Вверх страницы

Вниз страницы

БогослАвие (про ПравослАвие)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА!!!

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА!!!

Так называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется
пост в среду и пятницу,
земные поклоны.
Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
[audio]http://www.bogoslovy.ru/music1/tarychevo15.mp3[/audio]
(текст пасхальных часов есть в молитвословах , а также можно найти пасальные часы здесь http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvos … tv13.shtml)

Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе!".

Некоторые особенности богослужения

Со времен апостольских торжественное празднование христианской Пасхи, подобно ветхозаветной, продолжается целую седмицу.Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.
Радуяся и торжествуя о Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище." Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому воскресением Иисуса Христа, древние христиане в великий праздник Пасхи простирали руки помощи и благотворения меньшей братии Христовой, как-то: должникам, сирым, нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни святой Пасхи доселе осталось раздавание освященных брашн, обычных продуктов пищи и денежных пособий бедным, дабы тем сделать и их в этот светлый праздник участниками радости, которая всегда есть плод милостей и благодеяний.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Причастен во все дни — один и тот же: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Пасха: как провести Светлую седмицу?
«Кто благочестив и боголюбив -- насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством!» -- говорит святитель Иоанн Златоуст в ликующем Огласительном слове на Пасху. И дальше продолжает: «Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» О том, как праздновать Пасху и проводить Светлую седмицу, говорит 66-е правило Шестого Вселенского собора: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до следующего воскресного дня, всю неделю верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах, и пении, и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и внимая чтению Божественных Писаний, и наслаждаясь Святыми Тайнами». Значит, Церковь призывает нас причащаться на Светлой каждый день? Но ведь обычно мы перед причастием постимся, исповедуемся и специально готовимся, читая довольно продолжительное молитвенное правило, а Светлая седмица -- это время разговения, праздничного веселья и отдыха после долгого постного воздержания. Как же быть?

http://www.miloserdie.ru/pic/kakbyt.jpg
К сожалению, часто Пасха предоставляется человеку не Праздником праздников и Торжеством из торжеств, а всего лишь поводом наконец-то поесть непостного

Поясняет протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия в Первой градской больнице, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности:
-- Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитвенное правило в эти дни особое -- пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие -- все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. Пасха -- это безусловная радость, радость вопреки всему. Все семь дней Светлой седмицы -- это как бы один непрекращающийся день. Такое ощущение, что солнце в эти дни не заходит -- повторяется одна и та же служба, причем она практически целиком поется, а не читается.
Поститься в эти дни не обязательно, потому что мы постились уже весь Великий пост пред этим. Такое частое причастие на Светлой седмице -- это награда тем, кто соблюл пост. Для чего мы постились 48 дней (40 дней Великого поста, а потом еще Страстную седмицу)? Именно для того, чтобы на Пасху причащаться. Перед Причастием в эти дни читаются молитвы к Причастию (без псалмов), канон к Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.
Что касается исповеди на Пасху -- у разных священников разная практика. Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то разрешает причащаться в первый день после Пасхи без исповеди.

Конечно, причащаться каждый день трудно. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. И радоваться нам трудно. Радоваться труднее, чем каяться и плакать о грехах.

У нас в храме мы обычно разрешаем причащаться в любые три дня Светлой седмицы. Если люди постились, готовились к Пасхе, но проводят эту седмицу вне Церкви, не участвуют в Таинстве Евхаристии, получается, что они забирались, забирались на гору -- и ухнули опять вниз. Разговелись, поели мяса -- и все. А если человек готовился и теперь по мере своих сил старается и в Светлую седмицу ходить в храм, причащаться, то он остается на этой вершине и потом спускается с нее медленнее. Если так не жить, то, бывает, человек после Пасхи впадает в уныние.

Светлая седмица -- это не время загула, нельзя пускаться «во все тяжкие», проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно, супруги в это время воздерживаются от супружеского общения. Пасха -- это радость Царствия Небесного. В Царствии Небесном мы не будем кушать мясо, ходить в кино, не будем читать детективные книжки, не будем играть в компьютерные игры -- но там радости будет больше, чем здесь на земле! Святые ради этой радости уходили от мира. Преподобный Сергий Радонежский ушел в лес не потому, что он решил себя наказать, не жениться, не иметь детей. Он ушел и там обрел совершенную радость, ту радость, которая превышает все земные радости вместе взятые. Эту радость ощутил Мотовилов, когда преподобный Серафим Саровский явил ему, что значит быть в Духе Святом. К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу.

Эта радость ощущается в храме. Ведь на пасхальную службу приходит много людей неверующих, нецерковных. Почему? Их влечет эта радость, эта тайна Воскресения.

В дни Светлой седмицы хорошо вспомнить и об обездоленных, по возможности постараться поделиться с ними своей радостью

В эти дни, конечно, можно делать добро, можно гулять на природе, ходить в гости -- но нужно помнить о Христе. Настоящая радость будет со Христом.
Смысл христианства -- это Пасха. Нам очень сложно постоянно находиться на этой высоте, поэтому мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» -- говорил он во все дни года. И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). Христианство -- это и есть Пасхальная радость. Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола. Это радость о воскресении Христа.

по материалам :милосердие.ру

0

2

2)

0

3

3)

25 апреля 2011 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Фото: В. Ходаков

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

внимание на ребенка ! ))
http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145728/2_MG_2506.jpg

http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145732/2_MG_2524.jpg

Христе с апостолами
http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145742/2_MG_2611.jpg

радость!
http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145784/2_MG_2793.jpg

Христос Воскресе!
http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145790/2_MG_2805.jpg

артос
http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145788/2_MG_2820.jpg

воистину воскресе Христос!
http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145762/2_MG_2842.jpg

http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145760/2_MG_2863.jpg

http://p2.patriarchia.ru/2011/04/25/1233145766/2_MG_2869.jpg

0

4

3 )
В понедельник Светлой седмицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Проповедь Патриарха в понедельник Светлой седмицы

0

5

4) Светлая Седмица. Святые пасхальные дни
Епископ Александр (Милеант)

Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем!

Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. "Христос Воскресе!" - приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. "седмица") после Пасхи, которая называется Светлой.

На Светлой Седмице "все и всяческая" - Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери "Живоносный источник," и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Воскресение Христово - краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: "Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи - это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: "Радость моя! Христос воскресе"

0

6

5)
Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Причастен во все дни — один и тот же: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите.

В пятницу  По традиции  к пасхальной службе добавляется служба Пресвятой Богородице в честь обновления храма, именуемого "Живоносный источник".

Литургия совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Причастен во все дни — один и тот же: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите.

После Литургии в этот день обычно совершается освящение воды.

в Субботу По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса и бывает раздробление и раздача артоса.

0

7

Толкование Евангелия на каждый день года.
Светлый понедельник

Ин., 2-е зач., 1: 18–28

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
http://www.iconofile.com/guide/images/Mantuitorul.jpg
В Пасху нам дается откровение благодати и истины – то, что бесконечно превосходит все, что было дано когда-либо человеку. Ибо Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. И во второй день Пасхи мы слышим: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын Отчий, Он явил. Никто до этого никогда не видел Бога. Ничто духовное не может быть увидено телесными глазами, тем более Сам Бог.

Потому мы живем верою, которою видим Невидимого. Эта вера дана нам Тем, Кто видел Бога и Кто Сам Бог. Кто знает Отца как Сын, и в Ком лучше узнается Отец, чем в Сыне? Он – Сын Его Возлюбленный, в Нем – Его благоволение. И все сокровенное в Отце Сын явил. Ясность и полноту откровения, волю Отчую, путь спасения. Это и есть благодать и истина Воскресения Христова.

И мы слышим свидетельство Иоанна испытующим его иудеям: Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. Он дает ответ словами Писания, чтобы показать, что Писание исполнилось в нем. Он дает ответ в очень смиренных, исполненных самоуничижения словах. Он как бы говорит им, что сам он не имеет никакого значения: «Я глас, я только глас». Но так произносит он эти слова, что они не могут не слушать его. Ибо он поистине глас, – глас, пробуждающий от сна, открывающий истину.

Служители Бога – только голос, через который Богу угодно говорить с миром. И когда священник восклицает: «Христос воскресе!» – вся земля, не только те, кто стоит в храме, отвечают ему громоподобным: «Воистину воскресе!»

Вся земля? Или скоро это тоже будет глас вопиющего в пустыне? И Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Служители Бога призваны к такой огненной проповеди победы Божией, чтобы воскресли многие умершие от холода апокалиптической зимы души. «Покайтесь, потому что Христос воскрес, и приблизилось, как никогда, Царство Божие». «Исправьте путь Господу». Перестаньте обманывать себя относительно путей Господних. Книжники и фарисеи соделали их кривыми. Но сегодня Церковь, как Предтеча, возвышает свой голос, чтобы все возвратились к первоначальной чистоте, к той, которую дает Сам Бог. Кто очистит этот сегодняшний мир от смрада и грязи? Нет такой воды, нет таких слез, которые могли бы это совершить! Предтеча крестит в воде – и это все. Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Среди пасхального нашего ликования стоит воскресший Христос, как стоял Он на Иордане среди простых людей, и был одним из них.

Столько подлинно драгоценного сокрыто от мира! И Бог часто бывает ближе к нам, чем мы думаем. Царство Божие охватывает весь мир, и оно уже посреди нас. Мы недостойны этого дара. Если больший из рожденных женами считал себя недостойным приблизиться ко Христу, чтобы как раб развязать ремень у обуви Его, – что сказать о нас? Но после того, что мы узнали в Пасху Господню, для нас невозможна жизнь вдали от Него.

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. Вифавар означает «дом перехода». Пасха Господня и есть этот наш переход от смерти к жизни, и от земли к небесам.

Протоиерей Александр Шаргунов

0

8

Толкование Евангелия на каждый день года.
Светлый вторник

Лк., 113-е зач., 24: 12–35

Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/85/Duccio_di_Buoninsegna_Emaus.jpg/140px-Duccio_di_Buoninsegna_Emaus.jpg
Мы слышим Евангелие о явлении Христа воскресшего двум ученикам Христовым, идущим в Еммаус. Когда они идут по дороге, с ними рядом вдруг оказывается третий Спутник.

Где двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них. Они собраны во имя Христово и говорят о том, что произошло в Иерусалиме. Но они не могут узнать Того, Кто идет рядом с ними, потому что глаза их были удержаны, – как сказано в Евангелии, – так что они не узнали Его

День уже клонился к вечеру, и дорога шла на закат. Может быть, как говорят нам святые отцы, они оттого не узнали Христа, что солнце уже заходило, и в слепящем его свете трудно было узнать идущего рядом с ними Человека. Они шли туда, где уже наступала ночь, а христианин должен идти не к закату, а к восходу солнца.

В Ветхом Завете, после того как Бог в пустыне явил чудо через медного змия, знаменующего прообраз Христа распятого, Он повелел народу Божию идти по дороге, ведущей к восходу солнца. Православные храмы, мы знаем, обращены алтарями к восходу солнца, и каждый христианин призывается идти по дороге, ведущей к восходу в нашей жизни Солнца правды – к воскресшему Христу.

Наступает тьма. Не только о конкретном дне идет речь в Евангелии, эта тьма передает внутреннее состояние апостолов, когда они были в горе и разочаровании от всего, что произошло. Но наступает тьма в истории человечества, когда к вечеру преклоняется день. И тем не менее, мы призваны к тому, чтобы всегда помнить, что наша дорога идет туда, где восходит солнце, где свет. Не ко все сгущающейся тьме вокруг нас, которая очевидна, но к восходящему солнцу, которое мы не можем различить.

Когда два ученика в сегодняшней евангельской притче говорят Путнику, поравнявшемуся с ними, о страшных событиях, в их словах звучит печаль, и мы видим, что они потеряли всякую надежду. Может быть, самые печальные слова, которые когда-либо были сказаны в мире, это слова двух апостолов: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля», однако все эти надежды оказались похоронены. Но по мере того, как ученики Христовы идут по дороге в Еммаус, их Спутник все более и более раскрывает им смысл происшедших событий, так что жизнь снова обретает смысл там, где она уже казалась совершенно безнадежной. Тьма постепенно становится светом, оттого что Он идет рядом с ними. Мы призываемся с вами понять, что в самых горьких обстоятельствах, когда нет никакой надежды, и в самые страшные времена Господь единственный, Кто может снова возвратить значение жизни, если только Он рядом с нами.

В Евангелии, которое мы слышим сегодня, говорится о том, что Путник, идущий в Еммаус вместе с апостолами, делает вид, что Он хочет идти дальше, в то время как они, уставшие после дороги, остаются на ночлег. Они приглашают Его остаться с ними на трапезу, потому что день уже склонился к вечеру. В этот момент очень многое решается в судьбе двух апостолов (и всегда решается в такие моменты в судьбе каждого человека), когда самый великий, самый опасный дар, какой дан человеку Богом – дар свободы – может быть употреблен в погибель человека. Бог не навязывает Себя никому, Он очень бережно относится к свободе человека. Он говорит, что Он идет дальше, но оттого, что люди проявляют милосердие и приглашают Его быть вместе с ними, они сподобляются встречи со Христом воскресшим.

Каждый из нас может принять Бога в свою жизнь, а может навсегда пройти мимо Господа, Который присутствует рядом с нами, неузнанный нами в других людях. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Именно это и происходит с апостолом Клеопой и другим учеником, имя которого не названо в Евангелии. Это дивная трапеза – трапеза любви, за которой присутствует Христос, и которая начинается, может быть, с обычной трапезы, когда все совершается в обыкновенном доме, где предлагается обычный хлеб, но как на Тайной вечере, она становится таинством евхаристии. Простая, обыкновенная трапеза соединяется здесь с таинством евхаристии в напоминание того, что Бог присутствует в нашей жизни не только тогда, когда мы молимся в храме, участвуем в таинстве преломления хлеба за Божественной литургией, но и тогда, когда помним о Его присутствии в нашей повседневной жизни.

Господь не только, говорят святые отцы, Хозяин дома Божия, когда мы молимся в храме за литургией. Он Гость в доме каждого из нас, когда наша молитва, наше участие в самом главном таинстве Церкви не отделяется от нашей повседневной жизни: когда молитва перед трапезой и после нее становится реальностью присутствия Христа среди нас, а не только тем чудом, которым эта трапеза завершается во Еммаусе, когда Господь превращает хлеб в Свое пречистое тело, отданное за спасение мира. Когда ученики Христовы, благодаря участию в вечерней трапезе и благодаря приобщению к этому таинству (когда они обретают присутствие Христово во внутреннем состоянии своей души), узнают распятого и воскресшего Господа, – они исполняются радостью ликования. И хотя вечер уже наступил, так что Христос стал невидим для них, но Он присутствует в них Своею благодатью, и они, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим. Этот длинный путь они совершают радостно, с тем чтобы скорее сообщить другим апостолам, что воистину воскрес Христос.

Святые отцы говорят, что нам ничего не принадлежит в этом мире, кроме того, что мы отдаем другим. Если это верно относительно материальных вещей, то тем более это касается духовного. Только тогда благовестие о победе Христовой над смертью до конца становится нашим, когда мы сознаем эту радость так глубоко, что не можем ее удержать для себя и приносим ее другим людям.

Когда апостол Клеопа вместе с другим учеником приходят в Иерусалим, где собрались все апостолы, они видят, что и остальные исполнены радости, потому что им тоже дано было узнать о воскресшем Христе.

Не случайно, что одному из первых Господь явился апостолу Симону Петру. Здесь нам открывается, что такое наша Церковь. Каждый из нас, кто сподобился встречи с Христом воскресшим (в обыденной ли жизни, при чтении Писания или приобщаясь святых Христовых таин) и кто знает, что Христос воскрес, – приходит в Церковь, где встречается с другими людьми, которые тоже могут рассказать о своем чуде, о своем даре увидеть Христа воскресшего, полученном ими от Господа. Они обладают тем же самым драгоценным сокровищем, что и другие люди, и вместе все мы исповедуем за воскресной всенощной, повторяя слова святых в течение всех веков до скончания мира: «Воскресение Христово видевше». Это слава Церкви, потому что каждому из нас принадлежит не только то богатство благодатного дара, которого сподобил его Христос, но и то богатство, которое имеют все другие люди, находящиеся в Церкви Христа воскресшего.
Протоиерей Александр Шаргунов

0

9

Толкование Евангелия на каждый день года.
Светлая среда


Ин., 4-е зач., 1, 35–51

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
http://fleurdelis.at.ua/liki/slovo2_pic.jpg
Вот Агнец Божий, – свидетельствует перед своими учениками Предтеча, увидев идущего Христа. Принесение в жертву Себя Христом за грехи мира – это то, что должно быть впереди всего в проповеди и служении Церкви. Христос и Крест Его. Этих слов было достаточно для учеников Иоанновых, чтобы они пошли за Христом. Иисус же, обратившись, и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?

Что нам надобно? Чего мы ищем? Благополучия, исцеления от болезней и бед или истину, вечную жизнь?

Он сказали: Равви, что значит – учитель, – где живешь? Они хотят не просто встречаться с Ним время от времени, а всегда пребывать вместе. Пойдите и увидите, – говорит Господь. Господь зовет их к Себе. Чем ближе мы приближаемся ко Христу, тем больше видим Его красоту. Не так, как бывает с лжеучителями, которые поддерживают интерес к себе, держа своих учеников на расстоянии. Господь сразу же зовет их. Лучшее время – то, что сейчас. «Ныне – время благоприятное». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Хорошо быть там, где Христос, – где бы Он ни был. Учитель, хорошо нам здесь быть! Когда мы встречаемся с Богом, каждая подробность и даже час этого события запечатлеваются в наших сердцах навсегда.

После этого Андрей, весь переполненный Христом, первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос. Так естественно должно быть для нас искать духовного блага для наших близких! Кто истинно вкусил, как благ Господь, будет стремиться поделиться этим с другими. Господь, взглянув на Симона, сказал: Ты – Симон, сын Ионин. Ты наречешься Кифа, что значит – камень (Петр). Петр по природе своей отличался горячностью и твердостью. Господь видит это, но знает также, что он станет камнем веры благодаря не своим природным качествам, а дару благодати. Однако с самого начала всякий приходящий ко Христу должен быть исполнен решимости хранить Ему верность даже до смерти.

И мы видим призвание Филиппа и Нафанаила. Филипп был призван Самим Христом. У Бога различные пути приведения ко спасению избранных Своих. Иисус находит Филиппа и говорит: следуй за Мной. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы начали искать Его.

Господь ищет спасения всех, и тот, кому открывается Его благодать, невольно уподобляется Господу. Филипп пошел к своему лучшему другу Нафанаилу, чтобы поделиться с ним своею радостью: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова из Назарета. Нафанаил ответил ему: из Назарета может ли быть что доброе?

Бывает, что когда в Церкви Христовой нам открывается вечная жизнь, мы приходим к кому-то и говорим об этом. И точно так же слышим в ответ: «Разве может быть что доброе в этой Церкви, которая не имеет ни вида, ни доброты, которая часто бывает отвержена, унижена и гонима?» И вместо того, чтобы доказывать этому человеку, что он ошибается, что на самом деле здесь есть высшая мудрость, которая не снилась никаким мудрецам, есть такая глубина, какой никто не достигает из лучших людей, мы отвечаем ему: иди и виждь – пойди и посмотри. Но надо вначале самому увидеть то, к чему ты хочешь пригласить другого. Не только увидеть, но и жизнью своей показать то, что невидимо.

Жизнью своей мы должны показать это другому человеку, привести его ко Христу. И каждый человек, самый малый, оказывается для Господа драгоценнее всех, потому что ради этого человека Христос воплотился и принял страдания.

Когда Нафанаил приходит ко Христу, Господь говорит ему: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.«Почему Ты знаешь меня? – спрашивает Его Нафанаил. Господь отвечает ему: прежде, чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. И тогда Нафанаил, подобно апостолу Петру, произносит свое исповедание веры: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Почему же он так говорит? Стоя под смоковницей, Нафанаил, очевидно, размышлял, о чем говорят все пророки, и молился, чтобы Господь сподобил его увидеть Мессию. Господь прочитал его самые сокровенные мысли, которые он не решался никому никогда высказывать.

Господь говорит Нафанаилу, что есть много людей, которые стоят где-то под другими деревьями, и не думают, может быть, столь возвышенно и столь глубоко, но они также дороги Господу, и их Он тоже хочет приобрести непостижимыми путями. Он говорит: «Ты удивляешься, что Я знаю, что происходит в каждой душе человеческой? Ты увидишь бесконечно большее, ибо Я – путь для всех людей, Я – лествица, которая ведет в небеса». Он как бы напоминает о том пророческом видении, которое было некогда Иакову о спасении всех через пришествие Бога на землю. Только через Господа Иисуса Христа человеческие души могут восходить по лествице, ведущей на небо. Эта лествица есть также Церковь Христова, где по милости Божией нам дано было однажды вступить на одну ступеньку и ощутить, что мы находимся там, где истина. Кто следует слову Христову, будет все более убеждаться в истинности его. И какого бы откровения ни сподобился человек здесь, на земле, несравненно большее уготовано для него Христом в будущем веке. «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса». Отныне Христос начинает совершать чудеса. И скоро ученики Его станут свидетелями самого большого чуда – Крестной смерти Его и Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов

0

10

Толкование Евангелия на каждый день года.
Светлый четверг

Ин., 8-е зач., 3: 1–15


Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

http://ichalki-blagovest.ru/wp-content/uploads/2011/01/clip_i6mage001.jpg
Перед нами – долгая беседа с Никодимом. Никодим, известный всем фарисей, учитель закона, приходит ко Христу «ночью». Эта ночная встреча погружает нас в таинственную атмосферу. Поистине – мы все в ночи пред Богом. Мы все как Никодим – те, кто ищет Христа среди ночи.

Но то, что Никодим приходит ночью, имеет еще и другое значение. Он ночью пришел, ему недостаточно было слушать Христа среди толп народа. Он нуждался в том, чтобы встретиться с Господом наедине. Для него было лучше лишить себя ночного отдыха, нежели не услышать сокровенное слово Христа. Когда другие спали, он обретал спасительное знание.

А может быть, он поступил так из-за страха и малодушия. Он боялся или стыдился, что его увидят со Христом, и потому пришел ночью. Но хотя он пришел ночью, Христос принял его с любовью, давая образ своим служителям поддерживать добрые начинания, как бы ни были они слабы. Хотя теперь он пришел ночью, придет время, когда он открыто исповедует Христа. Благодать может быть сначала только горчичным зерном, а потом вырастает в большое дерево.

Мы знаем, – говорит Никодим, очевидно, от лица многих, – что Ты Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Как отличен его взгляд от многих его соплеменников, в особенности облеченных духовной властью, тех, кто, видя дела Христовы, воспламенялись завистью и ненавистью ко Господу. И как надо нам учиться видеть самое главное в чудесах! И главное в беседе Христа с Никодимом – необходимость нового духовного рождения для человека. Недостаточно изумляться чудесам Христовым – надо снова родиться. Никодим ждет скорого прихода Царства Небесного. Но Христос говорит, что мы не будем годны для него, если духовно не изменимся, то есть не родимся заново. Рождение – начало жизни. У нас должно быть новое естество, новые принципы, новые цели. Мы должны родиться снова и свыше. Это новое рождение дается с небес, оно предназначено для Божественной и небесной жизни.

Кто не родится свыше – не сможет увидеть Царства Божия, не сможет понять, о каком Царстве идет речь, не примет никогда его утешения. Это возрождение абсолютно необходимо и для земной жизни, тем более – для вечной, потому что невозможно вкусить блаженство, быть подлинно счастливым, не будучи святым.

Как может человек родиться, будучи стар? Неужели он может в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – с недоумением спрашивает Никодим. То, о чем Христос говорит духовно, он воспринимает плотски. Но велико его желание познать истину! Когда мы встречаемся с трудностями в понимании Божественных тайн, мы не должны отступать от Господа. Рожденное от плоти есть плоть, – говорит Господь. И если бы человек мог рождаться от утробы матери сотни раз, это не изменило бы сути дела. Грех растлил самое наше естество. Яко в беззакониях зачат есмь – исповедуем мы каждый день в покаянном псалме. И нам не следует удивляться тому, что должно нам родиться свыше. Господь говорит о рождении от воды и Духа, имея в виду таинство крещения. Но мы призваны также в личном благодатном опыте – Духом Святым – узнать, о каком рождении говорит Христос. Действие Духа Святого таинственно – где, когда, кому и в какой мере соизволит Он сообщить Себя. Но Его дыхание не может остаться от сподобившихся этой милости сокрытым. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит.

Как это может быть? – спрашивает Никодим. Есть то, что выше нашего естественного разумения. Но оттого что он не может постигнуть слово Христово своим умом, он не отказывается от искания истины. Сколь многие самонадеянно полагают, что невозможно поверить в то, что невозможно увидеть телесным зрением. «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» – говорит Христос. Мы слышим здесь слово упрека Господа тем, кто берется учить других духовному, а сам плохо разбирается в этом. Тем, кто проводит время только во внешнем изучении Писания, и внешнем соблюдении всего, и небрежет о самой сути. «Можно быть вполне заслуженным доктором богословия, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – а случись с этим богословом беда, он смотрит растерянно: да есть ли Бог?» «И откуда взяться свету, – добавляет святитель, – у этой тьмы?»

Мы говорим о том, что знаем и свидетельствуем о том, что видели, – говорит Христос – и не только о Себе, но о всех, кто Его. Потому от воскресенья к воскресенью, из века в век Церковь поет: Воскресение Христово видевше…
Он сошел с небес, и в то же время Он – Сын Человеческий. Теперь, когда Он говорит с Никодимом как Человек, – Он на земле, но как Бог – Он на небе. Так велика Его любовь к нам, что Он был вознесен на Крест за наши грехи, как змей Моисеем в пустыне, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Пасху вечную, которая уже сейчас дается многим как рождение свыше.

Протоиерей Александр Шаргунов

0

11

Толкование Евангелия на каждый день года.
Светлая пятница


Ин., 7-е зач., 2: 12–22

После сего пришел Иисус в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6b/El_Greco_016.jpg/280px-El_Greco_016.jpg
Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его крестных страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Но Христос, мы видим, опрокидывает столы, рассыпает монеты и выметает торговцев из храма вместе с их скотом как нечистоту. «Где вы находитесь, меркантильные души? Здесь не рынок, не дом торговли!»

Почему Господь являет такую ревность о храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. 600 священников и 300 левитов участвовали в богослужениях во время великих праздников. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: святое, куда могли входить только священники, и где был жертвенник фимиама, золотой подсвечник с семью ответвлениями, стол для хлебов предложения. И далее – отделенное двойной завесой, было святое святых. В первом храме, построенном Соломоном, здесь находились Ковчег завета и скрижали закона, врученные Богом Моисею. С разрушением храма в 587 году до Рождества Христова ковчег исчез, но святое святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право входить туда раз в году – в праздник, пророчествующий об искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в храме, рядом со святое святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. «Здесь вы должны уподобляться Мне, – как бы обращается Он к нам. – Храм – дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников».

Сколько ударов бича Господня полагалось бы для всех тех, кто разорял и осквернял наши храмы, превращал их в клубы, кафе и овощехранилища, в общественные туалеты – в дома их торговли?! Воистину полной мерой они получили эти удары от Господа. Как полной мерой получат их и те, кто сегодня публично глумится над нашими святынями.

Господь напоминает, как опасно всякое неблагоговение. Из него постепенно создается атмосфера нечестия – так что, согласно Писанию, «человек беззакония» сможет сесть в храме, выдавая себя за Бога. Господь попустил быть очистительной буре 1917 года, разрушающей наши храмы, чтобы дать нам время на покаяние. Но как мало мы вразумились! О если бы каждый из нас мог сказать вслед за Господом: Ревность о доме Твоем снедает Меня.

Где нет благоговения к храму, там не может быть истинного отношения к Церкви Божией. Но храм, которым иудеи так гордились, – только каменный храм, построенный к тому же язычником, желавшим польстить этому надменному народу. «Разрушьте его, – говорит Господь (и это произойдет при императоре Тите в 70 году), – его значение относительно, ибо подлинный храм – тот, который Я восставлю в третий день». Даже ученики не поняли тогда слов Христа, потому что Он говорил о Своем Теле, Которое должно было воскреснуть в третий день.

Господь говорит, что истинный храм, достойный бесконечного почитания, – человечество Христа, которое стало ковчегом Его Божества. Слово стало плотию, и Его тело – подлинное святое святых храма. Ибо в Нем обитает полнота Божества телесно (Кол. 2: 9). Тело Христово, которое мы принимаем за евхаристией и которое присутствует в дарохранительницах на престолах наших храмов, должно исполнять нас страхом Божиим и бесконечным благоговением. И наоборот, всякое неблагоговение или просто безразличие перед этой великой тайной должны вызывать в сердце христианина святой гнев, несравненно более праведный, чем по отношению к нечестию в Иерусалимском храме.

Новый храм, достойный почитания, – не только человеческая природа Христа, но весь народ Божий, привитый к Нему и питаемый Божественной жизнью, исходящей от Него на всех членов Его мистического тела. Вся Церковь, тело Христово, – этот новый храм, каменные храмы которого – только бледный образ. Она составлена из всех крещеных людей, ищущих жизни по воле Божией. Несмотря на несовершенства, грехи и немощи своих чад, Церковь – пребывание Бога среди людей, знамение присутствия Его в мире. Она не создана святыми людьми, она создана, чтобы делать людей святыми. Потому что Создатель ее – Бог, Который становится одним из нас через Пречистую Деву.

В праздник Пасхи Господней, радуясь тому чудесному, что совершает Церковь в мире, позаботимся о нашем внутреннем очищении, чтобы быть нам на самом деле чадами ее. В течение всей Светлой седмицы мы слышим: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Каждый христианин – храм Божий. Тело каждого крещеного ребенка – вместилище присутствия Христова. В каждом новокрещеном младенце рождается Христос. С каким благоговением должны бы наши дети, и мы вместе с ними, совершать восхождение к Богу, неся в своем теле живое присутствие воскресшего Христа, принятое в крещении. Придет день, когда наши тела, эти храмы Духа Святого, возвратятся в землю. Наступит время, когда земная Церковь, с ее священством и таинствами, перестанет существовать, исполнив свое предназначение. Не будет больше Божественной евхаристии. Наш мир разрушится, и все самые великолепные храмы превратятся в ничто. Но во граде небесном и вечном останется один только храм, который есть Сам Бог. Мы будем введены в него как чада Божии, и наша жизнь будет бесконечным приобщением радости Воскресения Христова.
Протоиерей Александр Шаргунов

0

12

Толкование Евангелия на каждый день года.
Светлая суббота

Ин., 11 зач., 3, 22–33
http://zakonbozhiy.ru/archive/mini/1189078472_Izmenenie_razmera_SermonOnTheMount.jpg
После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен.

Мы видим прибытие Христа с Его учениками в землю Иудейскую. Наш Господь, выйдя на общественное служение, много странствовал и часто переходил с места на место. Изнемогая от усталости, Он спешил донести благовестие Царства Небесного до новых и новых сердец. Солнце правды, по слову псалма, как исполин пробегает свое поприще от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его (Пс. 18: 6–7). Вы слышите, какой это пасхальный псалом?!

Иоанн Предтеча начал крещение в земле Иудейской, и потому Христос начал крещение здесь. Сам Христос, Своей рукой, не крестил, но это делали по Его благословению ученики Его. Святые таинства Церкви совершает Сам Христос, но руками Своих служителей.

Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении – с теми, кто отверг его крещение покаяния. В этом мире греха человечество разделено на тех, кто кается и тех, кто не кается. И далее мы слышим, как Иоанновы ученики приходят к своему учителю, как бы сетуя на то, что все идут ко Христу: Равви! Тот, о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему. Как ошибается тот, кто думает, что особенные труды и благодать одного из нас могут быть умалением трудов другого, получившего милость быть верным Богу! Если бы видели мы, что речь всегда идет о Христе Боге, Который служит нам Сам и через избранных рабов Своих!

И вот ответ Иоанна. Его нисколько не беспокоит, что все идут уже не к нему, а ко Христу. Это то, чего он больше всего желал. И Иоанн смиренно умаляет себя пред Тем, Кто несравненно выше его. Он видит, как дивно действует Промысл Божий: у всех – различные служения, различные дарования, согласно подаваемой каждому благодати. Мы не должны завидовать тем, кому больше дано, чем нам, у кого более полезная, как нам кажется, сфера деятельности. Все, что принадлежит в Церкви самому большему, будет принадлежать нам, если мы научимся радоваться его служению как собственному. Иоанн напоминает о своем прежнем свидетельстве о Христе. И теперь исповедует свою радость о Его приходе. Он сравнивает нашего Спасителя с женихом, имеющим невесту. А себя – с другом жениха, с тем, кто радостью радуется, слыша голос жениха.

Верные служители Божии – друзья жениха. Они стоят и слушают голос жениха и внимают Его повелениям. Сочетание душ человеческих с Иисусом Христом в вере и любви – исполнение радости каждого истинного пастыря. Поистине нет большей радости. Приходящий свыше и есть выше всех. Только Тот, Кто сошел с небес, может открыть нам волю небес и показать путь к небесам. Первое, что мы можем сказать о Христе: «Он выше всех». А сущий от земли земной и есть и говорит как сущий от земли. Пророки и апостолы были только земными сосудами, хотя имели в себе небесное сокровище. Можно ли сравнивать проповедь Самого Христа с проповедью пророков и Предтечи? Как небо выше земли, так Его мысли выше их. Евангелие Христово – откровение Божественной вечной истины.

И Предтеча исполнен горечи при виде неверности Богу слишком многих людей. Они не принимают слово Божие, не слушают его и не верят ему. Ученики Иоанновы печалились, что все идут ко Христу. А Предтеча печалится, что никто не идет ко Христу, – слишком мало тех, кто идет к Нему. Неверие рода человеческого – печаль святых. Но как драгоценна вера избранного остатка: Принявший Его свидетельство, сим запечатлел, что Бог истинен. Бог истинен, даже если люди не запечатлевают это своей верой. Его истина не нуждается ни в чьей поддержке. Но верою мы сподобляемся чести принадлежать Христовой истине. Все обетования Божии – «да» и «аминь». Веруя во Христа, мы запечатлеваем, что Бог верен всем обетованиям, которые Он исполнил в Нем. И потому сегодня поем: Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече. И исполняемся совершенного доверия Его Промыслу.
Протоиерей Александр Шаргунов

0

13

В СВЕТЛУЮ СУББОТУ По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса и бывает раздробление и раздача артоса.

Что такое артос?

http://www.ilyinskoe.ru/pasha/artos.jpg

Источник: pravoslavie.ru

Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
http://www.eparhia-saratov.ru/img/txts/journal/articles/2009_04/p4070195.jpg
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".

http://www.pravmir.ru/uploads/1274_pasha_artos.jpg
Освящение артоса


читайте также тему :
  О ПРОСФОРЕ, АНТИДОРЕ И АРТОСЕ

0

14

...одна из важных вещей, которая есть в церковной жизни, — это умение жить сейчас, не торопя время, ценя каждое мгновение, которое есть.

И вот вопреки этому есть одно обещание. Если вы не смогли насладиться пасхальной ночной службой – разное бывает, детишки маленькие дома, скажем – то, помните, что пасхальная служба, включая крестный ход, повторяется всю неделю, только не по ночам, а в утреннее время.

На эту неделю Церковь разучилась читать. Мы, как дети, в эти дни можем только петь. И всю неделю у нас будет поющая служба. А после окончания литургии будет крестный ход вокруг храма – даже в чём-то ещё более торжественный, чем в ночь на Пасху, потому что понесут особым образом освященный хлебушек – артос.

Я думаю, что для лиц мужского пола и особенно относительно молодого возраста именно вот эти вот Пасхальные крестные ходы могут быть тестом по профориентации. По себе сужу. Однажды я, ещё просто как прихожанин робкий, пришел на такую службу, И вдруг, в конце литургии алтарник вышел из алтаря в неурочный час, и не побежал, как обычно в таких случаях, куда-то в сторону свечного ящика, не замечая прихожан, а на этот раз, напротив, пошел медленно, приглядываясь к нам. И когда дошёл до меня, вдруг сказал: «Иди в алтарь».

Так я впервые оказался в алтаре, ещё не зная, чем это кончится.

В алтаре мне сказали: бери стихарь, одевайся, пойдёшь на крестный ход, будешь нести какую-то хоругвь или иконку. Тогда я впервые в жизни нежданно-негаданно оказался облачён в стихарь, и у меня было ощущение, что у меня под лопатками чесаться начало, крылышки прорезаться стали. Очень-очень на душу легло, что вот это – мое. Даже мечтать об этом не мог, и вдруг…

Так вот, мне кажется, это важно для молодого человека. Вы посмотрите, а вдруг и вы откроете что-то совершенно другое в себе и о себе в эти минуты. Как воспримете, если и вам выпадет возможность поучаствовать в этом Крестном ходе? Если ваш организм и ваша душа отзовутся бодрячком на такую новизну, то подумайте. А может быть, это Промысел Божий таков о вас. Сколько можно джинсы протирать? Может быть, у вас другая судьба и другое призвание?

Протодиакон Андрей Кураев

0

15

В этот день вся проповедь умещается всего в два слова:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
И в этих словах
вся наша надежда,
все наше упование,
вся наша вера,
вся сила,
вся радость,
все торжество.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Гроб пуст.
ВОСКРЕСЕ! Камень отвален.
ВОСКРЕСЕ! Пелены свиты.
ВОСКРЕСЕ! Повитый воскрес!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Не бойтесь!
ВОСКРЕСЕ! Кого вы ищите?
ВОСКРЕСЕ! Иисуса ль распятого?
Воскрес Он, нет Его здесь.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пойдите!
ВОСКРЕСЕ! И посмотрите!
ВОСКРЕСЕ! Смотрите, вот место,
Где был положен Господь.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Бегите!
ВОСКРЕСЕ! И возвестите!
ВОСКРЕСЕ! Петру и прочим,
Что Он в Галилее их ждет.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Не так ли
ВОСКРЕСЕ! Он говорил вам?
ВОСКРЕСЕ! Чрез три дня восстану.
И вспомнили слово они.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Садовник!
ВОСКРЕСЕ! Не ты ль Его спрятал?
ВОСКРЕСЕ! Он ей: Мария!
Она же Ему: Раввуни!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Мария!
ВОСКРЕСЕ! Не прикасайся!
ВОСКРЕСЕ! Скажи Моим братьям:
Иду ко Отцу Моему.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Дивятся
ВОСКРЕСЕ! Петр с Иоанном,
ВОСКРЕСЕ! Зря пелены свиты
И плат, покрывавший главу.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Мир вам!
ВОСКРЕСЕ! И паки — мир вам!
ВОСКРЕСЕ! Духа примите!
Сказав это, дунул на них.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Идите!
ВОСКРЕСЕ! Кому вы простите,
ВОСКРЕСЕ! Тому грех простится,
Кому ж нет — пребудет на них.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Ликуйте!
ВОСКРЕСЕ! Превозносите!
ВОСКРЕСЕ! Поправшего смертью
Смерти владычество днесь.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! От гроба
ВОСКРЕСЕ! Камень отсечеся
ВОСКРЕСЕ! Нерукосечный.
ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС —
ГРОБ ОТВЕРСТ!
http://cs10715.userapi.com/u12002026/-14/x_675ab9f1.jpg

0

16

в Праздник требуется большее трезвение ,главное ,не испохабить светлую седмицу ,кто во что горазд !

проповедь прот.Андрея Ткачева

0

17

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
«Почему же мы с таким нетерпением ждем Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы ее множество раз и раньше? И эта придет и уйдет — в настоящем веке нет ничего постоянного... Что же, — спросит кто-нибудь, — не нужно радоваться Пасхе? — Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше — но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? — Очищение грехов, сокрушение сердца, слезы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов... Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».
Прп. Феодор Студит.

0

18

ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

0

19

Светлая Седмица

0

20

Христос Воскресе! Дорогие отцы, прошу ответить и пояснить сложившуюся среди прихожан такую традицию: зажигать свечи и поминать усопших в субботу Светлой седмицы перед закрытием Царских врат. Правильна ли она? Антоний.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Воистину Воскресе! Здравствуйте, Антоний!

Такое нововведение противоречит церковной традиции, по которой особые поминовения усопших совершаются в первый раз на Радоницу, то есть во второй вторник после Пасхи.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

http://www.pravmir.ru/vopros-otvet/prav … skix-vrat/

0

21

Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: "Христос воскресе!" – и будем так приветствовать в течение 40 дней, до дня Вознесения Господня.
Всего два слова! Но это дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем бессмертии.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

http://cs607428.vk.me/v607428526/5c64/uQ2zmUi5IE4.jpg

0