Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ОБЩИЕ ВОПРОСЫ » Почему нам не хватает времени?


Почему нам не хватает времени?

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Сокращение времени

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100447/44793.p.jpg

На лето мы, как водится, уезжали в деревню, к бабушке. Жили в маленьком домике, построенном из глины и дерева, почти целиком лишенные всего, что называется цивилизацией. Вечера коротали при свете керосиновой лампы, слушая сказки. Каким богатым казался тогда мир, полный тайн и красоты! Я словно жил в каком-то другом времени, был частью другой истории, открытой в вечность. Теперь времени становится все меньше.

Время летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. Вы заметили это?
Нам некогда почитать книгу, подумать о своем, встретиться с близкими друзьями, не остается времени даже на то, чтобы побыть с детьми и своей спутницей по перепутьям сей жизни.

Ученые даже стали замерять сокращение времени. Хоть и нелегко измерить то, что служит мерой всего сущего. Ибо нет такого состояния или движения, в котором не присутствовало бы время как щемящее чувство прохождения. И они пришли к выводу, неведомо по каким расчетам, что сегодня 24 часа проходят так же быстро, как раньше проходили всего 16. То есть мы уже потеряли третью часть времени своей жизни или половину того времени, в течение которого мы находимся в активном состоянии. Но не только ученые указывают на это — отцы, подвизающиеся в пустынях Святой Горы, отшельники наших дней, говорят то же самое: время сегодня течет намного быстрее, чем раньше, а уж их-то трудно обвинить в психологической субъективности, вызванной социальными изменениями…

Скорость всех процессов возросла, но, тем не менее, время сократилось — происходит обратное тому, чего следовало бы ожидать! Так, вопреки всей научной логике, идеологи теории прогресса оказались большими лжецами. Не внушали ли они нам в прошлом веке, что научный и технологический прогресс приведут к тому, что машины заменят человеческий труд и потому времени станет больше? Да, стиральная машина сегодня облегчает труд женщины, но сейчас она намного сильнее страдает от стресса из-за нехватки времени, чем тогда, когда полоскала белье в реке…

В прежние времена люди передвигались медленно, чинно действовали во всем, что им доводилось делать в течение дня, в течение всех дней своей жизни. Начинали день утренней молитвой и заканчивали вечерней; за столом читали  «Отче наш» и не приступали к чему-нибудь, не осенив себя знамением святого креста. То есть человек во всякое время и на всяком месте находил свободную минуту, чтобы сказать слово Богу и, как ответ, получить в душе уверенность, что он не один. Его жизнь хоть и была тяжелой, с взлетами и падениями (какой вообще и должна быть жизнь каждого, чтобы можно было чему-нибудь в ней научиться), но она доставляла ему чувство полноты. Это было существование, переживаемое во всей полноте.

Теперь же все делается на бегу, так что мы почти все время чувствуем себя лишенными радости мгновения, несовершенными в том, что мы делаем и переживаем. И когда совершаешь свою молитву (у кого имеется для этого рвение), ум твой не там. Он мчится вперед, он вперяется в попечения нынешнего дня или обыденной жизни в целом. А когда принимаешься за что-нибудь, то тебе даже не приходит на ум, что нужно перекреститься, потому что ты уже думаешь о чем-то другом, — да в конце концов, это и не вписывается в окружающую обстановку. Как будто Бог должен следовать за миром, подражать ему, а не наоборот…

И вот так человек остается один. Не только потому, что с ним уже нет Бога, — он и остальных людей, друзей, братьев, супруга или супругу, не воспринимает близко. Это потому, что в беге у каждого свой ритм, — иначе говоря, в спешке ты все время смотришь вперед, на то, что будет потом, в надежде, что придет время, когда ты успокоишься. Но жизнь проходит быстро и наступает болезнь, приходит и смерть, быстрее, чем ты ожидаешь, приходит раньше этой столь желанной передышки, не дав тебе успокоиться и вернуться в себя, восвояси.

Но можно и так понять это одиночество: спешка, сумасшедший ритм и неизбывный шум мира, в котором мы живем, не дают нам расслышать робкие шаги другого на тропках нашей души. Бег как-то оттесняет нас за пределы собственной души. Ведь душа так же, как ребенок и любовь, нуждается в том, чтобы ты уделил ей время. У нее есть свой ритм – ритм глубокого и спокойного общения с Богом и другими душами. Это лучше понимает женщина, потому что ощущает это более остро.

И поскольку ритм чередования дней и лет общества, в котором мы живем, надолго отчуждает нас от жизни собственной души, мы доходим до того, что привыкаем к этому состоянию и всё больше чувствуем себя так, словно ее нет вовсе. Поэтому у нас и приживаются эволюционистские теории. Иными словами, мы забываем, откуда мы пошли, забываем родной язык простодушной любви, язык того пейзажа души, в который вмещалось столько красот и тайн. И зачастую мы умираем среди чужих, никому не ведомые, как это происходит с огромным множеством христиан, затерявшихся среди лишенных правой веры, подобно еврейскому народу, за кусок мяса рабствовавшему на египтян. Так попустил Бог — может, человек, взглянув на материальное как на символ, поймет то, что происходит на уровне духа.

Архитекторы обыденного ландшафта современного общества, биотехнологи человечества, подчиненного машине, возомнили, будто человек, подобно детали, может быть обработан настолько, что дойдет до состояния робота. Программируемого компьютера, который будет оперативно отвечать на команды системы. И принялись за этот проект, почти доведя западного индивида до заданных требований. Но все же природу человека им не удалось изменить полностью. Отчужденные от собственной души в мире машин и информации, люди страдают, не понимая почему. Большинство из них и вовсе не знает, что у них есть душа. Как же тогда они смогут распознать ее и понять ее страдание? Они подобны больному, у которого что-то болит, который чувствует большую слабость, головокружение и полную разбитость, но не может сказать врачу, откуда проистекает его недомогание.

Страдание, которое испытывает большинство людей и которое заставляет многих бросаться в водоворот всевозможных грехов, тесно связано с тем болезненным истечением времени, которому уже не хватает на нас терпения. Не хватает потому, что время больше не отмеряет жизнь с Богом – источником времени и жизни. Это мучительное время, подающее нам мерило отчуждения, изнеможения от бега попусту. И чем больше мы бежим, тем более одинокими себя чувствуем. Здесь начинается порочный круг. Ибо чем более одинокими мы себя чувствуем, тем тяжелее нам выносить мучительное течение времени, уже не находящего своего смысла и радости. Так что мы бросаемся бежать во все большей спешке; прячемся, как в песок, в работу, во всяческие обязанности и хлопоты, а в немногие минуты отдыха, когда остаемся наедине с самими собой, нам становится еще тяжелее, и мы начинаем всё сначала. Именно поэтому был изобретен телевизор — чтобы утолить это неизбывное одиночество, переживаемое сегодняшними людьми, презревшими Бога до полного Его забвения и незнания. Телевизор, газеты, интернет, сенсации, эротика и насилие, острые чувства, бьющие через край эмоции — всё это для того, чтобы заставить нас забыть о том, что наша жизнь стала чрезмерно короткой и мучительной. Живем, словно и не живем собственной жизнью.

Прошу вас, остановитесь на миг в этой гонке пустоты. Нам надо обрести свое потерянное время, возвратить его вновь. Как? Ходя как можно чаще на святую литургию. Время жизни нашей души напояется, как и все сотворенное в этом мире, от благодати Божией, в данном случае — от времени Царства. Попробуйте сделать это, и вы увидите, как изменится ваша жизнь.

Прошу вас, приобретайте свое время, терпеливо стоя на исповеди. Ведь грех — это главный виновник сокращения времени нашей жизни. Бог не дает нам больше времени, чтобы мы еще больше не углубили грехов, в которых пребываем.

Приобретайте время, как можно чаще останавливаясь в течение дня, чтобы произнести: Господи, помилуй!

Приобретайте время, выбросив вон телевизор, не боясь того, «что скажут соседи, друзья и родные»! Телевизор — самый большой хронофаг (пожиратель времени: от др.-греч. χρόνος — время и φᾰγω — пожираю. – Ред.) за всю историю мира. Он в среднем съедает у человека по 3,7 часа времени в день. У стариков и детей — больше, у подростков — меньше. Вам кажется, что его выбросить невозможно? Но не легче ли отказаться от телевизора, чем страдать из-за потери столь драгоценного времени нашей жизни, мгновений, которые уходят и не возвращаются, времени, в котором ты пока еще здоров, пока еще жив? Вы видели когда-нибудь счастливого человека, который смотрел бы телевизор? Или мы забыли и вовсе знать не хотим, что значит счастье? Тогда мы заслужили свою судьбу…

Нам нужно вновь обрести время, став как прежде чувствительными к несчастью и боли друзей, родных, соседей и людей с улицы, — а более всего чувствительными к голосу собственного сердца, такого скорбного, такого вдовствующего, словно мы умерли в краю чужих, погребенные среди забот и проклятых удовольствий прозябания, лишенного Бога.

Прошу вас, не пропустите мимо ушей эти слова — ведь мы не знаем, сколько еще нас будет терпеть Бог.

Перевел с румынского Родион Шишков

Источник

0

2

:cool:
Очень правильно! Время бежит неумолимо быстро!

0

3

Пока есть время

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100464/46442.p.jpg

Вихрь называется «суета». Как воронка, он поглощает время, отпущенное нам для обретения вечности. Ни уговоры, ни увещевания, ни мольбы не помогут вырвать человека из этого бешеного водоворота. Всё это просто не действует. Потому что воронка, однажды захватив, затягивает всё дальше и дальше в пустоту, в бездну, которая до поры до времени незаметна. И когда бездна обнаружится во всей своей безнадёжности и пустоте, будет поздно.

Но милостивый Господь не позволит вихрю обмануть нас до конца – Он даёт нам уже здесь вкусить больные плоды суеты и чрезмерных забот. И тогда на голову человека начинают сыпаться как из ящика Пандоры неприятности, проблемы и несчастия. Это мусор, щепки, обломки той доброй жизни, которую мы сами позволили разметать бестолковому вихрю. Это знаки того, что мы живём неправильно, не так как хорошо, как надо. Плохо мы живём, потому, что упускаем из виду что-то главное, без чего наша жизнь доброй попросту быть не может.

И вот, когда вдруг на голову со всех сторон и без видимых причин начинают валиться несчастья и неудачи, – тогда, как-то волей-неволей, человек вспоминает о Боге и идёт в храм. Здесь он встречает священника, который первым долгом пытается выяснить, живёт ли человек в согласии с Законом Божиим, старается ли он соблюдать элементарные правила здоровой, а говоря церковным языком, целомудренной жизни. И вот на вопросы, как давно человек исповедовался, причащался, читает ли он Евангелие, в подавляющем числе случаев слышишь ответ, пугающий своей бессмысленностью:

– У меня нет времени!

Так что же такое время с точки зрения веры и для чего оно нам дано?

Каждый из нас с момента зачатия уже живёт вечной жизнью. Отменить или прекратить эту жизнь ни один человек не властен. Но есть в этой вечной человеческой жизни крохотный промежуток, почти точка в самом начале, короткая «взлётная полоса», разбег по которой определяет, какой будет наша вечность. Этот краткий отрезок мы называем земной жизнью. И важнейшее свойство этого промежутка – время.

Взлётная полоса коротка. Но от того, как правильно выберет пилот направление, скорость и насколько верно он учтёт силу ветра и множество других условий, зависит очень многое. Словом, взлёт – это время предельной концентрации внимания, краткое время, от которого зависит, что нас ждёт – достижение высшей цели или страшная катастрофа.

В народе говорят – «мал золотник, да дорог». Мало время человеческой жизни, но это время нам дано для того, чтобы мы сделали сознательный выбор вечности. Сами избрали для себя будущее. Отличие от земного полёта лишь в том, что «в воздухе» менять что-либо будет поздно. Так что если «параметры» полёта, заданные на земле окажутся ошибочными, то нас неизбежно ждёт катастрофа. Вот такая ответственность ложится на нас в этом времени «подготовки к полёту»!

Важно ещё то, что человек не может выдумать для себя какую-то «особую» вечность, но только выбрать из того, что предлагает ему реальность. Выбор этот поистине безграничен: от запредельных высот до зияющих пропастей. И единственной путеводной звездой, спасительным Маяком в этом океане вечности является Бог, Его правда, Его закон, Его любовь. Это абсолютное и совершенное Благо. Чем более человек стремится к Господу, чем более старается познать истину и жить в согласии с ней – тем более душа его преображается, освящается, уподобляется своему Творцу. Это случается не сразу, не вдруг, а именно на протяжении земной жизни. По успению происходит лишь развитие того направления, которое избрал человек, – тогда раскрывается в вечности то, к чему человек стремился, чего искал, чем дышал и жил во времени. Словом, время нам дано для освящения, для единения с Богом и важнее этого нет ничего.

И вот человек как бы говорит мимоходом Богу: «У меня на Тебя нет времени!»

Понимает ли это человек или нет, но слова эти страшны. Они страшны катастрофическими последствиями для самого человека, который, конечно, не хочет никаких катастроф, но своё представления о счастье строит не на основе реальности, а на основе собственной замороченности. Всецелая поглощённость житейскими заботами создаёт в душе неправильное, мечтательное представление о счастье, представление, обреченное, в конце концов, на провал, именно потому, что оно не сообразуется с реальностью.

Ещё восклицают иногда: «А я о Боге помню, я в Него верю, просто у меня нет времени на все эти ритуалы: хождение в храм, молитвы, поклоны, посты… Можно ведь обойтись и без этого. Бог у меня в душе – и довольно!»

Да нет, не довольно…

Хорошо и правильно верить в Бога, но этого мало. Вот что говорит апостол Иаков: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), а в другом месте говорит ещё более жёстко: «И бесы веруют… и трепещут» (Иак. 2, 19). Но при том остаются бесами. Словом, кроме веры в Бога нам нужна жизнь в согласии с Ним, образ жизни христианский, который, как мозаика из кусочков смальты, складывается из простых, но важных вещей: изучения основ православной веры, чтения Нового Завета, исполнения Заповедей, молитвы домашней и церковной, соблюдения постов… Всё это помогает человеку так организовать свою жизнь, чтобы он мог хранить и умножать благодать, возрастать в вере, в смирении, терпении и любви.

Иногда человеку кажется, что он, в общем, добрый, и этого вполне достаточно. Но проблема в том, что сравнивает себя человек не с тем, каков он должен быть в очах Божиих, к чему призван, а с крайними проявлениями греха, на фоне которых кажется себе вполне «нормальным» и «правильным». И здесь надо сказать о добре в его обычном, житейском понимании – и о том добре, которое служит выражением подлинной веры.

Господь в одном месте Евангелия говорит ученикам: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царствие Небесное» (Мф. 5, 20). А ведь фарисеи были очень щепетильны в соблюдении не только внешних, но и общепринятых моральных, нравственных норм. Но в том-то и дело, что эта «человеческая» праведность странным образом позволила фарисеям распять Христа. Если кто-то утверждает, что он верует в Бога, и Бог «у него в душе», то конечно этот человек должен всемерно стремиться узнать волю Бога и стараться эту волю исполнять, как бы это ни было неудобно, трудно или невыгодно. Вот в чём дело веры – жить в согласии с Богом.

Воспринять во всей возможной полноте духовный, нравственный облик Христа, облечься в Него, по точному определению Церкви. Апостол Павел говорит об этом так: «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8,9). Но чтобы облечься во Христа, чтобы жить и поступать в подлинном смысле по-христиански, нужно к этому сознательно и настойчиво стремиться: узнавать больше о Христе, о Его учении, начертанном в Евангелии и воплощённом в Церкви. Церковь – это Тело Христово, «Столп и утверждение истины». И если человек пренебрегает опытом и правилами церковной жизни, не старается быть сознательной частью Тела Христова – то никакой он не христианин, как бы он себя не называл.

Основной тренд нашего времени – это жизнь в своё удовольствие, наслаждение греховной жизнью, стремление избегать любыми путями скорби и трудности. Иной настрой нам предлагает Церковь: не убегать от скорбей, особенно от скорбей, связанных с праведной жизнью в беззаконном мире, а мужественно их переносить, «ибо страдающий плотью перестаёт грешить, чтобы остальное во плоти времяжить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пт. 4, 2).

И опять всё сходится на том, что нужно находить время узнавать, читать, вдумываться, расспрашивать о той живой и спасительной вере, которой нас научил Христос. Чтобы не просто верить, но в полном смысле этого слова жить по-христиански, жить по заповедям Христа.

С чем бы сравнить духовную жизнь? Это что-то в высшей степени ценное, то, о чём мы знаем, чем хотели бы обладать, но что само собой не даётся. Можно было бы это сравнить с богатством, но не вполне, потому что богатство приобретают зачастую путём неправедным, – в отношении же благодати это немыслимо.

Может быть, духовную жизнь можно сравнить с высоким мастерством в доброй области. Это то, что за деньги не купишь, и отсутствие чего невозможно долго скрывать. Мастерство любое: в живописи, в музыке, в науке и технике… приобретается любовью к своему делу и упорным трудом, терпеливым приобретением навыков и умножением опыта.

Но вот что особенно важно понять: достижение мастерства в науке или искусстве – это, в общем, частное дело и никак не влияет на духовную, вечную жизнь человека. Ты можешь быть талантлив и развивать усердно свой талант, достигая вершин мастерства. А можешь пренебречь им и просто пойти работать на стройку, чтобы кормить семью. С точки зрения духовной такое «закапывание таланта» вряд ли можно назвать грехом. Напротив, – человек пожертвовал своим увлечением, своей земной привязанностью ради семьи, ради близких.

Но в духовной жизни всё иначе. Мы все без исключения призваны к духовной жизни и все обязательно должны потрудиться в достижении Царства Божьего, в стяжании благодати. Это вопрос жизни и смерти, причём жизни и смерти в вечном их измерении. И просто отбросить его, пренебречь этим призванием без трагических последствий для себя никто не властен. Вот это важно понять. Залог благодати, данный нам при крещении, который мы должны усвоить и умножить всей своей доброй жизнью – это и есть тот самый талант, «закапывание» которого в землю влечёт за собой самые печальные последствия для человека.

Послушайте, ведь от нас не требуется каких-то особенных, крайних жертв. Просто находить в круговерти каждого дня немного времени для заботы о своей душе, для живого общения с Богом. Это самое золотое время, время приобретения вечности! И это время, использованное с мудростью, не канет, не пропадёт зря, но обязательно принесёт святой и радостный плод.

Но и в повседневном потоке житейских дел человек может и должен дышать вечностью, жить в осознании присутствия Божьего, непрестанно сверять свои поступки, слова и даже мысли с Божьей правдой. Стремиться всем сердцем и всей душой к Богу. Совершать сознательный выбор в пользу Евангельской правды.

Никогда не будем говорить, что у нас нет времени на духовную жизнь! Пока мы живём на земле – у нас есть время! Вопрос только в том, что для нас по-настоящему важно, на что мы готовы это время тратить. И, помня, что время нам дано для покаяния, для изменения жизни, будем стараться эту счастливую возможность использовать. Пока есть время!
Священник Димитрий Шишкин
Источник

0

4

Почему нам не хватает времени?
....Моим оправданием стала типичная для американцев фраза: «У меня не было времени». Давайте подумаем, что скрывается за этой отговоркой. Почему создается впечатление, что нам ни на что не хватает времени, и менее всего нам хватает его на молитву?

Я все  время испытываю чувство вины по этому поводу, думаю, как и большинство моих читателей. Мне кажется, что единственной помехой в наших отношениях с Богом (после греха, конечно) является отсутствие свободного времени. Если бы я уделял своим детям столько же времени, сколько я уделяю Богу, меня обвинили бы в невыполнении родительских обязанностей. Если бы я проводил со своей женой так же мало времени, как с Богом, у нее было бы полное право подать на развод по причине моего невыполнения супружеских обязанностей.
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/01/4333365_large-580x435.jpg
Всем  известно из личного опыта, как мы счастливы, когда посвящаем время Богу. Прячась от Бога, мы обделяем себя. Мы переживали это тысячи раз и все равно бежим от Бога, уклоняемся от общения с ним и от молитвы, словно молитва — это горькая микстура. Мы так боимся тишины и уединения, являющихся необходимым условием частной молитвы, что назначаем их в качестве наказания (и самой изощренной пытки, на которую только способен наш мозг) матерым преступникам, приговаривая их к заключению в одиночных камерах.

Почему  же нам кажется, что у нас меньше времени, чем у наших предков? По сути, в количественном отношении не произошло никаких изменений: все те же двадцать четыре часа в сутки. Технологии должны были бы подарить нам массу свободного времени, а досуг сделать нашим основным занятием. Сколько сегодня устройств, призванных сэкономить наше время!

Результат совершенно противоположный. Чем больше подобных устройств мы имеем, тем меньше у нас времени. (Единственный способ найти немного времени – это повернуть стрелку часов назад, а не вперед!).

В чем наша ошибка?

У наших  прабабок уходило по нескольку часов, чтобы выстирать одежду на стиральных досках; мы просто нажимаем кнопку на стиральной машинке. Наши праотцы сеяли поля и охотились, чтобы не умереть с голоду; мы покупаем еду в супермаркетах, ставим ее в микроволновые печи и просто нажимаем кнопку. И все равно мы измотаны нехваткой времени больше, чем они. Почему?

В древности люди держали рабов, которые выполняли ручную работу, в то время как их хозяева наслаждались часами досуга. Сегодня техника заменила рабов, но нам по-прежнему не хватает времени. Почему?

Фото: Александр Чулкин, photosight.ru

Я ставлю диагноз не нашему больному обществу (если вы глубоко интересуетесь этой проблемой, прочтите «Мысли» Паскаля, особенно главу «Развлечение»), а нашим отговоркам, чтобы не молиться, и, как мне кажется, такой же диагноз можно поставить и нашим отговоркам во многих других сферах нашей жизни.

Мы должны начать думать о времени. Нам не хватает времени на молитву, потому что мы неправильно думаем о времени и молитве.

Время и молитва находятся у нас в обратной зависимости. Нам кажется, что время определяет молитву, хотя на самом деле молитва определяет время. Нам кажется, что нехватка времени является причиной отсутствия молитвы, но в действительности отсутствие молитвы является причиной нехватки времени.

Когда мальчик принес Христу пять ячменных хлебов и две рыбки, Христос чудесным образом умножил их. То же самое он делает и с нашим временем, но только в том случае, если мы приносим это время в нашей молитве. Здесь нет преувеличения, поскольку я сам многократно испытывал это на личном опыте. Каждый раз, когда я говорю, что слишком занят, чтобы молиться, у меня становится меньше времени, я ничего не успеваю, я измотан и чувствую себя рабом времени.

Каждый раз, когда я говорю, что слишком занят, чтобы пропустить молитву, и каждый раз, когда я приношу несколько ячменных хлебов времени и рыбок жизни к Христу, Он чудесным образом умножает их, и я вместе с Ним праздную Его победу над временем. Я не знаю, как Он делает это, я лишь знаю, что Он делает это раз за разом.

И все равно я отказываюсь приносить в жертву Богу свои хлебы и рыбу. Я идиот. Это и есть первородный грех: духовное сумасшествие, предпочтение несчастья счастью, крох ада крохам рая.

Мы должны восстановить наше духовное здравомыслие. Правильным шагом в этом направлении стало бы изменение отношения ко времени.

Время как декорации для театральной постановки. Декорации – реальная часть пьесы, неотъемлемая ее часть. Но мы часто думаем по-другому: мы думаем, что пьеса – это неотъемлемая часть декораций, мы считаем, что тема, значение и дух пьесы заключены в декорациях к ней, хотя в действительности все наоборот.

Это то же самое, что думать, будто дух заключен в теле. На самом деле, тело заключено в духе. Если время измеряет движения материальных тел, а молитва измеряет движения духа, следовательно, время заключено в молитве, а не молитва во времени. Молитва определяет, меняет и чудесным образом умножает время (хлебы и рыбу).

Однако  молитва умножает время лишь в том случае, если мы жертвуем нашим временем. В этом вся загвоздка. Мы боимся приносить жертвы, потому что это связано с убийством.

Настоящие мировые религии основаны на жертве, на желании смерти. Только ложная религия популярной психологии (которая просочилась в современные церкви) обходит стороной это понятие. Язычники и политеисты в этом вопросе не исключение. Любимый бог в Индии Шива, Разрушитель, любимая богиня — Кали, женский эквивалент Шивы. Даже индуисты осознают важность духовной хирургии, смерти и жертвоприношения. После Голгофы могут ли христиане позволить себе не знать этого? Господь многократно говорит нам, что пока мы не возьмем свой крест и не пойдем за Ним, мы не можем называться его учениками.

Возможно, в каком-то смысле это означает нечто  ужасное и трудновыполнимое. Но в самом простом смысле это значит, что мы должны принести в жертву Богу наше время. Поскольку время – это жизнь; жизнь во всех ее проявлениях.

Смысл очевиден: для того чтобы у нас появилось время на молитву, мы должны использовать время, которое тратим на другие занятия. Мы должны «убить» что-то, отвергнуть это, сказать ему решительное «нет».

Чему? Позвольте мне сделать простое, банальное, но радикальное предложение: телевизору. Убейте телевизор. Попробуйте месяц прожить без него. Получится ли это у вас? Если нет, значит, телевизор для вас — наркотик, а вы — наркоман. «Человек – раб того, с чем он не может расстаться, если это что-то меньше его самого», — говорит Джордж Макдональд.

Все мои  знакомые, которые попробовали сделать  это (добровольно), были очень счастливы. Телевидение по большей части – помойная яма. Зачем отравлять мозг и душу продуктами жизнедеятельности наиболее фанатичной антирелигиозной элиты нашего общества? Даже если бы не было молитвы, телевидение стоило бы принести в жертву духовному здравию и интеллекту. Тем паче, если мы жертвуем наше время ради молитвы. Посчитайте, сколько часов в неделю вы проводите у телевизора, и посвятите половину этого времени молитве. В результате вы получите тройную выгоду: отмоетесь от помоев, проведете время в молитве, плюс — у вас появится дополнительное свободное время.

Альтернатива — психическая зависимость, которая подступает к нам со всех сторон,  треволнения и спешка, и постоянное неудовлетворение, поскольку то, что мы ищем, находится не во времени, а в вечности. Мир сегодня несчастлив, потому что он не чувствует вечности. Истинное счастье – это предвкушение вечности.

Вечность  не в будущем, а в настоящем. Будущее нереально, по крайней мере, пока нереально. Одной из самых нелепых, но успешных уловок дьявола является внушение человеку мысли о том, что он должен всецело посвятить свою жизнь поиску и накоплению благ, вместо того, чтобы наслаждаться тем, что он имеет. Это навсегда делает нас заложниками времени и нереального будущего, поскольку «завтра наступит всего лишь через день».

Самое первое и важное правило молитвы  – просто молиться. Не искать совершенной молитвы, а просто начать молиться. Движущийся автомобиль можно направить в любом направлении, но куда сложней тронуться с места, если двигатель заглох. Нельзя допустить, чтобы молитва в нашем мире заглохла.

Поэтому бросайте читать и начинайте молиться. Прямо сейчас.

источник

0

5

Совершенно ясно теперь одно: нет ни будущего, ни прошлого. Неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего… есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Время существуют только в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — это непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание.

Августин Блаженный

http://cs10953.userapi.com/u15722792/-14/x_5ab19901.jpg

0

6

Время - движущийся образ вечности".
Платон

Если задуматься, о том, что мы "сеем" в повседневной жизни, становиться не по себе. Как много времени уходит на пустую болтовню, споры, ссоры. Иногда нам кажется, что у нас много времени, всё ещё впереди.

Герой рассказа Антона Павловича Чехова, «Горе», токарь Григорий Петров, "издавна известный за великолепного мастера", везет в лютый мороз свою Тяжело больную "старуху" к доктору, в надежде на то, что доктор сумеет её спасти.

В дороге она умирает, токарь вспоминает свою прежнюю жизнь:

"Вспоминает он, что Матрёна лет сорок тому назад была молодой, красивой, весёлой, из богатого двора. Выдали её за него замуж, потому что польстились на его мастерство. Все данные были для хорошего житья, но беда в том, что он как напился после свадьбы, завалился на печку, так словно и до сих пор не просыпался. Свадьбу он помнит, а что было после свадьбы - хоть убей, ничего не помнит, кроме разве того что пил, лежал, дрался. Так и пропали сорок лет».

«Жить бы сызнова...» - думает токарь.

Его судьба предрешена, но человек, всё ещё продолжает надеяться, даже тогда когда рок неумолим. Он доехал до больницы, но уже поздно. «Как на этом свете всё быстро делается!» - произносит герой ключевые слова, когда проснувшись поутру в больнице узнаёт, что отморозил себе руки и ноги...

Действительно, каждому человеку Господом отмеряно определённое количество времени. И как сказал российский музыкант, певец, актер Петр Мамонов: «Думаете легко жизнь вот так вот прожить? Утором встал, чайку попил, побежал по делам, это надо сделать, то. Раз и день прошёл. Раз - неделя, месяц. И вдруг - гроб. Четыре стеночки, лежишь в ящичке, и ничего нету, и не будет. Вот всё, что успел собрать, всё тут».

Один из великих мыслителей сказал: « Человек - это луч, он имеет начало, но не имеет конца». Действительно наша материальная оболочка смертна, но ведь при расставании с ней человек продолжает жить.И от того, как мы используем отведённое на земле время, зависит имеем ли мы право на вечное блаженство в Царствии Небесном. Что подразумевает фраза «правильно использованное время»?

Ответ мы находим в Святом Благовествовании от Матфея, когда Спаситель говорит: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30). «Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит - собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, - жить так, чтобы духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области-добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное, но добро и истина только от Господа и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, что кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным. Если же кроме этого ничего нельзя назвать прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не впрок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени...», - поясняет святитель Феофан Затворник.

На фоне вечности человеческая жизнь лишь мгновенье. Но и этот краткий миг можно заполнить смыслом и Божественной благодатью, или пустотой суетного мира. Выбор за нами."
(Костенко Валерия)

http://cs405517.userapi.com/v405517796/4a34/DZBWY9nsEmA.jpg

0

7

"Так стремились приблизить весну...
И вот она уже наступила, календарная. Теперь что? - будем ждать реальной - со свежим ветром, пробуждающимися запахами, блестящими глазами?
Всё гоним куда-то, летим, не разбирая, порой, дорог... не очень замечая, что по сторонам. Хорошо, хоть останавливаемся, почувствовав "кадр", иногда даже забывая, что камеры с собой нет.
А куда спешим, желая скорее то весны, то лета? Зелень перестанет быть юной, запахи перестанут будоражить. Потом все покроется городской пылью, будем рваться на поиски "остатков чистоты и непорочности" прочь из мегаполисов. И вот уже захочется осенних видов, подернутых паутиной золота и каплями тумана, потом хрустящих по утрам лужиц, чистого воздуха, инея на деревьях, первого снега.
Это что - молодость? Её торопливость и пренебрежение временем? Её расточительное непонимание "конечности" всего и вся? Вроде бы нет, - уже середина пройдена.
А почему же мы так радуемся тому, что вот... уже... наступила, пришло, свершилось?
Разве одинокий дождливый день в старом деревенском доме, с книгой, кошкой и яблоками, около печки, менее ценен, чем яркий и наполненный людьми вечер где-нибудь на средиземноморском курорте.
В пасмурные времена - читайте книги, слушайте музыку, пишите письма...
В радостные - делитесь... всем, особенно - радостью и любовью. Любовью - всегда.
Не торопите время, каждый день - счастье, просто оттого, что он наступил."
(Светлана Муромская
Миниатюры)

http://cs315525.vk.me/v315525796/5dad/Chk3MuOHWc8.jpg

источник

0

8

Протоиерей Андрей Лоргус: жить сегодня

"Для того чтобы вернуть себе ценность сегодняшнего дня, нужно научиться ценить то время, которое сейчас есть у меня: вот эти 15 минут, этот час, это утро, вот эта встреча с человеком. Я сейчас стою, разговариваю с ним, и это само по себе ценно. Здесь и сейчас я могу сделать то, что потом никогда не смогу сделать"

0

9

Не тратьте время попусту, а всячески старайтесь сделать из него что-нибудь, что может споспешествовать целям нашей жизни. Блаженный Феодорит говорит: «Искупайте время, употребляя его как должно». Блаженный Иероним пишет: «Когда иждиваем время на доброе дело, тогда искупаем его».— Цель времени в вечности; жизнь настоящая дана для приготовления к блаженной жизни в будущем. Кто все к этой цели направляет, не попуская и малым промежуткам своего времени проходить в пустых занятиях, тот все свое время искупает. Причина, почему надо спешить так "дорожа временем, потому что дни лукавы" . Лукавый означает злой, означает и хитрый. Хитрого человека думаешь, что вот-вот уловишь, а он ускользает из рук. Таково время: быстро течет, так скоро течет, что не уловишь. Апостол говорит как бы: спешите; в каждую минуту делайте что можно; не пропускайте его даром, — уйдет, не воротишь.
дни лукавые — означает век нынешний лукавый, полный зла и прелестей. Он хочет у нас отнять все время, а нам надобно стараться не допускать до этого, стараться удержать за собою время, обращать его в свою пользу, для своих вечных целей. Время представляется предметом борьбы между нами и лукавым веком. Этот к себе тянет, а нам надлежит к себе тянуть. Блаженный Иероним пишет: «Делая добро, искупаем время и собственным его делаем, вместо того, чтобы продать его злу. Никто, снедаемый заботами житейскими и богатства ищущий, не искупает себе времени.— Если мы искупаем время как должно, то некоторым образом изменяем его: злые дни превращаем в добрые и делаем их из дней настоящего века днями века будущего...

Пусть наступает гонение за гонением, вы держите одно течение и об одном заботьтесь, чтоб не меняться подобно луне, как делают неразумные, по, что однажды начато, в том стойте неуклонно. Объясню мысль свою примером из Писания. Иосиф одно имел в цели — как угодить Богу. И это неизменным было у него при многократном изменении обстоятельств его жизни. Не изменили этого ни ненависть братьев, ни состояние рабства, ни обольщения госпожи, ни мрачность темницы, ни власть над всем Египтом. Всегда он был одинаков и, искупая себе время, дни злые превращал в добрые. Это же самое можно сказать и об Иове. Разным подвергался он искушениям; но ни богатство, ни бедность, ни раны, ни укоры друзей, ни заброшенность всеми, ни потом восстановление его благоденствия — ничто не изменяло его. Он искупал себе время и дни злые превращал в добрые».

(на апостольское чтение ,толкование свт.Феофана Затворника)

http://cs322921.vk.me/v322921860/633b/8IF2QME3UTI.jpg

0

10

"Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. И действительно, разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить, только копим все то, что позднее составит красоту, гармонию и смысл?

Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что “еще есть время”: это мы докончим позднее; это можно сделать потом; когда-нибудь мы напишем чистовик. Годы проходят, мы ничего не делаем, — не только потому, что приходит смерть и пожинает нас, но и потому, что на каждом этапе жизни мы становимся неспособными к тому, что могли сделать прежде.

В зрелые годы мы не можем осуществить прекрасную и полную содержания юность, и в старости мы не можем явить Богу и миру то, чем мы могли быть в годы зрелости. Есть время для всякой вещи, но когда время ушло, какие-то вещи уже осуществить невозможно.

Я не раз цитировал слова Виктора Гюго, который говорит, что есть огонь в глазах юноши и должен быть свет в глазах старика. Яркое горение затухает, наступает время светить, но когда настало время быть светом, уже невозможно сделать то, что могло быть сделано в дни горения. Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг — единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой.

И когда я говорю о поражении и о победе, я не имею в виду внешний успех или его отсутствие. Я имею в виду внутреннее становление, возрастание, способность быть в совершенстве и в полноте всем, что мы есть в данный момент"
(Митрополит Антоний Сурожский)

0

11

Время даже не летит, а просто мчится, всё пролетает незаметно, и самое главное, наверное, то, что мы не умеем ценить время. Кто-то из мудрых людей сказал: «Завтра — враг сегодня». Мы всё время что-то хотим сделать, и всё время у нас встречается слово-паразит, которое определяет нашу жизнь: «Завтра, завтра, завтра…» Помолиться — завтра, позвонить — завтра, написать — завтра, сочинить — завтра, экзамен — завтра, книга — завтра, передача — завтра, долги — завтра, обязанности по работе — завтра. Вот эти «завтра» длятся до бесконечности. Но есть конкретный практический совет из нашей повседневной жизни. Этот духовный алгоритм был заложен ещё в Лавре, в семинариях, где мы учились, потом в монастыре, который мы представляем (Оптина Пустынь). Вся духовная жизнь исходит из того, что самое лучшее, самое светлое, самое раннее отдаётся Богу. В Псалтири святого праведного Давида мы слышим: «Заутра услыши глас мой» (пс.5). То, что ты утром смог сделать для души, для себя, для вечности, для Церкви…

Святитель Феофан говорит неожиданную вещь: «Посмотри, повстречались юноша с девушкой, у них возникла симпатия, привязанность. Посмотрите, как они увлечены, как они любят друг друга! Он ест — думает о ней, он пьёт — думает о ней, делает уроки (в институт готовится) — думает о ней, спать ложится — думает о ней. Это чувство влюблённости не даёт ему возможности забыть предмет своей любви ни при каких обстоятельствах, как бы сложна ни была его жизнь, потому что он увлечён, у него чувства, всеобщая сердечная и душевная привязанность». Святитель Феофан говорит, что если человек так же любит Бога, любит духовную жизнь, любит свою душу, то ему тоже в повседневной жизни ничего не будет мешать вздохнуть: «Господи, помоги!» «Господи, благослови мою жизнь и труды!» Вот так мы можем понемногу растворять наши повседневные труды призыванием имени Божия. Это будет не только суета, но и духовная жизнь...

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ОБЩИЕ ВОПРОСЫ » Почему нам не хватает времени?