sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!


Год с преподобными Оптинскими старцами!!!

Сообщений 1 страница 30 из 363

1

Источник

Молитва Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя святая воля.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

0

2

Слово на Новый год

Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин 16, 21). День сменяет ночь и ночь сменяет день, ненастная погода — ведро; так и скорбь и радость сменяют одна другую.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Святые наставления

Живи проще, — и Бог тебя не оставит. До конца должно жить и все продолжать учитися, как достигнути к совершенству, но на сем свете совершенство не обретеся, но только премилосердый Господь един совершен есть и труждающихся и повсечастно с простотою, и беззлобием, и смирением в Его совершенную волю и Промысл вдавшихся, хотя и при смерти, сподобляет Своими щедротами в совершенство!

Преподобный Лев Оптинский

Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние. Пред Богом приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию.

Преподобный Макарий Оптинский

0

3

Как молиться в храме?

Говорить, стоя на церковных службах, или обзирать глазами по сторонам не только неприлично, но и прогневляет Господа невниманием и бесстрашием. Если не можем мы душевно, то, по крайней мере, телесно и видимо да держим себя благоприлично. Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествуют душевному благоустроению; начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: От уст твоих сужду ти (Лк 19, 22), то есть что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Не унывай!

«Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах», — говорит святой царь Давид. И мы, убогие, на том же пути в чем другом найдем себе помощь? Благодарение премилосердому Богу, все действующему во благое.

Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и недоумения. Где недостает человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь непосредственно подает мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу.

Преподобный Моисей Оптинский

0

4

Слава Тебе, Господи!

Приношу Вам поздравление мое с грядущим праздником Рождества Христова, который даруй, Боже, Вам радостным сердцем встретить и проводить; а потом и Новый год во обновлении духа сподоби, Господи, Вас начать. Текущий год для Вас мало отраден был, а новый неизвестно еще, каков будет, об нем, как и о новорожденном младенце, нельзя определительно сказать, будет ли приятен он или нет! Об этом только по мере возрастания его можно будет судить. Впрочем, каков он ни будет, мы с детскою покорностью все должны переносить, и приятное и неприятное, и за все прославлять благого Бога, то есть пришла на нас какая скорбь или болезнь, будем говорить: слава Тебе, Господи! Умножились ли скорби и болезни, опять: слава Тебе, Господи! Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, опять: слава Тебе, Господи! Ибо по смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях святых. А посему, что бы ни случилось с нами, за все будем благодарить Бога и говорить: слава Тебе, Господи!

Преподобный Антоний Оптинский

Благодари Бога

Привыкай за все Бога благодарить, и будешь спасен. Слава Богу, что познаешь свои недостатки. Это есть начало здравия души.

Воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.

Преподобный Иосиф Оптинский

0

5

Страницы истории

Город Козельск, в нескольких километрах от которого расположена Оптина пустынь, впервые упоминается в летописи под 1146 г. В 1238 г. городок мужественно сопротивлялся в течение семи недель татарам, и все его жители были перебиты. В начале XV в. Козельск перешел в руки Великого княжества Литовского, и в течение полувека город и прилегающие земли переходили из рук в руки, пока окончательно не утвердились за Москвой.

Когда возникла Оптина пустынь, неизвестно. Одно из местных преданий относит возникновение монастыря ко временам татарского нашествия, когда покаявшийся разбойник Опта, предводитель шайки грабителей, обратился ко Христу и положил начало уединенному монашескому жительству на этом месте. Приняв в монашестве имя Макарий, он и всему монастырю дал название Макарьевская Оптина пустынь. В те далекие времена эти окраинные пограничные земли были окружены дремучими лесами. Неспокойно и малолюдно было на границе из-за частых набегов многочисленных неприятелей, и потому для поселившихся здесь отшельников место было удобным для молитвенного уединения и безмолвия. «Обыкновенная пища их — овсяный невеяный хлеб, ржаные колосья толченые и такой хлеб еще без соли. Питье их — вода; вареное — листья капусты; зелень — свекла и репа; если есть овощи, то это — рябина и калина. А об одежде что и говорить», писал Зиновий Отенский, православный богослов XVI в.

0

6

Святая мудрость

На вопрос: «Как жить, чтобы спастись?» — преподобный Амвросий Оптинский отвечал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно» или «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Одной болящей говорил: «Вы теперь справедливо можете о себе сказать: я хоть и лежу, да на Бога гляжу».

…Братия монахи в ожидании старцева приема разговаривали между собой о нужном и ненужном. Старец, проходя, мимоходом скажет: «Народ! Не разевай рот».

«У каждого человека свое горе, — говорил старец, — иному горе от ума, а другому горе без ума, а у вас, замечаю я, наиболее горя от многомыслия и самомнения. А посему, чем много думать и разговаривать с собою, лучше будет немного сказать: ”Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене!”».

«Кто желает быть всегда мирен и спокоен душою, тот всячески должен смиряться. Без смиренья невозможно иметь успокоенья».

За все Бога благодари

За все Бога благодари, Он все творит во благо нашего спасения. Когда задремлем, Он дает толчок, дабы мы пробудились от сна забвения, нерадения, а когда очень увлекаемся весьма во многие и ненужные предрасположения, тоже посылается толчок, дабы немного приостановили свое быстрошествие. Святые отцы сказали: прекрасный путь царский, т.е. ни тихо, ни шибко.

Преподобный Иосиф Оптинский

0

7

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Во стока, Господи, слава Тебе!

0

8

Преподобномученик Исаакий Оптинский

Преподобномученик Исаакий (в миру Иван Николаевич Бобриков, 1865–1938) родился в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Его отец был монахом Оптиной пустыни и скончался в обители. Иван пришел в Оптину в 1884 г. и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. В 1899 г. был пострижен в монашество, а вскоре был посвящен в сан иеромонаха.

Старец Нектарий рассказывал о том, как появился в обители будущий архимандрит Исаакий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: ”Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит”. А юноше сказал: ”Тебя казнят”. И старец Амвросий внимательно и с любовью смотрел на молодого человека, провидя в нем последнего кормчего обители среди грядущих бурь».

0

9

Преподобномученик Исаакий Оптинский

Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовною мудростию. Простота его была удивительной, часто поражавшей своей глубиной окружавших его людей. Глубокий внутренний мир чувствовался и во внешности отца настоятеля, в его неторопливых движениях, в его умных и добрых глазах. Он никогда не спешил и не суетился, во всем и всегда полагаясь только на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

Это был замечательный человек и идеальный монах. После кончины архимандрита Ксенофонта, 30 августа 1914 г., старшая братия избрала отца Исаакия настоятелем монастыря. Нести крест настоятельства было уготовано архимандриту Исаакию всего четыре года, до разгона монастыря. В годы Первой мировой войны воцарилось оскудение и разруха, были материальные трудности и в обители. Но архимандрит Исаакий предоставил для беженцев из Польши и Белоруссии одну из гостиниц, а для тифозных больных больничный корпус; еще одна гостиница была отдана под детский приют. Преподобный Исаакий трудился не покладая рук и совсем не знал отдыха, но мир души никогда не покидал его. В 1917 г. он принимал участие во Всероссийском Церковном Соборе.

После революции декретом Совета народных комиссаров Оптина пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. В 1923 г. обитель была закрыта и храмовые службы прекратились. Отец настоятель и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились в Козельске.

0

10

Преподобномученик Исаакий Оптинский

В 1929 г. отец Исаакий был арестован и заключен в Козельскую тюрьму. В 1930 г. освобожден и поселился в г. Белеве. Через пять месяцев после ареста чекисты предложили престарелому архимандриту навсегда покинуть Белев, но он мужественно и твердо ответил: «От креста своего не побегу!»

В 1932 г. последовал второй арест, а в 1937 г. третий арест и приговор — расстрел. Расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

0

11

«Христос раждается, славите!»

А славить повелевается кто чем может: иной трудом, иной пением, а мы с тобой терпением. Христос приемлет и это тоже, как ангельское хваление, которое они воздавали Рождшемуся, когда Он, Царь царей и Господь господей, лежал слабенький, только что рожденный в яслях на стуже в поле... А что еще ожидало Его впереди? Скорби, голод, жажда, поношения, язвы, биения, бичевания и наконец пригвождение ко кресту и смерть поносная. Все это видел Господь, как человек-младенец лежа в яслях, повиваемый пеленами. Потерпим и мы малое время ради умершего за нас Господа, да с Ним и спрославимся.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

Радость духовная

Будем стремиться всем сердцем к небесному отечеству. Там все скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение — в славу, печали, слезы, воздыхания — в утешение, болезни и труды — в вечный безболезненный покой.

Преподобный Иларион Оптинский

Если обымут тя скорби — радуйся; ибо ты тогда идешь истинные путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царствие Небесное.

Будем принимать все от руки Божией. Утешит — поблагодарим. И не утешит — поблагодарим.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

0

12

Счастливая жизнь

На вопрос Ваш, в чем состоит счастливая жизнь: в блеске ли, славе и богатстве или в тихой, мирной семейной жизни, — скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненной совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиной многих грехов, и ненадежно это счастье. Притом мы видим в евангельском учении Господнем, что богатый, наслаждавшийся в сей жизни всеми благами, по отшествии в будущий век желал прохладиться в своем страдании хоть каплей воды, но услышал ответ: чадо, помяни, яко восприял еси благая в животе твоем и прочее (Лк 16, 25).

И еще: здешнее блестящее, роскошное и мнимо счастливое житие Господь называет пространным путем, вводящим в пагубу, и многие суть ходящие по нему; а узкий и прискорбный путь — вводящий в живот вечный, и мало ходящих по нему (см.: Мф 7, 13–14). Преподобный Макарий Оптинский

Пыль греха

Оставьте стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцами по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце — пыль, которую и не замечаешь в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью.

Преподобномученик Исаакий Оптинский

0

13

Встреча со святителем

Святитель Игнатий (в миру Димитрий Брянчанинов, 1807–1867) одно время подвизался послушником в Оптиной пустыни, прибыв в нее из Александро-Свирского монастыря, следуя за своим старцем, преподобным Львом.

Однажды, будучи уже епископом Кавказским и Черноморским, святитель приехал в Оптину пустынь, предполагая совсем переселиться в монастырь. Он пожелал беседовать с тем из иноков, кто опытно проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой. Ему указали на отца Анатолия (Старшего). Беседа с иноком очень ему понравилась. Прощаясь, преосвященный не мог не выразить своего удивления и уважения к иноку и говорил, что рад был встретить такого инока — образованного и опытного в духовных предметах, знакомого и со светскими науками.

Отец Анатолий, радостный, встретился со старцем Макарием, который шел к скиту, окруженный инокинями и другими лицами. Старец спросил преподобного: «Ну, что тебе сказал преосвященный?» Отец Анатолий в простоте все передал ему. Тогда преподобный Макарий стал его при всех бить палкой и говорил: «Ах ты, негодяй, вообразил что о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный — аристократ, на комплиментах вырос, он из любезности и сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» Со стыдом пошел потом к себе инок. А старец Макарий, как только отец Анатолий отошел от него, сказал бывшим с ним: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный и вот уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться». 

0

14

О молитве, посте и трезвении

Говоря о мире, считаю долгом сказать, что под этим словом я подразумеваю служение страстям, где бы оно ни совершалось, можно и в монастыре жить по-мирски. Стены и черные одежды сами по себе не спасают. Я не зову вас в монастырь, живите в миру, но вне мира, — и благо вам будет! Но не удовлетворяется миром тот, у кого в сердце «дрожат струны жизни».

Нужно помнить, что Господь всех любит и о всех печется, но если и по-человечески рассуждая опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а сто рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу. Нельзя научиться исполнять заповеди Божии без труда, и труд этот трехстатный: молитва, пост и трезвение. Спаситель ответил ученикам на вопрос, почему они не могли изгнать беса: «По неверию вашему. Сей род изгоняется только молитвою и постом». Три эти подвига делают нас победителями врагов нашего спасения.

Самое трудное — молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося. Молитва — вкушение смерти для диавола, она поражает его. Даже святые, как, например, преподобный Серафим, и те должны были понуждать себя на молитву, не говоря уже о нас, грешных.

Преподобный Варсонофий Оптинский

14 января 2011 года

0

15

О молитве, посте и трезвении

Второе средство — пост. Пост бывает двоякий: внешний — воздержание от скоромной пищи и внутренний — воздержание всех чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой неразрывно связаны друг с другом. Некоторые понимают только пост внешний. Приходит, например, такой человек в общество, начинаются разговоры, осуждение ближних, он принимает в них деятельное участие. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают котлеты, жаркое... Он решительно заявляет, что не ест скоромного.

— Ну, полноте, — уговаривают хозяева, — скушайте, ведь не то, что в уста, а то, что из уст.

— Нет, я насчет этого строг.

И не понимает такой человек, что он уже нарушил внутренний пост, осуждая ближнего. Вот почему так важно трезвение. Трудясь для своего спасения, человек мало-помалу очищает свое сердце от зависти, ненависти, клеветы, и в нем насаждается любовь. Древние христиане жили в полном согласии и любви, и все у них было общее. У апостолов ничего не было своего.

Преподобный Варсонофий Оптинский

О посте

Многоалчущим не надо быть, а употребляй пищу за обедом умеренно, ужин оставлять совсем не надо, наблюдай тоже воздержанность и ешь менее обеда.

Преподобный Иларион Оптинский

Наказание отеческое

И отцы не тогда только бывают отцы, когда детей по голове гладят и балуют, но и тогда именуются отцы, когда вразумляют и наказуют чад.

Преподобный Антоний Оптинский

15 января 2011 года

0

16

Святое бескорыстие

Преподобный Моисей, настоятель Оптиной пустыни, всегда щедро помогал всякому нуждавшемуся и своим христианским бескорыстием и доброжелательностью привлекал к себе сердца многих. К нищим и нуждающимся он был особенно милостив и смотрел на них с большой любовью и сочувствием, потому что сам знал нищету.

Однажды у отца архимандрита были гости, с которыми он сидел в зале. В это время в переднюю вошла пожилая, бедно одетая женщина с подушкой в руках. Отец Моисей увидел ее в раскрытых дверях и, по обычаю, вышел к ней в переднюю с вопросом: «Что тебе надобно?» — «Да вот, батюшка, не купите ли подушку?» — «Нет, нам не надобно». — «Батюшка! Сделайте милость, возьмите, у меня дома дети голодные, есть нам нечего». — «А что эта подушка стоит?» — «Полтора рубля». — «Нет, это дорого, возьми рубль», — с этими словами отец Моисей пошел в свою спальню, взял оттуда пятирублевую бумажку и, возвращаясь в переднюю, отдал ее старухе под видом рубля, приговаривая: «Дорого, дорого». Женщина поклонилась и вышла. Отец архимандрит пошел к своим гостям, но едва успел занять прежнее место, как старуха, рассмотрев в сенях ассигнацию, опять отворила дверь со словами: «Батюшка, никак Вы ошиблись?»

— Да ступай, ступай; я сказал, что больше не стоит.

Старуха ушла, а гости слышали только разговор про один рубль серебром. Много раз прикрывал он так свои благодеяния.

16 января 2011 года

0

17

Правила общения с духовными детьми

О том, каких правил держался оптинский старец Лев в обращении с духовными своими детьми, можно видеть из его наставления своему ученику, Тихоновскому настоятелю о. Геронтию. «Вы, прелюбезнейший наш отец, — писал старец, — простите мою худость, дабы я, непотребнейший от непотребных, преподал вашей любви благопотребный совет, как вам управлять и назидать врученные вам от Бога словесные овцы и распоряжаться по обители делами. Хотя благопотребный вопрос ваш, с верою и благоговением предлагаемый, всячески превосходит смысл мой и силы, но по мере только веры вашей предложу вам мои недостойные чувства.

Во-первых, советую вам возложить себя и вас окружающих Всемогущему Господу и всемилосердой Его воле, поелику Самим Спасителем сказано в Святом Евангелии: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15, 5). А потому мы и должны внимать сим Христовым словесам при всяком начинании: если призовем Его всещедрую помощь, то все благопоспешно устроится и невидимо благодатию Божиею умиротворится.

Также прошу вас и молю, как и прежде вам советовал, не быть тонким истязателем, но всячески держаться умеренности. Что потребует исправления, действия употреблять с рассмотрением и долготерпением».

17 января 2011 года

0

18

Где гнев Божий, там потребно искреннее покаяние

Приехало в Оптину пустынь одно карачевское семейство, в котором не раз повторялись семейные несчастья. Приехавшие отыскали тут своего земляка, казначея, старика иеромонаха Гавриила, и объяснили ему свои обстоятельства. Он вздумал было помочь их горю — херувимским ладаном; но без благословения отца Леонида не решился подать им какой-либо совет и пошел к старцу благословиться. «Чудак ты, — сказал ему о. Леонид, — поможет ли тут херувимский ладан? Где гнев Божий, там Господь не щадит и Своей святыни. Тут потребно другое, то есть искреннее раскаяние в грехах, за которые послан гнев Божий, и исправление».

Считайте себя грешным

Вы знаете таинство покаяния, что оно состоит в оставлении тех слабостей, коими мы были побеждены... и в сожалении о них. Так и должны поступать, и не сомневаюсь, чтоб вы сего не исполнили. Но враг запинает нас каким-нибудь мнением, после наводит смущение, вы сему не покоряйтесь, но уповайте на благость Божию, не успокаивайтесь, считая себя грешным...

Человеколюбивый Господь мало того, что прощает наши бесчисленные грехопадения, но еще и в сыновление приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришедший на землю, стал призывать сперва грешников, дабы никто из нас своего спасения не отчаивался.

Преподобный Лев Оптинский

18 января 2011 года

0

19

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

19 января 2011 года

0

20

Страницы истории

Скит Оптиной пустыни

Скит во имя святого Пророка Господня и Крестителя Иоанна Предтечи является колыбелью оптинского старчества. Почти посредине скита стоит скромный храм. В этом храме более века молились все оптинские старцы. Неброский и уютный, «домашний» по виду, он не нарушает общей аскетичности скитских построек.

Храм сооружен в 1825 г. «Призвав помощь Божию, — повествует нам скитская летопись историю создания храма, — отец Моисей с братиями и схимонахом Вассианом приступили к делу, начали рубить лес, находящийся на оном месте, большею частью сосновый, из коего и церковь скитская построена, и очищать от корениев своими руками и наймом рабочих людей, в чем они много труда и нужды приняли». Благотворителями скита были Д.В.Брюзгин и Ф.Т.Третьяков.

20 января 2011 года

0

21

Страницы истории

Скит Оптиной пустыни

По очищении места на первый раз выстроили для жития небольшую келию на юго-восточной стороне и жили все пятеро вкупе. Потом все оное место обнесли вокруг дощатым забором и приступили к строению церкви во имя Собора Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна по благословению преосвященнейшего Филарета. 16-го числа августа, после обедни, отец игумен Даниил, взяв лопату, сказал: «Да будет на сем месте благословение Пустыни Иорданской и всех тамо безмолвствовавших!» «Храм этот устроен не так, как созидаются обыкновенные храмы,— писал Н.Сахаров, делясь своими впечатлениями от посещения скита Оптиной пустыни. — Это скорее та евангельская просторная, светлая храмина, братская, в которой Спаситель со Своими апостолами разделял Свою братскую вечерю.

В 1864 г. в храме был сооружен придел преподобного Макария Египетского, в память о почившем старце Макарии, небесным покровителем которого был этот святой.

21 января 2011 года

0

22

Спасение от катастрофы

Московская учительница г-жа М., урожденная к-ня Д-ая, имела к оптинскому старцу Амвросию великую веру. Ее единственный сын был при смерти от брюшного тифа. Оторвавшись от него, она полетела в Оптину и умоляла батюшку помолиться о сыне. «Помолимся вместе», — сказал ей старец, и оба стали рядом на колена. Через несколько дней мать вернулась к сыну, который встретил ее на ногах. В тот самый час, как старец молился за него, наступила перемена, и выздоровление пошло быстро.

Опять эта госпожа, уже с выздоровевшим сыном, летом 1882 г. была в Оптиной и прожил там более, чем думала.

Ее муж, беспокоясь о них, наконец назначил телеграммой день, когда за ними вышлет лошадей на станцию. М.М. пошла проститься с батюшкой. Отец Амвросий, никогда и никого без особенной причины не задерживавший, объявил, что не благословляет ей ехать. Она стала доказывать, что не может больше жить в Оптиной, а он сказал: «Я не благословляю ехать сегодня. Завтра праздник; отстоите позднюю обедню — и тогда увидим». Она вернулась на гостиницу, где ожидавший ее сын был очень недоволен батюшкиным решением, тем более что не было никаких причин оставаться; но мать послушалась старца. На следующий день батюшка сказал: «Теперь с Богом, поезжайте». За Курском они узнали, что с поездом, который шел накануне и с которым они хотели было ехать, случилась кукуевская катастрофа — крупнейшая катастрофа на железной дороге, потрясшая российское общество.

22 января 2011 года

0

23

Как жить после крещения?

По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная в оном благодать и по мере успеяния в оных умножается; преступая же заповеди, покаянием паки восстановляем и приобретаем ее. А все сие действуется через веру, и к делам покаяния без оной не приступили бы; везде вера и дела!

Преподобный Макарий Оптинский

О крестниках

Спрашиваешь об обязанности к воспринимаемым тобой взрослым крестникам и принимать ли их вперед? Обязанность в том состоит, чтобы они были тверды в православном исповедании и не уклонялись от него; так было и в прежние времена, что не крестили без поручителей. При восприятии младенцев восприемники дают за них отрицания и обеты, потому что они сами не могут, а после их должно научить таинствам веры и заповедям; а взрослые сами делают отрицания и обеты. Нельзя и вперед отрицаться от восприятия их, если нет к этому других благонадежных. Я так разумею, а может быть, на это есть и правила, и другие больше знают.

Преподобный Макарий Оптинский

Самый лучший врач

Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендованный, — терпение.

Преподобный Анатолий Оптинский, Старший

23 января 2011 года

0

24

Страницы истории

Первые сохранившиеся документальные свидетельства о монастыре относятся к началу XVII века. Известно, что в 1625 г. ее игуменом был Сергий. В 1629–1631 гг., как видно из писцовых книг, в пустыни была одна деревянная церковь и шесть келий (полагая в каждой келии по одному старцу и по одному послушнику, всего братства можно считать 12 человек), под управлением черного священника Феодорита.

Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 г. местными боярами братьями Шепелевыми на месте прежнего деревянного был построен каменный Введенский собор.

Вскоре наступило время реформ Петра I. Наряду с бесспорно полезными мероприятиями и нововведениями применено было немало крайностей, поведших к печальным следствиям в национальнодуховной жизни русского народа.

24 января 2011 года

0

25

Страницы истории

Указом от 31 января 1701 г. запрещено было монахам иметь в келиях чернила, а указом 1703 г. запрещено строить новые монастыри. В 1704 г. у Оптинского монастыря отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена как «малобратный монастырь».

В монастырских помещениях была устроена богадельня для солдат-инвалидов. Однако вскоре (в 1726 г.) по ходатайству стольника Андрея Шепелева обитель была восстановлена. Совершенно разоренная, она теперь медленно возрождалась. Указом 1727 г. ей была возвращена мельница.

Полное восстановление обители началось лишь с 1795 г., когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон (Левшин, 1737–1812) и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа. Через год строителем был назначен отец Авраамий, положивший начало благоустройству обители. Много сделал для духовного возрождения обители епископ Калужский Филарета (Амфитеатров, 1779–1857), впоследствии митрополит Киевский. Любитель безмолвия, он приезжал в скит монастыря в дни Великого поста и проводил здесь время в молитве.

Имейте правую веру

Вы просите нас, дабы молиться о сыне, чтобы Господь помог ему выдержать экзамен в науках... Паче всего нужно для нас, дабы имели правую веру и истинный разум и старались о исполнении заповедей Божиих. При таком устроении не помешают науки, но еще более способствуют к благочестию, а в противном случае что может быть?.. Умолчу.

Преподобный Макарий Оптинский

25 января 2011 года

0

26

Душа и тело

Письмо твое от 1 октября получил, в котором пишешь, что, на основании слов Самого Спасителя: не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст,— дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище; теперь же пока, кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов. Прочитай-ка сначала седьмую главу от Марка, где сказаны эти слова, и увидишь, по какому случаю они сказаны. Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб неомовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: ничто входящее в человека не может осквернить его; но что исходит от него, то оскверняет человека (см.: Мф 15, 11; Мк 7, 15). То есть, как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернять тебя.

Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор 4, 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренне обновляется.

И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: уты, утолсте, разшире, и забы Бога сотворшаго его (см.: Втор 32, 15).

Преподобный Амвросий Оптинский

26 января 2011 года

0

27

Пост и воздержание

Что же касается до пищи... — предлагаемое с воздержанием употреблять во славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишнего.

Воздержания не в том сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да ижденет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное; вот в чем истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь.

Преподобный Лев Оптинский

Пост и здоровье

Здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

Дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, «имже Бог чрево и слава в студе их». И в псалмах сказано: «заблудиша от чрева».

Преподобный Амвросий Оптинский

Пост приятный

Святая Церковь гласит: пост есть не брашен ошаяние, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен бывает Богу, чего и желаю Вам от души.

Преподобный Антоний Оптинский

27 января 2011 года

0

28

О подвигах

Преподобный Амвросий вразумлял, что и в самих подвигах нужна большая осторожность. Приехал однажды к нам в скит некий молодой человек, жаждущий спасения. Приходит к батюшке Амвросию, прося дать ему молитвенное правило.

— Кладите по тридцать поклонов в день, и хватит с вас, — сказал батюшка.

— Если бы вы были не батюшка Амвросий, то я подумал бы, что вы надо мною смеетесь, — возразил пришедший. — Я клал в миру по тысяче поклонов.

— Я думаю, вы пришли сюда не учить, а учиться, — заметил строго старец. — Кладите по тридцать поклонов за послушание, и довольно.

Выйдя от батюшки, тот всем начал рассказывать, какое маленькое правило дал ему старец.

Проходит несколько дней, и молодой человек снова является к отцу Амвросию.

— Ну, что скажете? — спросил батюшка.

— Да я хочу поговорить относительно данного мне вами правила. Я не могу.

— А какое я вам дал правило? — спросил отец Амвросий (батюшка вследствие массы посетителей иногда забывал).

— Класть по тридцать поклонов, батюшка.

— Ах да, помню, вам мало?

— Нет, батюшка, я пришел вас просить облегчить, ибо по тридцать поклонов я класть не могу. Такая тоска и леность нападает, просто сил нет. Я удивляюсь, как это раньше я с легкостью клал по тысяче поклонов, а теперь и тридцати не могу?

Продолжение

28 января 2011 года

0

29

О подвигах
Продолжение

См. начало

— А потому, что вам помогал враг.

— Как! Враг помогал молиться?

— Да, потому что, совершая большое молитвенное правило, вы себя в душе превозносили, а всех других осуждали. Считали всех погибшими, а только себя спасенным.

— Да, батюшка, мне казалось, что большинство людей погибнут, а я благодарил Бога за свое спасение.

— Ну, вот видите, у вас были и гордость, и превозношение, и осуждение других, а врагу больше ничего не нужно.

Следовательно, как должно быть осторожным даже в молитвах и подвигах, которые нам кажутся спасительными.

29 января 2011 года

0

30

Оптина пустынь и культура

«Оптина пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или “официальных” богослужениях, а с самой глубиной веры Христовой», — сказал епископ Василий (Родзянко).

Оптина пустынь была неразрывно связана с русской культурой XIX — начала XX в. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. Именно сюда, в Оптину пустынь, к старцам приезжали многие представители русской культуры: супруги И.В. и Н.П.Киреевские, Н.В.Гоголь, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, П.А.Вяземский, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, С.М.Соловьев, А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, К.С.Аксаков, К.Н.Леонтьев (в монашестве Климент), С.А.Нилус, С.А.Есенин, В.В.Розанов, И.М.Концевич, А.А.Ахматова, С.П.Шевырев, академик М.П.Погодин. Обитель посещали П.И.Чайковский и его брат М.И.Чайковский, Н.Г.Рубинштейн, Гончаровы (почти все родственники жены Пушкина), граф Л.Н.Толстой, граф А.П.Толстой, А.К.Толстой, поэты А.М.Жемчужников и А.Н.Апухтин, писатель И.Филиппов, великий князь Константин Константинович Романов (известный как поэт К.Р.) и его дети; великомученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, М.А.Максимович, А.Н.Муравьев, П.Д.Юркевич, Н.Н.Страхов, В.А.Аскоченский, писатель Е.Н.Погожев (Поселянин), князь Н.Д.Жевахов, К.Э.Циолковский, Л.В.Чижевский, граф Ю.А.Олсуфьев, М.А.Новоселов, о. Павел Флоренский, протоиерей Иосиф Фудель и его сын, писатель Сергей Фудель; художник Л.А.Бруни с женой, Н.К.Бальмонт, М.Ф.Мансурова (Самарина), поэтесса Н.А.Павлович, Г.В.Чулков, С.Н.Дурылин, М.А.Чехов, будущий маршал Г.К.Жуков, Г.М.Маленков и многие, многие другие.

И большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, пользовались их наставлениями и несли потом свет Оптиной по всей России.

30 января 2011 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год с преподобными Оптинскими старцами!!!