И незабудка славит Господа

В небольшой Церкви во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» всегда много народу: послушать берущие за душу проповеди настоятеля Храма Отца Иоанна МИРОНОВА приезжают со всех концов Петербурга. А старенький Батюшка помнит в лицо и по имени каждого своего прихожанина, знает, как и чем живут его чада и чадца, всем помогает мудрым советом, добром словом. Удивительно быстро летит время общения: Батюшка выходит на середину и, читая проповедь, постоянно обращается с вопросами, замечаниями к своей пастве, вовлекая их в разговор, ласково обращаясь: «Возлюбленные мои, братья и сестры!» Прихожане внимательно слушают, боясь пропустить хотя бы слово дорогого Батюшки.
http://www.verav.ru/mess/news/2010/05/100508003005-l.jpg
Прочтите и вы, дорогие читатели, проповедь батюшки «О дарах Божиих».

— Каждый человек благодатию Святаго Духа призван на дела благая. Апостол Павел так говорит о дарах Божиих к роду человеческому: «Дары различны, но Дух один и тот же; И служения различны, а Господь один и тот же; И действия различны, а Бог один и тот же: ...» (1Кор.12,4-6) Птицы небесные славят Бога своим пением, полевые цветы возносят к Небесам свое благоухание, как фимиам хвалебный, деревья осыпают землю своими плодами, облака орошают ее своим живительным дождем, звезды озаряют ночную тему своим чудным сиянием — вся природа служит Творцу и славословит Господа. И среди нас, слуг Христовых на земле, каждый имеет свое назначенье: один трудится над пропитанием многочисленной семьи, другой отдает свои силы и способности общественному делу, третий, обезсиленный болезнью, является молчаливым примером терпения и покорности. Писателям и поэтам дан дар слова, иной одарен чудным голосом, другому дано сидеть в немом благоговении у ног Христа.

— Помните ли, кто сидел у ног Христа? — спросил вдруг Батюшка, обращаясь к прихожанам.

— Мария, — ответил дружный хор.

— Верно. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10,42). Да, дары, полученные нами, различны, но каждый из нас должен служить Господу именно тем даром, который он получил свыше, как бы ни был сей дар скромен и незаметен. Посмотрите, вот маленький цветочек незабудка, а какой он красивый! Он сочетал небо и сочетал землю. Видите как!.. каждый маленький цветочек, каждая тонюсенькая былинка у Господа благословенна. Так и все наши труды, и каждого человека Господь благословляет. Не будем же терять время в безполезном старании сделать то, что нам не дано. Но довольствуясь каждым полученным от Господа даром, будем непрестанно развивать его во славу Божию, и в конце нашей жизни, Бог даст, и мы услышим слова Спасителя: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, — над многим тебя поставлю. Войди в радость Господа Твоего». Вот, возлюбленные, какую радость несет нам Господь, какую любовь он дает нам, чтобы мы и в малом были верны. Поэтому не будем грешить, ропща: «Господи, вот Ты другому дал три таланта, а мне — ничего». Каждому дается и талант, и жизненный крест по силе и возможности. Помните, как один человек обижался, что ему очень уж тяжелый дан крест жизненный, и ему не по силам нести его. Тогда он вдруг чудесным образом увидел поле крестов и услышал голос: «Выбери себе крестик сам». Стал человек выбирать: то приподнимет мраморный — нет, не поднять, золотой и вовсе не по силам, к железному не подступиться... тут видит, в сторонке малюсенький деревянный крестик лежит. «Дай-ка, я его подниму», — решил он. Взял малый крест, а тот и вправду легок. «Господи, мне бы такой вот крестик», — взмолился ко Господу. И услышал голос: «Ты его и несешь...»

Все мы за свой жизненный крест и за каждый полученный дар должны благодарить Господа. Но не нужно превышать своих сил: человек, как струна, если ее крепче и крепче натягивать — лопнет. Плакалась мне как-то одна женщина о беде, произошедшей с ее дочерью: училась девушка хорошо в Институте и вдруг... «лопнула струна... И я сказал матери: «Не от того ли это, что вы не досмотрели? Девочка, наверное, очень была перегружена». Мы все хотим, чтоб наши дети были лучше и умнее других, а на деле видим потом "рванную струну". Не делайте из своих детей вундеркиндов. Как говорил Святитель Митрофан Воронежский: «Приложи труд и храни во всем мерность». Меру во всем надо знать.

Помните,сколь немощны и слабы были Апостолы, когда Господь оставил их. Но воскреснув, Господь дал им дары Духа Святаго и пошли Апостолы по всей Вселенной и проповедовали Евангелие всей твари. Вот что значит иметь дары Божий — неграмотные рыбари вдруг стали говорить на разных языках. Господь может облагодетельствовать в одну минуту: дать познание языков, дать такие таланты, каких человек не подозревал в себе. Одно мгновение может превратить человека в совершенно неузнаваемого.

И дал нам Господь самый священный дар — дар любви к Создателю и к людям. Мы должны возлюбить Господа всем сердцем, всей душою, всею крепостью, всеми помыслами; должны любить ближнего, как самого себя. А как часто бывает, мы сами и покушаем, и оденемся, а об обездоленном человеке забудем. Можно ли так поступать?

— Нельзя, Батюшка! — раздаются сопереживающие голоса.

— А должно делать, как Господь говорил, что если увидел жаждущего — напои его, видишь алчущего — накорми его, видишь нагого — одень его. Вот самые ценные дары милости Божией — любовь и сострадание. И этими дарами мы должны, как говорит псалмопевец, и в телах, и в душах наших прославлять Господа. То есть все наше существо должно служить Господу в чистой, незадремной совести.

Вспомните, как мы в детстве готовились к праздникам, пусть даже не к духовным, но как готовились, как ожидали! Даже ночью просыпались и раздумывали, как нам лучше одеться, как лучше выступить. Так и к встрече с Господом мы должны готовиться, ибо говорит Он, что не знаем мы ни дня, ни часа, когда постучится к нам Господь. Видите, многих уже нет, которые стояли вместе с нами в Храме и молились, — они уже отошли ко Господу. И нас Господь в любую минуту может призвать — надо быть готовыми и всегда стоять на страже своей души, как воины доброповинные.

Мы получаем великие дары в Таинстве Крещения, в Таинстве Миропомазания, в Таинстве Святой Евхаристии и Покаяния — какие дары, возлюбленные братья и сестры! Господь непрестанно нас благословляет. Как мы должны радоваться, как должны благодарить Его за эти дары спасительные! Но часто наша душа спит. И восклицает песнопевец:

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй» (Великий Канон Святого Андрея Критского). Надо воспрянуть, как блудный сын: «Встану, пойду к отцу моему». И когда мы воспрянем духом — благодать Духа снизойдет на нас. Господь наш пастырь, Он любит и согревает нас. Вот мы бывает на природу обижаемся: холодно. А какая у нас молитва? Горячая, искренняя? Нет, холодная... Вот Господь за хладность и посылает нам холода. Как-то мне рассказывал один человек: «Батюшка, мы замерзли, пока ехали к старцу. А когда приехали, вышло солнце и такая стала жара, что мы сняли свои свитера и пиджачки, а дело-то было осенью». Вот, значит, какой бывает молитва праведника! А помните, как пророк Илия заключил небо и по молитвам три года не было дождя? И помолился потом пророк Илия — и пошел дождь. И все и вся напоил Господь, и засуха пропала, и созрели плоды. Вот так нужно, чтобы и наша молитва была горячая. Так молился преподобный Ефрем Сирин. У него такой был жар в душе, что он не мог терпеть и кричал: «Господи, отними от меня хоть немножко Этот жар!» Вот сколько было у него благодати! И этот благодатный дар мы должны просить у Господа. Господь говорит: «Просите, и дани будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7,7). И мы должны стучать и искать, и просить, и Господь все даст нам. «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14,14).

Господь дает нам самое основное, когда говорит: «Мир оставляю вам, мир мой даю вам» (Ин. 14,27). Но есть ли в наших семьях мир и любовь? Нет. Очень редко я наблюдаю, чтобы были в какой-нибудь семье мир и счастье. Сколько ко мне приходит людей, сколько выплескивают горя, сколько страдания, сколько раздоров. Страшно! Поэтому часто думаю: Господи! Что мое горе, если у других еще больше страданий, забот, хлопот. Помните это чудное стихотворение: «Право, о собственном горе своем...»

— «Думать становится стыдно», — подхватывают прихожане.

— Да, стыдно, ведь у других, может быть, еще хуже. Поэтому будем учиться благодарить Господа, учиться молиться любить, хранить мир. Не зря тех, кто хранит мир, Господь называет миротворцами: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5,9). Вот как хранить мир-то семейный.

Помню, рассказывали мне, как одна женщина приехала к старцу: «Вот у нас, Батюшка, в семье раздор. Все с мужем ругаемся».

— Слышишь ли, Неонилушка? — обратился вдруг о.Иоанн к молодой женщине, стоявшей совсем рядом.

— Слышу, Батюшка, — опустила она» глаза и улыбнулась. А Отец Иоанн продолжал: — Тогда этот старец и говорит: «А ты, деточка, возьми в рот Крещенской водицы и молчи. Муж-то пусть ругается, может, и побьет немножко, а ты водичку-то держи до конца. Муж и уймется». Приезжает эта женщина к Батюшке в другой раз— и в ножки: «Спасибо, Батюшка. У нас в семье такой мир теперь, такое согласие. Водичка-то ваша спасла нас», "Не водичка спасла, — улыбнулся старец, — а твое послушание". И впрямь, много ли для мира семейного надо? Женщине помолчать маленько, а мужу и ругаться не из-за чего будет, коли жена смиренница. Мы же частенько хотим настоять на своем, перекричать всех, чтобы все было по-нашему. Мол, кто он, муж такой? Да он подметки моей не стоит!.. Можно ли так говорить?

— Нельзя, Батюшка, — хором ответила женская половина паствы.

— Нельзя. А кто так ведет себя, у того нет смирения. А без смирения — распри, раздоры. Как говорил Апостол Иаков, «откуда у вас распри и раздоры? Не от вожделения ли воюющих ваших членов?» Вот, возлюбленные, откуда идет горе-то все. Это наше невоздержание, наша невоспитанность. А когда мы воспитаем себя и будем нести тяготы друг друга, то научимся исполнять закон Христов. Наука из наук — изучить закон Христов и жить по Eго заповедям.

День рождения любимого всеми нами Батюшки приходится на день памяти святителя Иоанна, Патриарха Александрийского, названного Милостивым, и Мы спросили у Отца Иоанна:

— Батюшка, покровительство того или иного святого по нашему рождению — тоже ведь дивный Божий дар?

— Безценный дар! Когда я прочитал житие Святителя Иоанна, — очень обрадовался, что он был человеком доброты необыкновенной. Ведь и меня Господь с ранних лет вел путем милосердия. Помню, сколь сердобольной и милостивой была моя матушка: мы нищенствовали, но она всегда отдавала последнее людям. И Господь воздавал за это сторицей: Он выводил нас из самого трудного положения, из любого жизненного тупика. Возложи на Господа печаль твою, и той тя препитает, не даст в век молвы праведнику. Если мы вверяемся в руки Божий, то нам всегда легко.

Когда же избрал я духовную стезю, моими наставниками были лучшие пастыри — преподобные отцы Серафим Вырицкий, Кукша Одесский. Господь Милосердный дал мне такую долгую жизнь, что я дожил до их прославления и теперь молюсь им как преподобным. Я знал всех Печорских Старцев. Помню молодыми Отца Николая Гурьянова, Архимандрита Иоанна Крестьянкина, особенно близки мы были со Схиигуменом Саввой (Остапенко). Все эти дивные старцы были необычайно милостивые, поэтому народ, и прилепился к ним. Как мог я учился у них.

Теперь уже сам учу молодых Священников служить Богу и людям с любовью и не лицемерно. Ибо, как говорил Святейший Патриарх Алексий I, фальшь русский человек сразу видит и слышит.

А дорогим моим чадам духовным, которых я очень люблю, хочу пожелать жить в любви Христовой, но идти каждому по своему пути, согласно дару, данному нам Богом. Все мы должны сами выбирать свой путь, потому что христианство — это не религия рабства, но религия свободы. Господь говорит: кто примет Меня, Я сделаю тех свободными. И в каждом своем выборе мы свободны. Свободны избрать то дело, которое мы любим, чтобы служить Богу и людям как можно усерднее.

Вселенское Православие
Старец - простец

Как рассказывал блаженный старец Паисий Каппадокиец, давным-давно в Есфигменском монастыре жил некий старец-простец, ухаживавший за престарелой братией. Когда-то как-то раз один больной старец попросил, чтобы тот принес ему поесть рыбки, он пошел в один из монастырских подвалов, встал на колени у окна, выходящего к морю, и стал молиться такими словами: «Святая Вознесения! Пошли больному старчику рыбки!» И, о чудесе! Из моря выпрыгнула рыба и, трепеща, упала перед ним. Он поднял ее и тут же, благодаря Благодетеля Бога, пошел и приготовил ее для болящего старца. Этот незлобивый и простой монах думал, что «Вознесения» — это какая-то святая. Замечу, что Есфигменский монастырь построен у самого берега моря. А его соборный Храм освящен в честь Вознесения Господня.

Устами младенца

Некогда один христолюбивый человек из города Сикья, что на полуострове Халкидики, пришел на Святую Гору и стал монахом. По прошествии нескольких лет дьявол стал с ним воевать, чтобы заставить его уйти и вернуться в мир. Наконец, враг одолел, и монах ушел: он возвратился в мир и, сняв честную рясу, вновь стала мирянином. Вскоре он женился и у него родилось дитя.

И вот как-то он взял свою рясу и схиму, связал их в узел и пошел сжечь их в печи. Проходя с узлом мимо шевелящего ручками своего трехмесячного младенца, он вдруг слышит такие ужасающие слова: «Хоть ты рясу и сожжешь, а судим будешь как монах».

Едва услышав эти слова, он перепугался и рассказал о случившемся жене. Она сказала ему; «Ба! Да ты был монахом — а я этого не знала! Раз так, иди с миром туда, где твое место». Он распрощался с ними, взял рясу, которую хотел сжечь, надел ее и отправился на Святую Гору, в одну из келлий близ Каракалльского монастыря, где и жил в покаянии до своей кончины.

Старец Иов Дохиарский

"В единодесятый час», то есть в старости, некий старец, Киприот родом, пришел в монастырь Дохиар и стал монахом с именем Иов. Он прожил в монастыре совсем немного лет и отошел ко Господу, чтобы насладиться Им, ибо он возлюбил Его от юности; однако семейные обязанности и многие заботы обманчивого мира и житейские нужды держали его в миру.

Однажды на рассвете он встал под стук била, зовущего на службу и спустился в смиреннейшую церковь монастыря, не зная, что он перейдет от этой земной службы, которую читают и поют монахи, к небесной службе, которую поют ангелы, воспевая Благаго Бога сладчайшими и премирными песньми.

Итак, он приложился к иконам в притворе, отошел и сел в одну из стасидий. Читали полунощницу, а именно семнадцатую кафизму (т.е. Непорочны). Та же кафизма читается и в чине погребения. По одним данным, старец, поняв, что умирает, вышел из стасидий, преклонил колена, помолился и предал дух. Другие же рассказывали, что он умер в молитве, сидя в стасидий.

Но как бы ни было в действительности, кончина старца Иова была поистине блаженна.

(По материалам газеты Православный Санкт-Петербург)
http://www.pokrovhram.ru/list/03/2d.html