sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДЛЯ ВПАВШИХ В УНЫНИЕ ! » Невидимая борьба христианина


Невидимая борьба христианина

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Невидимая борьба христианина

Когда одно государство враждует против другого, то возникает война. Нечто подобное случается и в духовной жизни, потому что все христиане имеют невидимых врагов, которые постоянно воюют против них. На обычной войне люди восстают против людей, а в духовной жизни сатана и его демоны восстают против христиан. Люди, восстающие на людей, видны, враги же наши - сатана и его ангелы -невидимы. Тяжки нам видимые враги, но хуже их враги невидимые - демоны. На видимой войне, чем враг злее и хитрее, тем опаснее. Но нет злейшего и хитрейшего врага, чем сатана и его демоны, поэтому-то и борьба с ними очень трудная. Война между людьми обычно кончается перемирием, но сатана и его злые ангелы никогда не спят, всегда бодрствуют, стараясь нас погубить - и так до самой нашей смерти.

Люди выходят на войну с оружием в руках и им друг друга поражают: так и на войне христианской есть - оружие духовное. Демоны борются с нами оружием наших собственных страстей, и столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. Христианское оружие есть слово Божие и молитва. Этим оружием христиане защищают себя от демонов, делая недействительными их стрелы. Христианин без молитвы и слова Божия все равно, что воин без оружия. Поэтому, будучи воином Христовым, он должен вооружаться мечом слова Божия и оружием молитвы. Сказано: "Непрестанно молитесь" (1 Сол. 5:17). Воины должны бодрствовать и быть осторожными в окружении врагов, так и христиане в своей борьбе должны поступать осмотрительно и бодрствовать, ибо враги их всегда вокруг: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердой верой" (1 Пет. 5:8-9).

Воины дружно объединяются для борьбы с врагом: так и христианам должно единодушно подвизаться против своего врага - дьявола. На войне воины друг другу помогают, так и христианам надо помогать друг другу то советом, то утешением, то молитвой. Неприятель, когда ослабеет, то призывает на помощь себе других союзников: так и враг наш дьявол, когда сам не может одолеть христианина, то привлекает себе в помощь злых людей и через них ведет войну с христианином. Поэтому всякий человек, который своего ближнего прельщает, преследует, озлобляет или толкает на грех, вместе с дьяволом против него вооружается. На войне имеются начальники и полководцы, которые воинов учат и поощряют против врага, так и в христианской войне есть пастыри и учители, которые словом Божиим вооружают христиан против их невидимых врагов и наставляют их, как против него стоять и подвизаться. Как и на обычной войне, дьявол тоже старается прежде всего погубить начальников, т.е. пастырей Церкви, чтобы легче пленить прочих христиан. Без доброго и разумного пастыря люди, как заблудшие овцы. Потому враг рода человеческого восстанавливает против доброго пастыря злых людей, чтобы люди клеветали на него, а наставления его не принимали. Из-за этого пастыри и учители претерпевают много поношений, злословия, гонений и даже изгнания, о чем свидетельствуют все прошедшие века. Поэтому остерегайся, христианин, осуждать кого-либо, а в особенности - пастыря, чтобы, злословя его, тебе не оказаться заодно с дьяволом.

Замечай, христианин, злобу, вражду и лютость своего невидимого врага и берегись его. Он старается у тебя отнять вечное и нетленное сокровище, твое спасение. Ты же береги это сокровище больше самой своей временной жизни. Христианин, как всякий воин, чем больше лет сражается, тем становится искуснее, чем больше подвергается искушениям, тем больше научается христианской жизни. Поэтому и говорит Апостол: "С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак. 1:2-4).

После войны победители с торжеством и радостью возвращаются в отечество и принимают заслуженные почести: так и христиане, благополучно окончившие свою борьбу в этой временной жизни, идут радостно в отечество небесное и получают венец правды от Царя Небесного, Иисуса Христа. "Подвигом добрым я подвизался, - пишет апостол Павел, - течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный;- и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4:7-8).

Ободряя нас в этой борьбе с невидимыми врагами, Апостол пишет: "Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности. И обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (Еф. 6:10-17).

Итак, видишь ли, христианин, что твоя жизнь в этом мире есть ничто иное, как непрестанная борьба, - не против людей, а против дьявола и демонов. Враги эти невидимы и весьма злобны и коварны. Нам нельзя дремать, но надо бодрствовать и поступать осмотрительно. Вечное спасение здесь или приобретается, или теряется, и в этом подвиге и победе нам не обойтись без Христовой помощи. Поэтому нам надо постоянно молиться и взывать ко Христу-Подвигоположнику, чтобы помог и укрепил нас. Его помощь нам необходима непрестанно, ибо враги наши ни на минуту не успокаиваются. Надо молиться и о наших пастырях и духовных наставниках, на которых демоны больше всего устремляются, да поможет им Господь.

Слово Божие и молитва - оружие христианское. Поэтому тот, кто оставляет слово Божие и молитву, тот поступает, как воин, который, будучи на войне, сложил свое оружие и отдался в плен.

Итак, христианин вступивший на подвиг, не унывай, не отчаивайся, ведя войну с лютыми врагами твоего спасения, но стой непоколебимо. Христос нас ободряет: "Мужайтесь, Я победил мир" (Ин. 16:33). "Если Бог за нас, то кто против нас?!" (Рим. 8:31). "С Богом мы окажем силу; Он низложит врагов наших" (Пс. 107:14). Упавший, не лежи, но восстань, как воин Христов. Ведь на обычной войне, будучи ранимые и падая, встают и продолжают сражаться. Так и ты поступай, встань, ободрись и, призвав Господа сил, Иисуса Христа в помощь, подвизайся против супостата. Христос - Царь наш, заступник наш, помощник наш, Христос крепок и силен в брани. Он сам зовет нас на борьбу и на подвиг против нашего врага. "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Ап. 2:10).

                                                                                                                                                               свт. Тихон Задонский

Отредактировано Наташа (2010-03-18 21:06:42)

0

2

Не будем заводить с тангалашкой бесед

У всех нас имеются наследственные страсти, но сами по себе они нам не вредят. Все равно, что человек рождается, к примеру, с родинкой на лице, которая придает ему особую красоту. Но если эту родинку расковырять, то может возникнуть раковая опухоль. Не надо позволять диаволу расковыривать наши страсти. Если позволить ему расковырять нашу слабость, то в нас начинается [духовный] рак.

Надо иметь духовную отвагу, презирать диавола и все его лукавые помыслы-"телеграммы". Не будем заводить с тангалашкой бесед. Даже все адвокаты на свете, соберись они вместе, не смогли бы переспорить одного маленького диаволенка. Прекращение бесед с искусителем очень поможет тому, чтобы порвать с ним связи и избежать искушений. С нами что-то случилось? С нами несправедливо обошлись? Нас обругали? Испытаем, не виноваты ли мы в этом сами. Если не виноваты, то нас ждет мзда. На этом надо остановиться: углубляться не нужно. Если человек продолжит беседовать с тангалашкой, то тот ему потом таких кружев наплетет [1], такую свистопляску устроит... Тангалашка внушает исследовать происшедшее по законам его, тангалашкиной, "правды" и доводит человека до ожесточения.

Помню, как итальянские войска, уходя из Греции, оставили после себя палатки с грудами ручных гранат. А пороха после них оставались целые кучи. Люди забирали себе эти палатки и то, что было внутри. Дети играли с гранатами, и знаете, сколько их, несчастных, поубивалось! Разве можно играть с гранатами! Так и мы — что же, будем с диаволом в игрушки играть?
То есть тангалашка занимает человека "тонким рукодельем" — внушает ему помыслы, чтобы человек был постоянно "занят", находился в расстроенном состоянии и не мог работать духовно. Таким образом,диавол делает человека более слабым. ^

Старец Паисий Святогорец
Слова. Том I
С болью и любовью о современном человеке

0

3

О бодрствовании против искушений

Мы всегда должны быть внимательны к нападениям диавола; ибо можем ли надеяться, чтоб он оставил нас без искушения, когда не оставил Самого Подвигоположника нашего и Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса Христа? Сам Господь апостолу Петру сказал: Симоне! Симоне! се сатана проситъ васъ, дабы сeялъ, яко пшеницу (Лук. 22, 31).

Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быти искушению выше силы нашея, но да избавит нас от лукавого.

Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно.

О печали

Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братьями и раждает отвращение от всякого собеседования. Ибо душа, исполненная печали, делаясь как бы безумною и исступленною, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы. Она убегает людей, как виновников ее смущения, и не понимает, что причина болезни внутри ее. Печаль есть червь сердца, грызущий раждающую его мать.

Печальный монах не движет ума к созерцанию и никогда не может совершать чистой молитвы.

Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали.

Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.

Как огонь очищает золото, так печаль по Бозе очищает греховное сердце (Ант. Сл. 25).

О скуке и унынии

С духом печали неразлучно действует и скука. Она, по замечению отцов, нападает на монаха около полудня и производит в нем такое страшное беспокойство, что несносны ему становятся и место жительства, и живущие с ним братья, а при чтении возбуждается какое-то отвращение, и частая зевота и сильная алчба. По насыщении чрева демон скуки внушает монаху помыслы выйти из кельи и с кем-нибудь поговорить, представляя, что не иначе можно избавиться от скуки, как непрестанно беседуя с другими. И монах, одолеваемый скукою, подобен пустынному хворосту, который то немного остановится, то опять несется по ветру. Он, как безводное облако, гонимое ветром.

Сей демон, если не может извлечь монаха из кельи, то начинает развлекать ум его во время молитвы и чтения. Это, говорит ему помысл, лежит не так, а это не тут, надобно привести в порядок, и это все делает для того, чтобы ум сделать праздным и бесплодным.

Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением; потому что и рождается она от малодушия и праздности и празднословия (Ант. сл. 26, Ис. Сир. 212).

Трудно избежать ее начинающему жизнь монашескую, ибо она первая нападает на него. Потому прежде всего и должно остерегаться ее посредством строгого и беспрекословного исполнения всех возлагаемых на послушника обязанностей. Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке. Итак, послушание есть лучшее врачебство против сей опасной болезни.

Когда одолевает тебя скука, то говори себе, по наставлению преп. Исаака Сирина: ты опять желаешь нечистоты и постыдной жизни. И если помысл скажет тебе: великий грех убивать себя,- ты скажи ему: убиваю себя, потому что не могу жить нечисто. Умру здесь, чтобы не увидеть истинной смерти - души моей в отношении к Богу. Лучше мне умереть здесь за чистоту, нежели жить в мире жизнью злою. Я предпочел смерть сию грехам моим. Убью себя, потому что я согрешил Господу и не буду более прогневлять Его. Что мне жить в удалении от Бога? Озлобления сии стерплю, чтоб не лишиться небесной надежды. Что Богу в моей жизни, если я буду жить худо и прогневлять Его (Сл. 22)?

Иное - скука и иное - томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче ему было бы уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от него раждается всякое зло (Варс. Отв. 73, 500).

Есть уныние естественное, учит св. Варсонофий, от бессилия, и есть уныние от беса. Хочешь ли знать это? Испытай так: бесовское приходит прежде того времени, в которое должно дать себе отдохновение. Ибо когда кто предположит себе сделать что-нибудь, оно прежде, нежели исполнена будет треть или четверть дела, нудит его оставить дело и встать. Тогда не надобно слушать его, но надобно сотворить молитву и сидеть за делом с терпением.

И враг, видя, что он поэтому творит молитву, удаляется, потому что не хочет давать повода к молитве (Варс. Отв. 562, 563, 564, 565).

Когда Богу угодно,- говорит св. Исаак Сирин,- повергнув человека в большие скорби, попускает ему впасть в руки малодушия. Оно раждает в нем крепкую силу уныния, в котором он испытывает душевную тесноту и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное. Если спросишь: какая сему причина? то скажу: твое нерадение, потому что ты не позаботился поискать уврачевания их. Ибо врачевание для всего этого одно, при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей. И что же это за врачебство? Смиренномудрие сердца. Ничем, кроме него, человек не может разрушить оплот сих пороков, а напротив того находит, что сии превозмогают над ним (Исаак Сир. Сл. 79).

Уныние у св. отцов иногда называется праздностью, леностью и разленением.

Об отчаянии

Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца - диавол старается привести человека в отчаяние.

Отчаяние, по учению св. Иоанна Лествичника, раждается или от сознания множества грехов, отчаяния совести и несносной печали, когда душа, множеством язв покрытая, от невыносимой их боли погружается во глубину отчаяния, или от гордости и надмения, когда кто почитает себя не заслуживающим того греха, в который впал. Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, что, по словам св. Иоанна Лествичника, и не совместно разуму. Первое врачуется воздержанием и благою надеждою, а второе - смирением и неосуждением ближнего (Лест. степ. 26).

Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, каких бы то ни было. Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Петр - твердый камень, когда впал в великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.

Итак, братья, учит преп. Антиох, когда отчаяние будет нападать на нас, не покоримся ему, но, укрепляясь и ограждаясь светом веры, с великим мужеством скажем лукавому духу: что нам и тебе, отчужденный от Бога, беглец с небес и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего.

Христос, Сын Божий, власть имеет и над нами и над всем. Ему согрешили мы, Ему и оправдаемся. А ты, пагубный, удались от нас. Укрепляемые честным Его крестом, мы попираем твою змииною главу (Ант. сл. 27).

31. О болезнях

Тело есть раб души, душа - царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная раждается иногда от страстей.

Отними грех и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий (Слово о том, что Бог не есть причина зол): откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая подвергаемся различным и многообразным недугам.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

Один старец, страдавший водяною болезнью, говорил братьям, которые приходили к нему с желанием лечить его: отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек; а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо поколику внeшнiй нашъ человeкъ тлeетъ, потолику внутреннiй обновляется (2 Кор. 4, 16).

Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

Итак пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога.

Поучения преподобного Серафима Саровского

0


Вы здесь » БогослАвие (про ПравослАвие) » ДЛЯ ВПАВШИХ В УНЫНИЕ ! » Невидимая борьба христианина