Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » СЕМЬЯ-малая Церковь! (двое-одна плоть) » "Служение Богу в супружестве"


"Служение Богу в супружестве"

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Протоиерей Артемий Владимиров "Служение Богу в супружестве"

0

2

батюшка как всегда в своем репертуаре   :crazyfun:  (ближе уже к завершению ,да и в принципе на протяжении всего повествования ,как всегда с юмором)

0

3

хорошая видеопроповедь прот.Андрея Ткачева   :cool:

О супружестве!
ч1

ч2

ч3

ч4

0

4

Советы супругам и родителям
Прп. Амвросий Оптинский

Счастье основано на страхе Божием

Поздравляю тебя с новобрачными, а N — с новой супругой... Сердечно желаю им взаимного супружеского союза и мира, а тебе утешения их благопокорностью и достодолжной почтительностью и уважением, какое приличествует родителям от благоразумных и послушных детей. Все же трое всегда вы должны помнить и не забывать того, что тогда только жизнь ваша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его — значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих.

Всеблагий Господь да утвердит нас на спасительном Своем пути!

Семейные тяготы

Семейные тяготы должно переносить, как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой.

От души желаю вам всего того, что вы выразили в краткой приписке вашей касательно истинного разумения дел и кроткого обращения с другими, и благодушного перенесения скорбей, и благоразумного отражения интриг человеческих и козней исконного врага. Поминайте царепророка Давида, который помощью Божией, пройдя подобные обстоятельства, написал так: “Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою, и возведе мя от рова страстей и от брения тины (греховной), и постави на камени (заповедей Божиих) нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему” (см. псалом 39).

Без столкновений прожить невозможно

Пишешь мне о случае, который произвел на всех вас неприятное впечатление. Что делать? Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, тем более людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи: один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели в первоначальном правиле арифметики слагается один и один, то выходит два, если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди них черта: так бывает и в делах человеческих. Если их очень раздробляют, то окажется неудобство и вверху и внизу, с какой-либо преградой посредине.

Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств... и... будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить.

Тебе думается, как бы не отказали тебе вдруг. Из получаемых мною писем не вижу я и намека об этом и не думаю, чтобы с тобой так поступили, разве уж по каким-либо особенным непредвиденным обстоятельствам. Мало ли что предлагают люди: не всегда это принимается к делу. <...>

А тебе советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей совестью.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием всего тебе душеполезного, внешние же неудобства надо потерпеть.

Надо терпеть

Ты ожидала себе успокоения, а получила огорчение. Что делать? Не унывай, а утешай себя мыслью, что ты не лучше святого царя Давида, который во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби, больше твоего не во сто ли раз. Всего описывать не буду, а скажу только, что сын его Авессалом решился низвергнуть отца с царского престола и покушался на... его жизнь. Но святой Давид искренне смирился пред Господом и пред людьми, не отвергнув досадительных укоризн от Семея, а сознавая свои вины пред Богом, смиренно говорил другим, что Господь повелел Семею клясть Давида. За такое смирение Господь не только явил ему помилование, но и возвратил царство.

...Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага, которые выпали и выпадают из ослабленных рук сына. Впрочем, силен Господь исправить и его, если только он захочет преклониться под крепкую руку Божию. Нужно смиренно и с верой молиться Богу об этом, да вразумит его и нас.

Довольство портит людей

Касательно N... слова наши переданы верно, что О. А. советовала вам постращать ее монастырем, чтобы удержать от попытки возвратиться в родительский дом по известной причине. Слава Богу, что N... осталась... жить с мужем, хотя и в нужде; но довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.

О запрете на развод

N вам говорит, что развод между супругами запрещен Господом Иисусом Христом. Читаем собственные слова Господа: “А Я говорю вам: кто разведется с женою своей, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать” (Мф.5,32).

Из этого каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и святая Церковь <...>

Утешение покинутой жене

Пишешь, что тебя муж отослал, и ты, не имея пристанища себе настоящего, какого желалось бы тебе, скорбишь, почему решилась прибегнуть к Богу и просить Его, на основании евангельских слов:

“Просите, и дастся вам...”. И что же — вот и проси, и проси несомненно и терпеливо, — получишь.

Будь же благоразумна в прошении, чего просить. Он сказал: “Ищите прежде Царства Божия и правды его, а сия (то есть временное, жизненное) вся приложится вам”. Учит просить так: “...да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя”... и “внидете узкими враты в Небесное Царствие”. А святой апостол Иаков говорит: “Не имате, зане не просите, просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете”.

Итак, проси у Господа терпения — и Он тебе подаст, и укрепит на таком пути, который ведет в Небесное Царствие. Он говорит: “Аз есмь путь и истина”. Ты намерения Божия о себе не знаешь, поэтому молись: да будет над тобою Святая Его воля, на которую и возложи смиренно упование и надежду твою.

О пьянице-муже молись Богу

Муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься, бьешь его, когда он бывает в нетрезвом виде. Боем ничего не выбьешь, а хуже в досаду его приведешь. А ты лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвы своих угодников, отвратил его от пути погибельного... и возвратил его на путь трезвой воздержанной жизни.

Брак между родственниками

Спрашиваешь о браке племянника и племянницы на родственных лицах, говоря, что ныне разрешают. Что ж толку-то, что разрешают. Супружеского счастья не бывает за это; да и на детях отражается неизлечимой болезненностью... а поэтому я не могу советовать на подобные браки решаться.

Католику, женатому на православной

Если вы соглашаетесь принять истину православия, то следовало бы вам принять ее без всяких условий, как истину. А вы пишете: “Я готов исполнить желание жены моей, но лишь в том случае, если, принеся свое убеждение в жертву, я увижу ее в полном здоровье”.

На это вам скажу, что условие это весьма неуместно, потому что болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь всегда жену здоровую. Ежели вы постараетесь искренне исправить свою жизнь и искренне примете истину православного исповедания, то силен Господь возвратить здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим вам. Всеблагий Господь всегда устрояет только полезное, душеполезное и спасительное.

Господь глаголет о Себе в Евангелии: “Аз есмь путь и истина и живот”. Молитесь искренне и с верой Всеблагому Господу, чтобы извел вас на истинный путь спасения.

О ДЕТЯХ

Страх трудного рождения

Вас заботит время трудного рождения: и заботит и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Феодоровской. Выменяйте или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа (27 марта и 29 августа по новому стилю). Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день — молебствие с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день “Богородице Дево радуйся”, хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: “Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби: да не постыдимся”.

Обязанности крестных родителей

От восприятия младенцев при крещении не должно настойчиво уклоняться. Нас судить будет Бог Всеведущий, Которому вполне известно, сколько могут назидать духовных детей восприемники в настоящее время. Впрочем, обязаны они часто молиться за детей своих, чтобы Господь... удержал их на пути благочестия и не попустил совершенно заблудить от стезей спасения; и вообще молитва за близких нам должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем.

О подкинутом младенце

Нисколько не смущайтесь тем, что к вашему дому подкинули младенца мужского пола, и не отклоняйте от себя христианского дела оказать этому ребенку возможную с вашей стороны помощь и содействие, сперва в простом воспитании, а если Господь Бог продлит его жизнь и вашу, то и в христианском наставлении, чтобы самим получить за это милость от Господа.

В Священном Писании сказано: “блажен, иже имать семя в Сионе”, то есть блажен тот, кто будет иметь в вечной торжествующей Церкви Христовой хоть единое чадо духовное.

Вы пишете, что можете дать этому ребенку воспитание в добром бездетном семействе, помогая как ему, так и тем, которые будут его воспитывать. Хорошо сделаете, если поступите так <...>

Пишете также, что можете его усыновить себе. Формальности этой не советую вам делать: а прежде всего постарайтесь дать ему христианское воспитание, а при этом и образование, не высокое и блестящее, а потребное к делу, чтобы ему быть практическим человеком, могущим добывать себе насущный хлеб.

А во-вторых, можете его обеспечить соразмерным денежным капиталом, положив этот капитал в какой-нибудь банк, с таким условием, что если этот ребенок доживет до совершеннолетия, тогда может получить этот капитал. Если же он умрет прежде совершеннолетия, в таком случае местное общество или местное начальство должно разделить этот капитал вдовам и сиротам по усмотрению. Проценты же с капитала могут получаться на его воспитание, то есть теми, у кого он будет воспитываться. <...>

Христианское воспитание

Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание, и выражаете эту заботу так: “Всякий день на опыте вижу, что не имею достаточно твердости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма неспособной сложить душу человека по образу и по подобию Божественного учения”. Последняя мысль выражена очень сильно и относится более к содействию и к помощи Божией; а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых православной Церкви. Что вы блаroe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.

Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный.

<...> Не мешает, кроме других воспитательниц, если возможно, иметь для себя хорошую русскую няню: другие няни пусть занимаются по другим частям, а православная няня — по православной части, и особенно крестным знамением; с нее этот предмет и спрашивать. Как можно и насколько можно приспособить это к настоящему делу по обстоятельствам, постарайтесь; совершенно же этого из виду упускать не должно. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей. <...>

Пишете: “Желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я”. Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях вы и сами заметили, что неполезно. Поэтому в случае разногласия лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались; но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, — чтобы было действительнее. Впрочем, если вы успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать.

<...> Замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство: а большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. Притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это. Потому много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток; со временем, может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство; а только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему, по возможности, обо всем здравые понятия, согласно учению православной Церкви.

Пишете, что до сих пор сами занимались с ним и прошли с ним священную историю Ветхого Завета; и спрашиваете, как и чему его учить и кого избрать для этого? Пройдя с ним Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому Завету; а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость катехизиса не прибавит ему теплоты. Катехизис никому не прибавляет теплоты; а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о догматах и других предметах православной Церкви. Если желаете, чтобы православное учение действовало и на сердце сына вашего, то читайте с ним “Православное Исповедание” и “Училище Благочестия”; а законоучитель пусть обучает его по катехизису, принятому в учебных заведениях.

<...> Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить... наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения исполнить это, так как по вашему сознанию священная обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающего она особенного значения не имеет.

Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сыном и приготовьте его к этому таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще можете ему говорить иногда полушутливым тоном: “Ты ведь молодой князь; через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь”.

<...> Вы глубоко уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной — ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью; но вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силой убеждения об этом великом предмете.

Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания, и при том другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности; и при том слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери — на сердце. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь об этом Богу, да устроит полезное о сыне вашем, яко же весть.

Вы пишете, что у него прекрасная память; пользуйтесь и этим. Передавайте ему, кроме наставлений, душеполезные повести и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом, с помощью Божией, при содействии опытов в жизни, может перейти в чувство.

Вы жалуетесь, что мать отвлекает вас от занятий с сыном. Можете объяснить ей прямо, что польза сына требует, чтобы вы с ним занимались; а она, как разумная бабушка, конечно, в этом должна снизойти вам без огорчения.

Повторяю: призывая Божью помощь, действуйте касательно сказанного, как умеете, как вас вразумит Господь и как можете, — ничтоже сумняся и ничтоже бояся.

Отношение к родителям

Ты желаешь иметь от меня собственноручную строчку, называя себя духовной моей дочерью. Если так, то слушай, что скажет тебе духовный отец твой.

Ежели желаешь в жизни твоей быть благополучной, то старайся жить согласно заповедям Божиим, а не по простым обычаям человеческим. Глаголет бо Господь через пророка Исаию: “Аще послушаете Мене (т. е. исполнением заповедей Божиих), то благая земли снесте”. Главная же заповедь в обетовании: “Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли”. Неуместные выходки или вспышки перед родителями ни в каком случае неизвинительны. Обносится* между людьми мудрое слово: яйца курицу не учат.

Юному возрасту прежде должно себя обучать и вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и богопротивные, потому что люди смотрят только на лицо, Бог же взирает на сердце; и от него зависит наша участь, как в настоящей, так и в будущей жизни.

Никого не суди и не осуждай, да и сама избежишь осуждения от Бога. Наконец, помни и никогда не забывай грозное слово Господа: “Аще кто постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Аз постыжусь его, егда прииду во славу Отца Моего со Ангелы святыми”. <...>

...о почтении к старшим сказано в Писании: “старцу пакости не твори”. Тем более дети обязаны всячески почитать своих родителей, стараясь успокоить их всем, что не противно заповедям Божиим <...>.

О чтении

Мнение мое в отношении занятий чтением такое, чтобы прежде всего занимать юный ум Священной Историей и чтением житий святых, по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно с помощью Божией суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных. Все это выводить из примера прародителей наших, вкусивших от запрещенного древа и за то изгнанных из рая.

Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв, символа веры и избранных псалмов, например: “Живый в помощи Вышняго”, “Господь просвещение мое” и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив — праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, — не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Особенные тонкости и предосторожности... не совсем уместны. Нужно вести дело проще, с надеждой на помощь Божию, которой и всегда просить должно...

* * *

Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите... бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни; а читайте творения таких отцов, которые признаны православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные.

Чтобы не потерять твердое православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу “Православное Исповедание” Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время. Второй книгой в этом роде да будет Летопись или 4-я часть творений святителя Димитрия Ростовского. За нею и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правых мнений и разумений, но и для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу Аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты и особенно в дни говения прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии. Остальное в его творениях можно читать во всякое время; не мешает также повторять главы о покаянии.

Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и со тщанием все творения нового угодника Божия святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: “В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них” (Евр.13,9). И в другом месте: “аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет” (Гал.1,8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры и не чистое серебро отвергает. <...>

Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы, с означенным разбором, и изберите потом, который более придется по духу вашему. <...>

Иногда детям нужно уступать

Не знаю, как подействовали слова наши на него, но только мы довольно много и усердно толковали с ним о разных предметах. Плоды бесед наших дома у вас виднее будут на самом деле: иное — слова, иное — сама действительность, которая обыкновенно выражается в поступках и действиях человека. Тогда уведомьте нас, как пойдет общая жизнь ваша.

Я хорошо не понял, потому что вполне не понимаю коммерческого хода дел; а N выразил предо мною желание свое так: “Если бы маменька дала мне годовые проценты хотя бы с 50.000, тогда бы веселее было мне заниматься общим ходом дел: так как на эти проценты барышные я стал бы сам испытывать и маменьке показывать свою опытность, какая на самом деле будет выходить хорошая или не хорошая”. Он сам вам лучше это пояснит, и как предположение это вы найдете, удобным ли или не удобным, сами это разберите; и как найдете лучше, так и поступите. А кажется, по свойству его характера, нужно немного и уступать.

* * *

Слава и благодарение Господу, что и сам N доволен своей поездкой в Оптину, и вы в нем замечаете хоть некоторую перемену к лучшему. Говорите, будто я вам написал, что надо сыну более уступать, но что вы столько ему уступали, что больше этого и сделать нельзя.

Я этого не разумел <...>, а писал, что иногда надо ему и уступать. То есть я разумел, что должно ему уступать, снисходя к его характеру, в мелочных делах, когда и где от этого не предвидится вреда. А в чем находите его желания несообразными с делом, можете, при случае, свои мысли объяснить ему. <...>

Учите детей и от них учитесь

Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: “аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное”. А святой апостол Павел протолковал это так: “Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте”.

Меры этой достигнуть тебе от всей души желаю. Если же в совершенстве этом оскудеваем... то смиряться должны от всей души, чтобы таким образом не лишиться нам милости Божией, по сказанному в псалмах: “смирихся, и спасе мя Господь”. <...>

О непостоянстве желаний молодых

Пишете, что желаете женить вашего единственного сына и он не прочь от женитьбы, что представляются много невест достойных, но ни одна не соответствует его вкусу.

Таково вообще направление нынешних молодых людей и таков их вкус, которому трудно удовлетворить, потому что они сами часто не знают, чего хотят. Что же для таких людей будет по душе и по чувствам?

Опыт жизни и вера исправляют таковые души и чувства. И потому его теперь трудно вразумить. Он не может поверить ни вам, ни другому, пока не испытает легковесности суждения и чувств своих на деле. Он угрожает вам уйти из вашего дома куда нибудь далеко или определиться в контору. Пусть его идет из дому, только не пускайте далеко, а чтобы он жил где-нибудь, если не на ваших глазах, то у знакомых или у надежного человека, который бы мог удерживать его от своеволия. Пожив на чужих руках, скорее оценит ваш кров и материнскую заботливость. А если теперь его женить, при таком его душевном настроении, едва ли будет прок в женитьбе.

Как выбирать невесту

Испрашиваешь моего грешного совета и благословения вступить в законный брак с избранной тобой невестой.

Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего, неропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак.

* * *

<...> Если сын здоров, и не обещался в монахи, и желает жениться, то и можно. Бог благословит. А чтобы была посмиреннее, то смотри.

Если мать невесты смиренна, то и невеста должна быть смиренна, потому что по старинной пословице: “яблочко от яблоньки недалеко откатывается”.

* * *

...Ты приискала какую-то невесту для N, которая тебе нравится. И ты ждешь моего грешного благословения, чтобы начать дело. По получении моего письма повтори еще свои справки о невесте, чтобы узнать ее обстоятельно, и если действительно окажется хороша, то и Бог благословит начать это дело. <...>

А в заключение всего прибавлю. Вполне хорошо может быть только тогда, когда и мы со своей стороны постараемся быть хороши, как требуется от нас заповедями Божиими. Святой мученик Иустин, как значится в древних сказаниях, говорит, что Господь наш Иисус Христос во время земной Своей жизни занимался делением плуга и ярма, означая этим, что люди должны трудиться и справедливо и наравне с другими нести тяготу, как впряженные волы ровно несут свое ярмо: если один из двух будет отставать, то другому бывает труднее. Если бы супруги ровно, по-христиански разделяли тяготу жизни своей, тогда людям и на земле было бы жить хорошо. Но как супруги часто бывают упруги, оба или один из двух, то наше благополучие земное и не упрочивается. <...>

Не оставляйте сына праздным

Если сами намереваетесь заняться предлежащими делами, а сыну с женой думаете выдавать сколько-нибудь на содержание, то советовал бы я вам, чтобы сын ваш был не совсем праздным, купить для него имение, чтобы он занимался хоть каким-нибудь хозяйством, чтобы не быть ему в праздности и без дела, потому что праздность есть начало и причина многим порокам и многому злу.

Помоги Вам Господи! Терпите, принимая это, как от руки Божией.

Как приучить к серьезным занятиям

Спрашиваешь, как приучить питомицу твою к серьезным занятиям, но сама сознаешь трудность твоего дела. Особенно мудрено советовать издали когда не знаешь, как будут приняты наши слова.

Предложи сперва, чтобы из дня сделали день, а из ночи — ночь, а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом. И вообще, соображаясь с обстоятельствами, делай, что можешь, призывая помощь Божию и содействие свыше от Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти.

В благие минуты можешь сказать питомице, что она как христианка, кроме журналов, должна читать духовные книги и на слово не верить всякому вздору без разбора: что можно родиться из пыли и что люди обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Когда в будни нельзя бывать в Церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Неопределенным положением своим не смущайся, а жди с терпением устроения о себе Промысла Божия.

О справедливом завещании

Слышу, что вы написали духовное завещание, в котором назначили двум сыновьям большую часть капитала... а двум другим сыновьям меньшую...

При написании духовного завещания следовало бы вам попомнить апостольское слово: “подражатели бывайте Богу, яко чада возлюбленные”; потому что Бог и пришедшим в единодесятый час повелел дать ровную часть с работавшими от двенадцатого часа жизни, не помянув, яко незлобивый, противление и прогневание последних.

Тем более что Сам Господь в Евангельском учении увещевает всех, глаголя: “аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших”. Рассудите хорошенько это великое слово Господне при настоящем вашем болезненном положении: не придет ли вам благое желание изменить духовное завещание ваше, назначив всем детям части поровну <...> А такая путаница не даст покоя душе вашей в будущем веке.

Вот как думаю аз грешный, так и пишу вам убогий мой совет.

Вы же рассмотрите сами снова дело это, и, здраво обсудив его, сделайте так, как будет полезно и душе вашей, и всем детям вашим. <...>

Матери, скорбящей о неверии сына

Подав однажды нищему милостыню о здравии вашего сына, смутились, когда он стал молиться об упокоении его. Не смущайтесь этим. От ошибки или недоразумения нищего не могло и не может произойти ничего противного для вашего сына, и ничего большего и лучшего нельзя пожелать, как в свое время сподобиться Царствия Небесного.

А что вы в скорби своей о сыне иногда думали, что лучше было бы для него умереть, нежели жить так, как он живет, — за это укорите себя и с полной верой предайте и себя самое и сына вашего воле Всеблагого и Премудрого Бога. Если Господь чьи дни сохраняет, то благодетельствует, если чью жизнь пресекает, то снова благодетельствует, и вообще, по слову святой Церкви, Господь глубиной мудрости человеколюбно все устраивает и полезное всем подает. И потому для человека нет ничего лучше и полезнее преданности воле Божией, а нам судьбы Божии непостижимы.

Вы сознаете, что многим сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно, но сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться. Также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна — невольная причина теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободной волей и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом.

Спрашиваете, не написать ли вам сыну вашему наудачу в Москву и как ему написать, чтобы тронуть его сердце? Напишите ему сперва вкратце, чтоб узнать, где он теперь находится, а когда узнаете, то можете написать и подробнее. Можно тогда ему сказать, что он теперь, вероятно, собственным опытом испытал, к чему ведет безбожие и вольнодумство, что, стремясь к необузданной свободе, он забыл, что от греха, особенно досаждения родителям, произошло... рабство, которого прежде не было на земле, и т.п. Помолясь Богу, пишите, как Господь положит вам на сердце. <...> И вообще, вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, Имиже весть судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой его матери. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, в чем вы по неведению согрешили.

Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это как евангельский крест, благодарите Бога, пославшего вам оный к пользе вашей душевной и к очищению согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен. К утешению и назиданию вашему прочтите и в Евангелии от Матфея главы с начала пятой до одиннадцатой.

источник

0

5

Дорога к храму - Православная семья

0

6

«К сожалению, сегодня жизнь устраивается так, что люди потеряли представление о Божественной ценности семьи. Почему Божественной ценности? Да потому, что семья есть Божественное установление»
Однако, на людей сегодня обрушивается информационный поток, в котором нет места ценностям семьям, — «напротив, грех как образ жизни романтизируется современным псевдоискусством».
«Богу было угодно, чтобы институт семьи был связан с Его пришествием в мир. Через Боговоплощение семья не просто освящается — ей предается Божественный статус»,
«Что Бог соединил, то человек да не разлучит» (Мк. 10:9) — величайшие слова Божественного Писания, которые осуществляются в семейных отношениях///
Многие семьи распадаются как раз потому, что люди оказываются неспособны в близком общении нести тяготы друг друга и так исполнять закон Христов (см. Гал. 6:2). «Молодые люди, вступая в брак, в первую очередь ждут от брака наслаждения. Но брак — это не только наслаждение и общение любящих друг друга людей, это и ношение тягот друг друга, А тяготы являются и в болезнях, и в скорбях, и в неудачах по работе, и в потере материального благополучия, в потере жилья, работы, — да какие только трудности не появляются на пути людей! ! И встречать эти трудности семья должна как одно целое».

«Будем молиться Господу, Его Пречистой Матери, Обручнику Иосифу, царю Давиду, Иакову, брату Господню, чтобы их молитвами Господь укрепил и благословил семьи наши, укрепил любовь между супругами, между детьми и родителями, дабы через семейную жизнь осуществлялось то великое призвание человека, которое связано с продолжением рода, с воспитанием следующего поколения в вере и благочестии», — призвал Святейший Патриарх, напомнив, что «от семьи во многом зависит и состояние человеческого общества, а от состояния общества зависит и состояние государства, состояние всего рода человеческого».

Предстоятель отметил, что «молясь о благополучии семей, мы одновременно молимся и о тех, у кого нет семьи, потому что нравственная закваска, являемая миру через семейные отношения, благотворно сказываясь на общественных отношениях, благодатно отображается и на жизни людей одиноких».

«Да хранит Господь семьи наши, родителей и детей, да поможет Он всем нам хранить веру православную, а вместе с ней — уважение к семейным отношениям, Богом данным роду человеческому»
патриарх Кирилл

http://cs405226.userapi.com/v405226796/59db/0Jw83hgFzAE.jpg

0

7

... вкладываясь в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек потихоньку начинает любить в нем именно этот свой вклад, а точнее — себя самого в любимом.
В итоге получается такая вот расширенная любовь к себе, пусть даже в нее будут включены мой муж или моя жена, мои дети, моя собака. Но в центре подобного отношения всегда будет этот злосчастный общий знаменатель — «мое». Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира и уничижающую все, что находится за этой границей.
(Александр Ткаченко)

http://cs407517.userapi.com/v407517446/6b5d/tGBBMG9j-eQ.jpg

0

8

«Бог, сотворивший жену после мужа, создал ее как его помощницу. У женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организации, есть великое назначение, которого нет у мужчины, - деторождение и, следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях, и прежде всего на матери, лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать ему воспитание. Эта обязанность – долг женщины».
И если нарушается этот порядок, то:
«Неблагополучно в семье, если женщина берет на себя роль мужчины, отказываясь от тех святых семейных обязанностей, к которым предназначил ее Сам Бог».
свт.Лука Крымский

http://cs7001.userapi.com/c315525/v315525796/475e/6mhBSAa61jU.jpg

0

9

Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной
любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра... Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога. Святитель Григорий Богослов
http://cs421819.vk.me/v421819699/48ce/zF8uoP_b2PY.jpg

0

10

Семейная жизнь – это крестная ноша. В ней много радостей, но много и трудностей. И человек должен поступать разумно, должен быть реалистом. Не надо в семейную жизнь, как в лотерею, играть: повезет, не повезет. Это очень серьезный шаг, речь – вечной жизни, о спасении. Через семью можно спастись, но можно и погибнуть. Плотское утешение быстро пройдет, а духовный союз – это вечный союз. Вот о чем надо помышлять.

(Протоиерей Евгений Шестун)

0

11

"Цель брака, как говорит о ней священник воистину святой жизни, духовник великой княгини-преподобномученицы Елизаветы отец Митрофан Серебрянский, есть спасение душ мужа и жены, осуществляемое чрез полноту земной человеческой любви, посвященной Богу. Вот почему супруги никогда не должны забывать о Господе: ни в скорбях, ни в минуты радости и довольства, ни в повседневных заботах супружеской жизни, которая предполагает полноту духовного, душевного и телесного единства."
Протоиерей Артемий Владимиров

http://cs7001.vk.me/c315525/v315525796/55fb/vHD7gsr25VY.jpg

0

12

"Чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь, что семья — это то, что происходит с нами прямо сейчас. Поэтому все свои благие порывы и добрые намерения (пресловутый вынос мусора) необходимо воплощать в эту самую минуту. Есть затруднение, с которым сталкивается каждый христианин. Спасение так желанно, однако соблазн быть спасённым «только не сейчас» — едва ли слабее. И семья в этом смысле — отличный практикум спасаться «прямо сейчас» и готовиться к вечной жизни. А иначе что получается? — Я готов любить, прощать, служить, быть рядом, даже отдать жизнь — как только дочитаю эту книгу, пройду этот уровень, немного отдохну, пообедаю или выпью пива с друзьями... И вот так проходит та самая минута, самая важная и самая главная минута, когда требовалось и важнее всего было — любить, служить, прощать и быть рядом. Минута идёт за минутой, минуты складываются в часы, часы в дни, а дни — в годы и годы упущенного моими близкими — чего? Может, того самого — семейного счастья?

И всё-таки: кто, кому и что должен? — Есть вариант с распределением взаимных обязанностей. Всё чётко, ясно, понятно, и кому-то именно это подойдёт. Я этот способ организовать семейное счастье хорошо понимаю, но совершенно не приемлю. Как только речь заходит об обоюдности в любви и в браке, то любовь и брак превращаются в торговую сделку. В натуральный обмен: ты — мне, я — тебе. В рыночную справедливость: баш на баш. В торговый подсчёт: выгодно — невыгодно, кто в убытке, а кто в прибылях. Короче, в ад. — Однако, повторюсь, кому-то подойдёт именно такой вариант подготовки к вечной жизни.

Есть и другой вариант: никто никому ничего не должен. Ибо — любовь. Простите, но такую любовь я не понимаю совсем. Дело вовсе не в том, что шансы на домашний уют становятся призрачными, это как раз дело последнее. Дело в другом. Представьте себе Христа, Который бы проповедовал такую любовь. Взошёл бы Он на Крест нас ради человек и нашего ради спасения? Сомневаюсь. — Но можно и так жить.

И поэтому мой вариант распределения семейных обязанностей таков: я должен. И по той же причине: ибо — любовь. Потому что любовь — это не взаимная индульгенция от обязанностей, а одностороннее принятие обязанностей на себя. Потому что любовь — это делание добра ближнему независимо от его желания сделать добро мне.

Я — глава семьи. Не вникая в суть, можно обозвать меня тираном и деспотом. Но меня это мало интересует. Ведь я полагаю, что глава семьи должен себя — свои страсти, привычки, желания, увлечения и прочая — распинать ради своих ближних. Не ближних распинать — пусть даже ради их блага, духовного роста и спасения, а себя. Где-то тут находится уподобление Христу.

Сколько людей готовы на это? Не на словах, а на деле? Не завтра, а прямо сейчас? Не раз в году, а каждый день? — Да я же первый не готов! Я совершенно искренне верю, что суть православного христианства — жертвенная любовь к ближнему. Я пытаюсь жить по этому убеждению и не загибать пальцы: это я сделал, а это она сделала. Но и в моём доме неплохо бы на стене вывесить транспарант «Ты должен!», и чтобы подзатыльник ежедневный мне кто-то давал, чтобы я не забывал, кто глава этой семьи.

Потому так насущно для нас правило из Послания к евреям: чтобы привычкою были приучены. То есть внешние напоминания об обязанностях — такие раздражающие, монотонные, назидательные и обильные — не будут лишними, пока выполнение обязанностей не войдёт в привычку. Вопрос только — к чему привыкать (варианты смотри выше). Тут уж каждому своё.

...А вообще всё намного короче и понятнее уже сформулировал Клайв Льюис: «Когда двое людей обретают прочное счастье, они обязаны им не дикой влюблённости, а тому, что они — скажу попросту — хорошие люди, терпеливые, верные, милостивые, умеющие обуздывать себя и считаться друг с другом».

(Юрий Наумов, 36 лет, общественный деятель, отец двоих детей:
«Я — должен»)

http://cs410220.vk.me/v410220796/88d2/nlaTR241I4E.jpg

0

13

http://cs410724.vk.me/v410724685/5386/7eZUnKz8HPw.jpg

0

14

А по-божески, это надо выбирать супруга, который христианин, который будет главой семьи, который будет священником этой домашней церкви, который будет детей приводить ко Христу своим примером – во-первых, своим отношением к жене – во-вторых, и обучением детей вере православной христианской – в-третьих. Этого же ничего нет. Это всё равно что человеку, который слепой, глухой, без рук и без ног, выдавать автомобильные права: хочется, чтобы всё было по-божески. А по-божески надо ездить с правами. Кто без прав, тот не может ездить – как тут быть, что тут посоветовать? Венчание – это благословение двух людей, которые приходят к Церкви, обращаются к ней, в лице священника Церкви, и говорят: ты священник Бога Вышнего (Быт. 14, 18-19), мы тебя просим, чтобы ты от имени Церкви и Господа Бога нашего, Пресвятой Троицы, соединил нас и благословил создавать домашнюю церковь. Для того, чтобы родившиеся у нас дети стали членами этой церкви. Вот что. Этого же ничего нет – тогда при чём тут Венчание? Это как купленный в переходе метро диплом – пошёл, купил диплом хирурга. Хорошо, если он дома лежит, если занимается человек административной работой, ну, заведующим отделением становится или заведующим целого института. А если это действующий хирург? Поди, говорит, прооперируй ему поджелудочную железу. Ну, живот вскрыть он сможет, половину кишок разрежет. А где там поджелудочная? Он её найдет там, и что в ней оперировать? Спрашивается, какая цена этого диплома. Никакой – ноль. Какая цена этого Венчания – та, что заплатят в церковную кассу? Так давай заплати, а мы тебе напишем бумагу, что ты венчанный, и иди домой. Это же всё от начала и до конца фальшиво. Кого ты хочешь обмануть – Господа Бога, что ли? А он и так знает, что это Венчание – полная чепуха. И когда ты ему надоешь, а ему понравится другая, молодая, он тебя оставит и пойдёт к ней. И каждый день такие истории...

Протоиерей Димитрий Смирнов

0

15

http://cs7004.vk.me/c419727/v419727320/6d0f/BnubX0SBJu8.jpg

0

16

Правильная мотивация к семейной жизни: брак – это семья, это рождение и воспитание детей. В фокусе внимания должны быть не секс и развлечения, а ребенок, который может родиться в браке. И если ты хочешь подарить себя любимому человеку, а затем и детям, то надо себя до брака поберечь и сохранить. Дарить надо все же не руины и обломки, за которые будет стыдно, но то, за что можно будет потом всю жизнь благодарить Творца. Отсюда становится ясен ответ на главный вопрос, который часто задают подростки: зачем? Ради чего? Зачем целомудрие, ради чего воздержание, почему чистота и взаимная честность? Ребенок — свой малыш — это сокровище, ради которого стоит сражаться за свою чистоту, а также крепко подумать, на ком жениться или за кого выходить замуж.

Иеромонах Димитрий (Першин).

0

17

называть «крестом», как это часто случается, плохое поведение супруга или супруги, когда я сам участвую в этой ситуации на 50, 60, 70% и даже усугубляю ее, – это не просто ошибка, это кощунство по отношению к Кресту.

Опыт супружеских отношений показывает, что мы в большой степени ответственны за недостойное поведение другого, даже если не отдаем себе в этом отчета. Я уже затрагивал эту тему, говоря о кризисе в браке, когда наша вторая половина становится для нас врагом, виновным во всех сложностях: «Он такой-сякой! Конечно, я тоже не идеален, но все проблемы создает он, такой уж у него характер». При этом мое собственное поведение может раздражать, душить, приводить в безвыходное положение другого человека и заставлять реагировать так, как он умеет, – с помощью крика, злости, брани. Но это слишком серьезная тема, чтобы рассматривать ее сейчас на примерах и понять, как мы можем воздействовать на поведение другого человека. Я затронул ее с тем, чтобы обратить ваше внимание на то, что не следует бездумно использовать слово «крест». Если мы исключаем из сферы нашего внимания подобные житейские ситуации, то не следует говорить о последующем Воскресении. А если говорить, то с пониманием значения Креста. Знаете ли вы, чем является наш собственный крест? Это способность понять суть происходящего с нами и изменить свой характер. В этом смысле понятие «наш крест» совпадает с понятием «Креста Господня». Таким образом, акценты меняются, и мы не говорим более «мой крест – это мой супруг», но «мой крест – это я сам, со всеми моими недостатками».

священник Василиос Термос

http://cs425129.vk.me/v425129796/1a06/ms7yqMLkkIk.jpg

0

18

Церковные представления о нашей жизни таковы: здесь мы воспитываем себя для будущей жизни, и войдет в Царствие Небесное только тот человек, который научился любить. Апостол Павел говорит, что без любви человек может говорить всеми языками — человеческими и даже ангельскими, но речь его будет «медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1). Т.е. если человек прожил свою жизнь и приобрел все, что только можно, но не научился любить, то считай — жил зря. Поэтому основная задача — научиться любить. И брак в церковном понимании — это идеальная школа любви...
И вот Господь создал семью. И вы — два разных человека — должны научиться друг с другом сосуществовать, впустить в свое личное пространство чужое пространство, чтобы они стали единым целым. И если это получится, вот тогда уже можно будет рассуждать о том, любит ли человек Бога или не любит. Потому что Господь для большинства людей представляется абстракцией: да, Он есть где-то там. А в Евангелии четко сказано: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:19). А людей ближе, чем муж и жена, просто не придумаешь.

Священник Илия Провада

http://cs421422.vk.me/v421422796/6c25/SEcd6pS_LMk.jpg

0

19

СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК.
Благослови Господи все начинания ваши. Вы семьяне. Вам нельзя не хлопотать о житейском. Это и не запрещено; напротив, повелено трудиться, чтоб иметь содержание и другим помогать. Надо только не томить себя заботою и, работая, всю надежду возложить на Бога, и все, что даст Бог излишнего, возвращать то Ему, чрез бедных, как оброк господский. Ведь спасаться не мудрено. Глаза только надо и энергию. Дело все просто. Мыслию с Богом будь и телом твори дела, кои лежат на тебе по заповеди. Вот и все! Много ли это?

0

20

О бракосочетании и Венчании.

0

21

Я предлагаю молодым людям то, что для меня в свое время было своеобразным тренингом: иду, например, я вечером домой и надеюсь, что любимая жена приготовила мне вкусный ужин и ждет меня с приятным милым разговором, желая выслушать, утешить, обнять, приласкать, что дети сделали все уроки. Вместо этого вижу, что игрушки разбросаны, ужин не готов, уроки не сделаны, и жена еще говорит: «Слушай, там срочно надо что-то пожарить на ужин, и не забудь сделать английский с сыном».

Я понимаю, что это мне не нравится, что я не для этого, вроде, женился. И в этот момент я должен себе напомнить, что не моя семья и моя жена существуют для меня, а я существую для моей семьи. Я существую для моей жены, для моих детей. И я должен засунуть свое неудовольствие куда-нибудь в задний карман брюк и, засучив рукава, включаться в семейную жизнь.

Если мы говорим на языке православном, на языке христианском, в этом и состоит аскетика семейной жизни. Я должен постоянно со своими желаниями, своими хотениями, своими неудовлетворениями и неудовольствиями бороться и на уровне дел, и на уровне помыслов — с тем, чтобы заставлять себя жить ради своей семьи.

Безусловно, это приносит плод, громадное чувство удовлетворения, когда ты видишь счастливые глаза своей жены, когда ты понимаешь, что твои дети сумели превозмочь своим проблемы — благодаря тебе и твоей жене. И это возбуждает в сердце настоящие, серьезные, глубокие христианские чувства, которые можно назвать любовью… Не любовью-присвоением, а любовью-отдачей.

Это задание на всю жизнь.

Протоиерей Максим Первозванский

0

22

Семейная жизнь – это крестная ноша. В ней много радостей, но много и трудностей. И человек должен поступать разумно, должен быть реалистом. Не надо в семейную жизнь, как в лотерею, играть: повезет, не повезет. Это очень серьезный шаг, речь – вечной жизни, о спасении. Через семью можно спастись, но можно и погибнуть. Плотское утешение быстро пройдет, а духовный союз – это вечный союз. Вот о чем надо помышлять.

(Протоиерей Евгений Шестун)

0

23

Есть такая присказка: «У кого любви нет, тот замуж выходит или женится. А у кого любовь есть – идет в монахи». Брак – это школа любви. Сначала мы учимся любить жену или мужа, потом учимся любить детей, затем – тещу или свекровь и прочих родственников второй половины. В настоящем браке любовь зарождается, возрастает и постепенно распространяется на все большее число людей.

Священник Владимир Сухих.

+1

24

Христианин призван — уже в этом мире — иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак — это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только друг с другом, но и во Христе.

Протоиерей Иоанн Мейендорф

0

25

http://cs424921.vk.me/v424921703/4e9e/N-p3qtyHXCU.jpg

0

26

Семейная жизнь – это крестная ноша. В ней много радостей, но много и трудностей. И человек должен поступать разумно, должен быть реалистом. Не надо в семейную жизнь, как в лотерею, играть: повезет, не повезет. Это очень серьезный шаг, речь – вечной жизни, о спасении. Через семью можно спастись, но можно и погибнуть. Плотское утешение быстро пройдет, а духовный союз – это вечный союз. Вот о чем надо помышлять.

(Протоиерей Евгений Шестун)

+1


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » СЕМЬЯ-малая Церковь! (двое-одна плоть) » "Служение Богу в супружестве"