sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Любимый святой

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Любимый святой
Протоиерей Андрей Ткачев

Так сложилось (не по случаю, а по Промыслу), что о самых любимых святых мы меньше всего знаем. Речь идёт о Божьей Матери и о святом Николае. Смирение не ищет показать себя и прославиться. Смирению хорошо в тени, поэтому и «Благословенная между женами», и самый любимый на Руси святой прожили так, что известных фактов их земной жизни очень немного. Тем ценнее та слава, которую они приобрели после ухода из этого мира. Трудно найти христианский город на карте мира, где Матерь Божия не проявила бы Свою чудотворную любовь, исцеляя, защищая, вразумляя нуждающихся в помощи людей. Это касается и Мирликийского архиепископа.

Его помощь быстра и удивительна. Он и строг, и милостив одновременно. Из угла, где горит лампадка, он внимательно смотрит на простолюдина и на толстосума. В каждом храме есть его образ, и даже если мы больше никого из святых не знаем, то, увидев Николая, сразу чувствуем себя в храме как дома. Одно чудо из тысяч мне хочется вспомнить и пересказать.

Этот случай описан у С. Нилуса в одной из его книг. Речь там шла о воре, который имел суеверную любовь к Угоднику, и всякий раз, идя на воровство, ставил святому свечку. Не смейтесь над этим вором, братья. Это только со стороны кажется, что глупость очевидна. При взгляде изнутри зоркость теряется, и мы сами часто творим неизвестно что, не замечая нелепости своих поступков. Так вот, вор ставил святому свечи и просил помощи в воровстве. Долго всё сходило ему с рук, и эту удачу он приписывал помощи Николая. Как вдруг однажды этот по особенному «набожный» вор был замечен людьми во время воровства. У простых людей разговоры недолгие. Грешника, пойманного на грехе, бьют, а то и убивают. Мужики погнались за несчастным. Смерть приблизилась к нему и стала дышать в затылок. Убегая от преследователей, он увидел за селом павшую лошадь. Труп давно лежал на земле, из лопнувшего брюха тёк гной, черви ползали по телу животного, и воздух вокруг был отравлен запахом гнили. Но смертный страх сильнее любой брезгливости. Вор забрался в гниющее чрево и там, среди смрадных внутренностей, затаился. Преследователям даже в голову не могло прийти, что убегавший способен спрятаться в трупе. Походив вокруг и поругавшись всласть, они ушли домой. А наш «джентльмен удачи», погибая от смрада, разрывался между страхом возмездия и желанием вдохнуть свежего воздуха.

И вот ему, едва живому от страха и вони, является Николай. «Как тебе здесь?» — спрашивает святитель. «Батюшка Николай, я едва жив от смрада!» — отвечает несчастный. На что святой ему отвечает: «Вот так мне смердят твои свечи».

Комментарии кажутся излишними. Мораль — на поверхности. Молитва грешника смердит, а не благоухает. Нужно не только молиться, но и жизнь исправлять, по мере сил. Так? Так. Но это выводы верхнего слоя. Есть здесь и более глубокий урок. И как говорил кто то из литературных героев: «Так то оно так, да не так».

Николай всё же спас грешника! Молитва хоть и смердела, но до святого доходила, и в нужное время Николай о грешнике вспомнил. Пусть моя свеча ныне смердит, пусть она ещё долго смердеть будет (ведь не скоро запах выветривается), но я всё равно её ставить буду.

Молиться чисто и горячо, как свеча горит, в один год не выучишься. Молиться так, чтобы Богу это приятно было так, как нам ароматом кадила дышать, — это труд всей жизни. И радуюсь я, что Господь накажет, и Он же потом пожалеет. А святые в этом Богу подобны.

Или вот ещё случай. Дело было в Киеве при немецкой оккупации. В одной семье умирает мать. Остаются трое детей, мал мала меньше, а отец — на фронте. Дети кладут маму на стол. Что дальше делать — не знают. Родни никого, помочь некому. Знали дети, что по покойникам читать псалмы надо. Псалтири под руками нет, так они взяли акафист Николаю, стали рядышком у мамы в ногах и читают. «Радуйся, добродетелей великих вместилище. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче. Радуйся, добрый человеком наставниче». Конечно, какая тут радость. Один страх и горе. Но читают они дальше и доходят до слов: «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление...» И на этих словах — Свят! Свят! Свят! — мама открыла глаза и села. Пожалел Угодник. Приклонился на детские слёзы.

Образ Николая созвучен и понятен нашей душе. Святой по себе книг не оставил. И народ наш больше верит делу сделанному, чем слову сказанному. Николай нищих любит, а у нас почти вся история — сплошная история нищеты, простоты и убожества. Когда итальянцы тело святого украли и к себе увезли, появился праздник «летнего Николая». Греки его до сих пор не признают, а предки наши этот праздник по особому осмыслили.

Деды дедам сказывали, что сошли как то с небес Николай да Касьян по земле походить, помочь, может, кому. Глядь — а в глубокой луже мужик с телегой завяз. «Пойдём, — говорит Николай Касьяну, — подсобим мужичку». А Касьян говорит: «Неохота ризы райские пачкать». Ну, Никола, делать нечего, сам в грязь полез и телегу вытолкал. Умилился Господь на такое человеколюбие и дал Николе два праздника в год — летом и зимой. А Касьяну — раз в четыре года — 29 февраля. Вот так.

В общем, с Писанием мы до сих пор плохо знакомы, невежества и грубости у нас тоже хватает. Даже поделиться можем. Но если увидит наш человек икону Николы Угодника, сразу три пальца щепоткой сложит и перекрестится. Скажет: «Радуйся, Николае, великий чудотворче», — а Николай с небес ответит: «И ты не горюй, раб Божий. Прославляй Господа Вседержителя и словом, и делом».

Много святых на земле было, много ещё будет. Но мы так к Чудотворцу привязаны, будто живём не в нашей полуночной стране, а в Малой Азии, и не в эпоху интернета, а в IV веке, в эпоху Первого Вселенского Собора. И это даже до слёз замечательно.

источник
житие святителя здесь
акафист тут

0

2

В Православии не принято считать кого-либо из святых первым, вторым... Все велики по-своему, у каждого был свой подвиг покаяния и познания своей немощи, но святитель Николай, несомненно, особенный для нас, и один из самых любимых. Его почитание так велико и значимо для Православной Церкви, что в седмице ему даже посвящен, наряду с апостолами, один день — четверг.Он был "правилом веры"(тропарь святому) и был исполнен любовью к Богу и  людям. Господь даровал ему силы сверхъестественные- дар чудотворения : не чудо ради чуда,но для дел любви. Одна из черт его служения -святая ревность о Боге. Сей "образ кротости" (тропарь святому) ,когда надо было постоять за истину ,не отмалчивался ,а вознес слово правды  и заушил еретика Ария. Мы должны не только  углубляться во благочестивое чтение,но уметь дать достойный ответ вопрошающему у нас  о нашем уповании.Должно постоять за православие,за святую веру,сохранить величайший  дар, врученный нам небесным промыслом,дабы не потерять его .

священник Валерий Мешков

0

3

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Варфоломей! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с великим для нашей земли праздником памяти святителя и чудотворца Николая, великого угодника Божиего, к которому народ наш притекает с горячей верой и надеждой на его предстательство пред лицом Всевышнего, и не посрамляется в своей вере, потому что святитель Николай слышит наши молитвы, слышит наши воздыхания и отвечает на наши просьбы. Именно в этой обратной связи и заключена вся сила религиозного опыта человека. Именно потому, что небеса отвечают, именно потому, что мы чувствуем присутствие святых угодников Божиих в нашей жизни, мы и обращаем к ним свою молитву.

проповедь Патриарха

Святитель жил в трудное время. С одной стороны, Церковь в Римской империи была легализована, гонения прекратились. С другой — огромное количество язычников, которые еще вчера с недоумением или презрением взирали на христианство, оказались в ситуации, когда быть христианином стало, по меньшей мере, безопасно, а иногда и выгодно. Тогда многие устремились в Церковь — и не просто устремились, но попытались навязать ей законы земной жизни, стремясь делать в Церкви карьеру, перенося в ее внутреннюю, духовную жизнь стихии мира сего.

В это время в Церкви начинаются внутренние брожения. Те, кто пришел извне, привнес в Церковь не только свой образ жизни, но и свое мировоззрение, свои знания, которые в то время питались классической языческой школой. Их образование было далеко от христианства, и, желая соединить свое языческое мудрствование с основами христианской веры, многие стали привносить в эту веру то, в чем они были воспитаны. В результате Церковь столкнулась с таким явлением, как ересь, потому что люди, не имевшие духовного опыта, не имевшие внутренней силы духа, опыта молитвы и смирения, привносили в Церковь свое собственное «я», а вместе с этим «я» — свое мнение, свои убеждения, которые нередко входили в противоречие с апостольской проповедью.

По милости Божией именно в эту эпоху начинаются Вселенские Соборы, которые были призваны защитить Церковь от лжеучений, сохранить неповрежденной ту веру, которой были научены апостолы от Самого Христа Спасителя и которую они передали последующим поколениям епископов и всему народу Божиему. И в это же сложное время Господь воздвизает и великого Своего угодника, молитвенника, духовную опору для многих — епископа Мир Ликийских Николая, ставшего чудотворцем и всемирным светильником.

Непросто было святителю Николаю отстаивать Православие. Об этом мы знаем из истории Церкви: он был среди отцов I Вселенского Собора, где боролся с Арием, понимая всю пагубность для Церкви его лжеучения, которое, опираясь на античную логику, пыталось низвергнуть самое основополагающее, что было в христианстве, — веру в то, что Иисус Христос есть Сын Божий.

Много претерпел святитель и чудотворец Николай, и неслучайно в день его памяти, как и в день памяти большинства святителей, читается Евангелие от Луки, в котором содержатся четыре из девяти заповедей блаженства. Все эти заповеди связаны со скорбью, со слезами, с голодом, с нищетой, с гонениями, и особенно значительно звучит последняя из них: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и отлучат вас, и будут поносить вас, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого. Радуйтесь и веселитесь тогда, ибо награда ваша велика на небесах» (см. Лк. 6:22-23). Эти слова Спасителя означают, что слово о Нем, слово о Боге, слово Церкви никогда, ни в одну эпоху, не станет легким для восприятия людьми. Ведь для того, чтобы принять эту Божию истину, чтобы принять это величайшее небесное откровение, нужно во многом отказаться от самого себя, нужно переменить образ жизни, образ мысли по заповедям Божиим, а это очень трудно.

Но ведь слово Божие разит, как обоюдоострый меч. Нельзя сделать вид, что его не существует — слово Божие есть постоянный вызов человеческому уму и человеческой совести. Именно поэтому те, кто не способен принять это слово, те, кого оно больно обжигает, отказываются его принять; и тогда они поносят тех, кто это слово провозглашает.

Такова в первую очередь участь преемников апостолов — епископов Церкви Божией, на которых лежит вся ответственность по сохранению веры в народе, по научению каждого последующего поколения людей истинам, которые открыты нам Богом через Сына Своего. Именно поэтому сегодня, в день памяти святителя Николая, как в день памяти каждого из святителей, то есть епископов, прославленных в лике святых, в Церкви Божией читаются эти слова.

Нередко сталкиваясь с человеческой злобой, с неправдой, с кощунством, мы глубоко переживаем это, в том числе переживаем лично. Но для архиереев Божиих это утешение, ибо слова Господни свидетельствуют о том, что брань между светом и тьмой, между Богом и диаволом, между правдой и ложью никогда не закончится, пока не приидут новое небо и новая земля (см. Откр. 21:1). И одновременно это слова утешения для каждого верующего человека, ведь Евангельское слово обращено не только к архиереям, н ко всему народу Божиему. Это значит, что каждый верующий, если он осознанно воспринимает свою веру, если он стремится жить по законам этой веры, тем более если он проповедует правду Божию, — становится неприемлемым для тех, кто эту правду оскорбляет. А в истории было всякое — и клеветали, и отлучали, и поносили лишь за христианские убеждения…

Сегодня мы живем в то время, когда свидетельство о Христе особенно востребовано людьми. Многие понимают, в каком тупике оказывается все человечество, весь человеческий род, и жаждут услышать это свидетельство, принесенное в мир Господом нашим и Спасителем. Но всегда были, есть и будут люди, которые не только не примут этого свидетельства, но и обрушат свой гнев и свою злобу на тех, кто проповедует Христа. Именно поэтому Церковь Божия, пребывающая в человеческой истории, именуется Церковью воинствующей, — потому что она борется за то, чтобы мир Божий восторжествовал в роде человеческом. Она не борется с оружием в руках — она борется со словом Божиим в руках и в сознании.

И к этой борьбе причастны не только архиереи и священнослужители, но и весь народ Божий. И, может быть, главный вывод, который мы сегодня должны сделать из этого Евангельского чтения, из празднования памяти святителя и чудотворца Николая, — то, что все мы, и священнослужители, и миряне, причастны его делу, причастны тому, к чему Господь всех нас призвал. Это наш долг — проповедовать Христа распятого (см. 1 Кор. 1:23) и Воскресшего, проповедовать и утверждать в мире мир Христов.

Мое особое слово сегодня обращено к недавно рукоположенным архиереям, которым предстоит созидать жизнь Церкви, обустраивая новые епархии: нести архиерейское свидетельство туда, где его часто не было, сталкиваться с теми вызовами, с которыми они как священнослужители ранее не сталкивались. Помните, братие, и пример святителя Николая, и те Евангельские слова, что сегодня были возглашены всем нам. Пусть эти слова отобразятся в вашей душе, в вашем сознании, в ваших делах. Пусть эти великие слова отобразятся в жизни всех нас, всей нашей Церкви, идущей по пути великого и судьбоносного свидетельства о Христе распятом и Воскресшем. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

0