sberex.ru -
Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



хула на Духа Святого!

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Вопрос:

Что означают слова: хула на Духа Святого?
lenaomar

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32).

Господь наш Иисус Христос говорит здесь о сознательном и упорном отвержении спасающей благодати Божией, которая подается Духом Святым. Слово на Сына Человеческого есть грех по неведению, а хула на Духа является ожесточенным противлением Божественной Истине. Святитель Игнатий Брянчанинов в «Слове в неделю Торжества Православия» пишет:

«Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей.

…Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; не исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог: анафема.

Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествия в мир Сына Божия по плоти, Его вольных страданий, смерти и воскресения: анафема».

Вопрос:

Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?
Gaidukov

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Святой Духтретье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому<...> Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13).

Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).

Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6).

Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

Духом Святым совершались все пророчества: «и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Цар.10:6); «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).

Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос обещает ученикам послать им Святого Духа, Которого называет Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Это евангельское место очень ценно в богословском отношении, ибо показывает, что святые апостолы, как и пророки, писали по наитию Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветной Пятидесятницы привело к рождению новозаветной Церкви (Деян.2:1-21). Благодатью Святого Духа совершаются все семь церковных Таинств.

0

2

2)
ответ от святых Отцев:


Хула на Духа Святого

Хула на Духа Святого – упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека.

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Хула на Духа Святого – это отвержение человеком очевидного действия Божественной благодати.

Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго

Основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя Афанасия Великого, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Исидора Пелусиота, преподобного Симеона Нового Богослова и блаженного Феофилакта Болгарского.

Святитель Афанасий Великий (293-373)

Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера.

В "Беседах на Евангелие от Матфея" Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: "Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть (Ин. 1:14). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Cамарянке сказал: Дух есть Бог (Ин. 4:24), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий (Ин 13:31). И иудеи, оскорбляющие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотию Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли ядцею и винопийцею (Мф. 11:19); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, соделавшагося человеком. Почему и говорит Христос: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, то есть на тело Его, отпустится ему (Мф. 12:32). Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святый в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, видевше Его, ови поклонишася Ему, ови же усумнешася (Мф. 28:17), однако же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк. 11:15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12:32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. Иные, исследуя сказанное, что хулящему Духа не отпустится ни в сей век, ни в будущий, говорят, что четыре есть способа, которыми совершается отпущение грехов, и два из них имеют место здесь, а два – в будущем веке. Поелику память наша не в состоянии упомнить все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь, то человеколюбивый Господь наш для непокаявшихся, как говорят они, предуготовил два способа покаяния в будущем веке. Когда делал кто добро без различия, или подвигнутый милосердием и состраданием к ближнему, или по другим каким человеколюбивым побуждениям, тогда в будущем веке, во время суда, будет это взвешено, и если окажется в этом какой перевес, то будет ему прощение. И это – первый способ. А второй есть следующий: когда кто, одержимый грехами, слыша, что говорит Господь: не судите, да не судимы будете, и убоявшись, никого не осуждает за житие его, то как хранитель заповеди, он не осудится, потому что Всенеложный не забывает Своей заповеди. Другие же два способа прощения имеют место здесь. Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо чрез это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность. Поэтому, кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много случаев к получению прощения. Ибо, кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил. Но хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке" [1].

С этим толкованием согласуется и другое определение греха хулы, данное святым отцом Церкви: "Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! Ибо предварительно научил Он, что все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, что Дух примет от Сына и прославит Сына, и что не Дух дает Сына, но Сын подает Духа ученикам, а через учеников и верующим в Него. Но поелику хула в обоих случаях касается Его Самого, в одном же случае хула меньше, а в другом гораздо больше, то Господь и сказал это. <… > Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе – и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом "Дух" обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое" [2].

Святитель Афанасий дал еще одно важное определение, связанное с богохульством: "Никейский Собор подлинно служит обличением против всякой ереси и низлагает хулящих Духа Святаго и называющих Его тварию". Это определение относилось к учению полуариан-духоборцев. Святые отцы Поместного Александрийского Собора 362 года, на котором председательствовал сам святитель Афанасий, писали к антиохийцам: "Всех желающих быть в мире с нами… а также отступивших от ариан пригласите к себе, примите их, как отцы детей… ничего же не требуйте от них больше, а только, чтобы предали анафеме арианскую ересь и исповедали веру, святыми отцами исповеданную в Никее, а также предали анафеме утверждающих, что Дух есть тварь и отделен от сущности Христовой. Ибо не разделять Святую Троицу и не говорить, будто бы нечто из Нее есть тварь, – значит поистине отступить от ненавистной ереси ариан. А те, которые притворно приписывают себе веру, исповеданную в Никее, и дерзают произносить хулу на Духа Святаго, не более делают, как только на словах отрицаются арианской ереси, в сердце же ее содержат" [3].

Святой Афанасий Великий вместе с отцами Поместного Собора определил, что разделение Пресвятой Троицы, отделение Духа от сущности Христовой и объявление Его "тварью", то есть творением, является смертным грехом. Тот, кто исповедует учение, содержащее хулу на Духа Святаго, может быть принят в церковное общение лишь после публичного отвержения ложного учения.


Святитель Василий Великий (330-379)

Архиепископ Кесарии Каппадокийской, Василий Великий – вселенский отец и учитель Церкви, борец с арианством, за что не раз подвергался гонениям. Им составлена литургия, дошедшая до наших дней. Он автор множества замечательных богословских трудов.

Одно из толкований хулы на Духа Святаго дано святителем в "Правилах богоугодной жизни": "Правило 35. Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа" [4]. Дополнением к этому правилу служит другое толкование Василия Великого: "Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительные, опрометчиво называя тщеславными того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе и многое подобное лживо приписывая по лукавым подозрениям" [5].

Как видно из приведенных цитат, святитель Василий относит к греху хулы на Духа Святаго и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа. Хула состоит в том, что человека, показывающего ревность в богоугодной жизни, вдруг, по одному лишь подозрению в гневливости и высокомерии, начинают считать тщеславным, возводят на него ложные обвинения. А если он за свою подвижническую жизнь[6] получил как награду от Святаго Духа какое-либо дарование, то объявляют это дарование действием бесовской силы. В этот страшный грех хулы могут впасть даже добрые христиане, пытающиеся поспешно делать о ком-либо заключения и выводы.

Святитель также поясняет, к чему может привести хула и на кого похож богохульник: "Хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою" [7].

Святитель Иоанн Златоуст (344-407)

Великий отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский, святитель Иоанн Златоуст оставил после себя большое количество бесед и произведений экзегетического характера на многие книги Священного Писания. Он прославился своей борьбой за высокую нравственность всех христиан, и, в первую очередь, духовенства. Главным орудием этой борьбы были его проповеди, тоже дошедшие до нас. Святитель сократил чин литургии Василия Великого, и эта сокращенная литургия известна нам под именем литургии Иоанна Златоустого.

О богохульстве святитель писал: "Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе… Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей Духа)" [8]. "Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение"[9].

Самое же подробное и глубокое толкование евангельского учения о хуле было дано Иоанном Златоустым в Беседе 41 из "Толкования на святого Матфея Евангелиста", в которой он особо подчеркивал знание фарисеев и законников о Духе Божием и Его действиях: "Итак, сначала внимательно выслушаем эти слова: всяк грех и хула, говорит Он, отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком: и иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (ст. 31, 32). Что же значат эти слова? Вы много о Мне говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь; но хула на Духа не отпустится и кающимся. Как же это? Ведь и эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все было отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание. Многие хотя здесь только были наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся Тайнам у коринфян, но вы – и здесь, и там. Итак, Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде креста, то это видно из следующего: иже речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни наказываются и здесь, и там; другие только здесь; иные только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, – как, например, эти самые хулители Духа Святаго. Они и здесь понесли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям, по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители Содома, и многие другие. Там только, – как, например, палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды. Здесь, – как, например, блудник коринфский. Ни здесь, ни там, – как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их страдания были не следствием наказания, а подвигами и борьбою" [10].

Обратим внимание на мысль святителя Иоанна Златоуста о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые понесут виновные в этом грехе.

Преподобный Исидор Пелусиот (… ок. 436)

Святой Исидор был насельником и пресвитером монастыря близ города Пелусии на реке Нил. Под влиянием своего учителя Иоанна Златоустаго он написал (по разным оценкам) от двух до десяти тысяч писем и поучений. Догматист, экзегет и философ, аскет и молитвенник, Исидор Пелусиот везде в своих поучениях во главу угла всегда ставил Священное Писание. Преподобный Исидор пользовался особым уважением многих епископов и императоров, которые приходили к нему в келью за благословением.

Касаясь темы богохульства, преподобный Исидор особое внимание уделил вопросу, почему при единой сущности Пресвятой Троицы наказывается только хула на Духа и почему она не извинительна: "Поэтому слушай: кто скажет хульное слово на Сына Человеческого, тот, как сказал Господь, не подлежит осуждению, потому что для имеющих болезненное умное око, неудобозрим со скудностью видимой плоти неизреченно соединившийся Бог, пока не познано сокровенное Божество, а в имеющих чистый ум, для которых соделалось явным воплотившееся Божество, вовсе не имело места неверие, и им Господь не угрожал воздаянием суда. Хула же на Духа Святого не извинительна, потому что самые дела, став явными, изобличают хулящих, что они непризнательны и неблагодарны. Ибо, когда прекращались страдания и изгоняемы были демоны силою Божества, ропотники иудеи клеветали, что Божественные знамения совершаются о веельзевуле. О сей-то хуле, произносимой на Божию сущность, Господь изрек, что она не простительна" [11].

Святой подчеркивал, что хула на Духа Святаго через объявление Его нечистым духом – веельзевулом – это хула на саму Сущность Божию, так как Бог есть чистейший Дух, а также указывал главную причину непростительности этого греха: видимые всем дела, которые творит Святой Дух.

Преподобный Исидор Пелусиот особо предупреждал, что надо всегда с рассуждением говорить о вещах духовных, тем более о делах Духа Святаго: "Не повелено нам метать жемчуг перед свиньями, то есть перед погрязшими в страстях и ведущими жизнь скотскую, чтобы они не попрали его ногами, лукавыми своими начинаниями хуля имя Божие и, обратившись, не растерзали вас" [12].

Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022)

Выдающийся византийский богослов и поэт родился в знатной семье и рос при императорском дворе, но в двадцатилетнем возрасте, оставив мир, ушел в Студийский монастырь. Через одиннадцать лет он уже стал игуменом монастыря Святого Маманта в Константинополе. С 1005 года преподобный Симеон находился в ссылке в Малой Азии. В многочисленных богословских трудах ярко отразился его личный опыт умного делания – непрестанной Иисусовой молитвы.

В своем Слове 64 преподобный писал: "О богохульстве. Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святаго, и кто хулит действия Святаго Духа, говоря, что такия действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию.

Поелику Господь наш Иисус Христос говорит во Святом Евангелии: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком… ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 31, 32), то надлежит нам исследовать и познать, что это за хула, которая бывает на Духа Святаго? На Духа Святаго хула есть, когда кто действия Духа Святаго приписывает диаволу, как говорит Василий Великий (Крат. прав. 273). Когда кто видит, что какой-нибудь брат христианин совершает чудеса, или имеет какое-либо дарование Святаго Духа, как-то: сокрушение сердечное, или слезы, или смирение, или разумение божеских вещей, или другое что такое, что подает Дух Святый любящим Бога, – и говорит, что это – прелесть диавола, – тот хулит Святаго Духа. Также и тот, кто говорит, что сподобляющиеся воздействия Божественного Духа, как сыны Божии, и исполняющие повеления Бога и Отца их, состоят в прелести от диавола, – и этот хулит Духа Святаго, действующаго в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изгоняемы Христом, хульно говорили с великою продерзостию, что Он о веельзевуле, князе бесовском, изгоняет бесов. Но иные, слыша сие, не слышат и, видя сие, не видят, и о всем том, относительно чего Божественное Писание свидетельствует и удостоверяет, что оно бывает от Духа Святаго и от Божественнаго воздействия, как из себя вышедшие и все Божественное Писание отвергшие, и все ведение, подаемое сим Писанием, из ума извергшие, не трепещут говорить окаянные, что такие действия бывают от опьянения и демонов. Будто неверные и совершенные невежды, не ученые Божественным тайнам, они, когда услышат о Божественном осиянии или освещении души и ума, или о созерцании и бесстрастии, или о смирении и слезах от действия и благодати Святаго Духа, тотчас, как бы не имея сил стерпеть великого блистания и силы словес сих, омрачаются паче очами души своей, чем просвещаются, и с великою продерзостию решают, что это от прелести бесовской, и не трепещут окаянные ни суда Божия, ни вреда, причиняемого тем, кои слышат их. Мало того, они не колеблются утверждать, дерзкие, что в настоящие времена ничего такого не бывает от Бога ни в ком из верующих; а это есть крайнее нечестие, паче, нежели ересь" [13].

Итак, вслед за Василием Великим преподобный Симеон относит к греху непростительной хулы приписывание благодатных даров Духа в подвижниках[14] действию бесов. Хулой является обвинение в бесовской прелести тех, кто сподобился в умной непрестанной молитве, после очищения от страстей, воздействия Божественного Духа.

Блаженный Феофилакт Болгарский (… ок. 1107)

Архиепископ Охридский, блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется общецерковно, но с древних времен пользовался славой отца и учителя Церкви.

Болгарский архиепископ из греков, Феофилакт начинал свое служение диаконом главного храма Византийской империи – Софии Константинопольской. Основной его обязанностью там было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени Вселенского Патриарха. Он оставил нам многочисленные богословские творения, большая часть которых – толкования Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Толковое Евангелие блаженного Феофилакта – "Благовестник" – уже почти тысячу лет имеет самую широкую известность и авторитет во всем православном мире. В своей работе над "Благовестником" он опирался на труды святых отцов, прежде всего Иоанна Златоустого.

Давая толкования евангельским текстам, блаженный Феофилакт, конечно же, уделял внимание и фрагментам, связанным с учением о хуле на Духа Святаго. Ниже мы приводим его рассуждения.

К Евангелию от Матфея: "Всякий другой грех имеет хотя малое извинение, например блуд, воровство, ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь и потому заслуживаем некоторое извинение. Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое может тот иметь извинение? Очевидно, он знает, что они происходят от Святаго Духа, но злонамеренно хулит их – как же он может быть прощен? Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Это не отпустится ему ни здесь, ни там – но он будет наказан и здесь и там.

Многие наказываются здесь только, а там нет, как бедный Лазарь; другие и здесь, и там, как содомляне и хулящие Святого Духа; иные же ни здесь, ни там, например, апостолы, Предтеча и другие" [15].

К Евангелию от Марка: "То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?" [16]

К Евангелию от Луки: "И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.

А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Слова эти имеют такое значение, что кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит, действия Святого Духа приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех" [17].

Блаженный Феофилакт Болгарский обращает главное внимание на то, что грех богохульства наказывается как в этой жизни, так и будущей, и без покаяния никогда не будет прощен.

Подводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника [18], который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Покаяние, по учению Православной Церкви, – "одно из семи христианских Таинств, установленное Иисусом Христом. Христианин, искренно и сердечно раскаиваясь в грехах своих и намереваясь исправить свою жизнь, с верою во Христа и с надеждою на Его милости, излагает устно свои грехи перед священником, который также устно разрешает ему его грехи. При видимом изъявлении прощения священником, кающийся невидимо разрешается Самим Христом и снова становится невинным и освященным, как после крещения. Сначала покаяние состояло только во внешних очистительных жертвах; позже пророки стали требовать при покаянии и внутренней перемены, в виде решения жить лучше; в Евангелии покаяние понимается уже как возрождение, полное изменение существа. В апостольские времена было два вида покаяния: 1) тайное, перед священником, и 2) открытое, публичное, перед всем церковным обществом" [19].

О том, что ждет нераскаявшегося, писал преподобный Нил Синайский (… ок. 450): "Горе хульнику: у него связан язык, и он не в состоянии сколько-нибудь оправдаться перед Судией" [20], а преподобный Ефрем Сирин (306-373) утверждал: "Грехи богохульника на этой земле не отпускают ни Господь, ни Крещение Его, ни даже милосердие Божие, которое укрывает злое добрыми делами" [21].

Арсений Писарев, иеромонах
Из книги: Грех непрощаемый. О грехе хулы на Духа Святого. -
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007

Использованная литература:

[1] Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. – Свято-Троицкая лавра, 1902-1903. Репринт: М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. С. 441-443.

[2] Там же. Т. 3. С. 84, 86.

[3] Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). – Т. 2. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1892. С. 408.

[4] Василий Великий, свт. Духовные наставления. – М.: Изд-во Сретенского монастыря; Новая книга; Ковчег, 1998. С. 302-303.

[5] Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. – Троице-Сергиева лавра, 1900-1902. Ч. 5. Троице-Сергиева лавра, 1901. С. 295.

[6] Имеется в виду только подвижничество, признанное другими известными Церкви аскетами и молитвенниками.

[7] Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. Ч. 4. С. 331.

[8] Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом евангельских чтений / Сост. М. Нейгум, прот. – Свято-Троицкая Сергиевая лавра, 2001. С. 258, 202.

[9] Настольная книга священнослужителя: В 8 т. – М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1994. Т. 7. С. 659.

[10] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. – СПб., Репринт: М.: Изд-во Свт. Иоанна Златоустого, 2000. Т. 7. Кн 1. С. 440-441.

[11] Сокровищница духовной мудрости. С. 202.

[12] Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659

[13] Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 4 т. – Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1890. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 125-127.

[14] Речь идет о несомненных подвижниках благочестия, известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми.

[15] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. Кн. 1. С. 116-117.

[16] Там же. С. 276-277.

[17] Феофилакт Болгарский, блж.. Толкование на Евангелие от Луки // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 492-493.

[18] Речь идет о несомненных подвижниках благочестия, известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми.

[19] Полный Православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2. – СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, б. г. С. 1825-1826.

[20] Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659.

[21] Там же. С. 658.

по материалам сайта азбука .ру

0

3

3)

Проповедь протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Всякий грех простится человеку, а хула на Святого Духа не простится», - говорит Господь в сегодняшнем евангелии.

Ну, во-первых, что такое хула на Святого Духа? Это не просто высказанное оскорбление, в адрес Святого Духа, хотя, конечно, и это тоже. Но в первую очередь хула на Святого Духа это борьба с Богом, это осознанное противопоставление себя Богу и Богом установленному порядку бытия.

Если человек вступает в борьбу с Богом, то он становится просто пособником диавола, он делает диавольское дело, он соединяет себя с антиподом Бога, с полной божественной противоположностью. И вот из этой сферы абсолютного зла обратного пути к Богу уже нет.

И не потому, что Бог не хочет простить такого человека. Но прощение становится невозможным, потому что когда человек укореняется во зле, то он теряет способность к покаянию. А прощение Божие это ответ на покаяние человека. А если нет надобности в покаянии, значит, нет надобности и в прощении.

Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. Но ведь человек-то свободен. И желание человека может не соответствовать желанию Бога, быть противоположным ему. А Бог не может насиловать свободу человека. Он не может спасти человека вопреки его желанию, потому что тогда будет нарушен принцип человеческой свободы. Ведь нельзя же насильно заставить любить.

Христос говорит, что человеку простится любой грех. И вот эти слова Господа как бы выпадают за рамки наших человеческих представлений о справедливости, о тяжести преступления, о наказании за грех. Мы прекрасно понимаем, что грех греху рознь. Они не одинаковы ни по своей тяжести, ни по своему разрушительному воздействию на человека, ни по своим последствиям.

Как, скажем, и нарушение наших, человеческих законов. Ведь интенсивность наказания должна соответствовать уровню преступления. Если человек превышает на автомобиле скорость, и его останавливает инспектор ГАИ, то наказание одно, если что-то украл, то другое, убил – третье и так далее. То есть ответственность за нарушение закона разная и зависит от степени тяжести содеянного. И с такими законами мы все согласны, понимаем, что это правильно, и без них вообще в нашем мире и жить нельзя.

А Господь говорит, что Он все простит, кроме хулы на Святого Духа, любой другой человеческий грех. И может возникнуть вполне резонный вопрос: А зачем тогда изначально жить так, как призывает Господь? К чему труд по исполнению Его заповедей? Следование этим узким тяжелым путем в Царствие Божие? несение креста жизни, ограничения, борьба с собой?

Ведь куда проще и интереснее можно прожить жизнь, ничего этого не исполняя. Быстро и весело лететь по жизни, как на санках с горки. Надо просто ничего не говорить дурного в адрес Святого Духа и в старости покаяться. И Господь примет кающегося грешника даже с большей любовью, чем праведника, как Он Сам об этом говорит.

Ведь действительно разбойник на кресте покаялся, может быть, за несколько минут до смерти, и был спасен. А ведь как он до этого жил всю свою предыдущую жизнь? Собственно, такого рода недоумение и недовольство высказывает старший сын из притчи Христа о блудном сыне. В этом, в общем-то, и заключается весь смысл его вопрошания к отцу. Он как бы возмущенно говорит, но ведь у нас с нашим младшим братом были такие разные жизни, и ты его принимаешь так, как и меня, даже еще с большей радостью.

Конечно, такой подход нарушает наше представление о справедливости и соответствии наказания и преступления. Но это не нарушает тот факт и то утверждение Библии, что Бог есть Любовь. Что Бог есть не просто праведный Судья Мздовоздаятель, Который заинтересован в первую очередь в должном наказании грешников и восстановлении баланса справедливости. А Бог есть любящий Отец, для Которого все люди – Его дети в равной степени.

А ведь одно из свойств любви, из основных свойств и характеристик любви – это прощение. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Вот так характеризует апостол Павел любовь.

Мздовоздаяние, конечно, существует. Но оно носит не юридический характер. Грех следует рассматривать не столько как преступление против Бога, сколько болезнь. И чем сильнее грех, тем сильнее болезнь. Болезнь, страдания, несчастья – это понятия несовместимые. Болезнь сама по себе уже является наказанием человеку. Только не Бог его наказывает, а сам человек себя наказывает этим страданием, совершая грех. И в данном контексте связь преступления и наказания действует неумолимо: чем тяжелее грех, тем более страдает человек.

Из нашей физической жизни мы знаем, что человек может поранить палец и через час уже забудет об этой боли. Или человек может попасть в катастрофу, весь переломаться и остаться инвалидом до конца своих дней, и вернуться к нормальной полноценной жизни он уже больше никогда не сможет. Это пример из нашей физической жизни.

Но и в духовной жизни то же самое. Закостенелость человека во грехе делает его неспособным к выздоровлению, то есть к покаянию, к спасению, к жизни с Богом.

Если человек укореняется в грехе, он становится онтологической частью зла, и тогда наступает конец. И только великое чудо может изменить что-то в его судьбе. Мы иногда слышим, как кто-то о ком-то говорит, что его Бог накажет.

Но, вы знаете, не надо за Бога решать: кого-то Бог накажет, а кого-то и нет. Беда заключается в том, что чаще всего и больнее всего себя наказываем мы сами, когда восстаем против Бога, против Его заповедей, совершаем грех, от которого сами же потом и страдаем.

И если нет никакой положительной динамики в нашей жизни, если нет хотя бы попытки бунтовать против этого страдания, если человек воспринимает его как норму жизни и не представляет себя вне этого состояния, то этот грех называется хулой на Духа Святаго.

А для человека он означает только одно – погибель. Дай Бог, чтобы каждый из нас, если уж мы и совершаем по своей слабости грехи, то воспринимали их как отклонение от нормы, как болезнь, как что-то чуждое нам, от чего нам хочется избавиться, и никогда больше к этому не возвращаться. Аминь.

http://grad-petrov.ru/calendar.phtml

0

4

4)
Святитель Феофан Затворник
(2 Кор. 10, 7-18; Мк. 3, 28-35). "Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек". Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: "многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей" (Правосл. испов. ч. З, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь - говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: "вящая вина моя, еже оставитися мне". Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

********

Протоиерей Александр Шаргунов
К книжникам, обвинявшим Его, Христос обращается с предупреждением о хуле на Духа Святого, грехе, которому не может быть прощения. Святые отцы много размышляли о природе этого непрощаемого греха. И для многих до сих пор непонятно, как это Бог, бесконечно милостивый, может кого-то не простить. Дело в том, что прощение, которое принес Спаситель, надо принять. Как говорил преподобный Силуан Афонский, всегда может кто-то в самый последний момент сказать: «А я не хочу».

Обвинения книжников Христа позволяют нам понять, почему они не в состоянии принять Божие прощение. Они – свидетели дел Господа, которые Он совершил силою Духа Святого. При Крещении Господа на Иордане и во время Его искушения в пустыне, Дух Божий действовал в Нем (Лк. 1, 9–13). И прощение грехов – то, ради чего Христос пришел на землю, Он совершает Духом Святым (Мк. 2, 5). Как может принять это прощение тот, кто отождествляет действия Духа Святого с делом диавола? Сказать, что Христос действует силой бесовской, – значит, закрыть себя для прощения Духа Святого, всегда присутствующего и действующего во Христе.

В чем заключается хула на Духа Святого, за которую не может быть прощения? Трудно дать точное определение этой духовной смерти, нет необходимости предлагать список самых черных грехов, соответствующих этому состоянию. Речь идет скорее о таком всеопределяющем отношении к Богу, пример которого являют книжники, научившиеся видеть зло там, где добро. Кто не оставляет в себе места для добра, не может открыться прощению – самому великому дару, предлагаемому Богом. Словами, обращенными к книжникам Иерусалима, Господь предостерегает от такого искаженного видения жизни, когда человек тщится все очернить до самих сокровенных глубин, и таким образом делает себя недоступным для добра и красоты, для Самого Бога. Это предупреждение касается тех, кто в Церкви, и врагов Церкви, и всех без исключения людей.

Страшен этот отказ от очевидности света, отказ от Божественной любви. Грех книжников заключается в такой диавольской гордыне, которая не может узнать действия любви Божией в том, что совершает Христос.( В словах Спасителя о грехе против Духа Святого прежде всего раскрывается милосердие Божие, готовое простить множество наших грехов. «Будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили», – говорит Господь. Но Бог оказывается со связанными руками, когда свободный человек отказывается от прощения, столь щедро предлагаемого ему. И, может быть, самый тяжкий грех и есть неверие, что Бог способен простить самые великие наши падения – там, где есть подлинное покаяние.

*******
Ведь Господа обвиняли в бесовской одержимости (оскорбление пришлось ему выслушать от книжников и фарисеев, которые говорили, что Он имеет в Себе веельзевула, и что изгоняет бесов силой бесовского князя.)
Обвинение в бесовской одержимости могло испугать и оттолкнуть от Господа многих Его слабых духом последователей. Подозрение в сумасшествии было оскорбительно для Иисуса лично, как для любого из нас, как для любого человека. И это можно было перенести и простить: чего только люди не говорят. Поэтому Господь говорит: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему».

Но обвинение книжников в том, что Спаситель действует силою бесовскою, было оскорбительно не только для Иисуса Христа лично, но для Бога, действовавшего в Нем. «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела», свидетельствовал о Себе Господь Иисус Христос. Он знал тайну Своего могущества, знал, что дела, творимые Им, творятся силою Бога, и в этом видел доказательство Своего Божественного посланничества, которое должно было убедить людей поверить в Него.

И вот ту силу, которая действует в Нем, называют силой нечистого духа, то есть Бога, пребывающего в Нем, называют сатаною.

Вся безграничная любовь Господа к Богу и Отцу Своему возмущалась при такой клевете. Вот почему Он так сурово отвечает клеветникам Духа Святого: «тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».

Да, очень тяжело было Ему слушать клевету, воздвигаемую против Него и Бога. Враги Господа пытались внушить народу подозрение в том, что Он – бесноватый. Но ту же участь – быть жертвой клеветы, непонимания, оскорблений всякого рода и преследований Господь предсказал и всем Своим ученикам и последователям. «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» - спрашивает Он. «Если Меня гнали, будут гнать и вас».

Итак, кто решится следовать за Господом Иисусом Христом и быть Ему верным, должен быть готов к гонениям, обидам, насмешкам – они неизбежны. Более того, странно полагать, что их не будет, или, что их можно избежать. Мир неизбежно ополчается на всякого, кто вздумает ему изменить и избрать новый путь, путь евангельской любви и правды.

«Я избрал вас от мира, потому что мир вас ненавидит», - сказал Спаситель. Если вы принадлежите миру, живете его интересами и вкусами, поклоняетесь его кумирам: богатству, славе, знаменитости, страстям, тщеславию – все вами довольны. Если и критикуют, то не слишком серьезно, не по существу, так как вы – человек свой.

Но если с вами произошла перемена, и вы стали серьезнее задумываться о жизни и ее смысле, если вы уверовали в Бога и Спасителя и увидели всю суету и ничтожество прежней жизни, то отношение к вам резко меняется. Мир начинает мстить вам. Но не следует бояться. Это мстят не несчастные заблуждающиеся люди, но через них мстят бесовские силы, которые лишаются своего прежнего раба и поклонника. Они не хотят этого допустить. Они через людей пугают вас, чтобы заставить вас отказаться от принятого решения.

На все это не следует обращать внимания. Следует помнить, что бесы всегда больше шумят и пугают, чем действительно вредят. Без попущения Божия они ничего не могут с вами вообще поделать. И даже в случае их видимой победы не следует забывать, что их победа – мнимая, ибо они навеки побеждены Крестом и Воскресением Спасителя, а мы навеки спасены Им. Не следует бояться мира и его козней. Господь всегда идет нам навстречу и протягивает руку помощи, следует полагаться на Него...
(Проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева.)

0

5

Сейчас грех стал модным. Абсолютное большинство современных людей увлечены грехом, и видя, что кто-нибудь «не идет в ногу со временем», не живет в грехе и имеет хоть немного благочестия, они называют его отсталым и старомодным. Им не дает покоя, что кто-то не грешит. Но хуже всего то, что они считают грех признаком прогресса.

Если бы нынешние люди, живя нечисто, хотя бы считали себя грешниками, то Господь помиловал бы их, но они оправдывают то, что оправдать нельзя, и превозносят грех. А считать грех прогрессивным и утверждать, что нравственность устарела — это самая ужасная хула на Духа Святого.

Старец Паисий Святогорец.

0