Храм Божий, столь привычный и столь необходимый, возник не вместе с человеком и не перенесется с земли на небо, но на земле останется. Но было бы непростительным легкомыслием усомниться в необходимости храма сейчас, в этой продолжающейся земной реальности, на пути к Отчему Дому. Храм не строится для того, чтобы стенами обнять Бога, заключив Его внутри. Это было понятно и при строительстве первого в мире храма Истинному Богу. Соломон тогда сказал: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему». Но «да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь», – сказал далее Соломон, перечисляя многие народные нужды, в которых требуется особенная помощь (см.: 3 Цар. 8: 27–53). Бог остается неохватным, и храм не вмещает Его, но «имя Божие пребывает и живет в храме», и «очи Господни открыты на это место день и ночь», и, таким образом, для связи Бога и человека устанавливается особое место, именно для этой связи посвященное. Только для нее одной.
ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
В самом деле, что может быть могущественнее Церкви?
Не говори мне о стенах и оружии. Стены ветшают от времени, Церковь же никогда не стареет; стены разрушают варвары, Церковь же и демоны одолеть не могут. А что эти слова не пустое хвастовство, о том свидетельствуют самые дела.
Сколько людей враждовало против Церкви, и враждовавшие погибли, а она вознеслась выше неба! Таково величие Церкви! Когда против нее враждуют, она побеждает; когда строят козни, она превозмогает; когда подвергают бесчестью, становится еще славнее.
Господь и Создатель вселенной, когда пришло Ему время воплотиться, стать человеком и явиться в мир, приготовил Себе дом для вселения — Ту, Которая должна была родить Его и стать Ему Матерью, — Пречистую Деву Марию. Пречистая Дева должна была быть сосудом святейшим и чистейшим, безукоризненным и безупречным, ибо Сам Бог имел намерение вселиться в Нее и родиться из Нее. В обычае и у земных царей, говорит святитель Димитрий Ростовский, когда они хотят прийти в какой-либо город и жить в нем, заранее готовить себе дворец, который созидается самыми искусными мастерами из драгоценных материалов, на лучшем и возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее прочих жилищ человеческих. Такой прекраснейшей и славнейшей палатой не земного, но небесного Царя и должна была стать Дева Мария.
Давайте посмотрим, братия и сестры, каким же образом Господь готовит для Себя этот прекрасный дворец, то есть Пречистую Деву? — Он приводит Ее с младенчества, с трехлетнего возраста, в храм. Там, при храме, Она должна была освятиться, сделать совершенной Свою чистоту и приготовиться к рождению Христа. Таким образом, пример Божией Матери со всей очевидностью показывает, сколь великое значение имеет храм для нашего освящения, совершенства и приближения к Богу. Ведь если даже Пресвятой Деве, Которая Сама была храмом, нужно было жить при храме, то тем более все прочие люди имеют великую потребность в храме для своего спасения.