sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ (Святые Дары) » Причастие - это благодатное приобщение души к к вечной жизни


Причастие - это благодатное приобщение души к к вечной жизни

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Причастие - это благодатное приобщение души к к вечной жизни

автор: Проотоиерей Михаил Шполянский

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы — ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя — человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа   и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

    Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры   (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

0

2

http://cs9732.vk.com/u16793019/-14/x_b314c1e6.jpg

"В Таинстве покаяния, или, что то же, исповеди, разры­ваются векселя, т.е. уничтожается рукописание наших согрешений, а причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно..."
Преподобный Варсонофий (Оптинский).

0

3

Каждому человеку однажды придётся, независимо от его желания, совершить путешествие и опасное, и удивительное. Разные книги по-разному описывают его длительность: три дня, сорок дней, больше… Отправляясь в эту дорогу, нужно будет обязательно подкрепиться пищей. И поскольку путь необычен, пища должна быть особенна и соответственна удивительности путешествия.
Илия перед тем, как идти на гору Хорив для встречи с Господом, долго спал. Затем был разбужен Ангелом, была дана ему пища и было сказано: «Встань, ешь и пей». Он ел, пил и затем совершил длительное путешествие, укреплённый этой едой.
Мы тоже будем путешествовать для встречи с Господом. Вы уже догадались, что речь идёт о несомненном факте нашей будущей жизни — о нашей смерти. Так вот, пища, могущая нас укрепить для долгой и неизвестной дороги, — это Тело Христово и Кровь Его.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

******
"Когда око веры, как свет, сияет в сердце у человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам святое и пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения... во оставление грехов."
Преподобный Ефрем Сирин.

0

4

Если я не причащаюсь, я не живу.
(святой праведный Иоанн Кронштадтский)

Для христиан всегда и везде существенным отличием является неопустительное участие в воскресной Литургии, частое причащение Христовых Таин, понимание богослужения и любовь к нему, т.е. евхаристическое измерение жизни. Природа церкви евхаристична и литургична...
(протоиерей Андрей Ткачев)

«Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия».
(диакон Андрей Кураев)

0

5

Причастие таинственно врачует человеческое естество. Оно принимается, как было сказано Христом на Тайной Вечери, «во оставление грехов». Механизм, как всегда, нам не понятен, но плоды Причащения ощутимы. Стоит признаться, что мы не знаем себя до конца. Сами для себя мы являемся, быть может, самой большой загадкой. Не знаем мы и своей греховности. Часть совершённых грехов осознаётся как грех и помнится нами. Но это малая часть. Многое ускользает от сознания или забывается. Ещё большим мраком покрыты внутренние, во глубине сердца сокрытые беззакония. Эти, возможно, не актуализированные через поступок грехи, составляют главную «порчу» человека и опасность для него. Христос в Причащении, как некогда в схождении во ад после смерти на Кресте, сходит в жуткую глубину человеческого сердца и совершает его исцеление. Это — тончайшая работа искусного врача. Хирургия глаза в сравнении с этой работой покажется рубкой дров.

Больное грехами сердце исцеляется не вдруг, но постепенно, и необходимость в небесном хлебе не отпадает после его однократного вкушения.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

*******

Как планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, так жизнь Церкви вращается вокруг евхаристической Чаши. Эта пища даёт нам возможность не умереть от специфического голода здесь, в пустыне временной жизни. Она же, эта пища, готовит нас к жизни будущей и ещё на земле делает причастниками дара небесного и сил будущего века (Евр. 6, 4-5).

********
Во всё время странствования, как заповедь, должны звучать в сердцах христиан слова Спасителя: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6, 27).

http://cs317529.userapi.com/v317529792/13aa/09a1TCNKEwU.jpg

0

6

Приступающий к приобщению без разумения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от этого пользы, а причащающийся недостойно — осуждается.

Свт. Василий Великий

0

7

Встреча с безгрешностью возможна только во Христе. Мы лечимся Христом и питаемся Им, как бы утилитарно и грубо это ни звучало. Да так и должно быть. Христом нельзя восхищаться издалека, признавать Его историчность и «вклад в учения о нравственности». Это восхищение издалека или признание заслуг есть подлинная ерунда и шелуха под видом «духовности». Христом именно нужно питаться, ибо Он есть Хлеб, сошедший с Небес. Им нужно лечиться, ибо Он — единственный действенный и лечебный пластырь для язв, покрывающих наши души.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
http://www.andreytkachev.com/chelovek-po-imeni-iisus/

http://cs307312.userapi.com/v307312792/3958/xsu7noykU_s.jpg

0

8

В Евангелии чудесам отводится большое место. Читая Благую Весть, мы довольно часто встречаемся со случаями, когда Спаситель чудесным образом насыщает окружающих Его людей. Иисус повелел апостолам закинуть сети в воду Галилейского озера и наполнил их великим множеством рыб. В Кане Галилейской на брачном пире Он претворяет воду в вино. Но все эти чудеса не выходят далеко за пределы незыблемых законов материального мира.

Чудо же насыщения пяти тысяч израильских мужей имеет принципиальное отличие от многих чудотворений Господних. Оно имеет прямое отношение к величайшей тайне возникновения всего мироздания, ибо является чудом появления вещественных видимых предметов из ничего.

Для чего Христос, имеющий безграничную власть над вселенной, избирает именно этот, а не какой-либо другой способ насыщения ослабевших в пути жителей Палестины? Почему Спаситель, не обращая внимания на то, что впоследствии повествование о таком чуде может стать камнем преткновения и соблазном для тех, кто возжаждет евангельского слова, все-таки насыщает пять тысяч иудеев столь необычным образом?

Вероятно, в этом беспощадном отношении к человеческому рассудку содержится категоричное требование сверхрациональной веры во всех будущих последователях Евангелия. Чудесно насыщая пять тысяч галилейских мужей, Спаситель как бы назидает будущую Церковь в том, что без абсолютного сверхразумного доверия евангельскому слову человек навсегда останется в удушливых и мучительных тисках падшего мира.

Ибо тот, кто позволит себе усомниться в правдивости евангельского рассказа об этом чуде, никогда не сможет стать участником другого чуда Нового Завета, разрывающего безысходную замкнутость века настоящего и выводящего человека на просторы бесконечной жизни. Это Таинство Евхаристии, величайшего чуда, когда-либо совершенного и всегда совершаемого под этим небом.

Оптинский старец Нектарий возглашает по этому поводу удивительные и торжественные слова: Не надо требовать или искать чудес на земле. У нас есть одно, непрекращающееся чудо – это Божественная Литургия. Посредством Таинства Евхаристии Бог почтил человека необычайным даром – возможности приобщения Божественного естества. Через участие в Таинстве Причащения Телу и Крови Господней человек поставляется Богом выше всех чиноначалий ангельских и умов бесплотных. Евхаристия самую землю делает небом. Она орошает душу человека нескончаемым потоком Божественной благодати и питает человека нетленной пищей будущего века. Это тот бесценный дар, которым мы должны дорожить более, чем всем остальным в своей жизни. Она есть тот мистический центр, вокруг которого концентрируется все христианское бытие.

Кто пресытился суетой и пустотой обыденной и повседневной жизни, изуверовавшись в своих мнимых идеалах, изголодавшись и возжаждавшись по более возвышенному, истинному и святому, устал от серости, мрачности, лжи, потянемся за Хлебом жизни, за Светом правды в лице Христа, и никто не будет обманут, никто не забыт, все желанны, все насыщены.

Пусть же чудо насыщения пяти тысяч мужей из Галилеи, которое является прообразом и преддверием чуда святой Евхаристии, станет для нас напоминанием о необходимости приобрести добродетель той безусловной веры, вне которой мы никогда не сможем стать блаженными участниками трапезы Господней. Аминь.

Проповедь священника Георгия Полякова.

http://www.blagobor.by/sites/default/files/proskomidia.jpg

0

9

Что мы принимаем через таинство Причащения?
Мы принимаем в себя Самого живого Иисуса Христа и, соединившись с Ним, получаем жизнь вечную, о чем Он сам говорил так: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56).
Можно ли объяснить это каким-то примером из жизни?
Младенец принимает молоко своей матери, которое, по сути, есть ее тело и кровь, и, питаясь этим, растет. Подобно тому и мы во время Причастия вкушаем Тело и Кровь Господню, и от этой пищи души наши растут и совершенствуются.
Что еще можно было бы сказать о пище наших душ?
Тела наши созданы из праха, из земли, поэтому и питаются земной пищей, но души наши имеют небесную сущность и поэтому должны питаться небесной пищей. Иисус Христос так сказал о Себе: «Я есть хлеб, сшедший с небес» (Ин.6:58).

Святитель Николай Сербский

http://cs311722.vk.me/v311722318/781d/wcMsV22YbXA.jpg

0

10

Евхаристическая Чаша есть источник Божественного света в этом темном и мрачном мире. Мы веруем и исповедуем, что перед нами – Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и, принимая их, мы становимся причастниками Самого Божества.

…Причащаясь Святых Христовых Таин, каждый разумный причастник, опустив умный взор в глубину собственной души, может разглядеть все свои немощи, страсти, и вместе с тем – убедиться, что в нас пребывает Тот, Кто больше этого мира. Бог Всеблагий, Всепремудрый, Всемогущий силен прикосновением Своей Десницы исцелить нас от всех хворей – и душевных, и телесных…

…Нисколько не смущаемся, что все – и дети, и взрослые, и старики, здоровые и не очень здоровые, приступаем к одной Чаше, ибо здесь – Огонь Божественный, который попаляет все человеческие грехи и вдыхает в нас здоровье, крепость, силу, полноту земного и Вечного бытия…

Протоиерей Артемий Владимиров

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ (Святые Дары) » Причастие - это благодатное приобщение души к к вечной жизни