sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 31 страница 60 из 363

31

О выборе имени младенцу

Я не одобряю преждевременной заботливости Вашей о имени будущему своему чаду; правильнее бы прежде о том просить Бога, чтоб умерил болезни в рождении и даровал бы благополучно разрешиться от бремени и остаться здоровою, а имена в святцах все святые. И если сказано от Спасителя нашего: не пецытеся о утрии, то должно ли за полгода или еще более печься об имени, какое дать чаду?

А мне недавно пришла мысль такая: если Вы первому сыну дали имя дедушкино и отцово, то посему и первой дочери, если ею ныне Господь благословит Вас, хорошо дать имя бабушкино и матернее. Впрочем, примите это не за заповедь и не за совет, а просто за праздный помысл мой, а в свое время Сам Господь вразумит Вас.

Преподобный Антоний Оптинский

31 января 2011 года

0

32

О выборе имени младенцу

Я не одобряю преждевременной заботливости Вашей о имени будущему своему чаду; правильнее бы прежде о том просить Бога, чтоб умерил болезни в рождении и даровал бы благополучно разрешиться от бремени и остаться здоровою, а имена в святцах все святые. И если сказано от Спасителя нашего: не пецытеся о утрии, то должно ли за полгода или еще более печься об имени, какое дать чаду?

А мне недавно пришла мысль такая: если Вы первому сыну дали имя дедушкино и отцово, то посему и первой дочери, если ею ныне Господь благословит Вас, хорошо дать имя бабушкино и матернее. Впрочем, примите это не за заповедь и не за совет, а просто за праздный помысл мой, а в свое время Сам Господь вразумит Вас.

Преподобный Антоний Оптинский

31 января 2011 года

0

33

Назидательный рассказ

В переводах и вообще в издании от Оптиной пустыни душеполезных книг главными деятелями были языковед монах Климент (Зедергольм; впоследствии иеромонах) и монах Анатолий (Зерцалов; впоследствии скитоначальник и старец). Немного им помогал в книжных занятиях еще один молодой скитской послушник.

Благословляя означенных лиц на книжные труды, старец Амвросий по обычаю своему рассказал им шутливый и, между прочим, назидательный анекдот: «Утонул один монах. Дело о сем поступило в суд. Собрались судьи и начали толковать, как озаглавить дело. Один из старинных писак предлагает надписать так: о потонутии монаха. Ему говорят: это неловко. Другой старичок также предлагает озаглавить: о потоплении монаха. Ему возражают: но ведь монаха никто не топил. Наконец один из молодых современных научников сказал: о потонувшем монахе. И все согласились». Этим анекдотом старец давал книжным людям разуметь, что старшие в поручаемых им делах не должны пренебрегать мнением и младшего. Как и святой апостол учит: Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи (1 Кор 14, 30).

Похвалы не ищи

Предпочтения пред другими не ищи и не желай чести или похвалы, потому что это вредит душевному спасению. Неправду ищи в себе, а не в людях.

Преподобный Иосиф Оптинский

1 февраля 2011 года

0

34

Путь спасения

По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный; а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. Не приидох бо, глаголет Господь, воврещи мир на землю, но меч (Мф 10, 34), дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбивых. Вообще, спасение наше, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждою, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих. Ты ошибочно ищешь полного и совершенного успокоения душевного на земле, будучи подстрекаема к этому с шуей и противной стороны от искусителей, а вместе с этим и просто помышляешь об этом от неопытности духовной, тогда как такое состояние принадлежит будущей жизни, а в мире скорбни будете, сказал Господь апостолам и всем прочим (Ин 16, 33).

Преподобный Амвросий Оптинский

Об уставе церковном

Насчет вопрошения Вашего о несоблюдении устава церковного, то готовый ответ прочтите о сем в книге жизнеописания молдавского старца Паисия на странице 270-й, где на подобное вопрошение было старцем сказано: «Умолкни, Господа ради, умолкни. Кто тя постави судию, то есть надзирателя и чинохранителя?»

Преподобный Антоний Оптинский

2 февраля 2011 года

0

35

Железо и золото

Отсечению воли своей от одних слов, без пролития крови, то есть без трудов, в короткое время навыкнуть невозможно, поелику прежняя Ваша жизнь доселе текла в своеволии. Преподобный авва Дорофей сказал о себе: я лучше с советом другого испорчу дело, нежели своим разумом сделал бы лучше! Но мы с Вами сей меры не достигли еще; довольно с нас и той милости Божией, что Он дает нам видеть наши ошибки. Вы себя назвали железом, но оно без огня бывает твердо и непреклонно, а посему лучше будьте золотом, которое и мягко, и светло, и ценою дороже и честнее железа. Сколько можно старайтесь быть смиренными в духе. Это такое счастье, которого на свете выше нет. Человек смиренный живет на земле, как в Царстве Небесном, всегда весел и спокоен и всем доволен.

Преподобный Антоний Оптинский

Два совета

Кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями. Самое надежное спасение тебе одно: терпи все, что Бог пошлет — доброе и злое.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Молитва старца

При всяких неудачах старец Нектарий Оптинский велел говорить: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил, но Ты, Господи, по милосердию Твоему прости и помилуй меня», — и так повторять несколько раз, пока не почувствуешь мир в душе.

3 февраля 2011 года

0

36

Молитва за врагов

Вот что рассказал однажды старец Варсонофий. К одному петербургскому священнику, отличавшемуся высокой жизнью, протоиерею Колосову, пришел однажды один из министров и жаловался: «У меня много врагов, которые безо всякой причины ненавидят меня и клевещут на меня государю. Я могу через их клевету потерять место, а если уйду, то государь может подумать, что враги мои правы, и имя мое будет запятнано. Как мне поступить?» — «Молитесь за восстающих на вас, — ответил отец Колосов, — не только дома молитесь, но, главное, и в церкви поминайте и вынимайте частицы за их здоровье». — «Какая же от этого польза?» — возразил министр. «А вот увидите. Каждая частица, вынутая из просфоры, означает душу человека. Частицы опускаются в потир и напояются Кровью Христовой. Послушайте меня, запишите на записочку всех врагов ваших так: Леонида, Иоанна, Владимира...» — «Да-да. Вот Владимир-то особенно на меня ополчается...» — «Ну так подавайте за него каждый день». Проходит неделя, другая, месяц, и его высокопревосходительство опять приходит к священнику. Поклонившись ему в ноги, он начал благодарить его. «Батюшка, прямо чудо совершилось, — говорил он. — Мои прежние враги не только больше не восстают на меня, но относятся ко мне с уважением и любовью».

Вот какое чудо совершил Господь. И вам советую: молитесь за врагов ваших — и они обратятся в друзей. Молитвою вы спасете и их души от сетей врага.

4 февраля 2011 года

0

37

Страницы истории

«В 1796 г. преосвященный митрополит Московский Платон, посещая пустынь сию, признал место сие для пустынно-общежительства весьма удобным, почему и решился оное тут учредить, по образу Песношского монастыря. А дабы сколько можно успешнее провести предположение сие в самое исполнение, то просил он у Песношского настоятеля строителя Макария дать ему для сего способного человека, каковым и признан иеромонах Авраамий. Он, пришед на место сие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме соборной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т. д.» (из «Истории Российской иерархии»).

Отец Авраамий, бывший ранее огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличившихся от того средств занялся и материальным устройством обители — он был вместе и учредитель, и зодчий.

5 февраля 2011 года

0

38

Страницы истории

В 1801 г. отец Авраамий был произведен в игумена Лихвинского монастыря с управлением в то же время и в Оптиной. Но вскоре немощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового достоинства, и он был оставлен в Оптиной пустыни, но уже в игуменском сане. По указу императора Павла I с 1797 г. Оптина пустынь получала по 300 рублей в год (до конца XIX в.). Сверх того, была пожалована пустыни мукомольная мельница и пруд. Эта царская милость немало способствовала начальному благоустройству обители. Но средства к содержанию обители оставались прежними — труды и милостыня.

6 февраля 2011 года

0

39

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов, 1824–1894) родился в семье диакона села Бобыли Калужской губернии. Закончил Боровское духовное училище и Калужскую семинарию. После окончания учебы поступил на службу в Казенную палату. Тяжело заболев, дал обет поступить, если выздоровеет, в монастырь. Выздоровев, в 1853 г. прибыл в Оптину пустынь. Его старцем стал преподобный Макарий, который перед своей кончиной поручил послушника старцу Амвросию, став одним из первых учеников будущего великого старца.

В 1862 г. был пострижен в монашество, а вскоре старец Амвросий стал посылать монаха Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих, вводя его таким образом в старческий труд.

7 февраля 2011 года

0

40

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

В 1870 г. о. Анатолий был посвящен в иеромонаха и стал ближайшим помощником старца Амвросия, а также благочинным скита. 1874 г. отец Анатолий принял должность скитоначальника и духовника Шамординской обители. Двадцать один год он был для сестер монастыря заботливым духовником.

Под руководством старцев отец Анатолий достиг меры высокого духовного устроения и стал великим делателем умно-сердечной Иисусовой молитвы.

Старец Макарий в шутку величал его «высочайшим» из-за его высокого роста, но также имея в виду его духовное устроение. Отец Амвросий называл его великим старцем и великим делателем молитвы Иисусовой: «Ему такая дана молитва и благодать, — говорил он, — какая единому от тысячи дается».

О молитве он говорил так: «Надо так молиться Богу, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого. Только Бог и душа. Чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли и ничего, кроме Бога, а то молитва будет несовершенная».

Старец Анатолий предузнавал о смерти близких его духовных детей, их болезнях и невзгодах и осторожно предупреждал тех, к кому приближалось испытание. Он имел те же дары духовного совета, прозрения в тайники души человеческой и знания будущего, чем были так богаты его наставники — великие старцы Макарий и Амвросий, говоривший шамординским сестрам: «Я редко вас беру к себе (на беседу) потому, что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».

8 февраля 2011 года

0

41

О почтении к родителям

В сей святый день, посвященный памяти вселенского великого учителя и святителя Иоанна Златоустого, от души богомольчески желаю Вам, чтобы Господь Бог благословил наступившее новолетие Ваше и Ангелам Своим заповедал о Вас сохранити Вас как в сей наступивший год, так и во все лета жизни Вашей от всех искушений вражиих и от соблазнов мирских и вожделений плотских. А вместе с сим благожеланием прошу Вас принять от меня, убогого, прилагаемую при сем книгу «Житие святого Иоанна Златоустого» и прошу Вас оную со вниманием прочитать. Вы в ней увидите, чем святый Иоанн Златоуст в юности своей занимался, какую имел любовь и почтительность к своим родителям, в особенности к своей матери, ничего не делая без совета и благословения их. Дай Бог и Вам во всю жизнь свою хранить любовь и почтительность к ним, ничего не делая без совета и одобрения их!

Преподобный Антоний Оптинский
                                                                                                                                                                              9 февраля 2011 года

0

42

О почтении к родителям

В сей святый день, посвященный памяти вселенского великого учителя и святителя Иоанна Златоустого, от души богомольчески желаю Вам, чтобы Господь Бог благословил наступившее новолетие Ваше и Ангелам Своим заповедал о Вас сохранити Вас как в сей наступивший год, так и во все лета жизни Вашей от всех искушений вражиих и от соблазнов мирских и вожделений плотских. А вместе с сим благожеланием прошу Вас принять от меня, убогого, прилагаемую при сем книгу «Житие святого Иоанна Златоустого» и прошу Вас оную со вниманием прочитать. Вы в ней увидите, чем святый Иоанн Златоуст в юности своей занимался, какую имел любовь и почтительность к своим родителям, в особенности к своей матери, ничего не делая без совета и благословения их. Дай Бог и Вам во всю жизнь свою хранить любовь и почтительность к ним, ничего не делая без совета и одобрения их!

Преподобный Антоний Оптинский
                                                                                                                                            9 февраля 2011 года

0

43

Избавление от гибели

Вера старца Исаакия I, наместника Оптиной пустыни, в Промысл Божий укреплялась неоднократно посещением его во время настоятельства милостью и помощью Божией. Преподобный рассказывал о себе следующее. Поехал он однажды на монастырскую мельницу под г. Балховом. Время было зимнее. Переночевав в г. Белеве, он, по обыкновению, сел в возок, и лошади тронулись далее. Неизвестно отчего, только вдруг они быстро понеслись и начали бить. Кучер успел соскочить с облучка и только, глядя вслед бешено удалявшейся тройке, видел, как возок с сидевшим в нем настоятелем подпрыгивал по дороге. Чувствовал о. Исаакий постигшую его беду, но не имел возможности освободиться из закрытого со всех сторон возка и потому мысленно обратился с усердной молитвой о помиловании к святителю Николаю Чудотворцу. Вдруг лошади моментально остановились. Отец Исаакий вылез из возка, подошел к ним и начал их поглаживать. Оказалось, что тройка остановилась на самом краю глубочайшего оврага. Кучер, бежавший вслед за возком, воскликнул: «Батюшка, вы целы?» «Как видишь», — отвечал о. Исаакий. «А я думал, — продолжал тот, — что и косточек ваших не соберешь». Так по молитвам святителя Христова Николая отец Исаакий остался жив и не чувствовал даже боли от толчков в возку, а уже после, через некоторое время, стал ощущать боль в теле и несколько похворал. С того времени отец Исаакий особенно благоговел к скорому заступнику в бедах святителю Николаю Чудотворцу.

10 февраля 2011 года

0

44

Бог любит свободу

Бог любит свободу. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, а благодать Божия — это все... Там тебе и величайшая мудрость.

«Где Дух Господень, там свобода», — говорит апостол. Он насильно не станет тянуть к Себе. Навязываться не станет и не пойдет к вам в гости. Христос звал к Себе иудеев, никого не отвергал, обещая успокоить у Себя их. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Но когда к Нему не пришли, Он не стал тянуть насильно.

Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя... Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготованный тебе венец, стой в вере и, если нужно, терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобой будет Господь.

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший

О лени и раздражительности

Вы пишете, что небрежно жизнь свою проводите и подвержены бываете частой раздражительности. На лень и небрежность один ответ: кто в этом пред Богом не грешен! А в рассуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи, ибо мягкое слово более имеет силы. А посему и ты, возлюбленная моя, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язычок свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти (ср.: Пс 33, 14), ибо и то и другое вредно наиболее себе.

Преподобный Антоний Оптинский

12 февраля 2011 года

0

45

Не возносись

Когда не имеешь время много на молитву, довольствуйся тем, сколько имеешь, а Бог примет твое произволение; помни, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайся давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше. Снам не должно верить и через них смущаться, враг делает многие козни, чтобы только навести смущение. Если что случается с нами, то не от снов, а что так надо быть по недоведомым нам судьбам Божиим.

Преподобный Макарий Оптинский

Об исповеди

Спрашиваешь об исповеди: должно ли говорить на исповеди прежде исповеданный грех, если спросит о сем духовник? Когда после исповеди не было греха того же, то не нужно повторять, а когда спросят, сказать: после исповеди не было, — и если тот же духовник, то ему уже известна твоя вся исповедь.

Преподобный Макарий Оптинский

Душеполезное чтение

В посты и особенно во дни говения прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии. Остальное в его творениях можно читать во всякое время; не мешает также повторять главы о покаянии.

Преподобный Амвросий Оптинский

13 февраля 2011 года

0

46

Исцеление помешанного

Новосильского уезда купец был два года одержим недугом, не дававшим ему ни минуты покоя и доводившим его до безумия. Ему представлялось, будто со всех сторон его преследуют, хотят вязать и лишить жизни. Он бегал от людей с блуждающим взором, произнося бессмысленные слова. Домашние боялись, чтобы он в припадке безумия не лишил себя жизни. Более всех обеспокоена была этой болезнью его жена, решившая наконец свозить его в Оптину пустынь. Прибыв в обитель, она объяснила преподобному Илариону болезнь мужа и просила его помощи. Старец долго занимался с ним и из расспросов дознал, что главная причина болезни была его вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце. Старец долго убеждал купца оставить злобу и просить у отца прощения, доказывая ему, что только в таком случае он может избавиться от болезни. Больной сперва долго упорствовал, оправдывал себя, а отца обвинял, но наконец изъявил готовность исполнить все, что приказывал ему старец. Старец исповедал его, и больной, пробыв в обители после принятия Святых Таин еще три дня, поехал домой к отцу совершенно здоровым. Теперь, в душевном мире и спокойствии, он занимается в Москве своими торговыми делами, благодаря Бога и старца Илариона.

Мудрый совет

Никого не суди и не осуждай, и да избежишь осуждения от Бога.

Преподобный Амвросий Оптинский

14 февраля 2011 года

0

47

СРЕТЕНИЕ Господа нашего Иисуса Христа

Тропарь

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

15 февраля 2011 года

0

48

О послушании

Если нет возможности исполнять обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее. При внешнем послушании требуется полное повиновение, исполняя всякое дело без рассуждения. Внутреннее послушание относится к внутренней, духовной жизни и требует руководства духовного отца. Но совет духовного отца следует проверять Священным Писанием... Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...

Преподобный Никон Оптинский

О смирении

Телесные подвиги и труды требуются только от крепких телом: немощным же более полезно смирение со благодарением. Смирение может заменять труды телесные, которые без смирения не приносят никакой пользы.

Преподобный Амвросий Оптинский

Плод благого делания есть любовь и смирение, от коих рождается покой и мир совести.

Преподобный Макарий Оптинский

Пост и воздержание

Пост и худую пищу в сладость претворяет, и горькая редька с хреном вместо сахара бывает.

Преподобный Амвросий Оптинский

16 февраля 2011 года

0

49

Помощь святых

Преподобный Варсонофий, говоря о том, что нужно усердно молиться Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам о приобретении молитвы Иисусовой, привел такое сравнение.

Идут путешественники к какому-либо городу, идут степью и видят: вдали чуть-чуть виднеется город. Идут, идут, уже много прошли, кажется, уж и город недалеко, как вдруг они замечают, что на дороге перед ними пропасть, через которую никак им нельзя перейти. Постояли, подумали: как быть? И пошли одни налево, другие направо, но ни те ни другие не нашли перехода через пропасть. Стали они и стоят, не знают, что делать. И вот они замечают, что на той стороне идут какие-то люди.

Тогда они стали звать их и просить им помочь в их нужде. И начали они бросать веревочки с камешками на другой берег так, что один конец веревки оставался в их руках, а другой конец с камешком перекидывался на другую сторону. Те привязывали конец веревки к колу и втыкали его в землю. И так мало-помалу, когда набросали порядочно веревок, образовался веревочный мостик, по которому потихоньку все перешли.

А без помощи с той стороны они едва ли смогли что-либо сделать...

О молитве

Прежде чем у Господа просить прощения, надо самому простить. Так сказано в молитве Господней.

Преподобный Никон Оптинский

17 февраля 2011 года

0

50

Как душу спасти?

Всем и каждому великий оптинский старец Лев внушал, что нелегко достается душевное спасение ищущим его. Нередко старец в подтверждение сей истины повторял простую сложенную им поговорку: «Душу спасти — не лапоть сплести».

В самом деле, приходит из мира человек гордый, тщеславный, самолюбивый, сластолюбивый, сребролюбивый, веществолюбивый. Сердце его — это море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа (Пс 103, 25). Или это нива, вся заросшая тернием. Нужно это терние очистить, насадить семена благие и озаботиться, чтобы они выросли и принесли добрые плоды, конечно, при помощи вседействующей благодати Божией. Сколько тут требуется трудов, знаний и умения в этом, превышающем обыкновенные силы человеческие деле! Потому, когда один из учеников старца задался такой мыслью, почему ему не случалось видеть от своего батюшки чудес, тогда как от других братий он часто о сем слышал, и когда он пришел к старцу с намерением открыть ему этот свой помысл, — старец, преподав ему благословение, сказал: «А это разве не чудо, чтобы обтесать такой базарный пень (разумея пришедшего брата), из которого со временем выйдет что-нибудь хорошее и годное!» Старец научал к благим начинаниям не примешивать тщеславия, человекоугодия или другого какого-либо нечистого побуждения, а искренне и с чистым произволением, нелукавой простотой и незлобием служить Единому Господу.

18 февраля 2011 года

0

51

О благословении на брак

Просившим благословение на брак старец Лев обыкновенно советовал хорошенько рассматривать все благоприятствующие или неблагоприятствующие обстоятельства: так, например, обращать внимание на то, чтобы жених и невеста оба были здоровы и чтобы было им чем жить; чтобы звание от звания резко не отличалось. Особенно бедным семействам не советовал брать богатую невесту, чтобы не быть ей рабами; при этом повторял старинную, самую простую пословицу: знай сапог сапога, а лапоть лаптя. Кроме того, вопрошавшим о выборе жениха говорил, чтобы обращали внимание на свойства его отца, а вопрошавшим о выборе невесты — чтобы обращали внимание на свойства ее матери; и при этом говаривал: яблочко от яблони далеко не укатится. Наконец жениху и невесте и родителям их советовал смотреть на свое сердце. Если при последней решимости на брак жених и невеста и родители их ощущали душевное спокойствие, то старец советовал решаться на такой брак. В противном случае, если при этом оказывалось сомнение, безотчетная боязнь, беспокойство и смущение, то преподобный Лев говорил, что это неблагонадежный знак, и советовал приискать другого жениха или другую невесту.

Когда выходить замуж?

Выходи замуж тогда, когда почувствуешь, что жить без него не можешь. Я знаю случай такой: муж был на войне, его убили. Жена в этот же час и умирает дома. Вот тогда только и выходи.

Преподобный Анатолий Оптинский, Младший

19 февраля 2011 года

0

52

«Благородная гордость»

Когда к архимандриту Моисею приезжали посетители, которым необходимо было оказать особенное внимание, он приказывал приготовить обед в настоятельских келиях и приглашал этих гостей, а вместе с ними и других собеседников из старцев обители: архимандрита Мелхиседека, игумена Антония, отца Макария, начальника скита, отца Иоанникия (ученика о. Льва), отца Порфирия (Григорова), издателя писем Георгия Затворника. Эти монахи и занимали его светских гостей за обедом, а сам он только радушно угощал их и слушал.

Однажды был устроен обед в честь приехавшего в обитель заслуженного генерала. Генерал что-то рассказывал и упомянул, что побуждением в том деле была благородная гордость. Преподобный Моисей знаменательно промолчал, а старец Макарий не выдержал: «Как, благородная гордость? Какая благородная гордость, В.Н.? Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская». Эти слова так поразили генерала своею истиною и вместе неожиданностью для него, что он ответил: «Позвольте, батюшка, позвольте, это прекрасно; я сейчас же запишу, что вы сказали». Генерал тут же за обедом достал из кармана свою записную книжку, попросил позволения у отца настоятеля и записал: «Нет благородной гордости, а есть только одна гордость бесовская».

Отец архимандрит приветствовал это записывание приятною улыбкой и продолжал потчевать своего гостя с искренним радушием.

20 февраля 2011 года

0

53

«Хуже всех»

Во время тяжкой предсмертной болезни преподобный старец Моисей, настоятель Оптиной пустыни, никому не отказывался давать наставления, и в речах его, преисполненных духовной мудрости и сердечной любви к вопрошающим, была какая-то особенная знаменательность. Со смирением беседуя с одним старцем, он между прочим выразился о себе так: «Другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я в 57 лет монашества опытом и на самом деле дознал, что я хуже всех». Таким искренним смирением при уповании на милость Божию объясняется то невозмутимое спокойствие и благодушие, которыми старец-подвижник отличался во всю свою жизнь и которые не оставляли его и в предсмертных страданиях.

Молитва и любовь

Будем же молиться: «Господи, помилуй, Господи, даруй ми смирение и кротость и имиже веси судьбами спаси меня, Господи». И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатию.

Кто не считает себя грешным, от того Господь и молитвы не приемлет.

Без молитвы спать не надо ложиться.

Молись сам, как можешь и умеешь, только молись!

Надо любовь молитвою выражать и послушанием, а не поцелуями.

Преподобный Иосиф Оптинский

21 февраля 2011 года

0

54

Какое имение надо раздать?

Все знают рассказ про евангельского юношу. Подходит он ко Христу и спрашивает, как ему наследовать жизнь вечную? Господь отвечает, делай то-то и то-то. «Все это я исполнил», — говорит юноша. «А если хочешь быть совершенным, — возражает Христос, — продай свое имение и раздай все нищим». Эта заповедь Христа имеет глубокое значение. Имение, которое необходимо раздать, — это все то, что получили мы от мира. Его нужно взять от сердца, раздать, чтобы там не было ничего мирского, а был лишь один Христос. Убедительно прошу вас: храните свое сердце, пусть оно все принадлежит Господу, не допускайте туда никого, кроме духовного отца да разве еще друга о Господе.

Но есть имение, которое и не нужно раздавать. Известный доктор и всесторонне образованный профессор Пирогов обладал обширной ученостью, используя ее во славу Божию. Когда его спрашивали, как он может совместить исполнение всех обрядов и постановлений Православной Церкви со своей огромной практикой, он отвечал: «Господь помогает мне, так как знания свои я употребляю во славу Господа моего Иисуса Христа». От такого богатства, т.е. таких знаний, и отказываться не надо.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Бедность и богатство

Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно, когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя.

Преподобный Лев Оптинский

22 февраля 2011 года

0

55

Испытание веры

Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один — бедностью, другой — болезнью, третий — разными нехорошими помыслами, четвертый — каким-либо бедствием или уничижением, а иной — разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится или еще пригвожден к земному; чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся.

Преподобный Амвросий Оптинский

Спокойствие души

Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутри себя, и в то же время будет лице ваше сиять благоговейным спокойствием и приятной улыбкой.

Преподобный Антоний Оптинский

О воинском долге

Ты скорбишь за брата — хотят взять в христолюбивое воинство, на защиту нас же самих и отечества. Мы с тобою не крепко храбры, а желаем быть спокойны. Не хотим, чтобы неприятели пришли и посрамили нас и перекололи бы живых; а брат все-таки не ходи, а сиди с нами и жди, пока враги накроют. Где же тут разум? Где христианская любовь?..

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

23 февраля 2011 года

0

56

Преданность воле Божией

Вы наиболее должны благодарить Его, что не по грехам Вашим воздает Он Вам. Притом должно Вам верить тому, что душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть (Ин 1, 3). И если бы муж Ваш действительно был нехорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть Ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь; и тогда во смирении сердца, с покорностью воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.

Расторгнуть же брачный союз по легкомыслию и неопытности своей хотя и нетрудно в нынешние мудрые времена, но каково будет отвечать на Страшном Суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека, а посему судите сами, что лучше — терпение или нетерпение!

Преподобный Антоний Оптинский

Дивная тайна

Вся жизнь... есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств — все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами — множество шкатулок, а ключей нет... Замечайте события вашей жизни. Во всем есть глубокий смысл. Сейчас вам непонятны они, а впоследствии многое откроется...

Преподобный Варсонофий Оптинский

24 февраля 2011 года

0

57

Страницы истории
Игумен Авраамий

Игумен Авраамий († 14 января 1817 г.) был строителем и настоятелем Оптиной пустыни более 19-ти лет (1797–1817). Благодаря ему пришедшая в полный упадок Оптина пустынь была воссоздана, число братий возросло с трех человек в 1797 г. до 18-ти в 1800-м г. и 26-ти в 1802 г. В 1809 г. к оптинскому штату было прибавлено 23 вакансии, так что число монашествующих составляло уже 30 человек, а в 1840 г. вместе с послушниками — 40 человек.

С прибытием отца Авраамия Оптина пустынь, почти близкая тогда к упразднению, едва сохранившая жизнь только трех монахов глубокой старости, вновь возродилась в тихое пристанище для последующих обитателей-подвижников.

25 февраля 2011 года

0

58

Страницы истории
Игумен Авраамий

Устрояя и поддерживая внутренний порядок монашеского общежития, отец Авраамий приступил к улучшению и внешнего вида пустыни.

В 1802 г. напротив возобновленной им соборной церкви начато строение трехъярусной колокольни. Колокольня трехъярусная в 30 сажень вышины; с обеих сторон пристроено по каменному флигелю для братских келий. Под колокольней сделан главный вход к святым воротам. Колокольня и левый флигель окончены постройкой в 1804 г., а правый флигель в 1800 г.

Для братии, умножавшейся числом, построены вновь двухэтажные полукаменные флигеля: трапезный и настоятельский; все деревянное строение исправлено, и внутри монастыря разведен фруктовый сад. Был сооружен собор в честь Казанской иконы Божией Матери.

26 февраля 2011 года

0

59

Страницы истории
Игумен Авраамий

Своими трудами отец Авраамий приготовил тот расцвет Оптиной пустыни, который начался со вступлением на Калужскую кафедру епископа Филарета (Амфитеатрова), ставшего новым устроителем обители и скита и успевшего довести их до цветущего состояния. Как любитель безмолвной жизни, митрополит Филарет весьма много покровительствовал пустынной обители, нередко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым неделям.

Именно он основал в 1821 г. при пустыни скит во имя святого Иоанна Предтечи, первого «новоблагодатного» пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников из рославльских лесов — отцов Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были продолжатели духовного делания Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 г. старчество было введено и в Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля отца Моисея. Именно в Оптиной пустыни оно пережило свой расцвет.

Корабль жизни

Вся жизнь проходит в суете. Ум идет посреди суетных мыслей и соблазнов. Постепенно он навыкнет помнить о Боге так, что в суете и хлопотах, не думая, будет думать, не помня, помнить о Нем. Только бы шел не останавливаясь. Пока есть в тебе это стремление вперед — не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание по жизненному морю, цел он, и не надо бояться могущих случиться бурь.

Преподобный Варсонофий Оптинский

27 февраля 2011 года

0

60

О вечности адских мук

Вот одна из бесед преподобного старца оптинского Варсонофия, записанная в скиту его учеником, будущим преподобноисповедником оптинским старцем Никоном.

В настоящее время, говорил старец, не только среди мирян, но и среди молодого духовенства начинает распространяться такое убеждение: будто бы вечные муки несовместимы с беспредельным милосердием Божиим, следовательно, муки не вечны. Такое заблуждение происходит от непонимания дела. Вечные муки и вечное блаженство не есть что-нибудь, только извне приходящее. Но все это прежде всего внутри самого человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21).

28 февраля 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!