Основы православного учения об антихристе
Учение об антихристе в Ветхом и Новом Завете

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ  ПРООБРАЗЫ
НОВОЗАВЕТНОЕ ОТКРОВЕНИЕ

I. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ  ПРООБРАЗЫ

Ветхий Завет – неотъемлемая часть Библии. В его пророческих книгах присутствуют прообразы грядущих апокалиптических событий, которые во всей полноте раскрываются в свете новозаветного откровения. В этих книгах нет прямого упоминания об антихристе. Однако в них встречается образное упоминание о падшем ангеле, возжелавшем мирового господства, а также образ человека, возжелавшего  править миром по своей воле. Эти образы предвосхищают учение об антихристе, изображая надменный характер и, в то же время, жалкое положение конечных тварных существ, отвергнувших блаженное единение со своим бесконечным нетварным Создателем.

1. В книге пророка Исайи встречается «победная песнь царя Вавилонского», где изображается могущественный земной тиран, возмечтавший о мировом владычестве.  Этот тиран сравнивается с «утренней звездой» - самой яркой на небосклоне. По мнению Святых Отцов, в истории о самозвеличивании и падении тирана иносказательно дан образ падшего ангела, восхотевшего своими ограниченными силами стать равным Создателю. Еврейский эпитет тирана звучит как Хилелъ бен Шахар, что буквально означает «светило» («денница», «сын зари»), в переводе Септуагинты:   «светоносный», в переводе Вульгаты: luciier (люцифер). Эти имена («денница», «люцифер») стали  обозначением падшего ангела. Начиная со Св. Ипполита Римского, этот отрывок пророчества Исайи употребляется как  прообраз богоборческого царства антихриста и его жалкого конца.

Книга пророка Исайи 14:3—27 («Победная песнь на царя Вавилонского»).

(3) И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, (4) ты произнесешь победную песнь  на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! (5) Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, (6) поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. (7) Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; (8) и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» . (9) Ад преисподней пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов , всех вождей  земли; поднял всех царей языческих с престолов их. (10) Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобным нам! (11) В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой! (12) Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. (13) А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме [богов] , на краю севера; (14) взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (15) Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней . (16) Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, (17) вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?» (18) Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; (19) а ты повержен вне гробницы своей , как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, — ты, как попираемый труп, (20) не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется имя злодеев. (21) Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями. (22) И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. (23) И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. (24) С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, (25) чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. (26) Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука простертая на все народы, (27) ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?

2. В Книге пророка Иезекииля встречается видение царя Тира («Слово начальствующему в Тире», «Плач о царе Тирском»). В этом видении описывается могущества царя, возжелавшего стать равным Богу, и гибнущего от ужасного огня. При этом царь называется  «помазанным херувимом», «херувимом осеняющим». Такое наименование уникально в Библии, поскольку ангельское достоинство придается языческому правителю. В святоотеческих толкованиях этот отрывок рассматривается вместе с «победной песнью на царя Вавилонского» пророка Исайи. Этот отрывок многие Святые Отцы относят к падшему ангелу, бывшему в чине херувима, но восставшему против Бога и низверженному с небес. Видения Иезекииля рассматривалось и как прообраз возвышения и падения антихриста.

Книга пророка Иезекииля 28:1—19 («Слово начальствующему в Тире», «Плач о царе Тирском»).

(1) И было ко мне слово Господне: (2) Сын человеческий! Скажи начальствующему в Тире : так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей », и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум свой наравне с умом Божиим, — (3) вот, ты премудрее Даниила , нет тайны, сокрытой от тебя; (4) твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; (5) большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, — (6) за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим , (7) вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красоты твоей мудрости и помрачат блеск твой; (8) низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых. (9) Скажешь ли тогда пред твоим убийцею: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог? (10) Ты умрешь от руки иноземцев смертью необрезанных; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. 

(11) И было ко мне слово Господне: (12) Сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. (13) Ты находился в Едеме, в саду Божием ; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. (14) Ты был помазанным херувимом , чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней . (15) Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. (16) От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий , из среды огнистых камней. (17) От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; зато Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. (18) Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя : и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. (19) Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.
3. В книге пророка Даниила содержатся пророчества о «небольшом роге» и «наглом царе», противоставляющем себя Творцу. Оба образа относились христианскими экзегетами к антихристу как царю, создавшему последнее царство перед Страшным Судом и высокомерно противопоставившем себя Создателю.

Книга пророка Даниила, 2:26—45, 7:1—9:2, 9:21-27, 10:20-12:13

II (1) Во второй год царствования Навуходоносора  снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него... (26) Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его? (27) Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которых царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. (28) Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни . Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: (29) ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе, что будет. (30) А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего. (31) Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его . (32) У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, (33) голени его железные, частью глиняные . (34) Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. (35) Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю .

(36) Вот сон! Скажем пред царем и значение его. (37) Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, (38) и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты —это золотая голова! (39) После тебя восстанет другое царство, ниже твоего  и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею . (40) А четвертое царство будет крепко как железо ; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. (41) А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное , и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. (42) И как персты ног были частью из железа, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. (43) А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечного, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое , но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. (44) И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, (45) так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

VII (1) В первый год  Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. (2) Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, (3) и четыре больших зверя вышли из моря , непохожие один на другого . (4) Первый — как лев, но у него крылья орлиные ; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано было ему. (5) И вот еще зверь, второй, похожий на медведя , стоял с одной стороны, и три клыка  было во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (6) Затем видел я: вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего , и власть дана была ему. (7) После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы ; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него . (8) Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.
(9) Видел я, наконец, что поставлены были престолы , и воссел Ветхий днями ; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь . (10) Огненная река выходила и проходила пред ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели , и раскрылись книги . (11) Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. (12) И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок . (13) Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными  шел как бы Сын человеческий , дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. (14) И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится .

(15) Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. (16) Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною и объяснил мне смысл сказанного: (17) «эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя  восстанут от земли. (18) Потом примут царство святые Всевышнего  и будут владеть царством вовек и во веки веков».

(19) Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, (20) и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, -вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. (21) Я видел, как этот рог вел брань со святыми [Всевышнего] и превозмогал их, (22) доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. (23) Об этом он сказал: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. (24) А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей , и после них восстанет иной , отличный от прежних, и уничтожит трех царей , (25) и против Всевышнего будут произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и Закон , и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени . (26) Затем воссядут судьи  и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. (27) Царство же и власть и величие царственное во всей Поднебесной дано будет народу святых Всевышнего (Израилю), которого (народа) царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться ему . (28) Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем.

VIII (1) В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение после того, которое явилось мне прежде. (2) Видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Эламской, и видел я в видении, — когда я был у реки Улая. (3) Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после. (4) Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него; он делал что хотел и величался . (5) Я внимательно смотрел на это, и вот с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. (6) Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. (7) И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него. (8) Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. (9) От одного из них вышел небольшой рог , который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной [стране] , (10) и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю масть сего воинства ифвезд, и попрал их. (11) И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его . (12) И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.

(13) И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» (14) И сказал: «на две тысячи триста вечеров и утр ; и тогда святилище очистится ».

(15) вот, стал предо мною как облик мужа. (16) И услышал я от середины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! Объясни ему это видение!» (17) И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся  и пал на лице свое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение это относится к концу времени!» (18) И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое (19) и сказал: «вот, я открываю тебе, что будет в последние [дни] гнева, ибо это относится к концу определенного времени. (20) Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский . (21) А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; (22) он сломился , и вместо него вышли другие четыре: это четыре царства восстанут из этого народа , но не с его силою. (23) Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве ; (24) и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых [Всевышнего], (25) и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою. (26) Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам».

(27) И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его.

IX (1) В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского , который поставлен был царем над царством Халдейским, (2) в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам [пророков] число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима .
В 9:3—20 содержится молитва Даниила, обращенная к Богу, с просьбой открыть будущее «народа святых Всевышнего».

(21) Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы (22) и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. (23) В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. (24) Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего , чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк , и помазан был Святый святых . (25) Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до помазанного вождя  семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. (26) И по истечении шестидесяти двух седмин возьмется помазанник, и не будет . Город же и святилище разрушены будут народом вождя , и в конце [этого нахлынет] потоп, и до конца войны будут опустошения . (27) И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения , и будут продолжаться определенные истребления» .

В 10:1—19 в ответ на ожидания Даниила к нему является божественный посланец с откровением:

X (20) И он (посланец) сказал: «Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. (21) Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

XI (1) Итак, с первого года Дария Мидянина  стал я ему подпорою и подкреплением. (2) Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии ; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда уаглится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого. (3) И восстанет царь могущественный , который будет владычествовать с великой властью и будет действовать по своей воле. (4) Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с той властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим , кроме этих.

(5) И усилится южный царь , и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его . (6) Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному , чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и Сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена. (7) Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится . (8) Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного. (9) Хотя этот  и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю. (10) Потом вооружатся сыновья его  и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его .

(11) И раздражится южный царь , и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его . (12) И ободрится войско, и сердце [царя] вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее. (13) Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством . (14) В те времена многие восстанут против южного царя , и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут . (15) И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом , и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять. (16) И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле  поставит стан свой, и она пострадает от руки его. (17) И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные [иудеи] с ним, и совершит это; и дочь жены  отдаст ему, на погибель его , но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. (18) Потом обратит лицо свое к островам  и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него . (19) Потом обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется и падет, и не станет его . (20) На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения, и не в сражении . (21) И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством . (22) И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им , даже и сам вождь завета . (23) Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. (24) Он войдет в мирные и плодоносные страны и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени. (25) Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство . (26) Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых. (27) У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени. (28) И отправится он  в землю свою с великим богатством и враждебными намерениями против святого Завета, и он исполнит его  и возвратится в свою землю.

(29) В назначенное время опять пойдет на юг ; но последний [поход] не такой будет, как прежний, (30) ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские ; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святой Завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святого Завета . (31) И поставлена им будет часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения . (32) Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. (33) И разумные из народа  вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; (34) и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. (35) Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока. (36) И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов: станет говорить хульное , и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо что предопределено, то исполнится . (37) Ни о богах отцов своих он не помыслит, ни [о богах] любимых жен, и никакого божества не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. (38) Но богу крепостей на месте его он будет воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями , (39) и устроит твердую крепость с чужим богом : которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду.

(40) Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, и наводнит их, и пройдет через них. (41) И войдет он в прекраснейшую из земель , и многие области пострадают, и спасутся от руки его только Моав и большая часть сынов Аммоновых. (42) И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. (43) И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Эфиопляне последуют за ним . (44) Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, (45) и раскинет он шатер-дворец свой между морями и горою преславного святилища ; но придет к концу своему, и никто не поможет ему.

XII (1) И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. (2) И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. (3) И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда. (4) А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» .

(5) Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других [ангелов (?)], один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. (6) И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: «когда будет конец этих чудных происшествий?» (7) И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времен и времени и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится. (8) Я слышал это, но не понял и потому сказал? «господин мой! что же будет в конце?» (9) И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. (Ю) Многие очистятся, убеляться и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (11) Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней . (12) Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. (13) А ты иди к твоему концу и упокоишься, и воскреснешь для получения твоего жребия в конце дней».


НОВОЗАВЕТНОЕ ОТКРОВЕНИЕ

В Новом Завете воссоздается целостная картина эсхатологических событий, среди которых особое внимание уделяется образу антихриста как непримиримому врагу Христа и Церкви. Представленный в Новом Завете образ есть предостережение падшему человечеству, отвергающему Бога и ищущего себе властелина в согласии со своими страстями. Таким кажущимся властелином по попущении Божьему может стать человек, наделенный падшими ангелами способностью к ложным чудесам и знамениям, представляющий собой орудие падших духов. Его появление повлечет объединение богоборческих сил на Земле и установление всемирного антихристианского царства, в котором последователи Христа будут подвергаться преследованиям. Конец кратковременному царству этого человека будет положен Самим Иисусом Христом во время Его Второго пришествия и Страшного суда над богоборческими силами мира.

Лжехристы и лжепророки

Евангелие от Иоанна 5:43

«Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин 5:43)

Евангелие от Матфея, 7:15—20

VII (15) Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные. (16) По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (17) Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. (18) Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые . (19) Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь . (20) Итак по плодам их узнаете их.
Приведенное ниже речение включается в эсхатологическую речь Иисуса, произнесенную на Елеонской горе, которая называется иногда «малым Апокалипсисом». Она содержится в Евангелиях от Матфея (24:3—51), от Марка (13:3—37) и в несколько сокращенном виде в Евангелии от Луки (21:5—36).

Мф 24:24; Мк 13:22

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Второе соборное послание апостола Петра, 2:1—3

II (1) Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. (2) И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. (3) И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

«Человек греха, сын погибели»

Второе послание к Фессалоникийцам
апостола Павла. 2:1—12

II (1) Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему: (2) не спешите колебаться умом, не смущайтесь  ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы от нас [посланного] , будто уже наступает день Христов . (3) Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придет], доколе не придет прежде отступление  и не откроется человек греха , сын погибели , (4) противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он (как Бог), выдавая себя за Бога. (5) Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? (6) И ныне [вы] знаете удерживающее, чтобы открыться ему в свое время . (7) Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. (8) И тогда откроется беззаконник, которого Господь (Иисус) убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. (9) Его же пришествие  будет по действию Сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, (10) и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. (11) И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, (12) да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде.

Антихристы

Первое соборное послание апостола Иоанна, 
2:18-23, 4:1-6

II (18) Дети! последнее время . И как вы слышали, что придет Антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы [и] познаем из того, что последнее время. (19) Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши. (20) Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. (21) Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины. (22) Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, от> вергающий Отца и Сына. (23) Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующин Сына имеет и Отца.
IV (1) Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (2) Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; (3) а всякий дух, который не исповедует Иисуса (Христа, пришедшего во плоти), не есть от Бога, но это [дух] Антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже есть в мире. (4) Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (5) Они (лжепророки) от мира, потому [и] говорят по-мирски, и мир слушает их. (6) Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

Второе соборное послание апостола Иоанна, 1:7

I (7) Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса (Христа), пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист.


Откровение Иоанна Богослова

11:1-13, 13:1-18, 14:6-12, 16:1, 10-16, 
17:1-18, 19:17-21


XI (1) И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем . (2) А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца . (3) И дам двум свидетелям Моим (Божиим), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. (4) Это суть две маслины и два светильника , стоящие пред Богом земли. (5) И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. (6) Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращая их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят . (7) И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и победит их, и убьет их, (8) и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, и где Господь наш распят . (9) И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы. (10) И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. (11) Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. (12) И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. (15) И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали хвалу Богу небесному.

XIII (1) И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря  зверя с семью головами и десятью рогами : на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. (2) Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва ; и дал ему дракон  силу свою и престол свой и великую власть. (3) И видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, (4) и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? (5) И даны были ему уста, говорящие богохульно , и дана ему власть действовать сорок два месяца .

(6) И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, (и) всех живущих на небе. (7) И дано было ему вести войну со святыми  и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. (8) И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не записаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. (9) Кто имеет слух, да сльшшт . (10) Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

(11) И увидел я другого зверя, выходящего из земли ; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как, дракон. (12) Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелена; (13) и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. (14) И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. (15) И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. (16) И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, (17) и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. (18) Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть .

XIV (6) И увидел я другого ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие , чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; (7) и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. (8) И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, (город) великий , ибо вином ярости блудодеяния своего напоил все народы. (9) И третий ангел следовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, (10) тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем; (11) и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. (12) Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса.

XVI (1) И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. (10) И пятый (ангел) вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, (11) и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. (12) И шестой (ангел) вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного . (13) И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка  трех духов нечистых, подобных жабам: (14) это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. (15) Се, иду как тать (   = как вор): блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его . (16) И он (зверь) собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон .

XVII (1) И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал (мне): подойди»доскажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих ; (2) с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. (3) И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. (4) И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства ее ; (5) и на челе ее написано имя: тайна , Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. (6) Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим. (7) И сказал мне ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. (8) Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не написаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. (9) Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена , (10) и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть . (11) И зверь, который был и которого нет, есть восьмой и из числа семи, и пойдет в погибель. (12) И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час . (13) Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. (14) Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с ним, суть званные и избранные и верные. (15) И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. (16) И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; (17) потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий. (18) Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

XIX (17) И увидел я одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем пттицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, (18) чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.
(19) И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. (20) И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; (21) а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.