Итак, Петров пост... Вроде бы совсем недавно была Святая Четыредесятница, долгие строгие богослужения, земные поклоны, тихие песнопения хора. Пассии, покаянный канон, особенные великопостные Литургии, Страстная.

В феврале и марте поститься было легко и радостно: земля воскресала после глубокого зимнего сна, и в этой тиши и смирении природы органично и естественно утишалась и смирялась душа в ожидании Благой вести о Воскресении Христовом.

И как теперь не вяжется весёлая атмосфера лета, тополиного пуха, отпусков и купального сезона с этим строгим и обязывающим словом — пост. Как поститься, если пришла пора на пляж, на курорт, «на шашлыки на дачу»? Если буйствует в своем плодородии земля и вся природа? Если еще один результативный трудовой год позади и самое время, казалось бы, отдыхать, расслабляться и наедать щеки?

Но «не вяжется» — это только на первый взгляд. На самом деле — лето и время радости как раз и соответствует духу Петрового поста. И в этой мысли оказались единодушны наши «эксперты» — священнослужители, к которым за пастырским словом и советом  обратилась редакция «Православия в Украине».

Как полюбить Петров пост? Как увидеть и прочувствовать его красоту и пользу? Мысли умных людей на этот счет читайте в нашей нынешней колонке.

Епископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев): «Пусть каждый себя спросит: я действительно так немощен, или, все-таки, просто люблю поесть?»
http://orthodoxy.org.ua/sites/default/files/image1/IMG_4223_1.JPG

Вопрос Петрова поста, если вы обратили внимание, возник именно в последнее время. Уж и не знаю, почему... Кажется, просто для того, чтобы самим пояснить, почему не постимся, почему так не хочется поститься.

Но для меня Петров пост особенной проблемы не составляет. Сам его образ, его богослужебный строй, подразумевает совершение вполне постовых служб, в иные дни даже и без Литургии (так называемые аллилуйные службы). То есть, в идее Петрова поста, как богослужебного отрезка года, пост как строй жизни содержится. И наша богослужебная традиция видит Петров пост временем вполне постным.

В принципе, на этом можно и заканчивать, кажется. Но! Очень проблемным является сам призыв делать в Церкви что-либо (например, поститься) «как раньше», «как в древней Церкви». Где критерий этой древности? I век? — Но тогда, в принципе, только начиналось формирование самого церковного года, и говорить об общепринятых традициях поста сложно. III век? — Еще не укоренилось многое, многого еще не возникло... V или X века? Или, может, XV?..

Церковь с ее глубочайшим по смыслу и значению богослужением тем и удивительна, что, развиваясь в формах, остается постоянной в своей основе. Вернее, в Основе — Христе, и в том, что все бываемое в Церкви за богослужением и призываемое к жизни церковным благословением направлено на создание условий для спасения каждого.

Потому, если сказать совершенно честно, пост (и в смысле богослужебного устроения, и в плане, собственно, «это есть, того не есть») является для членов Церкви неким идеалом жизни. И верно говаривал мудрый священник, что со временем жизнь христианина должна стать всегдашним постом — воздержанием от излишнего, обузданием пожеланий плоти, отсечением страстей.

Кроме того, вспомним, что пост вообще ведь не только (часто и не столько) диетологические предписания, но «да постится твой ум от помыслов суетных» и так далее. И пост — всякий — это и «мати целомудрия», и «обличитель грехов», и «проповедник покаяния», как поется Великим постом; пост для Церкви — жительство Ангелов и спасение человеков. Кому ж он такой мешает?

Что касается «простецкого вопроса» о том, куда девать те дары, которые Господь посылает (молочную продукцию и яйца), так ведь многое что Господь посылает и заботясь о непостящихся (а их, знаете, очень много). Но именно во время Петрова поста столько всяких витаминов в виде фруктов-овощей, что как же тут не попоститься.

Если говорить об особенностях питания, то Петров пост по-церковному достаточно нестрогий: разрешается рыба в субботу и воскресенье, в праздники.

Разумеется, пост послабляется для больных и стариков, для беременных и кормящих. Но — опять-таки, но! Часто для некоторых стариков и больных, например, испрашиваемое благословение на молочное вызвано не столько немощами плоти, сколько, уж простите, привычкой к еде. Говорю и как служащий не один год в священном сане, и как врач. Иному старику не так оно просимое и полезно, просто так ведь легче — поел и все.

Потому хочу призвать паству к рассудительности. Не пастырей — они, по заповеди, милуют пасомых, но именно паству. Редко когда священник не благословит на послабление поста пришедших. А вот просящие пусть честно себе скажут: я действительно так немощен, или, все-таки, просто люблю поесть? Пусть правильно решит каждый.

Петров пост полезен для нас как очередное доброе упражнение и в послушании Церкви, и в обуздании своей воли, и в ограничении своих пожеланий.

Дай Бог каждому пройти небольшой и совсем нетрудный постный путь с настоящей радостью. Дай Бог, чтобы пост для нас превратился все же из преимущественно диеты во время, особенно посвященное самосовершенствованию и духовному возрастанию.

Игумен Алипий (Светличный): «Если не смотреть на Петров пост как на врага комфортной жизни, то начинаешь видеть в нём, прежде всего, доброго друга…»
http://lh3.ggpht.com/_EkhiEBqQQ-k/TSjI8k4QE2I/AAAAAAAACrU/r3JFaVofhKs/DSC_5876.jpg

Если рассуждать о Петровом посте (Петровке), то можем оказаться перед исторической дилеммой: никто точно не может сказать, когда и по какому поводу он был установлен. Более того, историки не уверены, что он был установлен. И склоняются к мнению, что он сам собой утвердился по обычаю.

Кстати, очень интересное народное мнение о возникновении Петрова поста приводит российский писатель ХІХ века Мельников-Печерский. Он пишет, что якобы «бабы вымолили у Бога этот пост, чтобы в весенне-летнюю страду поднакопить маслица и яиц, а то в это время мужики-роботяги слишком охочи до жирной еды».

Безусловно, что этот пост привязан к двум датам: Пятидесятнице и дню святых апостолов Петра и Павла. Между ними он и расположен. Но следует помнить, что начинается он сразу после Недели всех Святых. Это немаловажное замечание.

Дело в том, что в раннехристианские времена, когда день святых первоверховных апостолов был установлен на точную дату, связанную с освящением базилики в честь этих святых в Новом Риме, праздник воспринимался верующими как день всех мучеников. И только со временем была разграничена в датах память апостолов и память всех святых.

Так вот, ко дню всех мучеников христиане не могли приступать как-то буднично. Ещё слишком свежи были в памяти страдания святых, и жива была потребность следовать за ними. Новый пример, хоть как-то заменявший открытое мученичество, давали анахореты строгим соблюдением поста. И эта потребность в посте была естественной для горячих в вере. Он же прививался, как необходимость, в виде благочестия и последующим поколениям.

Пост не был тягостью. Ещё в средине ХХ века у верующих к посту было отношение, как к важному событию, которое сродни самому грядущему празднику. Например, с началом поста всегда друг друга поздравляли. В украинских сёлах и сегодня можно услышать приветствие: «З Петрівкою будьте здорові!». У старообрядцев принята форма: «С пощеньицем во спасение!» приветствовать друг друга во все посты. Народ к постным дням относился с благоговением, хотя иногда формализированно. У того же Мельникова-Печерского описывается, как постились старообрядческие купцы: это целый ряд постных блюд, которые сегодня, кажется нереально вместить в себя! Но строго блюли состав кушаний, чтобы не оскоромиться…

Печально, что к Петрову посту сегодня отношение у многих пренебрежительное, иногда равнодушное. В какой-то мере это объясняется порой отпусков. Дело в том, что в цивилизованном мире абсолютное большинство людей сегодня — горожане. И летняя страда со своими обычаями и условностями больше не волнует человека. Он просто хочет комфортно провести время. А в путешествии наслаждаться оплаченным. И пост становится обузой, которая с каждым годом всё больше раздражает. И можно даже встретить священнослужителей, которые возмущаются обилием постных дней, а иногда и открыто благословляют своим прихожанам пост не соблюдать.

Надо сказать, что о таком поведении священников упоминает С.Фудель в своих мемуарах. Это пагубное поведение распространялось, как зараза, перед самой революцией. И затем вылилось, в печальной памяти, обновленческое движение.

А что такое «обновленчество»? Это безразличное существование в формальном православии. Где делается попытка жить вне опыта Церкви, если хотите, без святотеческого романтизма. И потому само существование Петрова поста, как напоминание о ЮНОСТИ ХРИСТИАНСТВА, очень ценно. И, думается, что его следует неукоснительно держаться (он очень лёгкий!), чтобы достигнуть великого дня торжества святых апостолов.

Что же касается вопросов частных, например, отпускных проблем в питании, то здесь следует помнить, что не всегда пищевой пост можно соблюдать только в составе продуктов, отказываясь от скоромного. Но можно, вкушая скоромные блюда, ограничить себя в количестве потребления! И это будет тоже пост.

Но, опять же, важнее помнить о сути поста в вопросе исправления себя им. И, если не смотреть на Петров пост как на врага комфортной жизни, то начинаешь видеть в нём, прежде всего, доброго друга, с которым можно приобрести самое ценное – спасение. А с ним Царство Небесное. Которое суть в нас есть. Ради такого не жалко и немного потрудиться в течении поста.

Протоиерей Георгий Коваленко: «Апостольский пост – это время просветительской деятельности»
http://orthodoxy.org.ua/sites/default/files/IMG_8197.JPG

Петров пост – это многовековая традиция нашей Церкви. Истоки свои он имеет в Священном Писании и считается Апостольским — приурочен ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И своим основанием имеет цитату из Священного Писания, когда Господь сказал: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). Мы знаем, что начинается пост после Вознесения, Пятидесятницы — когда Господь закончил Свой земной путь: «Жених отнялся», «пришли дни» поститься.

Петров пост не тяжел с точки зрения ограничений в пище. Мы воздерживаемся от мяса в то время, когда вокруг все цветет и приносит свои плоды. Во время этого поста разрешена рыба.

Что касается воздержания от молочного и яиц, которых сейчас в селах в избытке, то нужно смотреть по ситуации. Если у вас хозяйство, если вы занимаетесь изготовлением сыра, творога и других продуктов молочного происхождения, то нужно посоветоваться со своим духовником, и принять разумное решение. Если же вы молоко покупаете в магазине, то ничего страшного не произойдет, если в дни поста покупать его не будете.

Несмотря на разговоры, которые возникают в отношении «Петровки», лично я не вижу, что может быть скучного или унылого в Петровом посту. Если для нас пост составляет трудность, то, возможно, стоит пересмотреть свое отношение к пище? Тот человек, который умеет хорошо готовить и при этом не делает из поста культа, сможет приготовить вкусную трапезу из любых продуктов. А сейчас лето, все цветет, огромное количество зелени, овощей, фруктов: перед нами те продукты, которых мы ждали целый год, мы имеем возможность их вкушать и радоваться им.

И мне кажется, в этом посту главный посыл, который должен быть – это миссионерский, апостольский, просветительский. Если Великий пост – это время покаяния, Рождественский – время подготовки к Рождеству, то Апостольский или Петров пост – это время просветительской деятельности. Это время пообщаться со своими крестными или крестниками на духовные темы, время почитать духовную литературу и поделиться мыслями от прочитанного с ближним. В эти дни многие проводят в отпуске на берегу реки, моря или просто у себя дома, то есть, имеют свободное время. И это свободное время – Петров пост – можно наполнить духовным просветительским содержанием.
«Православие в Украине».