Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Ветхозаветное чтение Великим постом!


Ветхозаветное чтение Великим постом!

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Ветхозаветное чтение великим постом!

«В Великом каноне преподобного Андрея Критского мы слышим слова: «Я привел тебе примеры из Ветхого завета для того, чтобы ты подражал добрым делам добродетельных мужей и для того, чтобы ты избегал зла, которое совершили злые люди». Эти очень простые слова преподобного Андрея Критского напоминают нам о нашем долге быть знакомыми со Священным Писанием Ветхого Завета, и не случайно в течение Великого поста за богослужением прочитывается несколько книг Ветхого Завета – это прежде всего Книга Бытия, Книга пророка Исаии и Книга притч Соломона. Эти ветхозаветные чтения установлены Церковью в Великом посту для того, чтобы напомнить нам о непреходящем значении Ветхого Завета для всякого христианина. Конечно, основной книгой, на которой строится христианское вероучение, является Новый Завет, включающий в себя четыре Евангелия, Деяния и послания апостольские, послания апостола Павла и Апокалипсис. Но и Ветхий Завет, который включает в себя всю предысторию домостроительства спасения, в котором рассказывается о множестве людей, очень разных в своем  отношении к Богу и в отношении к добродетельной жизни – эта книга сохраняет свой непреходящий смысл в качестве источника, из которого мы черпаем знания о духовной жизни и о нравственности.

В Ветхом Завете много того, что относится к безвозвратно ушедшей эпохе и  не имеет прямого отношения к нашей жизни. Там много рассказов о войнах, военных победах и поражениях, о жизни и служении царей; различные эпизоды из жизни еврейского народа. Все это, может быть, не имеет прямого отношения к нам, и именно поэтому в Церкви Ветхий завет никогда не читался полностью, а только некоторые книги.  Если православный христианин хочет понять смысл Ветхого Завета, если хочет соприкоснуться с той премудростью, которая содержится в ветхозаветных книгах, ему вряд ли стоит  Ветхий завет от начала до конца, главу за главой -  скорее следует выбрать самые значимые книги и читать их как предысторию нашего спасения, осуществившегося в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Именно так читала Ветхий Завет древняя Церковь. Во многих ветхозаветных повествованиях она видела прообразы тех событий, которые окончательную свою реализацию получили в Новом Завете.

Через семь недель мы будем праздновать Пасху. Само слово «пасха» является древнееврейским словом, относящимся к тому празднику, который существовал и существует у евреев и с которым по времени совпало Воскресение Христово. Но мы продолжаем называть этот праздник Пасхой, потому что настолько тесно переплетены в пасхальном и предпасхальном богослужениях мотивы ветхозаветные и новозаветные, настолько вся ветхозаветная история переосмыслена Церковью как прообраз страдания, смерти и Воскресения Христа, что невозможно по сути и отделить Ветхий Завет от Нового, и невозможно понять Новый Завет, не зная Ветхого Завета, ведь постоянно читая Евангелие, мы встречаемся с тем, как  Новый Завет отсылает нас к книгам ветхозаветных пророков, где предсказывалась жизнь, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа.

Великий пост – прекрасное время для того, чтобы каждый из нас мог освежить в своей памяти библейские истории, истории из Ветхого Завета. Те из нас, кто регулярно читает Евангелие, не всегда находят время для того, чтобы читать также и  Священное Писание Ветхого Завета, и Великий пост и есть то время, когда сама Церковь советует и рекомендует нам обращаться к ветхозаветным книгам. Прежде всего это Книга Бытия, в которой рассказывается о сотворении мира и человека, о грехопадении первых людей и о жизни народа израильского, о завете Бога с еврейским народом. Эта и Книга Исход, где повествуется о великом пророке Божием Моисее, который вывел народ израильский из египетского плена и образ которого навсегда сохранился в памяти Церкви. В сочинениях святых отцов и богослужебных текстах постоянно упоминается Моисей как прообраз Христа,  как образ восхождения души человеческой к Богу. И в сегодняшнем Великом каноне мы слышали о том, что Моисей является образом сочетания деятельности и умного делания, то есть практических добродетелей, совершаемых человеком в его реальной повседневной жизни, и того духовного внутреннего восхождения к Богу, которое происходит благодаря молитве, благодаря чтению Священного Писания, участию в богослужениях, Таинствах Церкви.

Очень важно читать Книги пророков, а особенно Книги пророков Исайи и Иезекииля. Пророк Исаия предсказал рождение Спасителя мира от Девы. Он за много веков до пришествия Спасителя узрел Его образ как страждущего Человека, Который берет на Себя грехи мира, и до сих пор, когда мы совершаем литургию, когда на проскомидии мы готовим агнец для Евхаристии, мы произносим при этом слова именно пророка Исаии о Христе, Который «яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен прямо стригущего его безгласен» (Ис. 53. 7). Есть много других мудрых и прекрасных книг в Ветхом завете – это и Книга Иова, которая повествует о страданиях человека, как будто  оставленного Богом, о ропоте этого человека и о том, как этот человек на глубине своего страдания встречает Бога и говорит с Ним лицом к лицу. Это и Книга премудрости Соломона и притчи Соломона, и Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова – книги, которые содержат мудрые советы, применимые к нашей повседневной жизни. Это и Книга Экклезиаста, которая говорит о суете мирской жизни. И книга Песнь песней Соломона, которая говорит о любви и которая в христианской традиции переосмыслена как книга, говорящая о любви человека к Богу символическим, таинственным и поэтическим языком.

Много есть поучительного, дорогие братья и сестры, в Ветхом Завете, если только мы правильно будем обращаться с этой книгой, если только мы будем знать, что нам полезно и важно читать, и если мы Ветхий Завет будем читать, руководствуясь тем, как заповедала это делать святая Церковь. А самое главное – читая Ветхий завет, стараться искать и толкование прочитанного, а толкований таких очень много. Это и творения святых отцов Церкви, это и творения богословов более позднего времени. Сейчас немало существует литературы, которая говорит о значении тех или иных книг Ветхого завета и толкует их так, что многое непонятное при первом чтении становится понятным.

Великий пост – это прекрасное время, может быть самое лучшее время, для того, чтобы обратиться к книгам Ветхого завета и для того, чтобы прочитать то, что мы еще не прочли. А если все прочли, то перечитать самые важные и самые значимые книги. Они назидательны, они поучительны, они исполнены духовной глубины. Многие рассказы библейские трогают сердце, и Книга эта никогда не устаревает. Будем в Великом посту обращаться к этой Книге и будем просить Господа, чтобы Он открыл нам духовный взор для уразумения того, что содержится в этой Книге, чтобы чтение ветхозаветных рассказов и историй послужило бы нам на пользу, помогло бы нам осознать собственные грехи и недостатки, принести в них покаяние и приблизиться хотя бы на один шаг к вожделенному, уготованному каждому из нас, Царствию Небесному».

председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион Алфеев

Ветхозаветное чтение дня с трактованием на каждый день тут :  АРХИВ  (Апостольское и Евангельское чтение этого дня)

0

2

...........продолжение темы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В дни Великого Поста богослужение Православной Церкви - преимущественно молитвенное богослужение. Таинство Святой Евхаристии совершатся только по воскресеньям и субботам. Все прочие дни недели – молитва, молитва. Церковная же молитва насквозь проникнута библейским духом. Выражается не просто церковнославянским языком, но языком библейским. Содержит в себе множество образов и символов, которые непонятны без знания Божественного откровения, запечатленного в Библии.

И в Великом Посту чтению Библии уделяется особое внимание. Именно в эти 40 дней читается Ветхий Завет, который в прочие дни года читается лишь изредка по Великим праздникам. Это не случайно.

Когда-то в древней Церкви время Великого Поста было временем подготовки к принятию таинства крещения. Оглашаемые, то есть те взрослые люди, которых Церковь готовила к крещению, из Ветхого Завета должны были поучаться самым основным истинам веры и прежде всего готовиться к покаянию, то есть к готовности радикального поворота в своей жизни.

Исторически сложилось так, что Великий Пост перестал быть для большинства периодом подготовки к покаянию и крещению. В христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение поста. Мало помалу пост снизил свой смысл до соблюдения чисто формальных предписаний и ограничений в пище. Часто приходится слышать: «Вы поститесь?» - «Да я и вообще никогда мяса не ем» или: «Да, пощусь, врачи говорят, что это полезно для здоровья», или наоборот: «Нет, не пощусь, здоровье не позволяет». То есть подлинный призыв Великого Поста в настоящее время почти полностью не слышен. Поэтому главная цель древних поучений этого времени полностью сохраняет свое значение. Христианская вера требует постоянного возвращения к своим библейским корням и основаниям, так как не может быть предела нашему возрастанию в понимании Божественного откровения.

Нельзя рассматривать Библию, как сборник каких-то догматических истин, которые надо заучивать и запоминать. В слове Божием звучит живой голос Бога, Который вновь и вновь говорит с нами и вводит нас все глубже в неисчерпаемые богатства Его премудрости и любви.

К сожалению, в настоящее время среди даже членов Церкви наблюдается почти полное незнание Священного Писания и, что еще хуже, почти полное равнодушие к нему. То, что было великой радостью, интересом и источником духовного и интеллектуального роста для древних христиан, для отцов и учителей Церкви, теперь для многих превратилось в устарелые тексты, не имеющие никакого значения для их жизни. Вот мясо и овощи – они имеют значение, это важно. А слушание или чтение слова Божия – это так, как придется, если будет время и если будет не лень.

Но надо помнить, что Пост - время покаяния и ожидания дня Светлого Христова Воскресения, когда Церковь торжественно празднует событие Спасения. Вот и время Ветхого Завета в религиозном отношении было как бы временем поста, время покаяния и ожидания спасения во Христе. Время Ветхого Завета было временем истории спасения. Время Нового Завета – время спасения.

Нам, простым христианам, совершенно необходимо хотя бы раз в году вспоминать время до Христа и напоминать об этом далеком времени, что Православная Церковь и делает. Причина этого в том, что, хотя мы и живем в Новом Завете и причастны новой жизни во Христе, мы постоянно отпадаем от этой новой жизни в ветхое состояние. Хорошо бы еще в состояние людей Ветхого Завета. Многим, если не всем, приходится наблюдать за собою мысли и чувства, свойственные, скорее, людям допотопным, а не ветхозаветным. Поэтому чтение книг Ветхого Завета приобретает во время поста и ожидания Пасхи особое значение.

Здесь и псалмы, в поэтической форме отразившие всю сложную гамму чувств человека Ветхого Завета. Здесь и книга Бытия, которая дает нам самые начала веры в Бога. Здесь и книга пророчеств Исаии – величайшего из всех пророков. Чтение этой книги приоткрывает нам тайну нашего спасения. Наконец, книга Притчей, как бы итог нравственного учения Ветхого Завета.

Вот и сегодня продолжалось чтение из этой книги, которое открыло ряд из 375 однотипных изречений. Они представляют собой наиболее древнюю, можно сказать, архаичную часть книги. Этому собранию изречений предпослан заголовок: Притчи Соломона. Соломон здесь выступает как образец мудрого человека.

Все эти разрозненные изречения построены по принципу противопоставления праведного поведения человека поведению неправедному. Центральная фигура изречений – праведник. Он же одновременно – мудрец. Эти два понятия здесь тождественны. Мудрый человек всегда праведен, и праведность есть истинная мудрость. Праведника отличает то, что он живет согласно тому порядку, который установил Бог в завете, то есть в союзе со Своим народом. Все в новых и новых образах праведный противопоставляется нечестивому или беззаконнику. Мудрый противопоставляется глупому. В красках описывается участь этих двух героев притч.

Праведник получает благословение, ибо он почитает Бога и исполняет Его заповеди. Божие благословение здесь означает, что праведник имеет и получает все, в чем он нуждается. И на свое окружение он оказывает самое благотворное действие. А нечестивого ожидает крушение и погибель. Ибо он пренебрегает Богом и Его заповедями. Праведник - мудрый, непорочный, прилежный труженик, сдержанный, любящий и от того богатый. Неправедный – глупый, нечестивый, беззаконный, ленивый, сонный, заблудший, лживый, многословный, исполненный ненависти, и от того нищий.

Такая черно-белая схема часто кажется нам слишком поверхностной, неглубокой. В более поздние времена она подвергалась вдумчивому осмыслению, особенно в книгах Иова и Екклезиаста. Но все-таки за этими изречениями видна большая наблюдательность над поведением человека и острое сознание того, что между делом и результатом существует или должна существовать глубокая связь.

Не принимая во внимание эти поучения, оспаривая их, человек не может понять своего отпадения от Бога. И поэтому даже не способен услышать благую весть прощения, посылаемую нам Любовью и Благодатью.

Мир греха жесток и циничен. Многие, очень многие посмеются над древними нравственным поучениями, которые мы слышали сегодня. Ибо реальность очень далека от реализации их призывов к совести. Между делом и результатом должна существовать глубокая связь, - слышим мы. Но существует ли?

Человек неверующий скажет: «нет, далеко не всегда». Христианин ответит: «Да, такая связь существует. Добро ведет к Богу и спасению. Зло ведет от Бога и к погибели». Каждый из нас знает, что он не способен быть только добрым. Об этом нам свидетельствует наша совесть. И сознание этого приводило бы нас в глубокое отчаяние, ибо, как говорил о себе Апостол, так и каждый может сказать о себе: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».

Но мы знаем также, что все наше зло взял на Себя Сам Бог, оно было распято на Кресте и в сознании величайшей благодарности мы с верой, любовью, но также с чувством покаянного смирения приступаем к Нему, хвалясь не собственными добрыми делами, которых мы и совершаем-то мало, но тем единственным и великим делом нашего спасения, которое совершил Бог в Сыне Своем, к светлому празднику Воскресения Которого движемся мы сквозь дни Великого Поста. Аминь.

архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Ветхозаветное чтение дня с трактованием на каждый день тут :  /viewtopic.php?id=16 … p=7#p48627

0

3

Чтение в период Великого поста в храме и дома

Важно отметить, что в будние дни Великого поста (в отличие от субботних и воскресных) в храме не читаются книги Нового Завета — Апостол и Евангелие, — которые в остальные дни года непременно присутствуют в богослужебном строе. Вместо Благой Вести (Евангелия) о Спасителе мира верующим для создания покаянного, духовно сокрушенного настроя предлагаются ветхозаветные чтения: история человечества, его грехопадения и жизни до Пришествия Спасителя по Книге Бытия; пророчества об ¬Иисусе Христе (главным образом, св. пророка Исаии); душеполезные поучения из Книги Премудрости Соломоновой и большое количество покаянных псалмов из книги Псалтирь. Кроме того, Церковный устав предписывает в ежедневное чтение в храме во время богослужения обязательно включать поучения великих учителей-аскетов древности, в первую очередь прп. ¬Ефрема Сирина и Феодора Студита, а также фрагменты из знаменитейшего «учебника» покаяния и пути ко спасению — «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника и назидательного сочинения «Лавсаик», пред¬ставляющего собой жизнеописания древних святых, угодивших Господу своим постничеством, воздержанием и любовью к Богу и ближним.

(Однако нельзя забывать, что в дни Страстной Седмицы чтение Св. ¬Евангелия в храме, напротив, занимает центральное место. Помимо определенных отрывков («зачал»), повествующих о воспоминаемых в каждый из последних дней жизни Спасителя событий, читаемых во время богослужений утрени и Литургии Преждеосвященных Даров, на службе часов в Великий Понедельник, Вторник и Среду Устав предписывает прочитывать Четвероевангелие целиком. Тем же прихожанам, которые не могут присутвовать на службах Великих дней, опытные духовники часто рекомендуют на Страстной прочитывать все Евангелие дома. Кроме того, как уже говорилось, вечером в Великий Четверг на службе утрени Великой Пятницы звучат двенадцать больших отрывков, повествующих о страданиях, Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.)

Ограничение себя в чтении и слушании Благой Вести в дни Четыредесятницы — тоже своего рода духовный пост, символизирующий наше недостоинство и стремление к покаянию, помогающий нам подготовится и горячее ожидание радостного известия о Воскресении Спасителя. Это — одна из граней подготовки к празднику Пасхи, подготовки, составляющей основную цель Великого поста.

Это касается и изменения в молитвенном правиле верующих. Так, опытные духовники не рекомендуют верующим в период Четыредесятницы и Страстной Седмицы читать столь полюбившиеся многим «радостные» молитвословия — акафисты иконам Божией Матери, почитаемым святым и т.д. Ведь внутренний настрой акафиста, многократное повторение слова «радуйся» совершенно не соответствует цели, духу и внутреннему содержанию Великого поста. Исключение делается только для праздника Похвалы Божией Матери, когда Великий Акафист Царице Небесной поется соборно за богослужением накануне субботы пятой недели Великого поста.

Совершенно естественным будет и в домашнем молитвенном правиле во время Великого поста следовать таким же соображениям: отложив на время Св. Евангелие, Деяния и Послания свв. апостолов, открыть для себя сокровищницу Ветхозаветных пророчеств, аскетических поучений и житий святых.

Этими обстоятельствами руководствовались и составители настоящего издания, подбирая для вас, дорогие читатели, наиболее интересные, полезные и соответствующие древней православной традиции тексты для чтения в период Св. Четыредесятницы и Страстной Седмицы.

Вашему вниманию предлагается уникальное издание, в котором собраны тексты для душеполезного чтения в дни Великого Поста. Книга составлена с ориентацией на древнюю православную традицию, согласно которой из будничных богослужений и вообще из ежедневного чтения в период Св. Четыредесятницы исключаются Евангелие и Апостол. Вместо них верующим для создания покаянного, духовно сокрушенного настроя церковный устав предлагает поучения великих учителей-аскетов древности (прп. Ефрема Сирина, прп. Феодора Студита и др.), «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, а также «Лавсаик» еп. Палладия – сборник житий древних святых, особенно угодивших Господу своим постничеством, воздержанием и любовью к Богу и ближним. Такая структура чтения ― тоже своего рода духовный пост, символизирующий наше недостоинство, стремление к покаянию и горячее ожидание радостного известия о Воскресении Спасителя.
http://www.lepta-kniga.ru/linkpics/News/4tenie-posta.jpg

источник

0

4

Проповедь протоиерея Александра Сорокина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В Великом Посту, дорогие братья и сестры, предлагается нам чтение Ветхого Завета. Ветхий Завет часто читается в Православной Церкви, но в Великом Посту особенно много. И мы должны понять огромное поучительное значение Ветхого Завета.

На первый взгляд события Ветхого Завета, особенно те, что описаны в первых главах и в первых книгах Библии, выглядят как «дела давно минувших дней», как древняя история, которую нужно и интересно знать отдельным людям, специалистам, интересующимся древними временами.

Но на самом деле, если бы это было только так, Ветхий Завет не стал бы Священным Писанием, то есть словом Божиим, которое обращено к человеку во все времена, здесь и сейчас, в том числе и сегодня. Хотя, конечно, сомнения в современности Ветхого Завета, они были и остаются всегда. И эти сомнения Церковь преодолевает, полагая чтение Ветхого Завета, как чтение слова Божия в особо важные периоды, такие, как Великий Пост.

Каждый день в это время в Великом Посту на вечерне читаются отрывки из книг Ветхого Завета Бытие и Притчей Соломоновых. Только что прозвучал очередной отрывок из книги Бытия. И здесь уместно вспомнить, что Великий Пост во всей своей строго продуманной последовательности служб, разнообразных особых дней, когда в центре нашего внимания стоит та или иная тематика, - все это не случайно, а наоборот, прекрасная и детально разработанная педагогическая программа вхождения человека в Церковь, приобщения его к полноте церковной жизни.

Этот путь ведет к Пасхе. Но путь, на котором Церковь не оставляет человека ни на минуту, а, наоборот, предлагает поочередно для размышления ту или иную жизненно важную тему, важную для каждого человека. Ведь Церковь – это путь к Пасхе, причем Пасхе не только Христовой, а Пасхи и смерти для греха и воскресения каждого человека для жизни в Боге, причастности к Воскресению Христову.

Строго говоря, Великий Пост - это путь, который человек проходит один раз, в идеале это подготовка к крещению. Так и возник Великий Пост, как последовательность служб и чтений Писания. Но всякий раз из года в год, когда наступает это благодатное время, мы имеем возможность задуматься, как будто делая первые шаги в Церковь, о вещах первоначальных, фундаментальных, которые объясняют многое из нашей окружающей действительности, из моей собственной жизни.

И вот большую роль здесь играет как раз Ветхий Завет, почему он и предлагается в большом обилии. Такое ощущение первоначальности, ощущение первых шагов к Богу возникает, например, когда читаешь эту самую книгу Бытия, первую книгу Библии, и особенно первые ее главы. А сегодня, согласно календарю, был прочитан отрывок из четвертой главы.

Эти первые главы повествуют нам о событиях, которые выглядят, как безвозвратно ушедшие в недосягаемое прошлое, но в то же время они раскрывают суть всякого греха, который совершает человек, когда бы то ни было.

Грех Адама и Евы в раю оказался первым грехом человека, и всякий грех отныне – это повторение того падения, которое пережили прародители, впервые нарушив заповедь Божию.

И вот сегодня мы читаем о первом убийстве, которое совершил Каин, убив своего брата Авеля, о первом, но далеко не последнем убийстве, которое совершилось и совершается поныне в мировой истории в человеческих взаимоотношениях. Грех растет, стремительно умножается и распространяется. Вообще это тема первых одиннадцати глав Бытия – неудержимое умножение зла и порока среди людей после того, как была совершена первая, кажется маленькая ошибка Адама и Евы в раю. И все это, как мы прочтем чуть позже, кончится потопом, и об этом мы будем тоже скоро размышлять вместе с Церковью во время богослужений.

Каин убивает Авеля. «Разве я сторож брату моему?» - говорит Каин в ответ на укоризненный вопрос Бога: «Где брат твой?» Это очень похоже на диалог Бога с согрешившим и упорствующим в своей нераскаянности Адамом. «Адам, где ты?» - спрашивает Бог Адама. И неприязненный боязливый ответ Адама: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

Обратим внимание еще на такие слова Бога, которые звучат в сегодняшнем отрывке, как очередной приговор человеку, все дальше и дальше уходящему от Бога и упорствующему в своей нераскаянности: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро», - говорит Господь. Тем самым рисуется страшная перспектива того, что дальнейшая история человечества – это увеличение зла в геометрической прогрессии. Человек отвечает злом на зло, причем отвечает злом гораздо большим всемеро, чем то, что получает сам.

Чуть ниже в той же четвертой главе мы прочтем: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». Такова природа зла на земле. Эту природу описывает, изображает нам это повествование книги Бытия. Зло - это как замкнутый круг, в котором в безумном вращении все быстрее и быстрее кружится человечество без Бога. Зло и смерть тем разрушительнее, чем дальше движется история человека, чем более мощным техническим потенциалом он обладает, и мы, знающие историю ХХ века, и живущие уже в ХХI веке, об этом уже слишком хорошо знаем.

Этот замкнутый круг можно разорвать только огромным, поистине нечеловеческим усилием чьей-то святой безгрешной Божественной воли. Эту волю и проявит Господь в день Пасхи, когда Сам Себя предаст в руки всепоглощающей смерти, с тем, чтобы вызволить из этого смертного замкнутого круга весь тот человеческий род, который уверует в Него, как в Господа и Спасителя. Аминь.

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ВЕЛИКИЙ ПОСТ и ПАСХА ГОСПОДНЯ! » Ветхозаветное чтение Великим постом!