Зачем поститься?

Святитель Николай Сербский

Почему многие не соблюдают поста, спрашиваете Вы. Потому, что не знают плодов поста. Органы здравоохранения нашей страны должны рекомендовать соблюдение поста в один голос с Церковью, потому что пост приносит чудесные плоды, и не только духовные, но и телесные. В доказательство этому можно привести множество примеров, но я задержусь на одном из недавних.

Вот что пишет одна вдова из Бечея: “Я начала поститься в прошлом году на Троицу. Так я решила: если уж хожу в церковь и молюсь Богу, то надо и поститься. Пока был жив муж, мы не знали поста и часто болели. Никогда не было такого, чтобы были здоровы оба: то один в постели, то другой. Так и прожили всю жизнь. Я всегда была в раздражении, малейший пустяк приводил в гнев. Меня мучили страхи. Я боялась всего, даже собственных мыслей и предчувствий. С тех пор как начала поститься (вот уже год прошел от того Троицына дня), я спокойна, в душе радость и в теле легкость. Ни на что не обижаюсь, ни на кого не сержусь. А в душе моей звучат церковные песнопения и молитвы. Сны светлые и благостные. Сейчас я живу у своей обеспеченной подруги, но чувствую, что весь мир принадлежит мне. Я совершенно здорова, хотя стара, ничего не боюсь, даже смерти. У меня только одно неутолимое желание – желание тишины, поста и молитвы: в них я нахожу полноту счастья”.

Так о себе пишет старица из Бечея. И своим опытом она подтверждает нам евангельское учение и многовековой опыт Церкви.

Источник - http://www.pravbeseda.ru/library/index. … amp;id=907

Крепко возлюбим пост

(Из Палестинского Патерика)

Крепко возлюбим пост. Пост, молитва и милостыня составляют самую безопасную ограду и избавляют человека от смерти. Как чрез вкушение от запрещенного древа изгнан Адам из рая, так чрез пост и послушание желающий снова входит в рай. Сею добродетелию укрась тело свое, дева, и понравишься Небесному Жениху. Ибо привязанные к миру, чтоб понравиться женихам своим, удобряют тела свои мастьми благовонными и украшают одеждами многоценными и золотом; Христос же ничего не требует от тебя. Ему нужно чистое сердце и непорочное тело, хотя бы оно было сине от поста. Если кто придет и скажет тебе: «Не постись много, иначе заболеешь», - не верь таким и не слушай их, ибо это враг внушает им такие советы.

Вспомни, что говорит Писание. Когда три отрока и Даниил пленены были Навуходоносором, царем Вавилонским, и другие отроки с ними, то царь повелел им есть от трапезы своей и пить от вина своего. Но Даниил и три отрока те не захотели питаться от трапезы царевой и сказали евнуху, смотревшему за ними: да дадят нам от семян земных, да ядим и воду да пием. Евнух отвечал им: боюся аз господина моего — царя, заповедавшаго о пищи вашей и питии вашем, да не когда увидит лица ваша уныла паче отроков — сверстников ваших, питающихся от трапезы царевой, и осудит меня. Они сказали ему: искуси отроки твоя до десяти дний. Так он давал им есть семена и пить воду. И ввел их пред царя, и оказались лица их лучше лиц отроков, евших от трапезы царевой (см.: Дан. 1).

Видишь, что делает пост! И еще: он врачует болезни, иссушает вредные соки тела, изгоняет демонов, отгоняет злые помыслы, ум соделывает светлым, сердце чистым, тело здоровым и пред престолом Божиим поставляет человека. Но чтоб ты не подумала, что это говорится просто, имеем свидетельство в Евангелии, изреченное Самим Спасителем. Вопросили Его ученики Его, говоря: «Господи! покажи нам, каким образом изгоняются нечистые духи». И Господь сказал: сей род не изгонится, только молитвою и постом (ср.: Мк. 9,29). Итак, всякий смущаемый нечистым духом, если догадается воспользоваться сим врачевством, то есть постом, то нечистый дух, стесненный тем, тотчас удалится, боясь поста. Демоны весьма услаждаются пирами, пьянством и всяким плотским удовольствием.

Великая слава сокрыта в посте, великие дела совершаются чрез него. Пост есть ангельская жизнь, и содержащий его стоит в ангельском чине. Впрочем, не думай, возлюбленная, что так просто — только телесный пост есть истинный пост. Нет! Не тот исправно постится, кто воздерживается только от пищи, но то почитается постом, когда кто притом удаляется и от всякого дела злого. Ибо если кто постится, а не удерживает уст своих от злых речей, насмешек и пересудов или от лжи, клеветы и наговоров на ближнего; то нет ему никакой пользы от поста, и он губит тем весь труд свой.

Также, раба Христова и все хотящие спастися, когда постишься, очисти себя от всякого сребролюбия, ибо сребролюбие есть корень всех зол (ср.: 1 Тим. 6, 9—10). Крепко бегай тщеславия и гордости. Если помысл станет внушать тебе, что ты уже сделалась великою и преуспевшею в добродетели, не верь ему: это от врага, который хочет тем ввергнуть тебя в тщеславие. Итак, не принимай помысла, хвалящего тебя.

Если опять помысл будет внушать: «Не трудись так много, можешь и без того спастись»,— не слушай его, это враг ищет навесть на тебя разленение или скуку и тем отвратить тебя от доброго жития. Много козней от врага бывает рабам Божиим. Часто он внушает людям прийти и хвалить другого в лицо, чтоб тем надмить сердце его. Итак, не принимай похвал людских.

Если же кто скажет тебе: «Блаженна ты»,— скажи ему: «Когда изыду из тела своего, тогда буду ублажена, если хорошо проведу жизнь свою, а теперь не верю, чтоб я была блаженна, ибо мы, люди, изменчивы, подобно ветру».

Когда помысл станет внушать тебе укорить ядущих, не слушай его, ибо он от врага. Почитай себя худшею всех, чтоб в Царствии Небесном стать впереди многих и быть возвеличенною от Бога.

Враг будет внушать тебе и чрезмерное подвижничество, чтоб сделать тело твое слабым и ни к чему не способным. Поэтому пост твой должен быть всегда в меру. Постись круглый год, исключая крайней нужды. В девятый час дня, по совершении молитв и песней, вкушай хлеб с овощами, приправленными елеем.

Но, дева, смотри, чтоб никто не знал о твоем подвиге, даже из самых родственников твоих. Что ни делаешь, делай тайно, и Отец твой Небесный, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6). Только если найдешь душу единомысленную, трудящуюся для Бога, как и ты, такой открой свою тайну. В этом не будет тщеславия, ибо ты будешь говорить для спасения души.