота моего…», сопровождаемая земными поклонами. Однако в нашем сознании эта молитва прочно связана с Великим постом, поэтому совершать ее в другие посты как-то непривычно.

Чтобы внешняя схожесть богослужений не обесценивала эти посты, священник должен раскрывать уникальность каждого поста в своей проповеди. Во время Петровского поста – рассказать об апостольском благовестии, в Рождественский пост постараться создать атмосферу ожидания пришествия в мир Христа, подобную той, которая царила в ветхозаветные времена. А в Успенский пост – призывать к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

Хочется, чтобы люди понимали, ради Кого они постятся. Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха.

Протоиерей Андрей Ткачев:

– Хочется, чтобы люди понимали, ради Кого они постятся. Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха. А пост – это приготовление к Богородичной Пасхе. Это праздник Ее смертного сна и Ее воскресения из мертвых Сыном. Поскольку Русь любит Божию Матерь и русскую землю справедливо называют Домом Пресвятой Богородицы, поэтому ради любви Божией Матери к нам и нас к Ней хочется попросить тех, кто будет поститься все эти 14 дней, чтобы постились в память о Пресвятой Пречистой Благословенной Деве Марии и принесли в жертву Ей свой посильный труд.
«Как замечательно, если кто-то ради Божией Матери расстанется хотя бы с одной греховной привычкой!»

Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

Диакон Валерий Духанин
– Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери. Ведь именно в праздник Успения, когда Пресвятая Дева перешла в мир Небесный, Она стала Покровительницей и Ходатаицей пред Богом за всех нас. Ради встречи этого великого праздника мы и постимся.
Обыкновенно мы просим у Пресвятой Богородицы разных милостей, помощи, всё время хотим, чтобы Она нас покрывала и защищала. Но сами-то мы что готовы сделать ради Божией Матери? Ведь подлинная любовь всегда выражается в какой-то жертве, в том, что ради любимого человека нам не жалко отдать что-то свое. Что же мы можем принести в дар Пресвятой Богородице? Она не нуждается ни в чем земном, ни в каких земных приношениях, и значит, мы можем принести Ей в дар только самих себя. Из этого следует, что мы должны работать над собой, отсекать от души всё то, что в нас не угодно Богу. Как было бы замечательно, если кто-то Успенским постом ради Божией Матери расстанется хотя бы с одной греховной привычкой! Вот бы постараться явить в себе хотя бы некоторое подобие того смирения и послушания Богу, которые имела Пресвятая Дева!

Человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если любишь Меня, то отдай Мне твои грехи».

Конечно, пост – это всегда время покаяния, неслучайно Успенский пост так же строг, как и Великий. Только вот что есть покаяние, стоило бы правильно понимать. Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне подарить Тебе?» И вдруг Бог ответил ему: «Мне ничего не надо. Всё, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе». Но человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи».

Покаяние – это не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Если воздушный шар обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В таинстве Покаяния Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился.

Каждый раз, когда мы вступаем на поприще поста, нужно вспоминать, что это время особенного покаяния, то есть освобождения души от груза грехов. И только с чистой душой можно предстать пред Небесной Царицей в великий праздник Успения.

Успенский пост – пост весьма отрадный: 14 августа в храмах освящается мед, 19-го – фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией.

Вместе с тем Успенский пост – это пост весьма отрадный. Он отличается своими неповторимыми церковными праздниками и традициями. В первый день поста, 14 августа – Изнесение честных древ Животворящего Креста. То есть мы сразу же обращаемся к Честному Кресту как к главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В этот же день освящается мед, то есть Успенский пост не так уж и горек. 19 августа – яблочный Спас, в храмах освящаются фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Господь оказывает милость как нашей душе, так и телу.

Но самое главное – это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Ее благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

«Сознательная духовная жизнь – это и есть та полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны»

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

Священник Дмитрий Шишкин
– Может быть, это странно звучит, но пост, особенно многодневный, о котором заранее знает человек и, условно говоря, «отсчитывает» время приближения к которому, – такой пост, насколько я знаю, большинством православных христиан воспринимается не как тягостная повинность, которую надо перетерпеть «за послушание», а как счастливая возможность изменения, преображения собственной жизни. Потому что многие из нас чувствуют, конечно, что мы далеки не только от идеала, но даже и от начатков подлинно христианской жизни. И понимая это, каждому хочется как-то собраться, стать хоть на время строже к себе, потому что без такой собранности духовная жизнь вообще невозможна, а остаются только воздыхания о ней, что тоже неплохо, но явно недостаточно.

И многодневные посты дают нам такую замечательную возможность, подвигают нас, ленивых и расслабленных, к большей собранности, вдохновляют на малый, но необходимый труд. Поэтому пост для большинства сознательно верующих людей является желаемым и ожидаемым временем. И тайна этого ожидания заключается в том, что, сознательно ущемляя своего «плотского человека» со всеми его «страстьми и похотьми», мы начинаем жить иначе. Это трудно передать словами, но именно это приобщение к иной реальности, к реальности действительной духовной жизни и делает пост желаемым для многих христиан, утомленных своей повседневной и приземленной расслабленностью.
Сознательно ущемляя своего «плотского человека» со всеми его «страстьми и похотьми», мы начинаем жить иначе.

Успенский пост считается строгим постом, но каждый может и должен избрать свою меру строгости, потому что в конечном итоге важно даже не то, на сколько пунктов ты соблюл правила, а то, насколько ты лично потрудился, приложил усилия, чтобы приблизиться к Богу, приобщиться Его благодати. В этом смысл поста. Можно говорить (условно, конечно) о «высшей» и «низшей» планке его строгости. Причем эти понятия не имеют отношения к оценке самого человека, а только к избираемой им мере строгости воздержания. По монастырскому уставу в этот пост пищу положено вкушать только один раз в день, кроме праздничных дней, и то не раньше 3 часов дня. Причем предполагается сухоядение, то есть пища употребляется без добавления растительного масла.

Это благодатный и радостный труд. И в радости этой заключено, я думаю, главное утешение, которое обретает человек в посте.

Ну а «нижняя» планка, то есть распространенное и общепринятое правило для мирян, – это воздержание от пищи животного происхождения. Количество же еды и частоту ее употребления каждый избирает для себя сам. Впрочем, понятно, что пост относится не только к пище, но и требует воздержания от всего, что мешает нам в духовной жизни. А в наше время такие препятствия, как правило, связаны с компьютером, с телевизором, с привычкой к всевозможным развлечениям… Кстати, эта привычка настолько въедается в нашу природу, даже в мелочах, что, когда мы пытаемся себя ограничивать во многих вроде бы «безобидных», но развлекающих, расслабляющих душу вещах, это становится очень даже ощутимой трудностью – и конечно, полезным опытом. Так что воздерживаться каждому есть от чего, только бы мы взглянули на себя, на свою жизнь честно и трезвенно, именно с точки зрения христианской. Но и воздержание – это еще не всё. Как сказано в Писании: «Отвратись от зла и сотвори благо».

Так что пост – это время не только воздержания от греха, но и более сознательного и усердного, чем обычно, исполнения Христовых заповедей. Это благодатный и радостный труд. И вот в радости этой заключено, я думаю, главное утешение, которое обретает человек в посте. В радости приобщения иной жизни, жизни Самого Христа. А что может быть радостнее этого! Вначале, когда человек начинает поститься, бывает, что его как бы «ломает»: настроение отвратительное, всё валится из рук, на душе тоскливо и скучно… Это плотский наш человек недоволен тем, что ему перестают угождать, а поскольку он уже почти совершенно овладел душой, то и душа томится и мучается. Но если она пребывает всё же в решимости продолжать пост ради Христа, ищет действительного обновления и приобщения благодати Духа Святого, то вскоре как бы открывается иная реальность, начинается действительно иная и, увы, большей частью незнакомая нам жизнь. Жизнь, когда плоть продолжает томиться от причиняемого ей ущерба, но это томление уже не главенствует над душой, а пребывает как бы в подчиненном состоянии. Зато душа открывается в большей степени, чем обычно, веянию благодати, опытно познаёт сладость покаяния и молитвы. Собственно, человек и начинает жить той самой духовной жизнью, к которой призван, но понятие о которой, увы, утратил из-за своей повседневной и всецелой погруженности в житейскую суету.

Опыт поста помогает нам понять, что сознательная духовная жизнь – это и есть та по-настоящему нормальная и полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны. Жизнь, исполненная особой, непонятной без поста и молитвы, радости. Радости общения с Богом. Так что в добрый путь, и да благословит нас Господь!