sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » Правая вера-ПРАВОСЛАВИЕ-Правильно Славить Бога! » О ПОКЛОНАХ (Поклоны очищают и освящают и тело и душу)


О ПОКЛОНАХ (Поклоны очищают и освящают и тело и душу)

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

КАК ПОДОБАЕТ СТОЯТЬ ВО ХРАМЕ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ
граф Граббе Ю.П.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПРИ МОЛИТВЕ
игумен Иларион (Алфеев)

ПОКЛОНЫ ОЧИЩАЮТ И ОСВЯЩАЮТ ТЕЛО И ДУШУ
старец Порфирий Кавсокаливит

СТАТЬЯ О ПОКЛОНАХ

Преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, - когда молящийся становиться на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, - поясное преклонение главы и тела.

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения .

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним и почитание Его, мы во время молитвы стоим, а не сидим: только больным и очень старым дозволяется молиться сидя.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.(протоиерей Серафим Слободской)

источник (http://azbyka.ru/dictionary/15/poklon.shtml)

0

2

Как подобает стоять во храме
православному христианину

Граф Ю. П. Граббе

Статья "Как подобает стоять во храме православному христианину" была написана в 1928 году графом Юрием Павловичем Граббе - тогда молодым человеком 26 лет, в котором, однако уже безошибочно угадывался выдающийся деятель Церкви. "Спасибо Вам за солидное исследование" - писал автору Митрополит Антоний (Храповицкий) друг и учитель будущего протопресвитера Георгия Граббе, а затем Епископа Григория, известного канониста и долголетнего бессменного управителя Русской Православной Церкви Заграницей. Работа о церковных поклонах занимает особое место среди творений Епископа Григория, поскольку является подробным исследованием на эту тему в русской церковной литературе.

"Вся благообразно и по чину да бывают"
(1 Кор. 14, 40)

"Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино яко же и Мы... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя... да будут вси едино, якоже Мы едино есма: Аз в них и Ты во Мне: да будут совершени во едино" (Ин, 17, 11,20,23). Вот слова Евангелия, свидетельствующие о единосущии Лиц Святой Троицы и указываются нам на высочайший идеал единства, который должен осуществляться в Христовой Церкви. Как? - Прежде всего, взаимной любовью между всеми членами Церкви: "да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет и Аз в них" (Ин. 17, 26). Любовь эта должна соединять нас в единое Тело - Церковь, имеющую Главою Христа. Единство Её должно проявляться во всех сторонах жизни, а прежде всего в молитве и богослужении. Так научил нас Спаситель, давая ученикам Свою молитву. Все прошения её произносятся во множественном числе, относясь не к одному молящемуся, а ко всей Церкви. "Учитель мира и Наставник единства, - говорит по этому поводу св. Киприан Карфагенский, - прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только о себе.

В самом деле, мы не говорим: "Отче мой иже еси на небесех, хлеб мой даждь ми днесь"; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть введену во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва и тогда, когда мы молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы - весь народ - составляем одно".

Но помимо такой необходимости общей молитвы, следует помнить, что сила последней во многом зависит от её единодушия. Кому приходилось участвовать в общественных молитвах в моменты бедствий, тот по собственному опыту знает, что тогда все соединяются, проникнутые общим чувством, весь народ невольно, в один голос, поёт многие песнопения и создаётся совершенно исключительное настроение, при котором молитва делается лёгкой и более, чем обыкновенно, горячей. Как же создавать такое единодушие и за повседневными богослужениями?

Если бы мы были более совершенны, этого вопроса и ставить не приходилось бы. Нам приходится его ставить потому, что, по оскудению любви, мы мало чувствуем своё единство и редко вникаем в смысл богослужения, за которым только присутствуем, не принимая в нём подлинного участия, оставаясь почти исключительно зрителями. Для устранения этого печального явления надо приветствовать вновь входящее в обычай в некоторых приходах общее пение. Но, кроме того, важно, чтобы и обрядовая сторона нашего стояния в храме тоже вела нас к единству в молитве.

Обычно в нашем интеллигентном обществе принято считать второстепенным, когда и как класть поклоны; считается, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Таким образом, нарушается единство молитвы, она делается уже не общей, а индивидуальной, хотя молящиеся и стоят в одном помещении.

В подчинении правилам и обычаям церковным, относящимся к символическим движениям, проявляется также наше послушание Церкви и стремление ни в чём решительно не отделяться от своих братьев во Христе. Поэтому и в келейной, т.е. домашней молитве следует соблюдать применяемые при совершении её правила о символических движениях, дабы всё существо наше, как душа, так и тело, принимали участие в молитве.

По учению св. Иоанна Дамаскина, "так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому, как и поём, как умом, так и телесными устами...". Положенные уставом движения - крестное знамение и поклоны - не только являются исповеданием символически чувств, выражаемых ими, но, по связи между душой и телом, служат также духовной собранности молящегося.

В отношении же общей молитвы надо иметь в виду, что даже в мирских делах легко заметить, как единство движения способствует единству духа. Кого не захватывает, когда большая воинская часть по команде одновременно производит одно и то же движение, являясь как бы огромным единым организмом? Мы знаем, что именно членами такого организма чувствуют себя все входящие в состав части отдельные воины. Таково свойство человеческой природы и это свойство, очевидно, было учтено Святой Церковью, которая в своём писаном уставе и устном предании поучает нас, как стоять в храме, дабы мы во время богослужений являли единство не только по содержанию возглашаемых молитв, но и в движениях и, кроме того, дабы мы крестились и клали поклоны так, как это нужно соответственно содержанию того или иного праздника и момента богослужения.

"Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем", - говорится в Типиконе на понедельник 1-ой недели Великого поста.

Насколько это верно, насколько действеннее и легче становится при выполнении Устава общая молитва, можно видеть на примере великопостных служб. Только на этих службах, особенно во время говенья, большинство из нас, обычно стоящих во храме как придётся, с некоторым вниманием относится к своим поклонам. А всякий из нас, добросовестно заглянув себе в душу, должен будет признать, что если у него на великопостных службах молитвенное настроение выше обыкновенного, то в поднятии его большое значение имеют одновременные, единодушные поклоны всех молящихся в положенных местах богослужения.

Сколь предосудительно беспорядочное совершение поклонов и крестного знамения, видно из Типикона или Церковного Устава (см. "О поклонех и молитве церковное законоположение"). Там подробно объясняется, как надо совершать поклоны, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина и обличаются при этом те, которые "не покоряющеся Святых Отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин исполняет преданых от Отец поклонов: ниже молитвою умною и душевною к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя свои поклоны, тако и молитву Святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити.

Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчетных поклонов, и от безумного моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти.

Страшно обаче реку, да не неведуще отеческого утверждения имут под запрещения впадати, яже чтется в православную неделю святаго поста, соборное святаго седмаго вселенскаго собора сице: Вся, кроме церковнаго предания и учения и изображения святых и приснопамятных Отец, обновляемая или посем содеянная, анафема".

О том, насколько важно соблюдение всех церковных уставов, хорошо учит благодатный истолкователь церковного богослужения св. Симеон Солунский. "Нет, - говорит он, - ничего нет маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их? Разве ты не знаешь, что порядок соблюдается во всём по тому, как написано? Что Бог, как говорит Богоглаголивый, несть нестроения Бог, но мира и порядка? Что в Церкви соблюдается тот порядок, который установлен на небе?… Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое святыми приложениями и украсить это, как делали отцы наши. Подвизайся за святые уставы, чтобы, любя благолепие дома Господня и соблюдая святый чин, получить от Бога многоразличную мзду".

Но если, как видно из всего сказанного выше, важно нам всем стоять во храме, как учит тому вековой церковный устав и благочестивое предание, то с сожалением приходится заметить, что почти никто из мирян с ними не знаком. Последующие строки имеют целью познакомить с некоторыми руководящими указаниями относительно поведения в храме вообще и, в частности, за повседневными богослужениями.

Храм есть дом Божий, в нём пребывает Господь, в нём совершаются великие Таинства, в нём приносится бескровная жертва. Поэтому входить в него и пребывать в нём должно с благоговением.

Перед дверьми храма, при входе и выходе из него, надо осеняться крестным знамением и полагать малый, или поясной поклон. Поясной поклон по указанию Типикона (понед. 1 седм. Великаго поста) совершается стоя: "елико может человек право стоя поклонитися, дондеже достанет рукою земли, не падая коленами, ниже главу преклоняти до земли".

Войдя во храм, надо полагать три поясных поклона, а в Великий пост - земных, трижды произнося про себя "Боже, очисти мя, грешнаго". Затем, приложившись в приличное сему время к иконам (желательно до начала службы), мужеский пол становится на правой стороне храма, а женский пол - на левой.

Крестное знамение имеет громадное значение и потому должно совершаться очень благоговейно. Когда ограждаем себя крестным знамением, то как бы видимым образом налагаем на себя крест Христов, тогда между нами и Отцем Небесным, так сказать, находится на кресте распятый Спаситель наш.

Когда мы знаменуем себя св. крестом, то он, по изъяснению св. Амвросия Медиоланского, "является нам печатию Христовою на чело, печатию на сердце, печатию на мышцах. На челе, - да всегда исповедуем Христа; на сердце - да всегда Его любим; на мышцах же - да благая делаем". Сложив персты правой руки во имя Св. Троицы, "полагая на главу или чело - исповедуем два некия сия, в вышних живущего Бога Отца и от Него родившегося Главу - Христа и якоже наше слово от ума происходит; полагая на живот - на землю и во ад нисшествие Сына Божия и иже во утробе Богоматери бессеменное зачатие; на правое плечо - яко сидит одесную Отца; на левое плечо - яко придет второе на суд и воздаст сущим ошуюю муку вечную, и сущим одесную - живот вечный; также при положении на плеча исповедуем Святаго Духа - везде сущаго и вся исполняющаго" - говорится в слове преп. Максима Грека в Иосифовской Псалтири.

Итак, крестное знамение должно класть с благоговением, сначала на лоб, потом на живот, потом на правое плечо, наконец, на левое плечо и после того завершать наклонением головы. Лучше совсем не креститься, чем делать это машинально, неблагоговейно махая рукой так, что знамение креста в сущности не получается. Нельзя перебивать крестное знамение преждевременным поклоном - это не без основания называется "ломанием креста", которому радуются бесы.

Если вообще пребывание во храме должно быть благоговейным, то особенным благоговением должно отличаться наше отношение к алтарю. В алтарь, как святая святых, никому из непосвященных, по 19-му правилу Лаодикийского Собора, входить не полагается, но если есть необходимость войти в него или пройти через него, то следует делать это с величайшим благоговением и страхом Божиим. При входе в алтарь кладётся, оборотясь к престолу, три земных поклона, а в дни, когда таковые не полагаются (см. ниже), - три поясных поклона, потом, оборотясь к иконе, стоящей на горнем месте, - один поясной поклон.

Если непосвящённым запрещается входить в алтарь, то тем более не должно им ходить вокруг престола. Если же и к этому вынудит необходимость, то делать это надо с великим благоговением, проходя в возможно дальнейшем расстоянии от престола. Совсем нельзя мирянам проходить между престолом и царскими вратами.

Прикладываясь ко святым иконам и другим священным предметам, надо класть два земных (а в дни, когда они отменяются, - поясных) поклона до прикладывания, и один - после (всего три).

При каждении народу, при благословении его священнослужителями рукою или дикирием и трикирием (при архиерейском служении) надо наклонять голову. Если же благословение совершается Святыми Дарами, Евангелием или крестом, то перед поклоном следует осенять себя крестным знамением.

Молитва наша сопровождается символом христианства - крестным знамением, наклонением головы в знак смирения и почтения, а также поясными и земными поклонами (падая на колени и "главу преклоняя до земли", а затем сразу поднимаясь). Кроме того, бывает и лежание ниц с главой преклоненной до земли, например, во время чтения молитв на вечерни в день Сошествия Св. Духа или при великом входе на литургии преждеосвященных Даров. Под влиянием инославного Запада вошло кое-где в употребление и стояние на коленях. Православный устав и обычай такого стояния не знают, оно не имеет места в православной обрядности.

С православной точки зрения оно или не имеет никакого внутреннего смысла или выражает чувства полного рабства, несвойственное нам, как сынам Божиим, хотя мы, в знак смирения и послушания воле Его, и называем себя рабами Божиими. Наоборот, земные поклоны, совершаемые касаясь головой земли и сразу поднимаясь, имеют глубокое символическое значение. Они символизируют нашу веру, что через грех мы пали на землю, а через искупление Христово вновь призваны на небо.

В соответствии с этим Церковь устанавливает дни, когда земные поклоны прямо запрещаются, ибо противоречили бы смыслу празднуемого события. Такими днями являются прежде всего все воскресные дни, все дни Пятидесятницы и вообще все полиелейные дни, то есть дни, перед которыми совершаются торжественные всенощные бдения с полиелеем.

Особенно твёрдо устанавливается это правило для дней Пятидесятницы (от Пасхи до Духова дня) и всех воскресных, что соответствует, невидимому, древнейшему церковному преданию. Об этом свидетельствует тот факт, что запрещение поклонов в эти дни уже первым Вселенским Собором в 20-м правиле распространяется на всю Церковь. "Поелику, - говорится в этом правиле, - есть некоторые, которые преклоняют колена в день Господень и в дни Пятидесятницы, то дабы во всякой области всё было одинаково, Святой Собор постановляет, что в те дни должно стоя приносить молитвы Богу". Какое значение придаёт этому Церковь, видно из того, что постановление это повторяется ещё в ряде правил, причем VI Вселенский Собор в 90 правиле разъясняет, что воздерживаться от земных поклонов в знак почитания воскресения Христова следует, начиная с вечернего входа в субботу до вечернего входа в воскресение. Это разъяснение распространяется и на другие перечисленные выше дни.

О каких поклонах тут идет речь? На обычной (не великопостной) вечерни нет таких моментов, когда полагались бы земные поклоны, а потому это приходится отнести к тем поклонам, которые кладутся пред святыми иконами, при входе в алтарь и т.п.

Значение этих правил подробно разъясняет св. Василий Великий в 91 каноническом правиле, взятом из творения его "О Святом Духе". Он говорит: "В первый день седмицы [воскресение], совершаем молитвы стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как воскресшие со Христом и обязанные искать высших, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати; но и потому cиe делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, но единым. Ибо сказано: и бысть вечер, и бысть утро, день един; потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и осьмый, изображающей собою действительно единый и воистину осьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Псал. VI и XI), то есть оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную.

Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, седмикратно умноженный на число седмь, совершает седмь седмиц священной Пятидесятницы; потому что, начинаясь первым днем седмичным, им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении подобных, средних между ними дней. Почему уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении, с тех же знаков начинаясь и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что через грех пали на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо".

Стояние без земных поклонов, таким образом, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощию Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине. Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения. В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять её словесной молитвой, но и исповедовать её самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре.

Свято храня это церковное законоположение, св. Василий Великий, составив молитвы Святому Духу, читаемые с коленопреклонением в день Св. Пятидесятницы, установил, чтобы прочитывались они на вечерни не воскресения, а понедельника, которая у нас совершается в воскресение сразу после литургии. Об этом так пишет Матфей Властарь: "Вся Пятидесятница есть напоминание возстания, ожидаемого в будущем веке.. Посему-то Василий Великий, сочинивший умилительные молитвы о пришествии Св. Духа, изящнее всех, как приличествовало богослову, повелевший народу рабским образом преклонять колена в то время, кода возглашаются сии молитвы в церкви, свидетельствуя тем власть божественного естества Св. Духа, и не установил читать эти молитвы в третий час (девятый по полуночи) воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, т.е. в тот час, в который Всесвятый Дух снисшел на Апостолов. Ибо неприлично думать, чтобы тот, кто изобразил таинства Духа и предал обряд сей Церкви, нарушил преимущества воскресного и пятидесятого от Пасхи дня, преисполненного великих таинств. Для того он и установил читать сии молитвы под вечер того же дня, в такое время, когда оканчивается этот, изящнейший из всех, день, то есть Пятидесятница, и начинается второй день (понедельник), ибо начало всякого дня считается с седьмого часа - первого по полудни".

Православные христиане приняли от Св. Отец и исполняют во всём миpе следующие обычаи молитвы и поклонов в церкви:

Креститься без поклонов:
В середине шестопсалмия на "аллилуия" три раза.
В начале "Верую".
На отпусте "Христос истинный Бог наш".
В начале чтения Св. Писания: Евангелия, апостолов и паремий (чтений на вечерне).

Креститься с поясным поклоном:
При входе в храм и при выходе из него, осеняя себя крестным знамением, творят три малых (поясных) поклона, глаголя: "Создавый мя, Господи, помилуй". "Боже, милостив буди мне грешному". "Без числа согреших, Господи, прости мя".
При каждом прошении ектений.
При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице.
При возгласах: "Примите, ядите", "Пийте от нея вси" и "Твоя от Твоих", "Святая святым".
При словах "Честнейшую херувим".
При каждом слове "поклонимся", "поклонение", "припадем".
Во время слов "аллилуйя", "Святый Боже", и "Приидите, поклонимся", и по возгласе "Слава Тебе, Христе Боже", перед отпустом - по три раза.
На каноне на 1-й и 9-й песне при первом взывании к Господу, Божией Матери или Святым.
После каждой стихиры (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь).
На литии после каждого из первых трёх прошений ектении по 3 поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном
В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.
В пост после каждого припева к песне Богородицы "Тя величаем".
В начале пения: "Достойно и праведно".
После "Тебе поем".
После "Достойно" или Задостойника.
При возгласе: "И сподоби нас, Владыко" (перед "Отче наш…").
При выносе Святых Даров, при словах: "Со страхом Божиим" и второй раз при словах: "Всегда, ныне и присно".
В Великий Пост, на великом повечерии, при пении "Пресвятая Владычице", на каждом стихе; при пении "Богородице, Дево, радуйся" и проч. на великопостной вечерни три поклона.
В пост, при молитве "Господи и Владыко живота моего".
В пост, при заключительном пении: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем". Всего 3 земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения:
При словах: "Мир всем".
"Благословение Господне на вас".
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа".
"И да будут милости Великаго Бога".
При словах диакона: "И во веки веков" (после "Яко свят еси, Боже наш").

Креститься не положено:
Во время псалмов.
Вообще во время пения.
Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов:

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник, до "Сподоби, Господи" на вечерне в самый день праздника.

На литургии, одновременно со священнослужителями в алтаре, во время пения хором "Тебе поем" принято со всяким благоговением и страхом Божиим молиться о ниспослании Св. Духа на всех стоящих в храме, говоря про себя тропарь третьего часа: "Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся". И говорим стих: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей". И опять говорим про себя весь тропарь: "Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа..." и прилагаем иной стих: "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене". И в третий раз творим молитву, снова повторяя полностью тропарь: "Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа..." А всю сию молитву творим во умилении, молча и про себя.

Так, в то самое время, когда Св. Дары, освящаются в алтаре нашествием Св. Духа, тщимся и мы все получить освящение и обновление от того же Св. Духа смиренным призыванием Онаго.

Никто да не говорит, что приведенные выше правила - монастырские и мирянам их исполнять не надо. Это - величайшее заблуждение. Спору нет, когда храм заполнен до тесноты и бывает невозможно совершить земной поклон и затруднительно поясной - возможно ограничиться лёгким наклонением. Но при этом и только при этом условии. В остальных случаях мирянину, как и иноку надлежит стараться о том, чтобы исполнять правила о поклонах с точностью и тщанием.

0

3

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПРИ МОЛИТВЕ

Игумен ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)

     В практике молитвы Древней Церкви использовались разные позы, жесты, положения тела. Молились стоя, на коленях, в так называемой позе пророка Илии, то есть стоя на коленях со склоненной к земле головой, молились лежа на полу с распростертыми руками, или стоя с воздетыми руками. При молитве употреблялись поклоны – земные и поясные, а также крестное знамение. Из всего многообразия традиционных положений тела во время молитвы в современной практике осталось несколько. Это прежде всего молитва стоя и молитва на коленях, сопровождаемые крестным знамением и поклонами.
     Почему вообще важно, чтобы тело участвовало в молитве? Почему нельзя просто молиться духом – лежа в кровати, сидя в кресле? В принципе, можно молиться и лежа, и сидя: в особых случаях, при болезни, например, или в путешествии мы так и делаем. Но в обычных обстоятельствах необходимо при молитве использовать те положения тела, которые сохранились в предании Православной Церкви. Дело в том, что тело и дух в человеке связаны неразрывно, и дух не может быть совершенно автономным от тела. Не случайно древние Отцы говорили: "Если тело не потрудилось в молитве, то молитва останется бесплодной".
     Зайдите в православный храм на великопостное богослужение и вы увидите, как время от времени все прихожане одновременно падают на колени, потом встают, снова падают и снова встают. И так в течение всей службы. И вы почувствуете, что в этой службе есть особая интенсивность, что люди не просто молятся, они трудятся в молитве, несут подвиг молитвы. И зайдите в протестантскую церковь. В течение всей службы молящиеся, сидят: читаются молитвы, поются духовные песни, но люди просто сидят, не крестятся, не кланяются, а по окончании службы встают и уходят. Сравните эти два способа молитвы в церкви – православный и протестантский – и вы почувствуете разницу. Разница эта – в интенсивности молитвы. Люди молятся одному и тому же Богу, но молятся по-разному, И во многом эта разница определяется именно тем, в каком положении находится тело молящегося.
     Поклоны очень помогают молитве. Те из вас, у кого есть возможность на молитвенном правиле утром и вечером сделать хотя бы несколько поясных и земных поклонов, несомненно, почувствуют, как это полезно в духовном отношении. Тело становиться более собранным, а при собранности тела вполне естественна собранность ума и внимания.
     Во время молитвы мы должны время от времени осенять себя крестным знамением, особенно произнося "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа", а так же произнося имя Спасителя. Это необходимо, так как крест – орудие нашего спасения. Когда мы полагаем на себя крестное знамение, сила Божия ощутимым образом присутствует в нас.

В молитве внешнее не должно подменять внутреннее. Внешнее может способствовать внутреннему но может и препятствовать. Традиционные положения тела во время молитвы, несомненно, способствуют молитвенному состоянию, но никоим образом не могут подменить собой главное содержание молитвы.
     Нельзя забывать, что некоторые положения тела не всем доступны. Например, многие пожилые люди просто не способны делать земные поклоны. Есть много людей, которые не могут долго стоять. Мне приходилось слышать от пожилых людей: "Я не хожу в храм на службу, потому что не могу стоять",– или: "Я не молюсь Богу, потому что у меня болят ноги". Богу нужны не ноги, а сердце. Не можете молиться стоя – молитесь сидя, не можете молиться сидя – молитесь лежа. Как говорил один подвижник, "лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах".
     Вспомогательные средства важны, но они не могут подменить собой содержание. Одно из важных вспомогательных средств при молитве – иконы. Православные христиане, как правило, молятся перед иконами Спасителя, Божией Матери, святых, перед изображением Святого Креста. А протестанты молятся без икон. И можно видеть разницу между молитвой протестантской и православной. В православной традиции молитва более конкретна. Созерцая икону Христову, мы как бы смотрим в окно, которое раскрывает нам мир иной, и за этой иконой стоит Тот, Кому мы молимся.
     Но очень важно, чтобы икона не подменяла собой объект молитвы, чтобы мы не обращались в молитве к иконе и не пытались вообразить себе того, кто изображен на иконе. Икона – это только напоминание, только некий символ той реальности, которая за ней стоит. Как говорили Отцы Церкви, "честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу". Когда мы подходим к иконе Спасителя или Божией Матери и прикладываемся к ней, то есть целуем ее, мы тем самым выражаем нашу любовь к Спасителю или к Божией Матери.
    Икона не должна превращаться в идола. И не должно быть иллюзии, что Бог именно таков, каким Его изображают на иконе. Существует, например, икона Святой Троицы, которая называется "Новозаветная Троица": она неканоническая, то есть не соответствует церковным правилам, но в некоторых храмах ее можно увидеть. На этой иконе Бог Отец изображен в виде седовласого старца, Иисус Христос в виде молодого человека, а Святой Дух в виде голубя. Ни в коем случае нельзя поддаться соблазну вообразить себе, что Святая Троица выгладит именно так. Святая Троица – это Бог, Которого человеческое воображение не может представить. И, обращаясь к Богу – Святой Троице в молитве, мы должны отрешаться от всякого рода фантазии. Наше воображение должно быть свободным от образов, ум – кристально чистым, а сердце – готовым вместить Бога Живого.

0

4

Поклоны очищают и освящают и тело и душу

старец Порфирий Кавсокаливит

Ты делаешь поклоны? Сколько? Ну-ка, сделай поклон, я посмотрю.

Я положил один-два поклона.

- Ты неправильно делаешь, - сказал отец Порфирий. Тогда он был уже совершенно слепым, однако его слова прозвучали так, как будто он меня хорошо видел. Затем он позвонил в свой колокольчик и пригласил в келью одного монаха.

-Пожалуйста, - сказал он, - покажи брату, как я научил вас делать поклоны, совершая свое молитвенное правило.

Брат тотчас же стал быстро и ровно класть поклоны. В его поклонах была сила и жизнь.

- Видишь? - спросил меня Старец. - Сначала ты касаешься пола руками, а не коленками. Твое тело движется в воздухе, оставаясь как бы в подвешенном состоянии. Для этого нужны сильные руки.

И еще надо с силой запечатлевать себя крестным знамением. Твердо касайся рукой лба, плеч.

Мы в скиту, когда все вместе совершали в храме свое монашеское правило, то было слышно только, как - жжих-жжих - шелестели наши рясы, одновременно мы с силой осеняли себя крестным знамением.

Ты видел, как крепко мать обнмает своего ребенка? Она это делает с чувством.

Ко Господу мы тоже должны относиться с чувством.

Во время монашеского правила и душа, и тело должны иметь теплое чувство к Богу.

Делай больше земных поклонов, выполняй положеное правило. Поклоны очищают и освящают и тело и душу.

0

5

Статья о поклонах

Кому-то церковный обычай единодушного, одновременного поклонения может показаться слепым следованием обряду, выполнением непонятных и даже совершенно чуждых для современного человека телодвижений.

Действительно, для этого, лишенного «предрассудков», человека, поклон непонятен. И проблема эта гораздо глубже, чем на первый взгляд кажется.

Люди в наше время почти перестали кланяться. Даже при прощании, при встрече друг с другом, тем более, при желании попросить за что-то прощения, извиниться. Распространенный ныне стереотип современного преуспевающего человека выражается чаще всего гордо поднятой головой с оскалом бессмысленной улыбки. Система ценностей, на которую с каждым годом все более ориентируется наше общество, практически не знает смирения, почтения, благоговения, — того, что, собственно, и выражается поклоном. Вообще, поклон воспринимается ныне как знак унижения, слабости. Поклоны просто несовместимы с проповедью культа силы! И мы видим, как быстро, на глазах, поклоны исчезают из повседневной жизни. Почтительное раскланивание воспринимается как старомодный, отживший обычай. И можно ли удивляться, что и в церкви поклоны постепенно превращаются в «шейное кивание»?

Времена меняются, меняются обычаи... и так ли уж важно эти обычаи пытаться сохранить? К этому вопросу рано или поздно приходит всякий, задумывающийся о месте обряда в церковной жизни, о соотношении внешнего и внутреннего. Но сейчас мы намеренно ограничиваемся рассмотрением только лишь поклонов, не затрагивая прочих сторон внешнего церковного благочестия.

«Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему». Никакая церковная служба не обходится без этого троекратно усиливающегося призыва, идущего еще из ветхозаветных времен (Пс. 94, 6).

Мы поклоняемся Единому Богу... Вот, мы кланяемся в пояс или в землю... Это и есть поклонение? Святые отцы предостерегают нас от такого примитивного понимания. Обратясь к толкованию указанного псалма, мы узнаем, что «не от места во ино место прешедше поклонитися Богу подвизают друг друга... Поклонят бо ся Господеви, по пророку, коиждо от места своего, не чювственне и телесне, но духом и истинною» (Толковый псалтырь, л. 761).

Как же поклоняться Богу духом и истиною? Может быть, это станет понятнее, если со вниманием прочесть молитву Манасии, царя иудейска: «Умножишася беззакония моя, Господи, умножишася, и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную. От множества неправд моих связан есмь многими юзами железными. Яко не возвести ми главы моея, и несть ми восклонения... и ныне поклоняю колена сердца моего, и молю, яже от Тебе благость... » Вот, попробуйте найти у своего мысленного сердца мысленные колена и преклонить их! Здесь явственно чувствуется выраженный в поэтической форме призыв к тяжелой и сосредоточенной душевной работе. Не случайно эта молитва, помогающая войти в душевное состояние поклонения, читается именно во время Великого поста, который является временем сугубого покаяния.

Но достаточно ли для истинного поклонения родившегося у нас в душе чувства покаяния?

Снова обратимся к Писанию.

«Принесете Господеви славу и честь, принесете Господеви славу имени Его. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его» — призывает царь и пророк Давид (Пс. 28). И толкователь поясняет: «Не подобает убо вне сея Церкви святыя стоя покланятися Богу. Но внутрь в неи бываему, да не кто вне ея пребывая и отвлечен внешними вещми погубит еже быти во дворе Господни. Мнози убо стоят во образе убо молениа, но не суть во дворе...» (Толковый Псалтырь, л. 171).

Итак, понемногу мы собрали ряд признаков, присущих истинному поклонению. Поклоны, земные или поясные, здесь вроде бы не при чем. Но почему же в Церкви придается такое большое значение именно телесному поклонению?

Сразу оговоримся. Не столько большое, сколько заметное.

Внутреннее, духовное поклонение не увидишь. И христиане стараются, чтобы поклоны не были подобны краске (вапе) на поверхности гроба, ибо «Горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко подобитеся гробом повапленом» (Мф., зач. 95).

Можно сказать так: поклон — это как бы один из многих внешних инструментов для внутреннего делания. Поклон нужен молящемуся подобно слову молитвы; он выражает те чувства покаяния и душевного расположения, которые затруднительно выразить словами. Как жесты делают речь выразительнее, так и поклоны помогают молящемуся лучше выразить и донести молитву до Бога. Еще, думаем, поклон нужен, чтобы помочь человеку придти в состояние покаяния, душевного сокрушения, хотя бы немного осознать свою ничтожность пред Божиим величием. Поклон выражает нашу готовность покориться воле Божией. Для гордого человека склонить перед кем-то голову, бывает, стоит тяжелых душевных усилий. И поклоны во время церковной службы помогают ему победить в себе гордость, смириться... Иными словами, поклонение «духом и истинною» прекрасно выражается и усиливается поклоном телесным.

Святое Писание содержит множество достойных подражания примеров именно телесного поклонения.

«И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли» (Быт. 18, 1—2). «И преклонился человек тот и поклонился Господу » (Быт. 24, 26); «Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли» (Бытие 24, 52).

«И тии (апостолы) поклонишася Ему, и возвратишася во Иеросалим с радостию великою» (Лк. зач. 114). — И вот, «ныне покланяемо есть естество наше о Христе от всякия ангельския силы» — поясняет блаженный Феофилакт Болгарский.

***

Церковная служба являет собой единство внутреннего и внешнего поклонения Богу. И поклонам здесь отведено важное место. «Приидите, поклонимся» звучит на каждой службе. И мы покланяемся телом, выражая наше душевное поклонение и стремление к Богу, сосредоточиваем ум на молитве. — «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» — и мы, кланяясь, прославляем Творца, выражая готовность подчиниться Его святой воле. В некоторые моменты церковной службы поклоны настолько естественны, настолько прямо следуют из текста молитвословий, что совершаются как бы сами собой: «Смысл очистивше и ум, притецем к Богородице, светло песньми ублажающе, пречистаго Ея образа богоносную икону. И прославляем ю и чтем, и припадающе покланяемся, яко самой сущи Оной, а не яко иной... И аще кто не поклоняется Богородицыне иконе, анафема да будет...» (икос канона Казанской иконе Богородицы). Ну как здесь можно не поклониться? И не только «в душе», но и всем телом, да еще и как можно ниже? И действительно, при этих словах совершается земной поклон.

***

Как же научиться правильно покланяться святыне? Книга «Сын церковный» нас учит. «А перенимай се от искусных людей и ученых учися». Хорошо, если человек, искренне желая научиться благочестию, подойдет к священнику, попросит у него совета... Но часто «предмет обучения» здесь незаметен. Делай, как все, чего еще надо?

Недалеки те времена, когда молодых людей на службе было настолько мало, что складывалось впечатление, что вот, лет через десять перемрут последние старики и старухи, и церкви опустеют... Однако Господь не попустил сему случиться. Молодые пришли в церковь и стали перенимать «навыки благочестия» у старших. Благочестия старики не утратили, а вот сил уже нет, колени не гнутся, да и руки тоже. А часто молодой человек, недавно переступивший порог храма, имеет преувеличенное понятие о благочестии и знании церковных обычаев теми, кто пришел раньше него; и уж наверное, он не заподозрит в небрежности или незнании седобородого старика. Молодому трудно понять, что старик руку до правого или до левого плеча при крестном знамении не доносит не потому, что так надо, а потому, что не гнется она, рука-то. И спина не гнется... И вот часто вполне здоровые молодые люди совершают поясные поклоны по-стариковски, одним лишь легким киванием. Что же касается земных поклонов, то можно услышать, как вполне уважаемые люди учат испрашивать благословение у священника: «Чего стесняешься? Подойди нему (к священнику), коснись рукой земли, скажи: благослови, батюшка...»

Итак, конечно, хорошо перенимать все это «от искусных людей», но в настоящее время человеку, желающему научиться благочестию, скорее всего не обойтись и без изучения письменных источников. Что же можно прочитать про поклоны?

Прежде всего, поклоны должны совершаться в положенное время, единообразно и одновременно. Так говорит об этом Устав церковный: «Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю... сие есть велие самочиние и безчиние» (Око церковное, лл. 3 об.—4).

«В церковной службе, сколько бы ни возвышалась душа молящегося к Богу, но поклоны творить ему произвольно не допускается, да не нарушается чрез сие тишина и порядок церковнаго благочиния» («Краткий практический устав» еп. Арсения уральского, л. 155).

«Идеже по чину устава церковнаго поклоны положены суть, земныя же и поясныя, творятся без опущения (т. е. без отмены. — ред.), благочинно во един поклон, взирающим всем на настоятеля» («История и обычаи Ветковския церкве»).

Еще строже высказывался епископ Геннадий пермский: « В церкви указанные поклоны земные или поясные должны вси полагать, аки един человек, взирая на настоятеля, по нем руку возводить, т.е. двема персты возносить, первое на чело всем вкупе, второе, низводя на чрево, такоже потом на правое плечо возносить и на левое; тако совершив крест Христа, распростерши руку и сотворити ю просту и тако поклонитися всем вкупе» («Устав епископа Геннадия», «Церковь», 1909, No 9).

Одновременное совершение поклонов требует и одновременности совершения крестного знамения. Многим известно (и во многих книгах описано), как правильно осенять себя крестным знамением при молитве Исусовой; в некоторых местах существует сходный обычай и в отношении Трисвятого, а также и некоторых других молитв, при которых полагаются поклоны.

Но не только одновременность важна при совершении истового поклона. Попробуем собрать воедино сведения о том, как учили совершать поклоны наши благочестивые предки.

Книга «Сын церковный» учит так: «Егда же прилучит ти ся класти земныя поклоны, то не бей главою своею в мост ни в землю, ли в дому такоже точию. Колени преклоняй, и главу свою ниско допущай, а к земли ея не претыкай. Но руки своя обе от сердца своего поведи вместе, и клади их на землю вежливо, а локтей своих не оттопыривай. А егда вставаеши, ли наклоняешися, ногами своими не волочи и не стукай. Такожде и колени обе вместе наклоняй, и всклоняй» («Сын церковный», гл. 59).

«Егда же «Достойно» будеши глаголати, воззри на Богородичную икону и руце крестообразно держи. И наконец ознаменовся, пускай руце на землю, держа длани плотно и полагай на подручник. И потом главу до подручника тихо приклоняй...» («Наказание некоего отца духовнаго к християном»).

А вот о поясных поклонах: «Егда же начнеши знаменатися правою рукою, юже не подымай высоко, но от праваго плеча прямо уст на левое плече отнеси, левою же руку держа с вервицею (лестовкою) набок, выше пояса... Кланяяся разложи паки персты и мало руку отмахни книзу, и на другой поклон паки сложи. И тако слагая и распростирая на всякой молитве и поклоне и кланяйся обычно до пояса...» (там же). А священномученик Аввакум пишет, что при поясном поклоне надо «главу с пупом уравнять». — Из сказанного становится понятным, что поясной поклон — не шейное кивание, но и опускать голову до колен тоже не следует.

Земные поклоны бывают великими и малыми. Малый, наиболее часто встречающийся в церковной службе земной поклон, имеет также название «метание». Впрочем, раньше метанием назывался всякий земной поклон, как об этом свидетельствует инок Никодим в своих «Статиях»: «А еже в старопечатных книгах во святые посты в церковной службе поклоны земныя творити указуется, сие в древлеписмянных и харатейных, греческих и славянороссийских метании написано суть. А идеже в печатных без поклонов, ту в писмянных без метаний явствуется, ибо поклоны земныя вместо метаний, метания же вместо земных поклонов в писании приемлются. О чем и в житии святаго Златоустаго, списанным трудолюбнейшим Георгием, архиепископом александрийским, свидетельствуется, яко «егда сотворь (бывый ученик Златоустаго Прокл) метание (святому Златоусту, на стране, поклонься) до земли» ... В службе церковней употребляемыя поклоны земныя нарицаются метании, по словенски же поклоны, овыя именуются великие, овыя же излегка, инии же поясныя. Великия же, еже главою с коленопреклонением на землю, излегка же есть единеми руками с коленопреклонением колен, до земли главою не касатися. Поясныя же еже и не преклоняя колен, ниже досязая руками праха, но право стоя в пояс благочестиво поклоняются». (Статия 4, показание 18, 1915 г ., No 20).

0 различии великих и малых поклонов пишет и священномученик протопоп Аввакум, поучая свою духовную дщерь, боярыню Морозову: «Поклоны, егда метание на колену твориши, тогда главу свою впрямь держи; егда же великий (поклон) прилучится, тогда главою до земли».

Среди новообрядцев метания, видимо, прочно забыты. В прошлом веке П.И. Мельников-Печерский, писатель, известный своими произведениями о старообрядчестве, счел необходимым объяснять своим читателям: «Метание — слово греческое, вошедшее в русский церковный обиход, — особенно соблюдается старообрядцами. Это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника, а за неимением его — полы своего платья, по полу постланной» («В лесах», ч.1, гл. 11).

«Метание» происходит от греческого «metanoia», что означает «покаяние», «раскаяние», перемену образа мыслей. В богослужебных книгах ему естественным образом усвоилось значение «поклон», ибо, как уже говорилось выше, именно поклон является внешним выражением чувств кающегося человека. В позднегреческом языке (с IV в.) это слово звучало примерно как «мэтаниа». Так оно и вошло в славянский, а затем и в русский язык. Будучи удивительно созвучным славянскому глаголу «метати» слово получило дополнительный оттенок. Ведь при земном поклоне человек «метает» свою плоть на землю, повергает себя в прах пред Богом. Надо ли удивляться, что во многих случаях древние переводчики оставили это слово без перевода!

Необходимо напомнить, что большинство земных поклонов в церковной службе — это «малые земные поклоны», метания. Великие земные поклоны совершаются на «Изрядно», после «Достойно» и задостойников, после семипоклонного начала (восьмой поклон без крестного знамения) и в ряде других случаев, например, перед чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина после «Честнейшую» — великий поклон, три поклона с молитвой прп. Ефрема также великие, затем 12 метаний, после них — чтение молитвы преп. Ефрема и снова великий земной поклон.

***

Теперь попробуем разобраться, как понимать уставные указания типа «в сей день поклоны земныя» и вообще, когда они земные, а когда поясные.

Не так много осталось мест, где совершается полная ежедневная церковная служба, и поэтому люди привыкают к уставу службы праздничной, воскресной. В выпускаемых календарях можно прочитать о том, какая полагается в данный день трапеза: с маслом или без масла, но вот о том, какие должны быть поклоны, к сожалению, ничего не говорится. Разве что в описании утренних и вечерних молитв сказано, что в Великий пост «все поклоны должны быть земные». И уже входит в традицию, что приходные и исходные земные поклоны полагаются только в Великий пост. Между тем устав о поклонах достаточно сложен, и все случаи, когда полагаются земные, а когда поясные поклоны, просто так не выучишь, да и литература по этому вопросу не всем доступна. Далеко не у всех есть даже «Малый устав», а ведь и он сообщает о поклонах лишь самое необходимое.

Впрочем, при соборной службе всегда есть возможность совершать поклоны вместе со всеми, да и вообще, полное изложение устава о поклонах — тема слишком обширная для небольшой статьи. Гораздо важнее твердо усвоить некоторые общие правила, которые, конечно, не обнимают всех возможных случаев и не лишены исключений, но все же могут быть применимы как при соборной, так и при домашней молитве.

Всегда бывают поясными поклоны:
перед входом в храм, в христианское жилище и по выходе из него (три поклона);
при молитвах за трапезу;
при возглашении «За молитв святых отец наших... » и при молитве «Боже милостив... » перед этим возглашением;
при молитве «Боже милостив... », совершаемой после «исходных поклонов»;
при молитве «Ненавидящих и обидящих»,
при возглашении «Господу помолимся — Господи помилуй».
после первого запева на первой и девятой песни канона (исключение — Великий канон на Марьином стоянии);
в начале утрени (на кафизмах поклоны могут быть уже земными);
на вечерне в воскресенье вечером (но со « Сподоби Господи » поклоны могут быть уже земными);
на павечернице вечером в воскресенье (до « Слава в вышних Богу»);
первые два поклона при благословении и прощении, полагаемых чтецом перед и после чтения ексапсалмов, Апостола, канона на утрене или на молебне и т. п.;
первые два поклона из трех, полагаемых по вкушении просфоры;

Всегда поклоны бывают земными:
в приходных и исходных поклонах восьмой поклон (без крестного знамения);
после «Достойно» и задостойников, если молятся не за трапезу;
при целовании иконы или Евангелия (на утрене); при этом священнику и друг другу кланяются без крестного знамения;
последний поклон при пении «Честнейшую херувим» перед 9-й песнью канона;
первый и последний поклон на величании (на утрене);
третий поклон во время великого выхода на литургии (между первой и второй частью Херувимской песни);
на «Изрядно» на литургии;
последний поклон (из двенадцати) в начале келейного правила;
третий поклон при благословении и прощении, полагаемый чтецом перед и после чтения ексапсалмов, Апостола, канона на утрене или на молебне и т. п.
третий поклон, полагаемый по вкушении просфоры;
при священническом и архиерейском благословении, а также при архиерейской службе в то время, когда архиерей осеняет молящихся дикирием и трикирием (например, когда поют «исполла эти деспота»); поклоны здесь совершаются без крестного знамения.

Кроме того, существует ряд частных случаев, когда полагаются земные поклоны, например, как сказано выше, в конце икоса «аще кто не поклоняется Богородицыне иконе, анафема да будет», после слов «радуися Еяже ради покланяемся Творцу» (канон Богородице акафисто) и др.

Как бы застыв в великом земном поклоне, (главы с колени преклоньше на землю) положено выслушивать (или читать) прощение («Прости мя отче святыи...» и «Ослаби, остави...») а также молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы.

В Великий пост порядок службы изменяется, добавляются и такие поклоны, которых не бывает в другие дни, например, после молитвы «Царю небесныи», на тропарях часов, на литургии преждеосвященных Даров и, конечно, на каждой великопостной службе полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Прочие поклоны в церковной службе бывают как земными, так и поясными, в зависимости от дня. Поясными они бывают каждую субботу (кроме великой) и каждое воскресение года, а также от светлой утрени до недели всех святых и от Рожества Христова до крещенского сочельника. В большие праздники эти поклоны всегда поясные, в малые — могут быть поясными и земными, и здесь уже лучше сверяться с уставом.

В Уставе пишется (например, 24 февраля стар. ст.): «Обретение честныя главы пророка и предотечи крестителя Господня Иоанна. Поклоны поясныя, правило произвольно... аще Великий пост, поклоны земныя». Как надо понимать это указание? Если не Великий пост, то все поклоны, кроме перечисленных выше исключений, — поясные. Если же этот день приходится на Великий пост, то все поклоны, кроме, опять-таки, перечисленных выше «поясных» исключений, полагаются в землю, а если подобный день приходится на субботу (кроме великой) или воскресение, то даже и в Великий пост поклоны поясные.

Или другой пример (9 октября стар. ст.): «Святаго апостола Иякова Алфеова... Поклоны земныя». По сравнению с Великим постом устав не столь строг, и если этот день — не суббота и не воскресение, то, помимо «всегда земных» поклонов земными становятся не почти все остальные, но лишь следующие:
1) приходные и исходные;
2) четыре поклона перед отпустом вечерни;
3) три поклона при молитве св. Макария Великого на полунощнице;
4) шесть поклонов, когда поем «Честнейшую» на утрене;
5) перед отпустами первого часа, обедницы или литургии;
6) до и после чтения Евангелия на припев «Слава Тебе Господи»;
7) три поклона на сугубой ектении после слов «рцем вси»;
8) на литургии: три поклона на великом выходе и поклон после «Отче наш» (также и на обеднице); на возгласы «Со страхом Божиим... », «Всегда, и ныне и присно... »,
9) перед отпустом: «Слава... (поклон) и ныне... (поклон), Господи помилуй... Господи благослови (поклон).

Наконец, возможен и такой случай. Предположим, поклоны для дня указаны земные, день не праздничный и не выпадает на тот период, когда «поклоны поясные». Но, по изволению настоятеля храма, в данном приходе на этот день может быть перенесена полиелеосная или бденная служба какому-либо святому, которая по каким-то причинам не совершалась в день его памяти. В этом случае и поклоны будут поясными. И вообще, встречающаяся в некоторых местах Устава оговорка «аще настоятель изволит» делает применение Устава более гибким и разнообразным.

Надеемся, что теперь ясно, что если в Уставе в какой-либо день указаны земные поклоны, а на службе совершаются поясные, это еще не говорит о том, что Устав нарушается. Устав гораздо сложнее, чем это может показаться при беглом, поверхностном знакомстве с ним.

источник (http://azbyka.ru/dictionary/15/poklon.shtml)

0

6

Стояние на коленях

"Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам "други Мои," и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы "восстави" на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим - в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение - стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу.

В одном своем собрании они заслушали реферат ученого недоумка о том, что наш Устав, или Типикон, не есть узаконенный определением древнего церковного начальства чин богослужения, а просто запись богослужебной практики лавры преподобного Саввы Освященного, как и значится на заглавном листе Типикона

Будучи мальчиком-гимназистом, я следил за установлениями священных служб и настолько хорошо усвоил себе различные чинопоследования, что еще в шестнадцать — семнадцать лет от роду учил новопоставленных архиереев (по их желанию) различным богослужебным действиям. Затем не переставал интересоваться изучением Божиих служб студентом, монахом, ректором; я еще смолоду считался среди высшего духовенства знатоком церковной службы по преимуществу: и, однако, мне приходилось многое вновь узнавать, совершенствоваться и исправляться даже тогда, когда я был епархиальным архиереем. Видите ли, достолюбезные отцы и братие, какая это сложная наука.
И какая полезная для души, прибавлю я. Без внимания, без умиления почти невозможно совершать службу, если совершать ее по Уставу: неспешное чтение, пение священных стихир, благоговейные, уставные поклоны, правильный, неспешный крест — все это само по себе отрывает душу от земли, влечет ее к небу, смиряет сердце, сосредоточивает мысли на предметах божественных. Напротив, произвол в общественной молитве даже богомольного священника постепенно вводит в прелесть, то есть в духовное самообольщение, научает интересовать народ не службой, а своею личностью, делает его не предстоятелем молитвы, а актером, как это бывает у ксендзов.

Людям самолюбивым, а особенно молодым, свойственно показывать пренебрежение ко всему, что они мало понимают, а свои частные преимущества выставлять на вид как самое ценное в жизни. Вот в этом-то печальном свойстве человеческого духа, а кроме того, разумеется, в лености, рассеянности, а иногда и в порочности заключается причина пренебрежительного отношения многих духовных лиц к святым, возвышенным и умилительным церковным молитвословиям и священнодействиям

Такой священник велит пропускать назидательное пение и чтение на клиросе потому, что ему скучно бездействовать, но зато отвратительно вытягивает свои возгласы, вставляет без нужды в службу какой-нибудь безграмотный акафист, опустив боговдохновенные святоотеческие стихиры, лишь бы побольше самому фигурировать пред народом и т.п. Это прелесть тщеславия. Другая прелесть крайней обособленности (индивидуализма) в молитве, когда священнослужитель взирает на общественное богослужение как на будто бы только для него лично существующее. Это часто бывает с иереями-великороссами: они пренебрегают словами апостола: «Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1 Кор 14,17). Я именно имею в виду тех священников, которые всю сущность богослужения полагают в поминовении живых и умерших и большую часть утрени и литургии копошатся у жертвенника, не следя за службой и не слушая ее, а бормоча про себя в продолжение трех часов и более: «Марью, Дарью, Симеона» и пр. Другие читают довольно усердно в алтаре каноны к святому причащению, a сами и ухом не ведут, какой канон и как исполняется на клиросе.

К обособленности или индивидуализму должно отнести и все местные уклонения наши от православного богопочтения, развившиеся под влиянием латинства: стояние на коленях, небрежное возложение на себя крестного знамения, стучание кулаком по груди пред причащением, забвение святых и таинственных дней Великого поста — Мефимонов, Похвалы Пресвятой Богородице, Великосубботней литургии и т.п. При требах — обливательное и крайне небрежно совершаемое крещение, исповедь без прочтения покаянных молитв, причащение без правила, допущение погребать детей без отпевания и многое другое.

Молитва наша сопровождается символом христианства -- крестным знамением, наклонением головы в знак смирения и почтения, а также поясными и земными поклонами (падая на колени и "главу преклоняя до земли", а затем сразу поднимаясь). Кроме того, бывает и лежание ниц с главой преклоненной до земли, например, во время чтения молитв на вечерни в день Сошествия Св. Духа или при великом входе на литургии преждеосвященных Даров. Под влиянием инославного Запада вошло кое-где в употребление и стояние на коленях. Православный устав и обычай такого стояния не знают, оно не имеет места в православной обрядности. С православной точки зрения оно или не имеет никакого внутреннего смысла или выражает чувства полного рабства, несвойственное нам, как сынам Божиим, хотя мы, в знак смирения и послушания воле Его, и называем себя рабами Божиими. Наоборот, земные поклоны, совершаемые касаясь головой земли и сразу поднимаясь, имеют глубокое символическое значение. Они символизируют нашу веру, что через грех мы пали на землю, а через искупление Христово вновь призваны на небо.

Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях - это, по сути говоря, традиция неправославная.
Православие и древнее христианство знает преклонение колен, т.е. склонение на какое-то время в благоговейном поклоне... Либо в земном поклоне покаянном. Но затем и восстание с колен - как образ нашего освобождения, нашего прощения, нашего предстояния перед Богом.

Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это – не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле."

0

7

Лен источник от Митрополита Антония (Храповицкого) ?
http://www.kursmda.ru/books/sermons_met … oc42442189

0

8

пардон, источник не успела скопировать, торопилась
да оттуда, но я брала отсюда http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=321080.0, интересная дискуссия и оч.познавательная. я иногда стою на коленях, особенно по утрам когда на ногах тяжело, думала, что можно...оказывается нельзя. Не буду больше..век живи век учись

0

9

ПОКЛОН В ПРАВОСЛАВИИ!!!

0

10

СТАРЕЦ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ.
Молитва пусть будет с любовью на протяжении всего дня: молитва, тропари, поклоны попеременно. Поклоны, которые мы делаем Богородице, тоже обращены ко Христу, потому что Богородица носит в Себе Христа. Христос — Спаситель наших душ, а Богородица — наша мать, наша великая Заступница.

Поклоны — это прекрасная гимнастика. Хотя мы и не должны совершенно об этом думать, но нет лучшей гимнастики для желудка, внутренних органов, груди, сердца и позвоночника. Это очень полезно, почему же этого не делать? Когда такой подвиг происходит в служении Богу и душа достигает этого поклонения, тогда Наполняется радостью, тишиной и миром. В этом — всё. Тогда и телу доставляется польза. За этим следует и эта польза. Понятно?

В душу приходит мир и тишина, а в тело — хорошее функционирование всех систем нашего организма: циркуляции крови, пищеварительного аппарата, дыхательного, эндокринного, кото­рые имеют непосредственную связь с душой.

http://cs10317.vkontakte.ru/u14723891/-14/x_41d3142c.jpg

0

11

от Пасхи до Троицы не нужно вставать на колени ...(Святейший Патриарх Кирилл)

0

12

Патриарх Кирилл 1 О Святом Духе 2 Когда можно делать земные поклоны

0

13

О земных поклонах

0

14

Азбука Православия. Поклон.

0

15

КОГДА КРЕСТИТЬСЯ, КОГДА КЛАНЯТЬСЯ…

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, как и что делают священнослужители на службе.

Варианты поведения в храме:

1. Простое преклонение головы;
2. Длительное преклонение головы;
3. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола;
4. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли, потом встаем;
5. Стояние на коленях;
6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона

1. Простое преклонение головы

Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
а. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
б. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
в. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
г. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

2. Длительное преклонение головы
а. При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
б. Во время литургии, мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
в. Во время чтения Святого Евангелия.

3. Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
а. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
б. На слова церковных песнопений: припадите, поклонимся.
в. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
г. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
д. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
е. После пения Честнейшую Херувим.
ж. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем (правда сейчас это правило не всегда исполняется).
з. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
и. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
к. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
л. В начале пения молитвы Отче наш.
м. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

4. Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
а. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
в. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
г. До вечера для человека, который причастился.
д. В полиелейные и славословные дни (смотри расписание служб).
е. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день три земных поклона:
a) в то время, когда священнослужители делают земной поклон, а именно при возгласе священника: Святая святым;
b) тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите;
c) когда Чашу последний раз являют верующим, это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, через некоторое время священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков!
В другие моменты делать земные поклоны не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).

5. Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях, молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
а. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров).
б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
в. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
а. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается в самом начале утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
б. При начале пения Символа веры;
в. В начале чтения Апостола;
г. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
д. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

Источник: azbyka.ru

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » Правая вера-ПРАВОСЛАВИЕ-Правильно Славить Бога! » О ПОКЛОНАХ (Поклоны очищают и освящают и тело и душу)