Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » СЕМЬЯ-малая Церковь! (двое-одна плоть) » Семья- путь спасения души!!!


Семья- путь спасения души!!!

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их и домашнюю их церковь... (Рим. 16, 4). В православном богословии есть область, о которой мало говорится, а значение данной области и трудности, с нею связанные, очень велики. Это область семейной жизни. Семейная жизнь, как и монашество, - это тоже христианский труд, тоже "путь спасения души", и порой этот труд не менее тяжел!
Есть рассказ из жития одного древнего святого пустынника, который горячо молился Богу, чтобы показал ему Господь настоящую святость, настоящего праведника. Было ему видение, и услышал он голос, сказавший ему пойти в такой-то город, на такую-то улицу, в такой-то дом, и там увидит он настоящую святость. Радостно отправился пустынник в путь и, дойдя до указанного места, нашел живущих там двух женщин-прачек, жен двух братьев. Пустынник стал расспрашивать женщин, как они спасаются. Жены очень удивились и сказали, что живут просто, дружно, в любви, не ссорятся, молятся Богу, трудятся... И было это поучением пустыннику.

Владыка Сергий Пражский в эмиграции, а после войны - епископ Казанский на вопрос "В чем духовный смысл жизни в семье? отвечал- В несемейной жизни человек живет лицевой своей стороной -не внутренней. В семейной жизни каждый день надо реагировать на то, что в семье совершается, и это заставляет человека как бы обнажаться. Семья - это среда, заставляющая не прятать чувства внутри. И хорошее, и плохое выходит наружу. Это дает нам ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи является как бы нас спасающей. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, утверждает силу, ослабляет зло..." Мудрые это слова. Думается мне, что в наши дни создать христианскую семью труднее, чем когда-либо. Разрушительные силы действуют на семью со всех сторон, и особенно сильно их влияние на душевную жизнь детей. Задача духовного "окормления" семьи советами, любовью, указаниями, вниманием, сочувствием и пониманием современных нужд - самая главная задача церковного труда в наше время. Помочь христианской семье действительно стать "малой церковью" - такая же великая задача, какой в свое время было создание монашества.

Помогаем друг другу в своих малых Церквях , делимся ,говорим ,переживаем в этой темке !!! :flag:

0

2

Я бы хотела поговорить о семейных взаимоотношениях. Именно с точки зрения Православия, как мы, православные христианки, должны строить такие взаимоотношения? Как нужно общаться с родными, вести себя, к какому идеалу стремиться в этом? Вопрос обширный, поэтому можно еще разбить на несколько:
1. отношения с родителями. Об этом дана особая заповедь, но что она вбирает в себя? Что есть почитание? Как вылечить отношения с родителями, если они как-либо были искалечены? Как строить отношения с неверующими родителями?.... и многое другое.
2. отношения с мужем. Должно ли быть смирение и подчинение мужу в повседневных вопросах? какими способами хотя бы попытаться претворить в жизнь те драгоценные слова о супружестве, которые приведены в теме Семейный очаг?
3. отношения с другими родственниками (своими и мужа). Вменяется ли в обязанность православным поддержание родственных уз? как строить отношения с такими разными родственниками?

Пока писала, мысленно отвечала на вопросы. Ответы "как должно быть" напрашиваются сами собой (впрочем возможно мнения разойдутся). Но как в жизни повседневно-бытовой исполнять их?
Я только вопросы задаю пока, потому как за свои отношения по всем пунктам испытываю глубочайшее чувство вины. Возможно это от того "идеала",который засел в голове.
Убеждена, что семья должна быть патриахальной, даже если сложилось так, что жена зарабатывает больше мужа. И соответственно, должно быть все, что следует из этой патриархальности.

0

3

Я только о себе и своей семье:

Светлана написал(а):

1. отношения с родителями. Об этом дана особая заповедь, но что она вбирает в себя? Что есть почитание? Как вылечить отношения с родителями, если они как-либо были искалечены? Как строить отношения с неверующими родителями?.... и многое другое.

Я единственный ребенок в семье, отношения у нас всегда были хорошими, а с возрастом еще более трепетные. Сейчас для меня главное - это физическая помощь им и не нагружать своими проблемами, рассказываю по возможности только хорошие новости. Папа не верующий, но и не мешающий, он спокойно относится к тому, что мама ходит в церковь, вычитывает  правила.
По поводу как вылечить отношения, я думаю это даже и не связано с религией, просто дети обязаны уважать родителей и слушать их.
Не знаю, но мне как то еще с детства всегда не разрешали ни голос повышать на родителей, никаких слов плохих говорить. Реакция мамы всегда была такая "Нельзя так говорить - это грех" Я не понимала слова грех, но мне всегда казалось, что хуже уже не бывает.
Помню мне как то папа дал по губам за слово "Чего пристал?", как может пристать человек, пристать может только банный лист к попе.
Мой муж свою маму называет на Вы.

Светлана написал(а):

2. отношения с мужем. Должно ли быть смирение и подчинение мужу в повседневных вопросах? какими способами хотя бы попытаться претворить в жизнь те драгоценные слова о супружестве, которые приведены в теме Семейный очаг?

Хороший вопрос! Я могу подчиняться, если его требования совпадают с моими взглядами. Мы стараемся обговаривать все вместе, если есть проблема, ее надо решать, выслушать мнения друг друга и принять общее решение. Конечно, в мелких вопросах я часто уступаю мужу, зачем из - за мелочи накалять обстановку. Но это случилось не сразу, была притирка, да еще какая, мы ведь достаточно взрослые люди и у каждого уже было что свое, перестраиваться было не легко. Я очень была ранима и многословна (если ту ересть можно было назвать словами). Муж брал в руки Библию и читал мне. Дело в том, что  13 лет я проработала на заводе начальником цеха, и командный тон, не подлежащий обсуждению у меня выработался, а тут вдруг я должна подчиняться.
Но это все прошло, Слава Богу! Просто нельзя лицемерить даже перед собой, я читаю, покрываю голову платком, но когда закрываю молитвослов и снимаю платок, почему же я должна меняться...ведь покрытая голова говорит о моей покорности.
Но еще такой момент, это можно делать только с нормальным мужем, если у него работает голова правильно, то можно и подчиняться, а если он не путевый, например, пропивает деньги, то как же его можно слушать, куда же он заведет?

Светлана написал(а):

3. отношения с другими родственниками (своими и мужа). Вменяется ли в обязанность православным поддержание родственных уз? как строить отношения с такими разными родственниками?

Я думаю поддерживать семейные узы надо. У мужа родители оба очень болели чуть больше года назад, трудное у нас было время, мы разрывались между больницами и хозяйством. Я молилась за них. Даже ночью просыпалась для того, что бы почитать о здравии.
Они знают, что я верующая, нормально к этому относятся, когда мы к ним едем в пост, мама всегда помнит об этом, я не чувствую себя там не ловко, мне всегда есть что кушать.
А строить отношения я думаю вообще не надо, нужно просто стараться  жить по Евангелии, тогда все само по себе построиться.
Мне ничего не мешает ни разговаривать, ни шутить в пределах нормы, помогать что то делать, а вечером читать молитву, об этом даже можно никому и не говорить, читай тихонько и все.

0

4

Лариса написал(а):

Я могу подчиняться, если его требования совпадают с моими взглядами.

Ларис, вот об этом я думала тоже. Это же не подчинение, если с твоими взглядами совпадает. Вот когда не совпадает, а ты подчиняешься - это да. Говорю об обычных случаях, не затрагивая тему алкоголизма, хронических тунеядцев и богоборцев. Когда соглашаешься, чтобы не было спора и ссоры - ты соглашаешься для себя и своего спокойствия. А вот когда соглашаешься из смирения - это другое. Но возможно ли это в современных семьях? Мне нравится, когда есть в семьях традиционность, когда собираются на завтрак, ужин и по возможности обед всей семьей, не только на праздники. В моей семье так принято, и для меня это всегда было нормой, я очень удивилась, когда узнала, что у моих подруг в семьях, у Ильи тоже каждый кушал тогда, когда был голоден, заходил на кухню, грел себе еду и ел один. А уважительное отношение жены к мужу? именно традиционное, какое оно сейчас? Что хорошего замечала - когда жена за столом первую тарелку ставит мужу, а не детям, когда говорит детям, что мы сделаем так, потому что папа так сказал. (Конечно без крайностей и со здравой рассудительностью).

0

5

Мне кажется, что женщина должна сама "построить", а потом и подчиниться. Твой пример с едой. Если откинуть уважительные отношения, а взять расчет, ведь это не экономно, когда каждый сам себе что то ест. Согласись? Когда ты накрыла стол, разложила всем еду, ты на что еще рассчитываешь, например оставить еще котлетку, что бы завтра мужу на бутерброд ее положить на работу.
Ну а еще , лично я люблю быть хозяйкой, люблю не просто поставить еду, а еще и украсить по возможности, красиво порезать.

Светлана написал(а):

Когда соглашаешься, чтобы не было спора и ссоры - ты соглашаешься для себя и своего спокойствия. А вот когда соглашаешься из смирения - это другое.

а разве согласие во избежание ссоры не есть смирением? Ведь это касается не только моего спокойствия, но и спокойствия мужа.
Чем больше мира и тишины будет в семье, тем лучше, и не важно каким путем выработалась привычка уступить, смирением или желанием спокойствия. Я не понимаю смирения мукой, т. е. я в душе не согласна и вся моя плоть бунтует, но я должна смириться, и потом принять это как подвиг.

Светлана написал(а):

Что хорошего замечала - когда жена за столом первую тарелку ставит мужу

я всегда так делаю, мне не надо себя ломать

Светлана написал(а):

когда говорит детям, что мы сделаем так, потому что папа так сказал

это моя мечта

0

6

Как к старикам наш мир жесток и скуп
Но всё своё имеет отраженье
Отец на скатерть проливает суп
у сына и невестки отвращенье

Он слеп и глух так непонятна речь
Чтоб не сидеть с ним за обедом близко
Решили посадить его за печь
И пищу ставить в деревянной миске

Но вот однажды их родной малыш
Принёс в избу от дерева кусочек
А ну скажи нам что ты мастеришь
Порадуй-ка родителей сыночек

И мальчуган сказал такую речь
Что в ней сумела истина открыться
Состаритесь вас посажу за печь
Я мастерю из дерева корытце

0

7

Лариса, в очередной раз убеждаюсь, что ты очень хороший мудрый человек, прекрасная женщина. Твоему мужу с тобой очень повезло.

0

8

недавно читала замечательные слова кажется о.Максима Козлова. Он говорил, что много раз давал знакомым женщинам такой совет и всегда "срабатывает". Если уступишь мужу в чем-то житейском ради Христа (т.е когда страшно не хочется, когда кажется "да что же ты делаешь, мы эти деньги копили на что-то другое!", что он совершает глупую ошибку ну и т.д ), если вспомнить о Христе, о Его смирении и принять мужнино, пусть и явно неправильное решение всем сердцем - то ВСЕГДА Господь устраивает эту ситуацию во благо.
надо мне это  себе зарубить на носу и всегда помнить...

ps.
хочу только добавить, что это касается только житейского, мирского. Но не духовного. понятно, если муж направляет на аборт или на блуд или на воровство или на что-то в этом роде, пусть и не такое глобальное, а помельче - то тут никакого смирения не должно быть...

Отредактировано Елена (2010-04-14 15:13:42)

0

9

Лен, какие слова! Как прямо точно сказано, я будто их и ждала во всех своих вопросах о муже.

0

10

что то мне никак не дойти до этого раздела ..пока еще даже не читала  :dontknow:

0

11

перенесу пока то что уже было по этой темке :

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: “Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали ,но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем"....” “Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу” (Еф. 5:22-23;6:1-4, Кол. 3:18-20; 1 Тим. 5:4).
Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: “Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога” (Деян. 4:19) должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало.
Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью (Мр. 7:10; Исх. 21:17).

Слово "почитать" - имеет очень широкое значение и может подразумевать много разных вещей. Заповедь почитать родителей не основана на том, заслуживают они этого или нет. Бог велел почитать родителей (см. Как заповедь сформулирована во Второзаконии). Таким образом, Бог хочет, чтобы мы почитали своих родителей в любой ситуации. И, наконец, можно повиноваться и уважать людей, к которым не испытываешь чувств симпатии или любви.
    В подобной ситуации почитание означает уважение и помощь, насколько у нас хватит сил.
Получается, что заповедь относится:
И к детям, которые должны почитать родителей,
И к родителям, которые должны возвратить свои сердца к детям.
http://www.nachala.ru/docs/426.htm

Как? Отца почитать, а Бога любить? Мы обыкновенно любим то, что к нам ближе и нам подобнее; а что выше нас, то почитаем. Посему, кажется, свойственнее было бы требовать любви к отцу и почитания к Богу.
Нет, говорит Божественный закон: чти Отца; возлюбиши Бога...
Когда юного Иисуса преблагословенная Матерь Его и мнимый отец нашли в храме в собеседовании о предметах духовной мудрости и жаловались, что Он оставил их, тогда Он дал было им на сие такой ответ, которым, по-видимому, разрешал Себя от закона покорности земным родителям, потому что занимался делом Отца Своего Небесного. Что, яко искасте Мене? Не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоин быти ми? Но что же потом? Несмотря на такое высокое право, смиренно преклонил Он выю под иго заповеди, повелевающей чтить отца и матерь: и сниде с нима, и прииде в Назарет, и бе повинуяся има (Лк. 2, 51). Так важен долг повиновения семейственного, что Единородный Сын Божий отсрочил свое вступление в дело Божие, чтобы исполнить сей долг пред земною материю и даже пред одним именем отца, которое носил Иосиф до благовременного открытия тайны Неимеющего отца на земле, и чтобы Своим примером вновь освятить обязанности и возвысить добродетели жизни семейственной...
Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно или полезно или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашею склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Которой бе повинуяся Иосифу древеделю...
Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению бессмертной души..., родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам Иудейским: аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога судите. И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало...
Святитель Филарет, Митрополит Московский. (+ 1867)

http://www.ioann.ru/?id=399&partid=17

Еще вот этот отрывок понравился:
..Иногда неверующие родители требуют большего почтения, внимания и послушания. И именно ваше послушание, почтение и любовь изменят ваших родителей. Если вы единственный верующий в семье, значит, это Божье провидение, чтобы, начав с вас, спасти весь ваш дом. Бог счел вас достойными выдержать это испытание. Он верит, что у вас получится выстоять в этих испытаниях и принести благословение в свою семью... http://www.hopeofsalvation.org/cf/?part … 6&id=2

0

12

Домашнее хозяйство и духовная жизнь матери

— Геронда, как домашняя хозяйка может упорядочить свои дела и заботы, чтобы иметь время и для молитвы? Какое соотношение должно быть между работой и молитвой?

— Женщины обычно не имеют меры в делах. Им хочется прибавлять к своим делам и заботам всё новые и новые. Имея много сердца, женщины могли бы очень успешно вести «домашнее хозяйство» своей души, но вместо этого они растрачивают сердце по пустякам. Представьте, что у нас есть, например, бокал, украшенный красивыми узорами, полосками и тому подобным. Если бы он не был украшен этими полосками, это не мешало бы ему служить своему предназначению. Однако женщины приходят в магазин и начинают объяснять продавцу: «Нет-нет, мне нужно, чтобы полоски были вот досюда и нарисованы не так, а вот так». Ну а уж если там нарисован цветочек, то их сердце начинает просто ликовать! Таким образом женщина, растрачивает весь свой потенциал. Редко встретишь мужчину, который обращал бы внимание на подобные вещи. Будь, к примеру, его настольная лампа коричневой или черной — мужчина этого даже не заметит. А женщина [наоборот] — она хочет чего-то красивого, она радуется, отдаёт этому красивому кусочек своего сердца. Другому «красивому» она отдает другой кусочек, но что потом остаётся для Христа? Зевота и усталость во время молитвы. Чем больше женское сердце удаляется от красивых вещей, тем больше оно приближается ко Христу. А если сердце отдано Христу, то оно обладает великой силой! На днях я встретился с женщиной, всецело вверившей себя Богу. Было видно, как в ней горит сладкое пламя! За любое дело она берётся горячо. Раньше эта женщина была совершенно мирским человеком, но по-доброму расположена, и в какой-то момент в её душу запала искра. Все свои золотые украшения и роскошные одежды она выбросила. Сейчас она живёт с удивительной простотой! Подвизается, совершает над собой духовную работу. Какой жертвенностью исполнены её поступки! Она стала «ревновать», «завидовать» святым — в добром смысле этого слова. Знаете, сколько чёток она протягивает в молитве, какие совершает посты, сколько времени отдаёт чтению псалтыри!.. Удивительное дело! Подвижничество стало сейчас её пищей.

— Геронда, одна мать сказала мне: «Я телесно слаба и очень устаю. Ни дел своих не успеваю сделать, ни времени на молитвы у меня не остаётся».

— Для того чтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь. С помощью простоты мать может преуспеть. Мать имеет право сказать «я устаю», если она упростила свою жизнь, а многие трудятся лишь потому, что имеют много детей. Однако если они теряют своё время, стараясь, чтобы её дом произвёл впечатление на чужих людей, что тут скажешь? Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещь в их доме красиво лежала на своём месте, притесняют, душат своих малышей тем, что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детей жить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными, вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными. Если неглупый человек увидит, что в многодетном доме каждая вещь лежит на своём месте, то он придёт к выводу, что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом, принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живет страх, и от этого страха они ведут себя дисциплинированно. Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями, которые разрушали мирской чин, гласящий: «каждая вещь на своём месте». Этот «чин» есть величайшее бесчинство, весьма отнимающее силы у современного человека.

В прежние времена не было духовных книг, и матери не могли занять себя, помочь чтением. Сейчас издано огромное количество святоотеческих книг, многие из них переведены на современный язык, но, к сожалению, большинство матерей [проходят мимо всего этого богатства и] занимают своё время глупостями или же [постоянно] работают, чтобы свести концы с концами.

Вместо того чтобы скурпулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством — вещами бездушными — матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читая им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души — чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом её дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать вермя даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?

— Геронда, как быть, если мать имеет много детей, и много работы?

— Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердится, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.

У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать Старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила - так звали Старца Хаджи-Георгия в миру. Эта женщина родила двух детей, а после они жили со своим супругом в девстве, любя друг друга как брат и сестра. Мать Хаджи-Георгия с детства отличалась подвижническим духом, потому что её сестра была монахиней, подвижницей. Свою сестру-монахиню она часто посещала и, уже будучи замужем, приезжала к ней вместе со своими детьми. Отец Гавриила тоже был человеком благоговейным. Он занимался торговлей и поэтому большую часть времени проводил в путешествиях. Это давало его матери благоприятную возможность жить просто, не заботясь и не суетясь о многом, брать своего сына с собой и ходить вместе с другими женщинами на всенощные бдения, которые совершались иногда в пещерах, а иногда в разных часовнях. Поэтому впоследствии её сын достиг такой меры святости.

Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть старах Божий, то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то, что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

Старец Паисий Святогорец

http://www.orthomama.ru/cat21text458.htm

0

13

Наташенька спаси Господи за статью ,это просто замечательные слова ,Паисия Святогорца очень люблю  :cool:

вот это очень близко мне в душе : Она стала «ревновать», «завидовать» святым — в добром смысле этого слова.
я действительно очень восхищаюсь святыми ,есть к чему стремиться и над чем работать ,
а в статье расставлены главные приоритеты какими они должны быть на самом деле (приоритеты),а не искусственно взрощенные современной жизнью .

Ларис просто Браво тебе как настоящей ЖЕНЕ!!!

Елена написал(а):

(т.е когда страшно не хочется, когда кажется "да что же ты делаешь, мы эти деньги копили на что-то другое!", что он совершает глупую ошибку ну и т.д ), если вспомнить о Христе, о Его смирении и принять мужнино, пусть и явно неправильное решение всем сердцем - то ВСЕГДА Господь устраивает эту ситуацию во благо.надо мне это  себе зарубить на носу и всегда помнить...

и мне ой как надо зарубить , и не только на носу  )))

0

14

Наташа какя замечательная статья, я не заметила сразу. Мне такого по больше надо читать, а то вечно копаюсь в доме, в субботу хочу переделать абсолютно все, к ночи еле ноги волочу и не молюсь уже вечером. Муж всегда ругает меня, говорит, что ему, например, лучше скушать творог отдельно, чем в пирожках, из - за которых я потом устаю, ну и т. п...

0

15

О супружеской жизни

девочки ,самые насущные вопросы ,на мой взгляд очень актуально!

— Когда Бог сотворил человека, создал из его ребра жену ему, то повелел: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28). И эта заповедь должна естественным образом исполняться в семейной жизни.

Человечество разделено пополам: есть мужчины и есть женщины, и само слово «пол» означает «половина». Бытие полноценное, которого каждый человек жаждет, ищет, обретается или в союзе с Богом при восстановлении своей полноты монашеством — принятием ангельского образа, или же через благодатный союз мужчины и женщины, когда «будут два одна плоть» (Быт. 2, 24). Этот союз — ради спасения души своей, ради выполнения заповедей Божиих . Семья — то средство спасения, без которого большинство людей, живущих на земле, целомудренно провести свою жизнь не могут. Семья для православного человека — особый, спасительный ковчег. Мы говорим, что Церковь — это новый Ноев ковчег, а ведь семья — малая Церковь и поэтому тоже спасительный ковчег для человека, охраняющий от греха. В этом благодатном союзе появляется новая жизнь — ребенок, который, с точки зрения православия, есть дар Божий и Его благословение. Но дети это н есамоцель ,главное -спасение!

— Народная мудрость говорит: «Стерпится — слюбится». Но как же можно вступать в брак без любви?

— Полноценной любви человек добивается всю свою жизнь. Это дар Божий, который дается по благодати. Чтобы достичь такой любви, нужно стяжать благодать и хранить ее. И когда человек живет в браке целомудренной чистой жизнью, то это путь стяжания благодати и путь возрастания любви. Конечно же, такие браки, когда один человек противен другому, — ненормальные. Но и горячая страсть — это тоже ненормальность; страсть проходит, а то, что останется, когда страсть пройдет, — это и есть основание для семейной жизни. Поэтому должны быть симпатия друг к другу, наличие общих интересов, желателен близкий уровень образования, социального положения. Должна быть небольшая разница в возрасте. А до любви нужно дожить, заслужить ее нужно. И тогда через 10-15 лет муж смотрит на жену, а жена — на мужа, и он думает: «Какое счастье, что я женился на ней», а она: «Какое счастье, что я вышла замуж за него». Понимание того, что это — избранник единственный, другого человека рядом представить себе невозможно, и есть любовь. Но она приходит, когда корабль семейной жизни преодолел многие бури и сохранился, вопреки всему.

— Любовь и страсть — это разные вещи?

— Страсть чаще всего слепит человека. Ослепленный страстями человек очень сильно идеализирует объект своего поклонения, а когда страсти утихают, начинается прозрение: «Как же я мог так поклоняться?!». И великое разочарование наблюдается. Поэтому не следует торопиться. Нужно подружить, узнать друг друга. То есть человек должен представлять, на что он идет.

Семейная жизнь — это крестная ноша. В ней много радостей, но и много трудностей. И человек должен поступать разумно, должен быть реалистом. Не надо в семейную жизнь, как в лотерею, играть: повезет — не повезет. Это очень серьезный шаг, речь — о вечной жизни, о спасении. Через семью можно спастись, но можно и погибнуть. Плотское утешение быстро пройдет, а духовный союз — это вечный союз. Вот о чем надо помышлять.

— Как относится Церковь к тому, что одинокая женщина решила родить ребенка и воспитывать его сама?

— Блуд, он и есть блуд. Грех, он и есть грех. Человек смирился с тем, что семью невозможно создать, нужно смириться и с тем, что ребенка вне семьи нельзя рожать. Бывают случаи, конечно, искушения и падений. Тогда рождение ребенка вне брака -это покаянная ситуация. Но если человек осознанно идет на рождение ребенка вне брака, нужно понимать, что он осознанно идет на грех. Конечно, никому запретить ничего нельзя, потому что человек свободен в своем выборе, но заповедь Божия известна: «Не прелюбы сотвори», то есть не прелюбодействуй. Сожительство вне брака — прелюбодейство, блуд. И об этом говорит Божие откровение.

— Как муж спасается своей женой, а жена — мужем?

— Во всем мире есть иерархия, и муж может спасаться своей женой, если жена знает свое место. Она должна быть смиреннее самого смиренного мужа. Таким образом и она спасается, и муж спасается тем, что жена просто вынуждает его быть главой семьи, даже когда по немощи он пытается от этого отказаться. Семья существует до тех пор, пока главой семьи является муж, а «жена да боится мужа своего». Сейчас очень много энергичных, деловых женщин, которые начинают кормить семью, командовать в семье, и мы видим, что в большинстве случаев это кончается плачевно: муж или впадает в искушения — начинает пить, блудить, или вообще покидает семью.

Иерархическое устроение семьи заповедано Богом. Муж в семье может быть только главой, и в первую очередь он сам должен это помнить. Содержать и хранить семью — его прямая обязанность. Если он не глава, то, даже не сознавая того, начинает мучиться, он места себе не находит. Жена тоже начинает искажать свою природу.

В сохранении иерархии, когда жена должна быть за мужем, как за каменной стеной, а муж — дома с женой, как в раю, и состоит спасение друг через друга. Мы выполняем свою роль в семье и, свидетельствуя об этом, помогаем ближнему тоже свое место занимать. И, конечно, должны быть молитвы друг за друга.

— Должен ли муж помогать жене в домашних делах?

— Я бы по-другому сформулировал: может ли муж помогать жене в домашних делах? Может. Но сказать «должен» нельзя. Ведь что такое долг? Это обязанность. А мы уже говорили, что у каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома.

То есть домашние заботы в основном лежат все же на ее плечах. И заставлять мужа постоянно полы мыть, стирать нельзя. Я знаю, что мужья сами с удовольствием это делают, если они видят, что жене трудно. Но когда их заставляют — для них это очень печально, все внутри противится, потому что это не является их обязанностью. Некоторые женщины похваляются: «Муж мой стирает, готовит, убирает...». Надо понимать, что когда жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье и муж отодвигается на вторые роли — это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа должен быть авторитет Бога. Поэтому в выполнении домашних обязанностей можно просить мужа о помощи, но нельзя приказывать. Можно принимать помощь, но нельзя ее узаконивать.

— На ком из супругов в большей степени лежит воспитание детей?

В православной традиции жена должна быть все же домашним человеком, детей воспитывать. Это великий труд — вести дом, хозяйство, и женщина обычно этим только и занималась. По бедности, когда муж не в состоянии стал прокормить семью, жене пришлось работать. Но даже если у жены бывает зарплата выше, чем у мужа, она должна это забыть. Традиционно весь уклад семейной жизни подчеркивал авторитет мужа, отца. Он садился на главное место за столом и пока не брал ложку, никто не начинал обед. А сейчас мамочка несет тарелку сыночку, дочке сначала, потом уж про папу вспомнит. Мелочи, но они разрушающие. Они возвеличивают детей, дети перестают слушаться родителей, авторитет взрослых теряется. Искусство семейной жизни — это искусство мудрости. Смиренной мудрости. Если папа отдыхает — все на цыпочках ходить должны. Если маме трудно, папа должен сказать: «Ну-ка, детки, поможем». Это видеть нужно, нужно замечать друг друга, любить, уважать, жить заботой друг о друге. А когда видишь только себя, свою усталость, свои желания, то начинаешь и жалеть только себя.

— Но что делать, если женщине все же приходится брать на себя обязанности главы?

— Не брать! Грех, когда муж отдает жене власть в семье, и точно такой же грех, когда она берет. Тебе дают, а ты не бери: «Нет, дорогой, ты — глава семьи». Не говорить это надо, а бытом, отношением подчеркивать главенствующую роль мужчины.

— Как не брать? Семья будет нищей. Может так быть?

— Может. Беда в том, что мы в сравнении с другими пытаемся жить. А надо довольствоваться тем, что у тебя есть. Жена кормит семью, но власть-то не надо брать. Муж у нее безработный, не может заработать, но его все равно следует сажать на первое место, сохранять уважительное отношение, показывать, что он -главный в семье. Власть ведь не в том, кто больше денег приносит, а в иерархии перед Богом.

— Бывает так, что женщина-руководитель не подчеркивает в семье свое руководящее положение, а муж все равно болезненно переживает это.

— Подчеркивает, к сожалению. Это она думает, что не подчеркивает. Внутреннее состояние очень инерционно. Когда человек приходит с работы, где был руководителем, переключиться на семейную жизнь бывает трудно. Это происходит, когда мы начинаем относиться к работе как к главному в жизни, но ведь работа -это же послушание и гордиться особенно нечем. Есть внутрисемейное послушание, и есть социальное. И к каждому надо относиться ответственно, но не делать из него культа. К сожалению, послушники из нас плохие. В этом все дело.

— Почему говорят: «Милые ругаются — только тешатся»? Значит — это неопасно?

— Не ругаются, а бранятся, то есть ворчат. Могли бы поругаться, но смирили себя до того, что только ворчат. Сумели внутри себя погасить огонь раздражительности, ссоры, когда мог бы конфликт возникнуть. Но когда ругаются — уже не тешатся. А со света друг друга сживают. Когда человек гасит в себе огонь, это дает утешение и радость, что удалось не довести дело до конфликта. Тогда тешатся, конечно.

— Что делать, если муж или жена начинают на людях высмеивать слабости супруга, говорить колкие, неприятные вещи?

Святые отцы говорят, что про внутренние семейные проблемы никому ни слова не следует рассказывать. Не то что насмехаться друг над другом, но даже делиться не надо ни с кем. Если открываешь тайны семейной жизни перед другими людьми -власть над своей семейной жизнью даешь. А люди не все ведь порядочные...  Это внутренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь. Человек может в семье и слабость проявить, но он именно в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им. Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к разглашению исповеди. Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости.

— Что же второму человеку в такой ситуации делать?

— Попытаться вразумить супруга и терпеть. И стараться повода не подавать ему для насмешек.

— Что делать, если муж жестокий?

— В одной из православных книг я прочитал такую историю, что муж часто приходил домой пьяный и избивал жену. Бил-бил... А жена все смирялась. Он в конце концов ее так избил, что она померла. И когда ее привезли на кладбище, закопали в могилку, он, стоя перед крестом, понял, что натворил. Заплакал и с этой могилы не сходил несколько лет. Потом совершенно изменил свою жизнь. Получается, что жена своим смирением его спасла. Своим смирением она его из глубины греховной достала и сама мученический венец получила. Это, конечно, очень высокий подвиг.

Надо понимать, что все же пожар следует тушить не бензином и не керосином. Нельзя раздражать. А то получается, что муж вспылит, а жена еще больше масла в огонь подливает. Нужно себя заставить потерпеть, смириться, потому что у зла есть одна особенность: оно требует подпитки.  Если хулиган ударит человека, он ждет, когда ему сдачи дадут. И уж начинает драться с полным основанием. Если сказал бранное слово — ждет того же в ответ. А если не получает, он дальше не знает, что делать. Нужно научиться этот пожар гасить. А гасит смирение, терпение. Потом, когда все успокоится, можно сказать, но только не в раздражении. И молиться об умягчении злых сердец пред «Семистрельной» иконой Божией Матери, святым, которые являются покровителями семейной жизни; если муж страдает пороком пьянства — мученику Вонифатию, Божией Матери пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша».

И, конечно, нужно быть разумным, когда вступаешь в брак. Человек ни с того ни с сего не становится алкоголиком, не становится жестоким. Если ты видишь такие проявления и все же идешь под венец, должна понимать, какой крест на себя берешь. А если уж берешь, то терпи, неси, смиряйся. Ты свой выбор сделала.

— Как привести неверующего супруга в Церковь, как заронить семена веры в его сердце? И что делать, если он против того, чтобы жена молилась, ходила в храм, соблюдала пост?

— Когда в процессе семейной жизни один из супругов становится верующим, нередко он слишком резко меняет свою жизнь и начинает всех в доме донимать. Поэтому нужно и близким дать какое-то время, чтобы они прошли этот путь. Мы не должны заставлять,мы должны сами жить этой чистой жизнью, чтобы близкие убедились: с верой я становлюсь лучше — добрее, терпеливее, трудолюбивее. Заставить верить и любить невозможно. А видя нашу жизнь, и близкие пожелают нам подражать. Вот это — единственный путь обращения семьи к вере. И, конечно, нужно молиться, чтобы Господь привел близких наших к вере. Все с любовью должно быть, с уважением, с соблюдением свободы каждого в семье.

— Что делать, если один из супругов не прав и не намерен признать этого, а настаивает, чтобы было так, как он хочет?

— Мудрый уступает. Можно уступить на время, чтобы погасить конфликт. Как говорится, утро вечера мудренее. Зло рассыпается от времени, а добро терпит, потому что оно на вечности основано.

— Часто боятся, что другой уступчивость примет за слабость.

— Уступать надо благородно. Когда взрослый уступает ребенку — это ведь не воспринимается как слабость. Надо понимать что можно уступить не по слабости, а по мудрости.

— Как ужиться с раздражающими недостатками супруга?

— Нужно с собой ужиться, со своими недостатками бороться. Раз чьи-то недостатки меня раздражают, значит меня надо лечить. Раздражительность, невыдержанность — это мой грех. Я должен в этом каяться, церковные таинства на помощь призывать. Если внимательно последить за своим внутренним состоянием, то эти же недостатки, которые так раздражают в других, обнаружишь и в себе.

— Можно обобщенно сказать, от чего все проблемы в семье?

— Из-за отсутствия смирения, все проблемы. Мы все не хотим смиряться: мужья — перед Богом, жены — перед мужьями, дети -перед родителями. Как только каждый встанет на свое место, все проблемы в семье начнут исчезать.

Сказывается еще и стремление сравнить свою семейную жизнь с жизнью других семей, когда возникает зависть. С одной стороны, мы понимаем, что Бог дал нам индивидуальность, неповторимость, что мы друг на друга не похожи и семьи наши не похожи, но почему-то мы хотим жить, как все. А жить, как все, невозможно, потому что мы все разные. Бог кому-то дал больше благополучия, кому-то меньше, и нужно смиряться с этими обстоятельствами, учиться радоваться тому, что есть. Если человек благодарит и радуется тому, что у него есть, он всегда богат. Я видел людей, у которых огромный материальный достаток, с психологией нищих. Они все время плачут, им все время не хватает. А есть такие, что могут отдать последнее, как евангельская вдова, положившая две лепты, и при этом достойно живут. За все благодарить — это путь к богатству, потому что богатство — это умение соглашаться с обстоятельствами своей жизни и умение жить по средствам. Мы иногда завидуем и даже не подозреваем, что как только семья становится благополучной, она чаще всего распадается. Жили в бедности — в мире, в любви, вдруг все изменилось, муж уже стесняется жену, меняет ее, меняет семью. Мало людей, которые могут достойно пройти испытание властью, деньгами.

Поэтому Господь тому, кто может, — дает. А когда люди сами стараются взять желаемое, это часто оборачивается им во вред.

— Если семейные отношения долгое время строились неправильно, но кто-то из супругов или оба прозрели, увидели, что все в семье поставлено с ног на голову, как изменить привычный, сложившийся уже образ жизни? С чего начать?

— Молиться нужно. А Господь распорядится. Когда начинаешь смиряться перед промыслительной волей Бога, Который иногда и попускает испытания для того, чтобы спасти душу человека, — вот это и есть начало спасения.

— Как понимать слова, что женщина спасается чадородием?

— Женщина спасается не просто чадородием, а чадолюбием, жертвенной любовью, когда она не своего ищет в любви, а растит чадо для Бога, с Богом и в Боге. Чадолюбие всегда начинается с Боголюбия. Поэтому не надо понимать эти апостольские слова только как спасение количеством рожденных детей. Можно ведь иметь много детей, но не заботиться о них.

Православная семья спасается через чадородие, так как чем больше детей, тем больше возможности проявить любовь и заботу.

— Почему не во всех семьях есть дети? И часто нет именно в тех семьях, где бы их хотели иметь и могли бы хорошо воспитать?

— Иногда супруги сами не хотят иметь детей, а иногда Бог их не дает. Нежелание иметь детей — это искажение смысла супружества, который заключен в чадородии. Семья образуется для того, чтобы появилась на свет новая жизнь. А почему Господь не дает детей? Может быть, предыдущая жизнь была не очень благочестивой или, случается, что Господь давал детей, а родители в своё время сами отказались.

Из Священного Писания мы знаем примеры бесплодных супружеских союзов. Бездетность воспринималась в прежние времена как наказание Божие за грехи родителей, и родители очень переживали и молились всю жизнь о даровании детей. Иоаким и Анна, Елизавета и Захария... И мы видим, что в конце жизни, когда уже по всем физическим законам они не могли иметь детей, Господь даровал им чадо после того, как они обет взяли посвятить дитя Богу. Рождение детей есть момент таинственных отношений человека с Богом, момент смиренный. Если Господь дает детей, нужно радоваться, если не дает — нужно молить Бога, смиряться, терпеть.

— Можно бездетный брак расторгнуть, считая его безблагодатным?

— Священное Писание говорит, что по этой причине браки не расторгались; супруги смирялись, терпели, несли свой крест.

— А лечиться от бесплодия можно?

— Почему же нельзя? Господь помогает через людей и обстоятельства. Врачи — это специалисты, которые могут исполнить волю Божию по исцелению людей. Запрета на обращение к врачам нет.

— В апостольском послании есть такая фраза: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно...» (Евр. 13, 4). Но ведь речь идет о браке, как же ложе будет непорочно?

— Про интимную сторону брака говорить особенно не принято, потому что главное в браке все же духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. В особо благочестивых семьях муж с женой разделяли ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Во время постов дети никогда не зачинались. Когда жена была беременна, муж не прикасался к ней. И во время кормления тоже. Сладострастие, которое сейчас развивается и поощряется на основе интимной супружеской жизни, — это есть греховное состояние, потому что Богом были установлены такие отношений мужчины и женщины, чтобы через них умножать род человеческий, рождать детей. В благочестивых семьях муж и жена жили как брат с сестрой, когда считали, что количество детей уже достаточно, а под старость лет принимали монашество. Не разжигали страсти и старались себя смирить, так как всегда положено жить смиренно

— Может ли один из супругов отказывать другому в интимной близости?

— Если и муж, и жена являются благочестивыми, православными, верующими людьми, то таких проблем и не возникает. Они знают, когда такая близость возможна, а когда нет. Но все же святитель Иоанн Златоуст советует: когда в семье один из супругов неверующий, ради хранения мира, если это может привести к разладу в семье, уступать ему даже во время поста.

— Если нет гармонии в интимных отношениях, можно ли за помощью обращаться к психологам, сексологам, другим специалистам в этой сфере?

— Проблема гармонии в интимных отношениях — это тоже порождение физиологичности, когда есть стремление найти в них еще что-то, кроме деторождения: удовлетворение своих сластолюбивых, страстных наклонностей. Когда человек искажает эту сторону своей жизни, он начинает испытывать неудовлетворение. В благочестивых семьях, где живут на основе духовного единения и где людей объединяют не только интимные отношения и главным образом не они, подобных проблем не возникает.

— Почему аборт считается грехом? Разве лучше родить ребенка и не суметь его нормально воспитать, потому что нет квартиры, мало денег, нужно делать карьеру?

— Аборт является одним из страшных грехов, потому что это убийство собственного чада во чреве. Это злодейское преступление, и от него нужно удерживаться. Рассказывают такую историю. К старцу пришла соблазненная девица, которая должна была родить, но боялась родителей и хотела избавиться от ребенка. Старец пытался увещевать ее, но видел, что слова не доходят. Тогда он как будто бы согласился: «Хочешь убить ребеночка своего — убивай. Но прежде роди его, а потом возьми на руки да и брось в реку». Она послушалась. А когда родила и взяла свое чадо на руки, то вдруг почувствовала, что теперь с ним ни за что не расстанется, не погубит свою кровиночку. Пробудилось в ней материнское чувство. И поняла она, что невозможно совершить такое преступление.

Когда ребенок уже рожден — очевидно, что совершается убийство, но ведь то же самое происходит, когда он еще находится во чреве матери. Вам же не приходит в голову из-за тесноты в квартире или нехватки денег решить эти проблемы с помощью убийства кого-то из членов семьи?

— Если рождение ребенка грозит смертью матери, неужели и в этом случае аборт будет считаться грехом?

— Ради своего уже рожденного ребенка мать, как правило, готова на все, если его жизни угрожает опасность. Но когда дитя еще во чреве, оно ведь тоже твое, твоя часть, твоя кровиночка. Поэтому аборт и в этом случае, и всегда — грех.

— Говорят, что сделанный аборт может повлиять на жизнь других детей в семье. Но каким же образом это может быть?

— Известно, что аборт подрывает здоровье матери. В духовном же плане — в семье совершается грех убийства, а грех — это не только поступок, это еще и искажение всей духовной природы человека, когда теряется способность в чистоте хранить свой ум, волю, сердце. Исцеление происходит через покаяние, но не всегда так скоро, как нам бы хотелось.

— Одна женщина жаловалась, что ребенок у нее был послушный, тихий, ласковый, но когда она сделала аборт, с ним что-то произошло, как будто бы бес вселился.

— Семья — это живой организм, и все несут ответственность за содеянное любым ее членом. Мне знакома семья, в которой сыночек очень любит отца и не признает мать. Отец говорит: «Я знаю, почему так происходит, — потому что я ему жизнь спас». Мама настаивала на аборте, а папа противился и отстоял ребенка. Сын не может на уровне сознания оценить это событие, но от рождения к маме не тянется, а от отца не отходит. Семья — единый духовный организм, повреждение во время грехопадения духовной основы одного члена семьи обязательно скажется и на жизни других ее членов. А дети восприимчивее взрослых, и в них более открыто проявляются эти изменения.

— Аборты делать нельзя, потому что это детоубийство. Но почему же нельзя пользоваться контрацептивами, стерилизоваться? Казалось бы, это как раз средства, чтобы не прибегать к абортам?

— Опять попытка перевести отношения, ведущие к чадородию, к отношениям другим, питающим сластолюбивые наклонности людей. В Греции, например, за использование контрацептивов на три года отлучают от Церкви. Так что самая лучшая защита от случайной беременности — это воздержание.

— Если известно, что родится больной ребенок, надо ли его рожать?

Все в Божией руке, поэтому должно быть смирение перед Его волей. Если родится больной — то какого Бог дал, такого дал. Случайно больной ребенок не рождается, не бывает такого. Это крест, необходимый для спасения душ родителей, потому что через детей родители и спасаются. И именно через больных детей, совершая христианский подвиг, родители могут достичь больших духовных высот.

Бывают также случаи, когда врачи ошибаются в своих прогнозах. Лучше всего полагаться на Божью волю и все принимать из руки Божией.

На вопросы отвечал протоиерей Евгений Шестун

0

16

спасибо большое за статью Анечка!  http://s8.rimg.info/6d48f845f573540e53e34450c510edd7.gif 

вообще тема очень интересная, я её что-то раньше не видела..

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » СЕМЬЯ-малая Церковь! (двое-одна плоть) » Семья- путь спасения души!!!