Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » Правая вера-ПРАВОСЛАВИЕ-Правильно Славить Бога! » НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ!!!


НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ!!!

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ!!!

"Кто без крестов ,тот не Христов"

Двадцать веков тому назад, у евреев и язычников крест был орудием казни, предметом позора и ужаса. Не было казни мучительнее и позорнее крестной. Ей подвергали самых отчаянных разбойников и возмутителей общественного спокойствия; осудить преступника на крестную казнь, значило лишить несчастного имени человека, предать его всеобщему презрению, - таково было значение креста в древнем мире. А что такое крест теперь у христиан? Он есть орудие спасения, предмет благоговейного почитания для всех. Вместе с апостолом Павлом смеет говорить всякий православный: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа». (Гал. 6,14).

От чего произошла такая перемена, за что начали так благоговейно чтить крест, который прежде считали позором? За то, что на кресте угодно было Сыну Божию принять смертную казнь за грехи всего мира. На кресте произошло примирение Отца Небесного с людьми-грешниками. С этого времени это знамение победы над смертью, над диаволом. Св. апостол Андрей Первозванный, ведомый мучителями на крестную смерть, увидев издали крестное знамение, с восторгом взывал: «Радуйся, Кресте, плотию Христа освященный, и членами Его, как Маргаритами украшенный! Прежде, нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных, но теперь знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе, но и ты с веселием и радостию прийми меня, ученика Распятого на тебе Христа. Я всегда любил тебя и горел желанием обнять тебя. О, блаженный Кресте, приявший великолепие и красоту от членов Господа, многократно желаемый и неусыпно искомый! Возьми меня от людей и отдай Учителю моему, пусть тобою приимет меня Тот, кто тобою меня спас!». А св. ап. Петр просил исполнителей крестной казни только о том, чтоб его распяли вниз головой, считая себя недостойным быть распятым подобно Иисусу Христу.

Видите, братья, как высоко чтили Крест Христов св. апостолы? Как же после этого не чтить и нам, Православным христианам, такое драгоценное сокровище, оружие нашего спасения, избавление от власти диавола и ада, примирение с Богом и оправдание? По истине, с того времени, как Сын Божий Своими страданиями освятил Крест, как поет св. Православная Церковь: «Просветивый сиянием Пришествия Твоего Христе и освятивый Крестом Твоим мира концы» (Троич. канон 1-го гл.),в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила, о которой будет сказано ниже.

Носить крест есть не только обязанность всякого христианина, но и особая его заслуга и честь. Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.

Нательный крест - это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры. Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду. В настоящее время стало широко распространенное мнение о силе «осинового крестика». Мнение весьма ошибочное, так как является суеверием, это возвращение в язычество. С того времени, как Иисус Христос умер на Кресте, Его непобедимая непостижимая Божественная сила сообщилась Кресту и вселилась в него и осталась в нем навсегда, - следовательно он так могущ и силен от того, что в нем таинственно присутствует сила Христова.

И потому при выборе креста надо обращать внимание не на материал, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли его форма православным традициям. Крест должен быть обязательно освящен православным священником.

[/size]
При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!». Крестное знамение нужно изображать на себе с живою верою в Распятаго, с благоговением и смиренным сознанием, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждою на милосердие Его, и ради претерпенных за нас Богочеловеком крестных страданий и смерти. Только с этим условием могут быть угодны Господу и наша ревность, к исполнению заповедей Господних, и вместе наши молитвы, соединенные с крестным знамением.

Св. Церковь поступила мудро и в высшей степени благотворно для нас, когда заповедала нам осенять себя при молитве крестным знамением. Но после этого, сколько же бессмыслия, сколько самой злой неблагодарности в тех чадах ее, которые не хотят пользоваться этим добрым и надёжным средством, чтобы сделать свою молитву доступною и угодною Господу Богу, которые не крест изображают на себе, а просто размахивают рукой как попало? Сколько бесстыдства, сколько дерзости, когда они даже здесь, в Божией Церкви без мысли, без чувства, безо всякаго сознания небрежно водят по груди рукой, и не хотят поднять её на столько, чтоб сделать на себе настоящее крестное знамение? Трудно определить и дать название тому движению руки, какое они делают, когда крестятся. - Страшно даже и подумать, как они, из самого креста, делают какое-то странное извращение. «Такому бо маханию, поистине, бесы радуются», говорит св. Иоанн Златоуст. Лучше уж и не креститься, чем так искажать и унижать святейшее знамение креста. И подлинно так. Какое это крестное знамение, когда они не стараются ни сложить персты своей руки как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов, а иные хотя и совершают, но с какою-то гордостью, размашисто с откидыванием рук и головы или осеняют с каким-то стеснением только верхнюю часть своей груди и то едва заметно. - Все это происходит от дурной привычки, которая доказывает ни что иное, как крайнюю нашу небрежность и невнимательность к святому и великому делу - молитве пред Богом. А о тех, кто совершает с небрежением служение Богу и молитву, сказано в Писании: проклят человекъ, творящий дело Божие ст. небрєжєниємъ (Иерем. 48, 10).

Даже и сложение пальцев для крестного знамения, имеет великий смысл. Не кое-как слагаются они, но именно: три первые большие соединяются вместе и знаменуют Святую Живоначальную Троицу: Отца, Сына и св. Духа; два последние пригибаются к ладони и знаменуют то, что Сын Божий ради нашего спасения, приклонив Небеса, сошёл на землю, принял на Себя естество человеческое и такимъ образом в Нем были не слитно соединены два естества - Божеское и человеческое.

Итак, по Уставу св. Православной Церкви мы: слагая три первые перста правой руки, а последние два пригнутые к ладони и, вознося крестное знамение на чело, говорим: «Во Имя Отца», опуская руку в том же виде на живот, говорим: «И Сына», перенося руку на правое плечо, затем и на левое, при этом говорим «и святаго духа», сделав на себе это святое знамение креста, опуская руку, заключи словом «АМИНЬ». Это древнее правило содержится не только на Руси, но и в Иерусалиме, в Антиохии и в Константинополе, и во всей Греции, в Египте и на Афоне, и во всех странах православных. - Кто желает убедиться и видеть своими глазами древнего свидетеля трехперстного сложения, пусть сходит во св. Киево-Печерскую лавру в пещеры к святым мощам преподобного Спиридона просфорника, который в час своей кончины сложил свою десницу для трехперстного крестного знамения, и в таком виде сложенною она пребывает и до ныне более восьми сот лет.

Демоны, как пишет преп. Симеон Нов. Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаем даже на воздухе, но бегут от него тотчас.

«Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирии).

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Будем же отныне и мы стараться с верою, благоговением и страхом Божим совершать на себе сие спасительное знамение правильно, и, при этом, нужно прежде всего оградить себя крестом, а потом положить приличествующий Богу поклон, а не так, как некоторые, по нерадению своему, вопреки учению св. Церкви вместе и кланяются, и крестятся. При этом обратим особое внимание, чтоб наше исповедание Христа не ограничивалось одними только наружными знаками, а сопровождалось бы всегда и добрыми чувствами в глубине нашей души, в нашем сердце так, чтобы прославляли Христа не в телесах только, но и в душах своих, яже суть Божий (Кор. 6,20). Ибо Крест Христов только при упомянутых условиях, правильного употребления и понятия о нем, может быть всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов видимых и невидимых, так как он не сам по себе имеет силу, а только в соединении с живою верою и при правильном и благоговейном употреблении.

Святый Иоанн Златоуст говорит: «Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем Крест Христов, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану». Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда сие знамение явится пред Ним светлее самых лучей солнечных. «Ибо кто постыдится Меня и Моихъ словъ исповедовать въ роде семъ, прелюбодейномъ и грешномъ, сказатъ Господь, того постыдится и Сынъ Человеческий, когда придетъ во славе отца Своего со святыми ангелами» (Мк. 8, 38; Лк. 9, 26).

2)

Вопрос:

Можно ли ходить без креста? Я крещенная, но крест не ношу. Так ли это важно?
Елена

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Мы должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается таинство крещения, рука священника надевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать. Крест сопутствует нам всю жизнь. Мы можем лишь при необходимости заменить его. На операцию или в баню можно надеть на себя освященный деревянный крест.

Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является острым оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90: 10)» (Ефрем Сирин, преподобный. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Ч. 1. Слово 103).

Человек, который снимает с себя нательный крест или после крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием настоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет». В рассказе И.А. Бунина «Птицы небесные» нищий, которому студент предлагает деньги, говорит: «Беден только бес, на нем креста нет».

3)
Нательный крест

Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва".

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он — свидетельство о том, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех — тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза - Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.

Существуют канонические формы крестов — четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его» .

Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста - отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный( на теле ) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.

В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже — и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик — случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный , освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.

 

Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?

Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении "сего крестного знамения". (Требник - богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных - вечерни, утрени и Литургии).

Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: "И чего я пойду в Храм. Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи". Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию. Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: "У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай". (Захарин А.Г.)

Что означает потеря нательного креста?

Отвечает священник Михаил Воробьев:

Ничего, кроме некоторой невнимательности и небрежности потерявшего. Ничего не мешает купить в Храме другой ..

http://azbyka.ru/dictionary/10/krest_natelnyi-all.shtml

Как-то шли три девушки и оказались на железнодорожных путях между двумя проходящими поездами. Поезда прошли, девушки остались целы. И тут один бесененок спрашивает другого: "Почему ты не толкнул вот эту девушку под поезд?". Тот ему отвечает: "Потому что на ней крестное знамение. Она носит крестик, и я не могу причинить ей вреда". Спрашивает второго бесененка: "А почему ты не толкнул вот эту другую под поезд?". - "На ней нет крестного знамения, но, когда она выходила из дома, то перекрестилась и благословила дорогу, поэтому я не могу причинить ей вреда". Спрашивает третьего: "А ты почему не толкнул свою девушку под поезд?". Он говорит: "На ней нет крестного знамения, она не перекрестилась, но ее мать благословила, перекрестила в дорогу".

+1

2



"Перекрестись, сынок", - негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. "Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа", - еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.
Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное - верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно...
Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.
Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: "В Церкви все благообразно и по чину да бывает". Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16, 10).
Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.
Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца - плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца - образ двух природ Иисуса Христа).
Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.
Во многих старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.
Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

********

Соединяя три главные перста правой руки вместе, мы исповедуем этим Троицу Единосущную и Нераздельную — Отца и Сына и Святого Духа; приклоняя два меньших перста к ладони, исповедуем в Господе нашем Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно соединенные во единой Ипостаси Бога Слова, сшедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы нашего ради спасения.
http://www.optina-pustin.ru/uploads/posts/2011-07/thumbs/1310791612_3krestn.znamen.jpg

Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно перед приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей.

Преп. Амвросий

0

3

3)


Крест Господень:
Крестное знамение

Крест – это внешний знак нашего спасения.
Это страшное орудие смерти, которое таинственным, непостижимым образом послужило к спасению человеческого рода.
Многие столетия крест, носимый на груди, напоминал христианину, что его путь жизни – путь крестоношения, путь уподобления Господу и Спасителю.

С крестами боролись во все времена, но наибольшей интенсивности эта борьба достигла в двадцатом веке в России.
За веру были истреблены миллионы людей, одних только священнослужителей было физически уничтожено 200 тысяч человек.
В обществе искусственно нагнеталась ненависть к Церкви, к ее служителям.
В 1922 году Ленин адресует членам Политбюро секретное письмо, в котором требует осуществить расправу над духовенством и верующими «с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».
30 января 1923 года в присутствии наркомов Троцкого и Луначарского было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения смертного приговора... Богу.

И это было не просто дикой и кощунственной акцией, но выражением какой-то особой ненависти ко всему религиозному.
Здесь не просто ненависть к религии, желание отменить идею Бога. Здесь скорее ревность, зависть, желание своей религией заменить христианскую веру.
Заметьте, что у большевиков тоже были свои святые (Ленин, Маркс, Энгельс), мощи (Ленин), неоспоримые священные книги (труды Ленина и Маркса), крестные ходы (демонстрации), культ, идеология. Словом, большевизм – это тоже религия, которая претендует на власть над умами и чувствами. Она не потерпит христианства.
Грустно, но жертвами такой идеологии пали и те невинные простые люди и дети, которые участвовали в антирелигиозных маршах и демонстрациях, требовавших истребить религию, взорвать храмы, произвести скорый и жестокий суд над церковниками и всеми симпатизирующими вере.
Помните поэму Э. Багрицкого «Смерть пионерки»? Верующая мать уговаривает умирающую дочь надеть крестик:

Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Твой крестильный, маленький,
Твой нательный крест...

В шестидесятые годы мода на нательные крестики возвращается. Но их носят не в силу религиозных убеждений, а эпатируя государственную идеологию.
Но вот надеть крест наши диссиденты и артисты, еще в советское время, смогли, а сложить пальцы для крестного знамения не нашли сил…

Крестное знамение, которым себя осеняет христианин, означает, что человек распинается, умирает для этого мира: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), говорит Спаситель. Никто не считает, что Христос этими словами призывает к идолопоклонству. Он призывает, образно говоря, умереть для мира. Так и крестное знамение – это знак, печать нашей смерти для мира и его интересов. Осеняя себя крестом, мы как бы говорим: мы со Христом, мы идем за Ним.
Совершенно естественно, что, напоминая себе и другим о своем горячем желании жить, как жил Христос, подражать Ему, нести свой Крест, христианин осеняет себя знаком креста.
Сегодня, осеняя себя крестом, православный христиан складывает три первых пальца правой руки в щепоть, утверждая этим веру в Святую Троицу. Мизинец же и безымянный палец прижимаются к ладони, что изображает нашу веру в два естества Христова: Божественное и человеческое.
http://1.bp.blogspot.com/_xvguH7UgCsg/TQe3Gya-1NI/AAAAAAAACUg/ANHeXpZ7NLo/s400/treperstie.gif

Затем христианин накладывает знак креста на лоб, живот, правое и левое плечо.
правильное и НЕ правильное накладывание крестного знамения
http://1.bp.blogspot.com/_xvguH7UgCsg/TQe2tYKsYwI/AAAAAAAACUU/whvx3gGL3Qk/s1600/i-2486.jpghttp://4.bp.blogspot.com/_xvguH7UgCsg/TQe2tqXVYNI/AAAAAAAACUY/fEEneS_9Hl4/s1600/i-2485.jpg

Поговорим о том, насколько имеет смысл изображать этот знак креста на себе христианину.

Во-первых, совершенно понятно, что человек – не бесплотный Ангел, а значит, он всякое душевное действие облекает во внешнюю форму. Собственно, всякое душевное движение человеком облекается во внешний жест. Если мы кого-то любим, мы целуем этого человека (слово поцелуй происходит от корня цел, то есть, поцелуй восстанавливает целостность), если мы приветствуем кого-то, мы жмем ему руку. Мы улыбаемся, хмуримся… словом, всякое душевное движение «обряжаем» во внешний жест. Так что не стоит так категорично высказываться против внешних проявлений. В них нет ничего плохого, они лишь помогают собраться душе, представляют некий материал для душевных переживаний.

Ап. Павел говорит: «вы куплены дорой ценой (Крестными Страданиями и Смертью Христа – прот. К.П.). Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» (1 Кор. 6, 20).
Это очень важная фраза: прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших. Что такое крестное знамение, как не прославление Бога особым жестом, когда ты подчеркиваешь, что принимаешь Крест Христов, что готов взять крест и следовать за Христом.
Такие физические действия, подчеркивающие действительность веры, были знакомы издревле.
В 3 Царств 8, 22 мы читаем о том, что Соломон и Давид молились с воздетыми руками.
В Евангелии от Луки 18, 13 мы читаем, что мытарь, каясь, бил себя в грудь.
Для христиан Евангельской эпохи было совершенно естественно воздевать руки во время молитвы, так что и крестное знамение можно отнести к такого рода благочестивым воздеваниям рук. В этой связи у Ап. Павла читаем: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2, 8).

Почему же бить себя в грудь, каясь, или воздевать руки можно, а изображать на себе знак Креста нельзя, это уже магические жесты, как говорят некоторые протестанты?..

Интересно, что прообразы Крестного знамения мы наблюдаем еще в Ветхом Завете. У пророка Иезекииля читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9, 4). В еврейском и греческом оригиналах Библии стоит: начертай букву тав, которая писалась по-еврески в виде андреевского креста (т.е. креста в виде буквы х)).
Этот же знак тав, то есть крест, начертан на лбу святых, находящихся на Небесах, рядом с Господом.
В книге о видениях небесной реальности, в Откровении Иоанна Богослова читаем: «и видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7, 2-4).
Или, далее, в этой же книге: «и взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14, 1).

Начертывать знак крестного знамения на своих лицах христиане стали с глубокой древности. «Перед началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение. Если ты потребуешь, где в Писании закон на все эти и другие такого же рода учреждения, нигде не найдешь: Предание – скажут тебе – так учит, обычай подтверждает, а вера хранит» (Тертуллиан. 3-1 век).

Вера хранит немало историй, свидетельствующих о чудесных происшествиях, связанных с крестным знамением.
Один из христианских подвижников, мученик Ермий, когда ему предложили чашу с ядом, помолился, перекрестил ее и выпил. Яд не подействовал.
С другим подвижником случилась похожая история. Звали этого человека Венедиктом.
В одном монастыре, известном своей развращенной жизнью, умер настоятель. Тогда иноки, зная про славу молодого инока Венедикта, обратились к нему с просьбой принять начальствование над их обителью.
Улыбнувшись, Венедикт ответил: «Но мои нравы будут не согласны с вашими».
Монахи настаивали, и тогда Венедикт согласился.

«Святый Венедикт, – читаю дальше Житие преп. Венедикта, – с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе нового игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Самые дурные из иноков задумали даже следующее: они смешали яд с вином и, влив все это в чашу, дерзнули подать это смертоносное питие преподобному во время обеда. Он же своею честною рукою сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать Животворящего Креста; тотчас он позвал к себе братию и без всякой злобы и даже с улыбкой на лице сказал им: «О чада! Да помилует вас милосердный Господь. Зачем вы задумали сделать мне это? Разве я не говорил вам раньше, что мои нравы не подойдут к вашим? Итак, поищите себе другого отца, я же оставаться у вас не могу».
После этих слов преподобный удалился в пещеру, где опять предался подвигам молитвы и духовных упражнений (Житие преподобного отца нашего Венедикта. Жития святых. 14 марта).

В житии св. Епифания Кипрского, прославившегося борьбой с ересями, читаем о замечательном случае, происшедшем в его юности.
Родился он в еврейской семье, рано лишился отца, и его мать, вынужденная одна кормить и воспитывать детей, испытывала значительные трудности.
Однажды мать послала четырнадцатилетнего мальчика на рынок продать бешеного осла. В их хозяйстве осел уже не мог пригодиться, и мать решила обмануть покупателей, выдав больного осла за здорового.
Задача продать осла была поручена юному Епифанию.
– Ты знаешь, мама, – сказал юноша, – что осел буйный, и если на рынке это заметят, меня побьют.
– Иди, сын мой, – ответила мать. – Бог отцов наших (повторяю, они были иудеями) укротит осла.
Повинуясь словам матери, Епифаний отправился на рынок.
Первым покупателем оказался тоже еврей.
– Сын мой, – сказал он мальчику. – Мы веруем с тобой в одного, любящего правду Бога, и нам не следует обижать друг друга, чтобы не прогневать Бога нашего и потом не сетовать друг на друга. Итак, оценим осла справедливо.
Тронутый словами покупателя, Епифаний ответил:
– Я не желал бы продать тебе осла, так как он еще не обучен, а кроме того, упрям и буен. Только из-за голода, не имея, на что купить пищи, моя мать решила его продать. Но вот от тебя я слышу, что причинять зло ближнему ради корысти – грех. Честно сказать, я боюсь, как бы Бог не покарал меня.
Еврей, изумленный рассудительностью и честностью юноши, протянул ему значительную сумму денег:
– Вот, возьми. Купи на эти деньги еды и возвращайся домой. Если осел успокоится, держите при себе, в противном же случае прогоните его, чтобы, не дай Бог, он никого не убил.

Епифаний отправился домой и недалеко своего селения встретил христианина по имени Клеовий. Христианин просил продать ему осла, но Епифаний не желал продавать буйного осла и обманывать доброго путника.

Во время их беседы осел заупрямился и начал с фырканьем брыкаться, а затем, сбросивши с себя Епифания, побежал по дороге. Юноша при падении сильно разбился и лежал, не имея сил подняться. Особенно сильно при падении было повреждено бедро.
Христианин Клеовий, подошедши к мальчику, ощупал бедро, и Епифаний застонал. По всей видимости, бедро было раздроблено. Тогда Клеовий трижды перекрестил сломанное бедро. Епифаний тут же почувствовал облегчение и в изумлении поднялся. Оказалось, что он совершенно здоров.
Затем Клеовий обрался к ослу, трусившему далеко впереди по дороге, и сказал: – Именем Господа нашего, Распятого Иисуса Христа, повелеваю тебе остановиться за то, что ты хотел убить своего господина.
Тотчас осел упал на землю и издох.
Изумленный юноша обрался к Клеовию с вопросом:
– Кто этот такой, отче, про кого ты говорил: Распятый Христос, что Его именем совершаются такие чудеса?
– Это Сын Божий, – отвечал христианин. – Сын Божий, Которого распяли иудеи...».
Епифаний постеснялся открыть Клеовию свое еврейское происхождение и побежал домой с мыслью о Христе. Имя Христово пленило его сердце.
Спустя годы Епифаний примет Крещение и станет епископом Кипра, известным богословом и христианским писателем.
Крестное знамение, наложенное на сломанное бедро в юности, запомнится на всю жизнь. (Житие богоносного отца Епифания Кипрского. Жития святых. 12 мая).

очень много схожих примеров во многих житиях ..

Нательные кресты 1960-х –1980-х гг.
Изготовленные из алюминиевых сплавов, почти невесомые, покрытые напылением, которое стирается за неделю, эти кустарные крестики стали для многих людей якорем надежды посреди бушующих волн безбожия.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/0a/0a95b010e4c9551ca57bddf1ee7c15fb.jpg

Крест викингов, появившийся в 10-м веке. Обратим внимание на пасть хищного волка - символ викингов. По мысли скандинавских христиан, Господь усмиряет все звериное, некогда бывшее в их народе.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/71/717afa18ab7cf3037488076d869eb007.jpg

Некоторые люди, боясь народной приметы – чем больше крест, который ты носишь, тем больше скорбей и испытаний будет в жизни, покупают крест поменьше.
На фотографии – священник нашего собора, отец Георгий, только что освятивший такой маленький крестик.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/11/119c79f3315ad5f28eb49618b5396595.jpg

Посмотри, о.К., ты видел такой маленький крестик?..
Отвечаю ему, что видел и меньше... :(

Крест из... Гондураса, который мне привезли в подарок несколько дней тому назад прихожане.
http://ib1.keep4u.ru/b/2011/03/27/61/612a01ca041c413a8ac5e37ef2c005fe.jpg

по материалам священника  Константина Пархоменко

а также читайте тему Крест Господень: Почитание Креста Христова

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » Правая вера-ПРАВОСЛАВИЕ-Правильно Славить Бога! » НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ!!!