Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 151 страница 180 из 363

151

О вере православной

Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами Православной Церкви. Апостол пишет: един Бог, едина вера (см.: Еф 4, 5); то есть как истинный Бог один, так и истинное вероисповедание одно, наченшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина — в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России.

Преподобный Амвросий Оптинский

30 мая 2011 года

0

152

«Теперь тебя преследовать не будут»

Один купец тридцати пяти лет, Тульской губернии Богородицкого уезда, более года страдал душевной болезнью. Ему представлялось, что все насмехаются над ним и над его действиями и что какие-то незнакомые ему люди, куда бы он ни пошел, преследуют его и намереваются лишить его жизни. Эти мысли ни днем ни ночью не давали ему покоя, и он несколько уже раз приходил к мысли о самоубийстве и тем самым наводил страх на все семейство.

По убеждению матери приехал в монастырь Оптина пустынь и объяснил свое положение старцу отцу Илариону. Преподобный несколько раз подолгу с ним занимался и нашел у него затаенный грех, который он не объяснил священнику, сомневаясь в прощении его. Старец убедил его, что нет греха, который бы не прощало человеколюбие Божие, если в нем каются, — и он на исповеди произнес в нем покаяние и, получив разрешение, удостоин был причастия Святых Таин. При прощании старец сказал ему: «Ну, поезжай с Богом, теперь тебя преследовать и вязать не будут». Так действительно и было: купец этот совершенно выздоровел от своего мучительного недуга.

Верный путь

Видеть бездну своих грехов, непрестанно о них сокрушаться и плакать и считать себя хуже всех — это желание твое благое, этот путь — истинный и самый верный...

Преподобный Иларион Оптинский

31 мая 2011 года

0

153

Бог нам прибежище

Во всех сих тяжких приключениях Бог нам прибежище от скорби. А посему и должно умолять Его особенною усердною молитвою, которую и прилагаю при сем.

Молитва ко Иисусу Христу, Спасителю нашему и Богу по вся дни: Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим, Иисусе, внегда унывати духом нашим. Не разлучайся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих, но присно нас предвари. Приближися нам, приближися везде сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе, Щедре: да совокуплени Тебе, поем и славословим Всесвятого Духа Твоего.

И к Богородице:Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

И еще: Милосердия двери отверзи нам; и прочее.

Преподобный Антоний Оптинский

Благоразумный совет

Спрашиваешь, как обращаться с неверующими? Отвечай с благоразумием. А пробуждать людей и вести к Богу — это не твое дело. Слово Божие всем проповедано и проповедуется. В беседах с сослуживцами неверующими обращайся так же, как с верующими, но не входи с ними в религиозные споры — это бесполезно.

Преподобный Нектарий Оптинский

1 июня 2011 года

0

154

Вознесение Господне

Тропарь

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

2 июня 2011 года

0

155

Храм Владимирский иконы Божией Матери

Владимирская церковь в монастыре имела при себе келии для больной братии. В 1908 г., когда старец Анатолий Младший переселился из скита в монастырь, то его келия находилась при церкви Владимирской иконы Божией Матери.

Ныне в монастырском храме Владимирской иконы Божией Матери, восстановленном в 1998 г. покоятся в гробницах мощи святых преподобных старцев Оптинских — Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, Иосифа и Анатолия Младшего.

О молитве Матери Божией

Когда мы немощны и слабы, что ни дать себе чего, ни отбросить от себя чего тяготеющего не можем, то вкупе помолимся Матери Божией и попросим: «Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождши Виновного, печаль греховную потребляющего, и мир (спокойствие) подающего всяк ум преимущий».

Преподобный Антоний Оптинский


3 июня 2011 года

0

156

Надежда и утешение

Полагать же надежду не на свои дела, добродетели и подвиги, но на неизреченную милость Божию и заслуги Спаса нашего Иисуса Христа, без которых никакие наши дела не могли бы нас спасти. А ежели враг наносит смутительные помыслы о грехах и влагает безнадежие, то прибегайте также к заслугам Сына Божия, ибо Он пришел грешников спасти, за них пролил пречистую кровь Свою и взял на Себя всего мира грехи, претерпел крестную смерть. Сие да будет нам надеждой и утешением к получению вечных благ.

Все, кои отходят отсюда в вере и надежде будущей жизни и с принятием Таинств церковных, веруют, что милость Божия сотворится с ними. Аще что и погрешили в житии сем, то Церковь, мать наша, приносит за них молитвы при бескровной жертве, церковном богослужении и псалмопении, а также и творимая убогим милостыня о душах их приносит им великую пользу.

Преподобный Макарий Оптинский

Берегите веру

Много появилось у нас воров. Не тех, которые лезут в карман или грабят дома, нет, новоявленные воры злее и опаснее. Они прилично одеты, говорят громкие фразы, а в результате крадут самое дорогое — веру. Когда же у человека выкрали веру, он спрашивает у своих учителей: «А как же теперь жить?» «Живите по своему разуму», — отвечают. Разум же, как известно, без веры не всегда бывает хорошим советчиком, и человек начинает следовать хотениям своей плоти и падает все ниже и ниже.

Преподобный Варсонофий Оптинский

4 июня 2011 года

0

157

Необыкновенный человек

Приехал однажды в Оптину пустынь некий помещик и, увидев старца, подумал про себя: «Что же это говорят, что он необыкновенный человек? Такой же, как и прочие; необыкновенного ничего не видно». Вдруг старец говорит ему: «Тебе бы все дома строить, здесь вот столько-то окон, тут столько-то, крыльцо вот такое-то». Нужно заметить, что помещик этот, когда ехал из Калуги в Оптину, увидел прекрасную местность и так заинтересовался ею, что вздумал на этом месте выстроить дом и уже составлял в уме своем план, какой он должен быть и сколько в нем окон, в чем старец и обличил помещика. Когда же гость стал исповедываться у него, преподобный Леонид напомнил ему грех, давно им забытый, и который он даже и за грех не считал. Тогда помещик и признал старца за необыкновенного человека.

Земная жизнь

Нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился...

Преподобный Варсонофий Оптинский

О выборе монашеского имени

Насчет перемены имени не заботьтесь, ибо всякое имя — святое имя, а лучше позаботьтесь заранее о перемене себя, чтоб из плотского человека сделаться духовною, всегда мудрствующею духовное, а не плотское. А когда желаете то или другое имя иметь, о том пред постригом попросите со смирением матушку игумению, и дастся Вам.

Преподобный Антоний Оптинский

5 июня 2011 года

0

158

Положись на волю Господню

Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разбираться в жизни... А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь... Чего же нам бояться да сокрушаться, зачем разбираться в трудностях жизни, загадывать да разгадывать... Чем сложнее и труднее жизнь, тем меньше нужно это делать... Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами... Оттого и трудною стала жизнь, что люди запутали ее своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него полагаться... Не бойся ни горя, ни страданий, ни всяких испытаний: все это посещения Божии, тебе же на пользу. Пред кончиною своей будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу.

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший

Воля Божия

Где воспоследует воля Божия, там никакие пресильные препятствия не преодолеют.

Преподобный Лев Оптинский

Да будет воля Божия! Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу.

Преподобный Никон Оптинский

6 июня 2011 года

0

159

Страницы истории

Николай Васильевич Гоголь

Н.В.Гоголь (1809–1852), русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист.

17 июня 1850 г. по настоятельному совету И.В.Киреевского Н.В.Гоголь впервые посетил Оптину пустынь. По воспоминаниям его спутников, за две версты до монастыря они прошли пешком. По дороге встретилась им девочка с тарелочкой земляники, которую Гоголь захотел у нее купить, но та, приняв их за паломников, странных людей, отказалась брать деньги, отдав ягоды даром. «Пустынь эта распространяет благочестие в народе», — отметил Гоголь, растроганный поступком ребенка. Позднее, в письме графу А.П.Толстому от 10 июля 1850 г., он писал: «Я заезжал на дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской Горе не лучше. Благодать видимо там присутствует... Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное... За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители...»

7 июня 2011 года

0

160

Страницы истории

Николай Васильевич Гоголь

В первый приезд Гоголь пробыл в Оптиной пустыни три дня. Он познакомился с игуменом Моисеем, старцем Макарием, монастырской братией. Об отце Макарии Гоголь говорил: «Это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. Пошел я к старцу одним, вышел другим».

Гоголь побывал также в скитской библиотеке, знаменитой своими замечательными рукописями, ознакомился с болгарским переводом постнических слов преподобного Исаака Сирина, написанных в XIV в. на Афоне и присланных архимандритом Леонидом (Кавелиным) из Иерусалима.

8 июня 2011 года

0

161

Страницы истории

Николай Васильевич Гоголь

Позднее, в 1851 г. Гоголь писал: «Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравая психология и не кривое, а прямое понимание души встречаем лишь у подвижников-отшельников. Человеку, сидящему по уши в житейской тине, не дано понимание природы души».

Время поездок Гоголя в монастырь — это время мучительных размышлений о своем творчестве, о путях нравственного возрождения героев первого тома поэмы «Мертвые души». Могло ли источником этого возрождения быть осуществление идеалов духовной, религиозной жизни, а не нравственное самоусовершенствование? Творческая удача ускользала от него, и неправдоподобность новых героев не давала Гоголю покоя. Гоголь посещал монастырь еще дважды: 2 июня и 24–25 сентября 1851 г.

Говоря о последнем приезде Гоголя в Оптину пустынь, старец Варсонофий своим духовным детям свидетельствовал о желании писателя навсегда остаться в обители. «Есть предание, — рассказывал преподобный старец, — что незадолго до смерти он говорил своему близкому другу: “Ах, как я много потерял, как ужасно много потерял...” — “Чего? Отчего потеряли вы?” — “Оттого, что не поступил в монахи. Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит?”»

От Господа все принимай

Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие какого-то неожиданного сильного прискорбия. Ничего не должно предугадывать вперед, а должно все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию.

Преподобный Иларион Оптинский

9 июня 2011 года

0

162

Веруем и исповедуем

Одни живут, как кошки, собаки, воробьи и прочие животные, — у них мрак в голове и сердце, и они, как сумасшедшие, не думают, да и не знают и не веруют, что есть Бог, есть вечность, есть смерть и физическая и духовная! Такие и живут и умирают, как скоты, и еще хуже. А мы, мы — тебе говорю, наша N., — мы с тобою веруем и исповедуем, что есть Бог, есть вечность, есть демоны, есть Ангелы.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Жизнь человеческая

Господь Бог глубиною мудрости Своея так устроил по падении праотца нашего Адама, чтобы каждый человек родился в мир сей для того, чтобы умереть, а умирал для того, чтобы всегда жить.

Можно ли понадеяться на мир? Кому он не польстил? Кому не солгал? Обещает он много, а дает очень мало. Одни только уповающие на Господа, по слову св. Давида, не погрешают, т.е. не обманутся в надежде своей.

Преподобный Антоний Оптинский

Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным последствиям. И в природе видим: не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима... и разные смятения и болезни и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению. Так как в благополучии большей частью он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению.

Не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу.

Преподобный Амвросий Оптинский

10 июня 2011 года

0

163

Добродетели и смирение

У Бога ценятся добродетели и труды святых по мере их смирения; они, при всей своей святости, считали себя землей и пеплом непритворно и нелицемерно, но залог имея сего сокровища в сердцах своих. А мы как посмеем воззреть или приступить к таковой высоте их жительства, обольщаясь и при малом исправлении тщеславием и других зазрением? Паче же Вы, живши посреди людей, занятых мирской суетой, и, яко человецы, может быть, в чем и погрешающих, не можете удержать своего помысла от осуждения их, а паче когда еще видите в себе некоторое исправление долга христианского, чего бы не должно быть, но семя вражиих плевел проникает на сердцах, смирением не утученных.

Преподобный Макарий Оптинский
Скрытые сокровища души

Одна женщина-странница неотвязно была при старце Льве в Тихоновой пустыни и надоела всем пуще сирофиникиссы (жена хананеянка; см.: Мк 7, 26. — Ред). Ее ласки, земные поклоны и разные гримасы казались комедией и обманом. Однажды осмелились сказать старцу, что братия досадуют на эту безотвязную и что ее, по ея же словам, выгоняли отовсюду, из всякой обители, что никакой старец выносить ее не мог. На это старец отвечал: «А если я ее отгоню, куда же она денется? И в ней душа; а душа человеческая в глубине своей таит много добра. Надобно только его отыскать».

11 июня 2011 года


Пятидесятница

День Святой Троицы

Тропарь

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

12 июня 2011 года

0

164

Благой Наставник

Приношу Вам всеусерднейшее поздравление с утрешним великим торжеством Святой и Животворящей Троицы и желаю Вам, чтобы Утешитель Дух Святый был Вашим благим наставником на всякую добродетель, укреплял в терпении, утешал в скорбях, вразумлял в недоумениях, охранял от поползновений в грех, удерживал язык от празднословия и осуждения, научал страху Божию, воздержанию, смирению, любви, бодрости, усердию к молитве и преданности себя во всем в волю Божию; ибо все сие подает Дух Святый, Коего смиренно и должны все мы просить и молить: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… прииди и вселися в ны» и прочее.

Преподобный Антоний Оптинский

Дивный свет

В конце утреннего правила пришел к старцу Амвросию его письмоводитель, скитский иеромонах отец Венедикт. Старец, отслушав правило, сел на свою кровать; отец Венедикт подходит под благословение и, к великому своему удивлению, видит лицо старца светящимся. Но лишь только получил он благословение, как этот дивный свет скрылся.

Высокое служение

Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице — вот как велика для женщины участь быть женой и матерью.

Преподобный Нектарий Оптинский

13 июня 2011 года

0

165

Благословение Божие

В том, что просишь Бога, дабы не иметь больше детей, ты погрешаешь. Бог нам то дает по просьбе нашей, что сродно Его благости, а не то, что мы хотим для своего покоя и сладострастия. Святой апостол учит: просите и не приемлете, зане зле просите (Иак 4, 3). Мы ежедневно читаем в молитве: «Отче наш» и просим: «да будет воля Твоя»; надобно, чтобы не одни слова произносились, но чтобы с оными и воля наша, и разум согласовались. Чадородие есть благословение Божие, данное человекам; как же ты будешь оное отвергать или уничтожать? В этом нет сомнения, что для тебя утомительно иметь попечение о детях, но и в этом имеешь помощь Божию; а труд и утомление послужат тебе к спасению, ибо Писание говорит: жена спасется чадородия ради (1 Тим 2, 15). Лучше отдаться в волю Божию и считать чадородие благословением Божиим, благодаря Его; тогда Господь и облегчит труд твой, а буде есть воля Его, то и прекратится оное без всяких средств.

Преподобный Макарий Оптинский

О семейной жизни

Если бы супруги ровно, по-христиански разделяли тяготу жизни своей, тогда людям и на земле было бы жить хорошо. Но как супруги часто бывают упруги, оба или один из двух, то наше благополучие земное и не упрочивается.

Преподобный Амвросий Оптинский

Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви.

Преподобный Нектарий Оптинский

14 июня 2011 года

0

166

Вера настоятеля

В Оптиной пустыни в гостиницах для паломников и помещение, и пища предлагались бесплатно. Вместо установленного платежа кто сколько хотел, столько и клал, по мере своего усердия, в кружку, прибитую к стене в коридоре.

Об этом порядке на гостиницах сохранился в памяти братии такой рассказ. Во время игуменства преподобного старца Моисея заехал на монастырскую гостиницу один богатый купец вместе со своим взрослым сыном. Внезапный разлив воды заставил их прожить здесь несколько дней. Купец этот с недоверием смотрел на монахов и не был к ним расположен, и медлил он в монастыре только по необходимости. Видя, что монах-гостинник усердно прислуживает им несколько дней и приносит кушанье, он раз, во время обеда, сказал ему:

— Угощаете-то вы нас усердно, да что-то вы с нас за это после положите?

— Ничего не положим.

— Как ничего?

— Да так; у нас есть кружка запечатанная: что вам Бог положит по сердцу, то вы в нее и опустите.

— Ну, конечно, я-то опущу, но ведь другой ничего не опустит, да, может быть, и много таких найдется. Так всех-то монастырю кормить даром убыточно будет.

— На это наш отец игумен так говорит: «Если и 99 ничего не заплатит, так Бог пошлет такого сотого, который за всех вознаградит». Тогда купец взглянул на своего сына и сказал: «Ну, сотые-то, верно, мы с тобою». И с тех пор, пораженный такою верою настоятеля, сам сделался постоянным благодетелем монастыря.

15 июня 2011 года

0

167

О сребролюбии

Советую, сколько можно, избегать мелких расчетов... и не питать страсти сребролюбия, не желая быть обязанными друг перед другом. Это в полном смысле «мир»! Сердечный мир и согласие дороже всех сокровищ мира, храните его больше, чем деньги и самолюбие.

Преподобный Макарий Оптинский

Не деньги виноваты, а пристрастие к деньгам. Мало ли было царей и князей, которые жили в богатстве. Но так как они не имели пристрастия к богатству, то и оказались в лике святых... Можно жить и в крайней бедности и в то же время иметь пристрастие, или сердечную привязанность, к богатству, и чрез это одно душа может погибнуть, если человек при жизни не раскается в этом грехе.

Преподобный Иосиф Оптинский

16 июня 2011 года

0

168

Урок смирения

В 1836 г. преподобный старец Макарий был назначен духовником Оптиной пустыни, а в 1839 г. — скитоначальником.

Как уже было сказано выше, духовным наставником преподобного Макария стал преподобный Лев, которому он полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Семь лет преподобные Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей, обращавшихся к ним. Интересный случай находим мы в жизнеописании старца Макария, из которого видно трогательные отношения двух преподобных — ученика и учителя.

Однажды отец Моисей позвал к себе отца Макария (уже после его назначения духовником обители) и просил его принять от мантии готовившихся к пострижению братий. Отец Макарий, вменяя просьбу начальника в приказание, отвечал на нее поклоном. Придя к старцу Льву, окруженному множеством вопрошавших о своих нуждах и недоумениях, отец Макарий кратко поведал ему, зачем звал его настоятель. Опытный старец, пользуясь случаем доставить подвижнику-иноку венец терпения, а других воспользовать примером его смирения, с видом строгости спросил у отца Макария:

— Что же, ты и согласился?

— Да, почти согласился или, лучше сказать, не смел отказаться, — отвечал отец Макарий.

— Да, это свойственно твоей гордости… — сказал старец Лев, притворно гневаясь.

— Виноват, простите Бога ради, батюшка!

Все присутствовавшие, уважавшие отца Макария наравне со старцем Львом, смотрели на эту сцену — одни с недоумением, другие с благоговейным удивлением. Когда же старец умолк, отец Макарий, поклонившись ему в ноги, кротко спросил:

— Простите, батюшка, благословите отказаться?

— Как отказаться? Сам напросился — да и отказаться? Нет, теперь уже нельзя отказаться, дело сделано, — сказал отец Лев, вовсе не имевший в виду лишать духовной пользы тех, которые вверялись духовному руководству опытного наставника. Цель выговора была иная — испытать смирение преуспевающего в оном старца-ученика и воспользовать через то других, и она была достигнута.

17 июня 2011 года

0

169

Совет аввы Дорофея

Марфа и Мария, сестры Лазаревы, были сестры родные, но дарования имели различные. Мария присидела при ногу Иисусову, слушая Его Божественные глаголы, а Марфа готовила обед, чтобы учредить Христа пришедшего. А если бы они обе сидели при ногу Иисусову, кто бы приготовил обед для учреждения Христа? И сверх того, нигде не писано, чтобы одна только Мария вошла в Царствие Небесное, а Марфа осталась вне. Святой авва Дорофей, удерживая нас от строгого суждения других, говорит так: может быть, в брате или сестре, которых осудить понуждает нас помысел, есть одно добро, которое перед Богом ценнее всей нашей жизни.

Преподобный Амвросий Оптинский

18 июня 2011 года

0

170

Страницы истории

Храм Всех святых

В связи с нехваткой места на кладбище в стенах монастыря в конце ХIХ в. за оградой обители было открыто новое кладбище, а на нем сооружен храм в честь Всех святых. Строительство храма было начато еще при старце архимандрите Моисее и закончено его преемником преподобным Исаакием.

Небесные заступники

Как скажешь: «Вси святии, молите Бога о мне!» — так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» — и будет тебе приобретение.

Преподобный Нектарий Оптинский

19 июня 2011 года

0

171

Смирение и святость

Святые отцы, чем святее были, тем больше видели свою худость и смирялись, а дарования Божии еще более на них ниспосылались, а ежели которые из них умом о себе возвышались, то лишались и дарований, пока паки приходили в смирение.

Преподобный Макарий Оптинский

О прельщении духовном

Может быть, вы смущаетесь, не находя в себе высоких чувств любви и умиления при молитве? Сии и подобные чувства суть дарования или награда, даваемая от Господа достойным и смиренным. Но мы видим из примеров, что многие, получив дарования и наслаждаясь оными довольно, потом пали через возношение или, и того опаснее, обольстясь своим исправлением или святостью, помрачились в уме и пребыли неисцельными в таковой прелести. Возношение же так тонко подкрадывается, что и заметить трудно.

Преподобный Макарий Оптинский

Убегай от похвалы

Это не вред, если будут знать недостатки и погрешности твои. Но большой вред, если хвалить тебя будут... Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали, и когда все это сделаешь, то думай о себе, яко неключим и неисправен есть, ибо сделал только то, что должен сделать.

Преподобный Иосиф Оптинский

20 июня 2011 года

0

172

«Служение миру»

Мне вспоминается ужасный случай, происшедший на одном балу. На этом балу была одна замечательная красавица. Единственная дочь богатых родителей, она была прекрасно образованна, воспитанна (конечно, только по-светски), отчего не доставить ей удовольствие? Родители ничего для нее не жалели. Ее костюм изображал языческую богиню и стоил не одну сотню рублей. Бал открылся, как всегда, полькой, затем следовали другие танцы, наконец французская кадриль. Во время кадрили красавица вдруг упала в предсмертной агонии. Она сорвала с себя маску, лицо ее почернело и было ужасно. Челюсти скривились, в глазах выражался ужас с мольбой о помощи, которую никто не мог ей оказать. Так и умерла она среди бала. Погоревали о ней, особенно родители, похоронили, поставили над ее прахом великолепный памятник, и все земное окончилось для нее. А что стало с ее душой? Конечно, пути Божии неисповедимы, но, по нашему убогому разумению, не быть ей в Царстве света. Предстала она суду Божию, и застал ее Господь среди игралища, в одежде богини разврата, и пошла ее душа в мрачные затворы ада. Вот чем кончается служение миру!

Преподобный Варсонофий Оптинский

Что такое «мир»?

Под словом «мир» подразумевается не вселенная, а все низменное, пошлое, скверное, греховное. Можно жить и в миру вне мира.

Преподобный Варсонофий Оптинский

21 июня 2011 года

0

173

Страницы истории

Фёдор Михайлович Достоевский

Писатель Ф.М.Достоевский (1821–1881) приехал в Оптину пустынь в 1878 г. с философом Вл. Соловьевым. Приехал он в монастырь вскоре после личной драмы — внезапной смерти сына Алексея. После беседы с писателем старец Амвросий сказал о нем: «Это — кающийся».

Вот как писал Б.Зайцев (1881–1972) в очерке «Достоевский и Оптина пустынь» об этой поездке:

«Достоевский много колебался в жизни своей. Разные вихри раздирали его. Дьявол немало состязался в его сердце с Богом — душа познала глубоко и тьму и свет. И сомнения величайшие. Великие падения и даже дух преступности вместила. Но жизнь шла, годы накоплялись. Дьяволу становилось нелегко. “Братья Карамазовы” — уже последняя, безнадежная его борьба и поражение. Он низвергнут…

22 июня 2011 года

0

174

Страницы истории

Фёдор Михайлович Достоевский

Встреча Достоевского с Оптиной давно назревала, незаметно и в тиши. Для замысла “Карамазовых” нужен был некий адамант, или светлый ангел, с которым легко и не страшно: поможет!

20 июня Достоевский уехал в Москву. Оттуда, вместе с Соловьевым, в Оптину.

Жена Достоевского Анна Григорьевна писала, что с тогдашним знаменитым старцем Амвросием Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе, при народе, и два раза наедине.

Вот где уж кровная, неизбывная связь “Братьев Карамазовых” с Оптиной пустынью, старца Зосимы романа со старцем Амвросием: связь в страдании и утолении его… В России XIX века три гения явились в Оптину тоже за словом “мир”. Замечательно, что величайший расцвет русской литературы совпадает с расцветом старчества в Оптиной. Все приходили за утешением и наставлением. Гоголь тосковал, преклонялся к старцам в ужасе от своих грехов (собственно, в ужасе от своей особенной природы). Лев Толстой — поиски истины. Достоевский... — про него сказано уже, для чего явился…

23 июня 2011 года

0

175

Страницы истории

Фёдор Михайлович Достоевский

Анна Григорьевна считала, что слова Зосимы бабе — именно то, что сказал старец Амвросий самому Достоевскому. Она мужа знала насквозь, обожала его, горе было общее, невозможно подумать, что она говорила легкомысленно.

“— А младенчика твоего помяну за упокой, как звали-то?

— Алексеем, батюшка.

— Имя-то милое. На Алексея человека Божия?

— Божия, батюшка, Алексея человека Божия!”

Достоевский вернулся из Оптиной, по словам Анны Григорьевны, “утешенный и с вдохновением приступил к писанию романа”. Встреча с Оптиной Достоевского, кроме озарения и утешения человеческого, оставила огромный след в литературе. “Братья Карамазовы” получили сияющую поддержку. Можно думать, что и вообще весь малый отрезок жизни, оставшийся Достоевскому, отданный целиком “Карамазовым”, прошел под знаком Оптиной».

24 июня 2011 года

0

176

О благе человечества

Желание трудиться на благо человечества — весьма благовидное, но поставлено не на своем месте. Царственный пророк святой Давид говорит: сперва уклонись от зла, а потом уже сотвори благо (см.: Пс 33, 15). У нынешних же людей дело выходит навыворот. Все хотят на словах трудиться на благо ближним и нисколько или весьма мало заботятся о том, что наперед нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних. Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса в гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором и великим наставником в университете.

Но, с другой стороны, думать, что если мы не можем двинуть вперед всего человечества, то вовсе не стоит трудиться, — это опять другая крайность. Каждый христианин обязан по силам своим и сообразно своему положению трудиться на пользу других, но с тем, чтобы все это было вовремя и в порядке, как выше сказано, и чтобы успех наших трудов представлять Богу и Его святой воле.

В первом письме своем вы упоминаете о книгах «Самопомощь», «Самодеятельность». Я этих книг еще не видал и что в них содержится, не знаю. Старинные люди говаривали: без Бога не до порога. И Сам Господь в Евангелии глаголет: без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15, 5).

А новые мудрецы, как видно из заглавия этих книг, рассуждают теперь иначе. Но известно, что самоделковые вещи выходят самой дешевой цены, с общим укором: «самодельщина — топорной работы». Впрочем, скажу вам, как можно понять в христианском смысле самопомощь и самодеятельность. Прочтите сами, и пусть сын ваш прочтет со вниманием в Евангелии от Матфея от начала 5-й главы до конца 10-й; и потом пусть он постарается и в жизни своей исполнять содержащиеся в этих главах евангельские заповеди. Чрез такую христианскую самодеятельность он сам себе окажет великую помощь в нравственном и христианском отношении.

Преподобный Амвросий Оптинский

25 июня 2011 года

0

177

Об афонских святых

...Афонские преподобные, кроме присномолитвенности, исполнения келейных правил по силе и ожидания ежеминутных искушений, имели смирение и самоукорение. Смирение их состояло в том, что они считали себя хуже всех и хуже всей твари, а самоукорение в том, что во всяком неприятном и прискорбном случае возлагали вину на себя, а не на других, что не умели они поступить как следует, и оттого выходила неприятность и скорбь или попущалось искушение за их грехи или к испытанию их смирения и терпения и любви к Богу; так рассуждая, они не позволяли себе кого-либо судить, кольми паче уничижать и презирать.

Преподобный Амвросий Оптинский

26 июня 2011 года

0

178

Животворящие Таинства

В нынешнем веке, к крайнему сожалению, Таинства сего (елеосвящения. — Ред.) многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо чрез особорование мною, недостойным, человек до двадцати все они от тяжких и неисцельных болезней освободились. В том числе и старца отца Леонида в болезнях его раз до пяти соборовал я, а также многих других.

Почему, Бога ради, не будьте Вы, матушка, мнительны, ибо Святая Церковь, как чадолюбивая мать, Таинствами своими не умерщвляет, но оживотворяет нас, утешает и спасает. И когда бы Вы были теперь в Ю., то поспешил бы навестить Вас и побеседовать о сем с Вами. Впрочем, я крепко надеюсь, что Вы на родину свою в добром здоровье возвратитесь, о чем я не престану молить Господа Бога. Весьма также полезно и спасительно в болезни своей человеку нередкое приобщение Святых и Животворящих Таин Христовых Тела и Крови. Но вот и тут у некоторых светских людей имеются безрассудные предрассудки, то есть чтобы тем не напугать больного. Будто Христос Собою пугает больных, — какое безумие! Он наш Спаситель, Источник исцелений и сладчайший Утешитель во всех страданиях душевных и телесных. А посему, возлюбленная, со всем усердием, с верою, с любовию и со страхом Божиим приступите и Источника сего бессмертного вкусите.

Преподобный Антоний Оптинский

27 июня 2011 года

0

179

Духовная основа

Вы спрашиваете меня, как возбуждать в себе ревность к исполнению заповедей? На сие отвечаю: страхом Божиим, ибо начало премудрости страх Господень (Притч 9, 10) и: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч 15, 27). Много есть и других текстов в Писании о сем. При исполнении добродетелей скрепляйте каждую смирением, которое святой Дорофей называет брением (известкой), и как камни или кирпичи кладутся в созидании дома и связуются брением, и крепко бывает строение, а без брения рассыплется, так и добродетели без смирения не приносят пользы.

Преподобный Макарий Оптинский

Истинное положение

Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения.

Преподобный Амвросий Оптинский

Неосуждение и смирение

Просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине, нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношений. Просто: не судите, и не судимы будете.

Больше всего помни, что смирение и без дел может спасти, а дела, как бы они ни были велики, не спасут.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

28 июня 2011 года

0

180

Преподобный Моисей Оптинский

Преподобный Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов, 1782–1862) родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии в благочестивой купеческой семье. В 1805–1811 гг. вместе с братом Ионою был послушником в Саровской пустыни. Во время нашествия французов в 1812 г. жил в Свенском монастыре, а затем 10 лет в рославльских лесах Смоленской губернии, где был пострижен в монашество. В 1821 г. вместе с братом Александром, епископом Калужским Филаретом (Амфитеатровым) был призван в Оптину пустынь для устройства при ней Иоанно-Предтеченского скита. 22 декабря 1822 г. был рукоположен в иеродиакона, а 25 декабря — во иеромонаха, и братия избрала его настоятелем обители.

29 июня 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!