sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ОБЩИЕ ВОПРОСЫ » О Церковной Десятине ! (по примеру Христа )


О Церковной Десятине ! (по примеру Христа )

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Проповедь протоиерея Александра Глебова.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Евангельское чтение:

В одно время подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
Но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

Центром религиозной жизни иудеев был Иерусалимский храм. Это было место, где совершалось богослужение, где люди приносили Богу жертвы, возносили свои молитвы, получали наставление и утешение в нелегких обстоятельствах своей жизни.

Но совершенно естественно, что одними молитвенными воздыханиями храм нормально функционировать не мог. Храм надо было содержать. И содержание Иерусалимского храма стоило очень больших денег.

В соответствии с законом Моисея было установлено, что каждый иудей мужского пола и старше двадцати лет должен был платить храмовый налог, равный двум драхмам. Драхма это греческая денежная единица. И налог на храм обычно назывался дидрахма, то есть («ди», значит две), две драхмы, как он и назван в сегодняшнем евангельском отрывке.

Сбор налога был хорошо организован и ранней весной, по нашему календарю в марте месяце, по всей Палестине объявляли о том, что наступило время уплаты налога. Вот видимо в это время налоговые власти обращаются к апостолу Петру с вопросом, будет ли его Учитель платить налог?

Конечно, вопрос был задан с умыслом и с надеждой, что Христос откажется. Ведь Христос не раз вступал в конфликт с законниками именно потому, что не соблюдал внешние формы благочестия. Это и нарушение субботы, и не соблюдение ритуальных омовений, и общение с грешниками, и так далее. И здесь они надеялись, что Он откажется платить налог на храм и даст духовным вождям еврейского народа очередной повод обвинить Себя в нарушении Закона.

Апостол Петр ответил, что его Учитель заплатит налог. После чего пошел и рассказал об этом Спасителю. И Христос в ответ произнес такую, своего рода притчу. Он говорит: «Как тебе кажется, Симон? цари земные, с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих или с посторонних? Петр ответил Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: Итак, сыны свободны. Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир (это денежная единица); возьми его, и отдай им за Меня и за себя».

Статир был равен четырем драхмам, а как я уже сказал, две драхмы это была подать на храм, значит четыре драхмы это за двух людей, то есть за Самого Христа и за апостола Петра. Что означают эти слова?

На предложение заплатить налог на храм Христос в иносказательной форме говорит следующее. Когда царь облагает народ налогом, то уплата налога не распространяется на его собственную семью, на детей, на близких людей. Собственно, цари и налог-то собирают во многом для того, чтобы содержать свой дом и свою семью.

А храмовый налог собирался для дома Господня. Но Христос-то – Сын Божий. И разве может на сына распространяться обязательство платить налог, который собирался на дом его отца? Я и Отец одно есть, говорил Христос. Так что же Ему надо платить налог Самому Себе, что ли? Но, тем не менее, Он сказал, что налог надо заплатить, заплатить, чтобы нам не соблазнять их.

В Новом Завете слово «соблазн», по-гречески «скандалом», откуда наши скандалы, всегда употребляется в особом смысле. Соблазн означает быть камнем преткновения на чьем-либо пути, побудить кого-либо своими действиями и своим примером сойти с пути истинного и пасть.

Другими словами, Христос ответил апостолу Петру следующее. Я – Сын Божий, и Мне нет необходимости платить налог на храм, который является домом Отца Моего, видимым местом особого Божественного Присутствия. Но если Я не заплачу налог, то Мои действия могут вызвать соблазн в народе, показаться соблазнительными и послужить примером к тому, чтобы и другие люди не платили налог на храм Божий, а значит, его не на что будет содержать.

Вот иногда мы в жизни своей претендуем на то, чтобы быть исключением из правила. И ведь действительно бывают в нашей жизни какие-то неординарные ситуации, когда быстро приходится принимать решение и совершать действия или говорить слова, выходящие как бы за рамки общепринятых норм человеческого общежития.

В таких ситуациях мы себя быстро оправдываем, потому что иначе-то просто и поступить было невозможно в такой ситуации. Это, конечно, случается. Но вот в чем опасность действий такого рода. Особенно если человек обладает авторитетом, то его действия в какой-то исключительной жизненной ситуации, могут быть восприняты другими, как руководство к действию в повседневной жизни, как норма жизни и как модель поведения.

Ну, действительно, если он так поступает, то почему я не могу? Как правильно гласит пословица: дурной пример заразителен. Почему очень важно, чтобы воспитание человека, процесс формирования его личности аккумулировался добрыми примерами и положительными героями.

Но вот еще о чем следует сказать в связи с темой сегодняшнего евангелия. Как вы знаете, в нашей стране не существует налога на храм, кстати, в отличие от многих европейских протестантских стран. Государство финансово не участвует в жизни церкви. Точнее участвует, но в обратном смысле.

Если в древней Палестине чиновники собирали налог на храм, то сегодняшние чиновники собирают налог с храма. И церковь существует исключительно на пожертвования людей. Все то, что мы приобретаем в храме за деньги, будь то свечи, иконы, книги, или плата за молебен, панихиду, крещение, венчание, и так далее – все это не должно восприниматься, как торговая операция. Хотя внешне это может выглядеть именно так: происходит обмен денег на товар или на услугу.

Наверное, налоговая инспекция воспринимает происходящее именно таким образом и никак иначе. Но человек, приходящий в храм, должен понимать, что любой рубль, любая копейка, оставленная им в храме, это не просто покупка чего-либо, это в первую очередь его жертва на храм, на достойное содержание дома Божия.

Да, естественно, с этих средств выплачивается зарплата духовенству, служащим, певчим, оплачивается электричество и все остальные коммунальные службы, эти деньги поддерживают функционирование наших храмов, и к тому же достойное функционирование.

Ведь как важна церковная эстетика. Она во многом определяет внутреннее расположение человека к молитве. Давайте вспомним историю с посольством князя Владимира. Что повлияло на выбор именно православной веры? Ну, конечно, в первую очередь Промысл Божий. Но послы-то на что столь восторженно отреагировали? На великолепие службы и церковного убранства храма Святой Софии в Константинополе.

Ведь не знали православного учения ни сам князь Владимир, ни его послы. В общем-то, толком и не знали, какую веру принимают, но увидели, услышали, приехали в Киев и сказали, мы не знали, где были, на небе или на земле. И Русь стала православной.

И сегодня внешние факторы богослужения оказывают очень большое влияние на нашу духовную жизнь. Ведь каждый прекрасно понимает, что молиться приятней в храме светлом, чистом украшенном, а не где закопченный потолок и ободранные стены. Более расположение к молитве, когда служба идет торжественно и духовенство облачено в ризы по своему материалу и качеству, соответствующие и их сану и тому высокому служению, которое они совершают. Облачение не должно быть похожим на лохмотья, это просто грех. А как возвышает нашу душу хорошее церковное пение, хорошее и по репертуару и по исполнению.

Но для того, чтобы обеспечить этот молитвенный настрой прихожан, нужны деньги. Потому что и реставрация храма, и церковная утварь, и содержание профессионального хора, и строительство новых храмов, да и не только храмы, но и вся церковная структура с духовными школами, с приютами и больницами, которые находятся в епархиальном ведении, и то, что вы меня сейчас слышите, что функционирует радио Санкт-Петербургской Митрополии – все это вместе взятое, требует огромных материальных средств.

Церкви эти средства брать неоткуда. Она получает их как Божью милость через людей, через конкретных людей, в жизни которых храм Божий занимает центральное место, и любовь к Богу которых проявляется не на словах, а на деле. Аминь.

Источник

Отредактировано АННА (2009-08-15 03:18:35)

0

2

«И все драгоцѣнное видитъ глазъ Его». (Iов. 28, 10).

Господь взираетъ не на объемъ, а на содержанiе того, что мы приносимъ Ему. Онъ знаетъ цѣну всего, что мы даемъ. Христосъ сидя въ храмѣ, противъ сокровищницы, слѣдилъ за каждымъ жертвующимъ, и Iуда стоялъ возлѣ Него, на своемъ излюбленномъ мѣстѣ. Вотъ входитъ фарисей, гордою поступью, величественной осанкой, и несетъ золотую монету на виду у всѣхъ. Какъ она блеститъ на солнцѣ, какъ этотъ свѣтъ отражается въ глазахъ Iуды!

Вслѣдъ за этимъ видѣнiемъ человѣческой славы, картина мѣняется: входитъ бѣдная вдова, печальная, изнуренная; исхудалая рука робко достаетъ двѣ лепты изъ подъ ветхой, изодранной одежды, и опускаетъ ихъ въ сокровищницу; съ опущенными глазами, какъ бы пристыженная скудостiю своего приношенiя, она скромно идетъ своею дорогой.

Какъ будто слышится вопросъ Христа, обращенный къ Iудѣ: «сколько она положила»?

«Двѣ лепты, Учитель, что составляетъ кодрантъ», отвѣчаетъ онъ.

«И это все»?

«Все, Учитель, и не стоило приносить этого, — не такъ ли? этимъ не обогатиться сокровищница»!

«Iуда, — говоритъ Учитель, — она принесла больше всѣхъ».

Iуда ошеломленъ, — онъ не можетъ этого понять, и никогда не понялъ. Но глаза Спасителя видятъ «все драгоцѣнное». Онъ видѣлъ побужденiе, видѣлъ любовь этой жертвы.

Какъ измѣнились бы наши сужденiя, если бы мы могли видѣть то, что Онъ видитъ! Но, сердце человѣческое часто унываетъ, жалобный крикъ недоумѣнiя вырывается въ словахъ: но гдѣ же то драгоцѣнное, которое видитъ Господь? есть ли гдѣ нибудь настоящее добро? быть можетъ и не найти его на семъ свѣтѣ? вездѣ одинъ грѣхъ, одно проклятiе, порокъ, неправда, погибель! Однако, вспомнимъ другую сцену: Учитель сидитъ въ домѣ Симона Фарисея. Туда входитъ женщина-грѣшница, при видѣ ея, возмущенный Фарисей размышляетъ въ сердцѣ своемъ. «Если бы Онъ былъ Пророкъ, Онъ зналъ, кто эта женщина, ибо она грѣшница». [Лук. 7, 39].

Пророкъ?!? — да, Онъ прозорливѣе всякаго Пророка. Симонъ видѣлъ въ ней грѣшницу; Христосъ видѣлъ въ ней раскаянiе, сокрушенiе, печаль, жажду избавленiя; и Онъ снизошелъ къ ней, и поднялъ ее изъ глубины отчаянiя и грѣха, поставилъ ее на твердый камень, и вложилъ въ сердце ея новую пѣснь.

Христосъ не смотритъ на грѣховное прошлое, Онъ видитъ новую жизнь, передъ Нимъ открыта свѣтлая будущность.

«И все драгоцѣнное видитъ глазъ Его».

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ОБЩИЕ ВОПРОСЫ » О Церковной Десятине ! (по примеру Христа )