sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год со старцами Псково-Печерского монастыря.


Год со старцами Псково-Печерского монастыря.

Сообщений 61 страница 84 из 84

61

Святое смирение

Архимандрит Кенсорин (Федоров), ныне духовник Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря, в 1962 г. по благословению архимандрита Алипия был послушником у Валаамских старцев. Вот его воспоминания о схимонахе Николае (Монахове).

«Громадное у него было смирение. Однажды, когда приехала мама помогать мне ухаживать за ним, я ей в шутку сказал: “Мама, вот сейчас я проверю смирение отца Николая”. Я подошел к нему и говорю: “Отец Николай, зачем ты обидел мою маму?” Он тут же безо всяких оправданий закричал: “Тетя Зина, прости меня, грешнаго, что я тебя обидел”. И сразу повалился ей в ноги! Ему было 93 года. С трудом я поднял и посадил в кресло этого великого старца.

И маме сказал: “Вот видишь, какое глубокое смирение у старца. Ведь у нас скажи какому-то послушнику, что он чем-то провинился, так он будет оправдываться целый час или тысячу слов скажет в свое оправдание”.

Находясь у него, я постоянно чувствовал, что это святой человек. Отец Михаил (Питкевич) при жизни также постоянно напоминал мне об этом. Всегда, придя его проведать, говорил: “Он благодатный старец. Благодать дается за великий подвиг, а ему дана за великое смирение и любовь”».

О любви

Главное же — это смирение и любовь. Кто много любит, тому многое и простится.

Иеросхимонах Михаил (Питкевич)

2 марта 2012 года

0

62

Подвижники веры

«Каждый год на первой неделе Великого поста, — вспоминет Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины, — нас, группу студентов из духовной академии, отпускали в Псково-Печерский монастырь. Во время постовых богослужений мы пели, вычитывали продолжительные молитвы покаянного характера, участвовали в других работах и послушаниях. Помню, как в субботу на первой неделе Великого поста приехал Псковский митрополит Иоанн (Разумов). «Заходите, ребята! Пойдем к старцам исповедоваться!», — предложил нам владыка.

Мы увидели дивных псково-печерских подвижников: сгорбленного старца Луку; монаха Николая, светлого, как Ангел, но совсем слепого; иеромонаха Михаила, у которого только один глаз немножко видел, но как он принимал исповедь! На каждый грех давал комментарии. Мы признавались ему во всем, как на духу. Этот священник все нам объяснял, потом наставлял со своей точки зрения как подвижник веры и благочестия нашего Отечества...

Мы, студенты, с трепетом и благоговением переступили порог келии, где жил слепой старец Николай. Ему тогда было 89 лет. Его лицо имело ангельский вид, без единой морщины. В белом подряснике, сам весь белый, словно прозрачный, сидел старец на кровати. Сотворив молитву, митрополит Иоанн зашел первым, но старец сказал ему: “Владыка, пропустите сначала владыку, который за вами стоит”. Когда я подошел к нему, сложив руки для принятия благословения, он сказал: “Будешь архиереем!”»

3 марта 2012 года

0

63

Путеводитель по монастырю
Храм в честь преподобномученика Корнилия

В 1986 г. в обители освящен десятый храм, в честь святого преподобномученика Корнилия. Престол поставлен в надвратной башне, созданной по благословению святого игумена Корнилия, и примкнул к храму святителя Николая, его же руками воздвигнутому и им освященному более 450 лет назад. В прежнее время здесь кончалась оградительная стена. Храм устроен над Святыми вратами, ведущими в обитель. По преданию, именно за этими вратами преподобный Корнилий принял мученическую кончину.

4 марта 2012 года

0

64

Псково-Печерский патерик
Преподобномученик Корнилий (1500-1570)

При игумене Корнилии, постриженнике Псково-Печерского монастыря, обитель достигла наибольшего расцвета.

Родители преподобного Корнилия жили в Пскове и звали их Стефан и Мария. Были они знатными людьми. Отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, поэтому родители поместили его на учебу в Мирожский монастырь. Закончив ученье, Корнилий вернулся домой, но пребывание в Мирожском монастыре еще более утвердило его призвание к духовной жизни.

Государев дьяк Мисюрь Мунехин часто ездил в маленькую Печерскую обитель, затерянную среди лесов, и всячески помогал ей. Зная о возникшем у Корнилия желании посетить этот монастырь, однажды Мисюрь привез его в обитель.

Эта поездка окончательно решила судьбу преподобного. Он навсегда ушел из родного дома в Псково-Печерский монастырь. Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве.

5 марта 2012 года

0

65

Псково-Печерский патерик
Преподобномученик Корнилий (1500-1570)

В 1529 г. Корнилий, являвший образец подвижнической богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря. Число братии в годы его настоятельства увеличилось с 15 до 200 человек.

Свои заботы о благочестии и спасении преподобный Корнилий не ограничивал стенами обители, но распространял их далеко за ее пределы.

С начала игуменства преподобного Корнилия усиливается проповедь христианства среди живших вокруг монастыря чуди и сету. Игумен заботился о просвещении и благоустройстве жизни этих народов, наделял их землей и защищал от врагов.

В 1558 г. началась Ливонская война. Настоятель Псково-Печерского монастыря принял самое деятельное участие в оказании помощи Отчизне. В качестве миссионера преподобный Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы. Ревностный распространитель Православия доходил даже до Нового городка (Нейгаузена), лежавшего уже за пределами Русской земли, обращал к православной вере и крестил многих лифляндцев.

В 1500 г. игумен стал орудием дивного дела Божия на радость Православию. Царские воеводы осаждали город Феллин. В праздник Успения Божией Матери Корнилий послал им просфору и святую воду. Лишь только прибыли в русское войско эти благодатные дары, как от русских ядер вспыхнул пожар в осажденном городе. Снаряды и весь запас хлеба у неприятеля были истреблены этим пожаром. Это заставило немцев сдать город русским воеводам, которые в благодарность за чудесную помощь прислали в обитель взятый в Феллине колокол.

6 марта 2012 года

0

66

Псково-Печерский патерик
Преподобномученик Корнилий (1500-1570)

Преподобный Корнилий щедро раздавал пострадавшим во время войны эстам пособия из монастырских запасов.

Несмотря на свою занятость, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 г. в окончательной редакции вышел его труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря...» Преподобный Корнилий описал в своей работе крупные перемены в устройстве монастыря, монастырский быт, охарактеризовал деятельность своих предшественников. Его труд отличается хронологической точностью приводимых данных. Игумен Корнилий и старец Вассиан были для XVI столетия культурными людьми, большими знатоками и любителями книг. В монастыре была собрана солидная для того времени библиотека, непрестанно пополнявшаяся.

Преподобный Корнилий в 1541 г. поставил в монастыре церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Он расширил и украсил монастырь и главный храм его — Успенский. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры.

В городе Нейгаузене он построил православный храм. Кроме того, преподобный Корнилий построил еще две церкви в Эстонии для вновь обращенных. Эти церкви блаженный Корнилий снабдил причтом, а также обеспечил церковной утварью и содержанием. Но вскоре после неудачного для России окончания Ливонской войны храмы эти были разрушены немецкими рыцарями.

7 марта 2012 года

0

67

Псково-Печерский патерик
Преподобномученик Корнилий (1500-1570)

Для предотвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители, игумен Корнилий во время семилетней войны Ивана Грозного с Ливонией (1558-1565) воздвиг вокруг всего монастыря массивную каменную стену (из плит) высотой в 3,5 метра, длиной более 800 метров, а толщиной более 2 метров.

В результате возведения каменной ограды обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение.

Преподобный Корнилий хорошо знал, что одних башен и стен недостаточно для защиты от врага. Поэтому, после постройки стен, над Святыми воротами игумен Корнилий по собственному проекту построил каменную церковь Николая Чудотворца (1565) и тем самым как бы поручил этому истинному защитнику чистоты веры христианской охранять православную обитель на границе с враждебными народами.

Последующие события показали мудрость преподобного Корнилия. Через десять лет после его кончины выстроенные им стены увидели врага. Несмотря на сильный натиск неприятеля, монастырь устоял.

8 марта 2012 года

0

68

Псково-Печерский патерик
Преподобномученик Корнилий (1500-1570)

За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних игумен Корнилий много пострадал от клеветников. В одной древней рукописи, хранившейся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем».

Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия.

Тело игумена Корнилия было положено в «Богом зданной пещере», где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 г. мощи преподобного Корнилия были перенесены из пещеры в Успенскую церковь.

Преподобный Корнилий поистине был для Псково-Печерского монастыря тем, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря. Оба были подлинными основателями своих монастырей и первыми основателями их как монастырей деятельных.

На все времена

Преподобный мученик Корнилий стал святым игуменом обители на все времена ее жизни. Он был и строитель, и миссионер, и летописец, и жизнь его увенчалась подвигом мученичества.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

9 марта 2012 года

0

69

Молитвы о усопших

Следует задуматься: почему наша Православная Церковь в Великом посту устанавливает моления за усопших христиан?

Мне приходят следующие мысли.

Великий пост установлен для особых усиленных великопостных подвигов, молений, для нашего обновления, очищения, покаяния. Но это все может делаться только живыми. Для них пост — они могут еще обновляться, очищаться, исправляться. Но усопшие уже не могут.

Поэтому Церковь земная в эти дни особых подвигов не забывает и своих усопших сродников и вообще усопших, молясь за них и так оказывая любовь им (проявляя тем самым христианскую добродетель, к которой особенно должен стремиться христианин в посту). А также этим Церковь свидетельствует, что Церковь Небесная и земная есть Единая Церковь. Кроме того, во время заупокойной службы Церковь говорит о жизни бесконечной, вечной. Ради нее-то и совершаются христианами великопостные подвиги — чтобы сподобиться им этой бесконечной жизни. А в ней, как говорит в той же службе Церковь, нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Ради этой бесконечной жизни с Богом Церковь и призывает верных еще усиленнее приняться за подвиги Великого поста. А также в заупокойной службе подчеркивается вся «нищета», то есть вся тщетность, земной человеческой жизни, если человек не устремлен душой к Царствию Небесному. И этим Церковь желает оторвать верных от преходящих, земных человеческих пристрастий и подвигнуть христианина к исправлению и к прохождению покаянного подвига поста.

Будем же следовать за Церковью, будем жить ее жизнью, будем ей повиноваться и слушаться ее, а также будем молиться за наших усопших сродников и вообще за всех христиан, в чем да поможет нам Господь Своею благодатию и человеколюбием.

Епископ Феодор (Текучёв)

10 марта 2012 года

0

70

О посте

«А я смотрю так на пост, — говорил иеросхимонах Михаил (Питкевич) другим, — это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте — это сердце сокрушенное, с искренним покаянием и смирением: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. Надо тебе работать, живешь в миру, нужны силы, — [но] не лакомься, не услаждайся, не позволяй себе излишества, и если по необходимости придется съесть тебе и в посте яйцо или молоко, Господь не взыщет, не вменит во грех... Какой бы ты ни соблюдала пост, даже самый строгий, если без истинного покаяния, то Господь не приемлет его. Такой пост не приведет ни к спасению, ни к утешению. Главное, внутри очищай сердце».

Время спасения

Надо нам всем помнить, что мы теперь еще живем в спасительное время, во время благодатное, когда Спаситель мира Христос готов принять и спасти всякого грешника, воздохнувшего к Богу о своем спасении.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

11 марта 2012 года

0

71

Псково-Печерский патерик
Архимандрит Алипий (Воронов И.М.)
(1914-1975)

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 г. в бедной крестьянской семье в подмосковной деревне Тарчиха.

В 1927 г. переехал в Москву, где в 1931 г. окончил среднюю школу, продолжая помогать своей больной матери. С 1933 г. трудился рабочим на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников. После службы с 1935 г. в армии окончил в 1941 г. художественную студию при ВЦСПС. С 1942 по 1945 г. он находился в действующей армии, имел награды. После войны был принят в союз московских художников.

С юных лет Иван Воронов имел глубокую веру и хотел выразить ее в служении Церкви. 27 февраля 1950 г. он поступает послушником в Троице-Сергиеву лавру. 15 августа того же года был пострижен в монашество с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. В сентябре 1950 г. рукоположен во иеродиакона, а на праздник Покрова Пресвятой Богородицы — во иеромонаха с назначением ризничим лавры.

12 марта 2012 года

0

72

Псково-Печерский патерик
Архимандрит Алипий (Воронов И.М.)
(1914-1975)

В 1952 г. отец Алипий был награжден наперсным крестом, в 1953 г. возведен в сан игумена. Вместе с несением послушания ризничего ему поручено было руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в лавре. Затем до 1959 г. принимал участие в восстановлении и украшении ряда московских храмов.

В 1959 г. отец Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Его пастырская ревность ко благу обители, усердие к служению, его таланты сразу же вызвали к нему особенную любовь братии монастыря, верующих печерян и псковичей, всех паломников. Духовник монастыря иеросхимонах Симеон (Желнин) вдохновил его на предлежащий подвиг: «Действуй, тебе ничего не будет!»

Отец Алипий имел дар слова. Не раз приходилось слышать от паломников: «Поживем еще недельку, может, услышим проповедь отца Алипия». В своих поучениях он поддерживал унывающих, утешал малодушных: «Братия и сестры, вы слышали призывы об усилении антирелигиозной пропаганды, вы головы не вешайте, не унывайте, это значит — им туго стало». — «Страшное дело — примкнуть к толпе. Сегодня она кричит: “Осанна!” Через четыре дня: “Возьми, возьми, распни Его!” Поэтому там, где неправда, “ура” не кричи, в ладоши не хлопай. А если спросят: “Почему?” — отвечай: “Потому что у вас неправда”. — “А почему?” — “Потому что моя совесть подсказывает”. — “Как узнать Иуду?” — “Омочивый руку в солило, тот Меня предаст”, — сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место. Старшие еще не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растет будущий Иуда. На 12 — один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие, садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку, не бери и ты. Старшие взяли ложку, тогда возьми и ты. Старшие начали кушать, тогда начинай и ты”». Так поучал в проповедях отец Алипий.

13 марта 2012 года

0

73

Псково-Печерский патерик
Архимандрит Алипий (Воронов И.М.)
(1914-1975)

Отец Алипий всегда помогал нуждающимся, многие просящие получали от него помощь. За это немало пришлось потерпеть ему. Он защищался словами Священного Писания о необходимости творить дела милосердия и утверждал, что эти дела не могут быть запрещенными, это неотъемлемая часть жизни Святой Православной Церкви.

Как иконописец и реставратор, он позаботился отреставрировать темный иконостас Успенского храма, внутреннюю роспись Михайловского собора, Никольский храм (восстановил тябловый иконостас, отреставрировал икону святителя, расширил храм за счет башни, укрепил стены, восстановил купол). Шесть икон Божией Матери в Никольской часовне написаны при его участии и руководстве.

14 марта 2012 года

0

74

Псково-Печерский патерик
Архимандрит Алипий (Воронов И.М.)
(1914-1975)

Была восстановлена крепостная стена-ограда с боевыми башнями и переходами, восстановлены их покрытия.

Отец Алипий отличался особой силой духа. На глазах у посланцев властей он сжег распоряжение о закрытии Псково-Печерского монастыря и сказал: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою». Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!» Пришедшие обратились в бегство. Отец Алипий не раз писал ответы на клеветы о ПсковоПечерском монастыре и написал в «Журнал Московской Патриархии» статью о преподобном Корнилии, против искажения истории.

Отец Алипий защищал верующих людей пред сильными мира сего, заботился об устройстве их на работу. Был приветлив и общителен, с любовью принимал посетителей, давал мудрые ответы. Когда его спросили гражданские посетители, как живут монахи, то он обратил их внимание на богослужение, которое совершалось в Успенском храме. «Слышите?» — спросил он. Посетители ответили: «Слышим». — «Что слышите?» — «Монахи поют». — «Ну вот, если б монахи худо жили, то не запели бы».

Когда верующие разделывали в монастыре клумбочки, власти спросили: «Кто у вас работает и на каком основании?» Отец Алипий ответил: «Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле». И вопросов больше не последовало.

15 марта 2012 года

0

75

Псково-Печерский патерик
Архимандрит Алипий (Воронов И.М.)
(1914-1975)

Во время эпидемии ящура он разъяснял, чтобы служение в храмах не прекращалось, так как коровы в храмы не ходят и ни одно учреждение не прекращает своей работы по случаю ящура. Когда не разрешали посещать пещеры, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие люди имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких, особенно погибших в Великую Отечественную войну. Был прислан указ, чтобы панихиды в пещерах не служили. Но панихиды продолжали служить. Вопросившему отца Алипия, получил ли он указ, наместник ответил, что получил. «Почему же не выполняете?» — последовал вопрос. Отец Алипий ответил, что этот указ написан под давлением по слабости духа, «я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом». И служение панихид в пещерах не было прервано.

В начале 1975 г. у отца Алипия случился третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали: «Где твоя келья?» — он показывал на гроб и говорил: «Вот моя келья».

16 марта 2012 года

0

76

Псково-Печерский патерик
Архимандрит Алипий (Воронов И.М.)
(1914-1975)

В последние дни его жизни при нем находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь. 12 марта 1975 г. в 2 часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла, какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем».

Краски подали, но руки его уже не могли действовать. В 4 часа утра архимандрит Алипий тихо и мирно скончался.

Отпевание и погребение отца Алипия было совершено митрополитом Иоанном с собором монастырского и приезжего духовенства. Утрату глубоко переживали даже и гражданские руководители. Людей не радовало веселье Масленой недели, на которой последовала смерть отца Алипия. Выражая нашу любовь к отцу Алипию, мы поминовением отмечаем день его памяти, день, когда он завершил свое добровольное бескровное мученичество, и снова напоминаем вам, дорогие братья и сестры, апостольские слова: Поминайте доброго пастыря, почившего наставника отца архимандрита Алипия, и, взирая на окончание его жительства, подражайте вере его. Аминь.

Из воспоминаний архимандрита Нафанаила (Поспелова)

Человек Нового Завета

Выполнять требования Нового Завета, конечно же по личной греховности нашей, гораздо труднее, но и насколько прекраснее в этом случае бывают результаты! Какой сонм святых явил он миру, какие вершины человеческой святости!

Епископ Феодор (Текучёв)

17 марта 2012 года

0

77

Добро ради Христа

Одна прихожанка Псково-Печерского монастыря вспоминала об архимандрите Алипии.

«Была у меня знакомая, дочь которой выпивала. Причем пила она вместе с NN. Был он верующим, но в храме я его никогда не видела. Однажды смотрю — на всенощной стоит NN. Стоит и не уходит. Служба-то длинная. И он достоял до конца. Через несколько дней дочка моей подруги рассказывает мне, что они вдвоем с NN смеялись над доверчивостью отца Алипия и пили на его деньги, которые NN получил от батюшки якобы на дорогу домой. Отец Алипий ему поверил, дал денег и сказал, чтобы он отстоял всю всенощную службу.

Я возмутилась и при ближайшей возможности рассказала отцу Алипию, что его обманули. В ответ отец Алипий сказал:

— Был у меня NN. Я дал ему денег на дорогу... — И, подумав, добавил: — Я делаю добро ради Христа и Божией Матери.

В подтверждение он привел рассказ, прочитанный в житиях святых:

— У некоего вельможи нищий попросил милостыню. Надо же было случиться, что у вельможи на этот раз не оказалось с собой денег. Тогда он снял с себя дорогую накидку и надел ее на нищего. Нищий ушел, а слуги начали укорять вельможу, уверяя его в том, что нищий продаст накидку, а деньги пропьет. Вельможа расстроился. А ночью он увидел во сне Спасителя, на плечах Которого была дорогая накидка вельможи...»

18 марта 2012 года

0

78

О тщеславии

Господи! Мы еще страдаем тщеславием, то есть тщетной славой. Тщеславный, сам того не замечая, в душе постоянно «трубит перед собой». Святой Иоанн Лествичник называет тщеславного христианина идолопоклонником. Тщеславие столь тонкий и отвратительный вид духовной гордости, что оно старается быть при всяком добром деле. Послушайте, как говорит об этом грехе святой Иоанн Лествичник, и кайтесь Господу, узнавая себя, свое тщеславие в этих образах: «Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю пищу — опять тщеславлюсь благоразумием. Одевшись в светлую (красивую) одежду — побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, опять тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда иголками кверху».

Мы любим похвалы! Если совестно, что хвалят в глаза, то хочется, чтобы хвалили нас заочно и думали о нас хорошо. Господи, прости нас, мы все страдаем этим недугом!

Архимандрит Иоанн (Крестъянкин)

19 марта 2012 года

0

79

Великая Помощница

У наших душ всегда есть надежное духовное пристанище — Пречистая Матерь Божия, помогающая нам в борьбе с греховными нашими страстями. Всегда готова Она, в ответ на наши искренние молитвы, покрыть, защитить нас небесным Своим покровом как от приражений собственных наших грехов, так и от злобы греховного мира.

В бедах и обстояниях, когда порой кажется нам, что нет уже никакого выхода из сложившегося тяжкого положения, вспоминайте, вспоминайте непременно, что у всех нас есть Великая Помощница, что есть Она и у каждого из вас — как бы ни были мы с вами грешны и недостойны молитвенного Ее покровительства и защиты. Все равно притекайте к Ней как к Великой Надежде нашей и Заступнице пред Сыном Ее и Господом, — и Она подаст нам руку небесной Своей помощи и покроет нас чудесным Своим покровом.

Епископ Феодор (Текучёв)

20 марта 2012 года

0

80

О миротворчестве

Миротворчество заключается не только в том, чтобы помирить ссорящихся, но и в том, чтобы успокоить и умиротворить души окружающих, внушить им веру и надежду, примирить их с Богом, жизнью, миром и людьми. Обладая духовным здоровьем, миротворец и окружающим внушает бод­рость, радость, мир. Если мы, не достигшие еще духовного совершенства, желаем жить со всеми в мире, любви и согласии, то ради этой высокой цели должны смирить себя до предела, до глубины души. Должны у восстающего на нас человека искренне просить прощения, во всем обвиняя себя, даже подарок хорошо бы преподнести ему ради мира, а главное — усиленно молиться за него.

Если же мы хотим примирить близких родственников или друзей, враждующих между собою, то пре­жде всего должны в молитве обратиться за помощью к Божией Матери и к тем святым, имена которых носят враждующие. Молитва — это надежное духовное средство и оружие в борьбе со злою силою. Молитвой погашаются гнев, раздражение, злоба, зависть, ненависть, ссоры — все страсти и пороки. Молитвой водворяется в душе мир, покой и тишина... святость!

Схиигумен Савва (Остапенко)

Благодари Бога

Святые отцы учат, что благодарность (Богу, да и всякому человеку) есть залог новых нам благодеяний. Благодари Бога и за болезнь — и болезнь пройдет.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

21 марта 2012 года

0

81

Что самое важное?

«Что самое важное в жизни?» — спросил духовный сын старца иеросхимонаха Михаила.

«Любовь, — ответил он. — Никогда никого не осуждай, не имей врагов, каждого уважай. В жизни избегай всего, что делает тебя горделивым и что нарушает твое душевное спокойствие. Самая лучшая молитва — это, как ты и сам говоришь: “Да будет воля Твоя”.

Искреннее покаяние покрывает все грехи. Всегда помни, что все треволнения в этой жизни пред­назначены сделать нас наиболее чуждыми миру сему. Следовательно, они ведут нас к лучшей жизни. Наружное благочестие, набожность, молитвенные песнопения, бдения и посты хороши сами по себе и необходимы, но лишь как обрамление напряженной внутренней жизни: смирения, непрекращаю- щейся молитвы, веры в Бога и так далее. Если второе отсутствует, то и от первого не много толку.

Ты знаешь о разговоре дьявола с преподобным Макарием Великим, что описан в “Патериконе”? Дьявол выразил недовольство святому тем, что тот сильно досаждал ему. Святой спросил: “Чем?” — “Ну, — отвечал дьявол, — всё, что ты делаешь, и я делаю, и даже больше. Ты постишься время от времени, а я никогда не ем. Ты часто проводишь ночи в бдениях, а я никогда не сплю. И есть только одна вещь в тебе, недостижимая для меня”. — “Какая же это вещь?” — спросил преподобный дьявола. — “Твое смирение побеждает меня, Макарий!” — воскликнул дьявол.

Если хочешь быть смиренным, — продолжил старец, — никогда не проси и тем более никогда не добивайся какого-нибудь выгодного места, положения, почестей, привязанностей — ничего; но, с другой стороны, никогда и не отвергай ничего, предложенного тебе от доброго сердца и с добрым намерением».

22 марта 2012 года

0

82

Рассказ отца Алипия

«У меня был друг, который служил на военной службе. Начальник подразделения был очень злым, даже свирепым человеком, все его боялись. И когда он проходил где-либо, то все прятались от него, но если он кого встретит — обязательно сделает выговор, хотя человек совсем и не виноват. Мой друг рассказывал дальше: «Неужели в этом человеке живет Сын Божий? Да, живет; так же, как и во всяком человеке. Я стал утверждать себя в этой мысли внутренне, никому ничего не говоря, молился за него. Он стал относиться ко мне еще хуже, он сильно ненавидел меня. Но я продолжал думать, что он хороший.

Три года я так думал, и вот что получилось. Он вдруг изменился, стал очень добрым ко мне и ко всем моим товарищам. Однажды он зашел ко мне в землянку и сказал: "Разреши мне у тебя отдох­нуть, у тебя так хорошо!” На это я ответил: "Нет, у меня не хорошо, у тебя в землянке, как у началь­ника, должно быть лучше”. Он сказал: "Нет, у тебя очень хорошо”. С тех пор он изменился и стал другим человеком, так что все удивлялись этому».

23 марта 2012 года

0

83

Знамя христиан

Святой Крест — это знамя христиан. И подобно тому как воины во время сражения укрепляются духом, видя свое развевающееся боевое знамя, так и мы мужаем в наших великопостных борени­ях с грехом при виде нашего христианского знамени — Креста Господня!

Благоговейно глядя на него, мы каждый раз еще более осознаем и говорим себе: разве могут сравниться твои трудности и твои скорби с теми действительно великими трудами и муками, какие понес на Себе Муж скорбей, Подвигоположник и Господь наш Иисус Христос?

Разве тебя заушают, как делали это со Спасителем? Разве плюют на тебя и поносят тебя? Разве тебя подвергают бичеванию, как Христа? Разве ты пригвожден ко кресту, как Господь? Разве ты про- боден в ребра и тебе подается желчь и оцет — уксус вместо питья, как Ему?

Нет, твои скорби не таковы, и далеко им до всего того, что пришлось испытать Господу! По срав­нению с Ним твои скорби ничтожны! Вспомни святых мучеников, свидетелей веры Христовой. Какие они претерпели ужасные страдания! Одних избивали, другим вырывали зубы и выкалывали глаза; у некоторых отрезали языки и сосцы, отрубали руки и ноги; некоторых пригвождали ко кресту, иных бросали зверям на съеденье; кого-то топили, а кого- то сжигали... И глядя на Крест Господень, разве не скажешь ты честно себе: напрасны мои сетования, и скорби мои — это еще не скорби, и усталость моя — это еще не усталость, и нет у меня никаких истинных поводов жа­ловаться на маленькие трудности того же поста.

Подобно тому как путники, идя дальним, пустынным и жарким путем, находят вдруг пышнолиственное тенистое древо и, отдохнув под ним, с новыми силами устремляются в путь, точно так же и мы духовно укрепляемся под древом Честнаго Креста Господня, под его спасительной сенью, раскинувшейся над всем нашим Божиим миром. И вот, глядя на это орудие Страстей Христовых, разве не скажешь ты наконец: я готов, Господи, и далее со смирением и радостью продолжать свой путь в Великом посту, с еще большим рвением устремляясь к его окончанию — к радости Твоего, Христе Боже, Пресветло- го Воскресения, к радости содеянного Тобой духовного воскрешения мира. Сие же и буди, буди!

Епископ Феодор (Текучёв)

24 марта 2012 года

0

84

Время спасения

Главное в молитве — не от нас, а от Бога, от Духа Святого, от благодати во имя Христово. А так как Бог открывается только достойным этого, то нам, недостойным, бывает трудно молиться или иметь беседу, общение с Богом: это неестественно для нас. А все неестественное — тяжко. Вот почему молитва

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

25 марта 2012 года

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ » Год со старцами Псково-Печерского монастыря.